Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Аттестация педагогов в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Изменения в аттестации педагогических работников планировалось провести еще в 2020 году, но из-за пандемии сроки дважды переносили. В 2022 году апробация нового порядка проходит в избранных регионах, и стало известно, что ждет учителей в ближайшее время.
Различия старой и новой системы
В предыдущей системе оценки педагогических работников существовало много минусов:
- чтобы подтвердить или повысить категорию, учителям нужно было собирать горы документов, вроде дипломов, грамот и прочего;
- в разных регионах была своя система оценивания, и не существовало единого порядка для преподавателей всей страны;
- уровень профессионализма никак не влиял на подъем по карьерной лестнице.
Новая система оценивания для учителей
Уже известно, что новая аттестация учителей с 2023 года будет осуществляться по трехступенчатой системе оценивания.
- Письменная работа. Экзамен проходит по профильной дисциплине. В ходе аттестации проверяются знания – как предметные, так и методическая компетенция педагога. В письменной работе есть не только задачи по предмету, но и вопросы по планированию и построению учебного процесса.
- Видеозапись урока. Эта концепция позволяет оценить коммуникативные и педагогические навыки преподавателя. На видео учителю необходимо показать, как он проводит урок, опираясь на план, и предоставить несколько самостоятельных работ учеников с выставленными оценками.
- Педагогический кейс. Учителю будет предоставлена вымышленная ситуация, где он должен будет рассказать способы ее разрешения. Примером может послужить общение с детьми из неблагополучных семей и составление плана по внедрению их в общественную жизнь класса и школы.
Помимо этих трех пунктов оценивается успеваемость школьников, собственные достижения педагога и условия профессиональной деятельности.
Пособия молодым учителям
Сколько: размер выплат определяется нормативными актами местного самоуправления:
- единовременная выплата (подъемные) — в среднем 15 тысяч рублей;
- надбавка 20-50 процентов от размера ставки ежемесячно на протяжении трех лет работы.
Кто может рассчитывать: выпускники педагогических вузов (до 30-35 лет в зависимости от региона трудоустройства). Максимальные надбавки получают специалисты, окончившие вуз с красным дипломом.
Как получить:
- устроиться на работу по специальности в течение трех месяцев после окончания обучения;
- заключить трудовой договор не менее, чем на три года.
Должности, входящие в педагогический стаж
В соответствии с Законодательством, работа преподавателя приравнивается к профессиям с тяжелыми условиями. Именно поэтому за работниками данного рода деятельности закреплено право на получение льготной пенсии. Однако же, это правило касается далеко не всех.
Как уже говорилось, существует список, содержащий наименование должностей, а также образовательных учреждений, на которых распространяется льгота. Данная информация отображена в Постановлении Правительства № 781 от 29 октября 2002 г., а также в Федеральном Законе № 173 от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ».
В перечень педагогических специальностей включаются:
- Директора детских садов, общеобразовательных школ, технических училищ, а также иных учреждений, приравненных к образовательным, такие как лицеи, гимназии и так далее.
- Завучи школ.
- Педагоги, выполняющие функцию классного руководителя.
- Преподаватели, обучающие базовым дисциплинам.
- Учителя, занимающиеся преподаванием физической культуры, а также обучающие по трудовой дисциплине.
- Учителя музыкальных классов.
- Дефектологи, психологи, логопеды, являющиеся штатными работниками детских садов и школ.
- Воспитатели в дошкольных учреждениях.
Включается ли отпуск по уходу за ребенком в стаж
Вопрос с отпуском по уходу за ребенком является достаточно важным для женщин – педагогов. На самом деле, большое значение имеет то, в какой период времени он проходит. Если его оформление было проведено до 6 октября 1992 года, то указанное время также будет входить в преподавательский стаж.
При этом не будет иметь значения тот факт, когда мать снова приступила к работе.
Что же касается тех, кто оформил отпуск по уходу за ребенком после указанной даты, то данный период не будет включаться страж учителя. Однако же, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 12 Закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года, 1,5 года по уходу за ребенком, но не более 6 лет суммарно, включается в общий страховой стаж, который берется в расчет обычного пенсионного начисления.
Ранее действовавшая программа ««Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2023 года», в рамках которой осуществлялась господдержка молодых специалистов в сельской местности, утратила силу с 1 января 2018 года на основании постановления Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 года N 1544. Основными ее задами было обеспечение молодых специалистов, в благоустроенным жильем;содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе.
В настоящее время идет разработка новой программы: «Земский учитель», запуск которой планируется в 2023 г.
Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.
Подписывайтесь на наши обновления!
Почему 2023 год объявлен годом педагога и наставника
2023 год в России был провозглашён как год наставника и педагога президентом Путиным ещё в 2021 году. По словам президента, «В знак высочайшей общественной значимости профессии учителя 2023 год, год 200-летия со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского, будет посвящен в нашей стране педагогам и наставникам, будет Год учителя, Год педагога».
27.06.2022 года президентом был подписан соответствующий указ. Целью данного решения была заявлена необходимость признать особый статус работников педагогической отрасли.
Льготная пенсия учителям в 2023 году, пенсионная реформа
Учителя общеобразовательных (городских, сельских) школ имеют право выхода на пенсионное обеспечение досрочно, до исполнения им пенсионного возраста. При этом остается возможность оформления пенсии по выслуге лет при наличии 25-летнего трудового стажа в образовательной сфере.
Выходит, что начало трудовой деятельности в общеобразовательных школах сразу после получения диплома педагогического ВУЗа дает учителю право на пенсию по достижении 50-летнего возраста, тогда как до 1 января 2023 года гражданам предоставлялось право на пенсию по старости в возрасте 55 лет (для женщин) и 60 лет (для мужчин).
Неприятным моментом, как и для всех россиян, является отсрочка выхода на досрочную пенсию по причине пенсионной реформы, начавшей действовать с начала 2023 года. Это означает, что, если в нынешнем году учитель смог подтвердить наличие 25-летнего стажа в образовательной сфере, ему придется ждать еще год, чтобы выйти на досрочную пенсию. Так происходит по той причине, что из-за пенсионной реформы возраст выхода на пенсию будет увеличиваться на 1 год ежегодно, пока не достигнет 60 лет для женщин и 65 лет – для мужчин. В 2023 году в итоге возможность реализации своего права на досрочную пенсию учитель сможет получить на 5 лет позднее, чем сейчас.
Льготная ипотека для учителей общеобразовательных школ в 2023 году
Молодые учителя по закону получают возможность оформления ипотечного кредита на более выгодных условиях, чем для обычных заемщиков. Каждое из существующих послаблений от банковского учреждения необходимо заслужить:
№ п/п. | Преимущества льготной ипотеки для учителей | При выполнении каких требований предоставляется |
1 | Сниженная ставка | Заемщику необходимо успешно закончить обучение на учителя, получить диплом государственного образца |
2 | Небольшой первоначальный взнос в сравнении со стандартным | Заявитель должен приступить к работе учителя незамедлительно после получения диплома о высшем или среднем профессиональном образовании |
3 | Установление индивидуальных условий, предоставление ипотечных программ на выбор | Достижение 35-летнего возраста, наличие гражданства РФ |
Пакет документов для заемщика будет стандартным (паспорт РФ, справки по форме 2-НДФЛ о величине дохода, справка о регистрации по месту жительства, трудовая книжка, свидетельство о рождении каждого из детей, страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования), плюс необходимо представить справку о трудоустройстве в качестве учителя.
В последнее время банки запрашивают разрешение на доступ к сведениям о гражданине на сайте Госуслуг – если предоставить банковским служащим такую возможность, можно существенно повысить вероятность одобрения кредитной заявки. Главное – хорошая кредитная история или ее отсутствие.
Нововведения в СанПин для школ в 2023 году
С нововведениями для школ по СанПин в 2023 году можно ознакомиться в таблице:
Тема |
Было в СанПиН 2.4.2.2821-10 |
Стало в СП 2.4.3648-20 |
---|---|---|
1. Использование подвальной и цокольной площади | Нельзя размещать в подвале кабинеты, мастерские, медпункт, залы (пункт 4.2). В цокольном этаже можно устроить гардероб (пункт 5.19.2). | Конкретно указано, что тир, книгохранилища, хозяйственные и иные подсобные помещения могут находиться в подвалах зданий (пункт 2.3.1., девятый, десятый абзацы). |
2.Полифункциональность | Только указано, где лучше размещать спортивный зал (пункт 4.13). Большое внимание уделяется состоянию рекреаций (пункт 4.20). | Официально разъяснено, что в школе можно совмещать назначение помещений: столовую использовать как актовый зал, в библиотеке проводить уроки, в рекреациях заниматься физкультурой (пункт 2.3.2). |
3. Питание | Установлены требования к пищеблокам (пункт 5.19.3).
Количество приемов пищи определяется временем нахождения учащихся в школе (пункт 5.19.4, второй абзац). |
Указано, что в случае работы пищеблока на полуфабрикатах использование сырья запрещено (пункт 2.3.3).
Определено конкретное время: более 4-х часов. В этом случае обучающиеся обеспечиваются горячим питанием (пункт 2.3.1, восемнадцатый абзац). |
4. Оборудование | Если в кабинете имеется интерактивная доска, то свет должен падать на всю ее поверхность (пункт 5.7). | При оборудовании учебного помещения интерактивной доской нужно обеспечить доступ учащихся ко всей площади электронного средства. На уроках следует использовать проектор без слепящего эффекта (пункт 2.4.4). |
5. Водоснабжение | Качество воды только высокое (пункт 8.3).
Питьевой режим – в соответствии с нормами (пункт 8.6). |
Нельзя брать воду для хозяйственных нужд из батарей центрального отопления (пункт 2.6.4).
Добавлено о возможности использовать воду в таре (пункт 2.6.6). |
6. Отопление | Переносные обогреватели не используются (пункт 6.1, шестой абзац). | Деталь: не допускается использование переносных отопительных приборов с инфракрасным излучением (пункт 2.7.1., четвертый абзац). |
7. Инновации | Инновации в образовании допустимы, если они не несут вред здоровью учащихся (пункт 10.14) | Особенности дистанционного и электронного обучения расписаны подробно: обязательны сертификаты соответствия, запрет на использование более двух электронных средств на одном уроке одновременно, нельзя обучать с помощью телефона. Учтен момент санитарной обработки оборудования (пункт 3.5) |
Стандарты обучения вновь изменят
С 1 сентября 2023 года школы ждёт переход на единую образовательную программу. Единые базовые программы будут введены по гуманитарным предметам: в начальной школе это русский язык, чтение и окружающий мир, а в средней – русский язык, литература, история, обществознание, география и ОБЖ.
Законопроект принят Госдумой в сентябре 2022-го в авральном порядке: от его внесения до принятия в третьем чтении прошла всего неделя. Уже к 1 января Минпросвещения должно было разработать новые стандарты. Переход на единую программу повлечёт за собой и полную замену учебников по соответствующим дисциплинам, правда, на это у учебных заведений есть пять лет.
Чиновники объясняют проведение реформ необходимостью прививать всем российским школьникам единые ценности и взгляд на мир.
Кроме того, нововведение позволит детям без проблем менять школу, в том числе при переезде в другой город, ведь программы по всей стране будут одинаковыми.
Очередные реформы вызвали скепсис у экспертов и учителей. В первую очередь педагоги сомневаются в качестве новых программ, которые создаются в сжатые сроки. Не испытывают они оптимизма и по поводу собственных зарплат и снижения бюрократической нагрузки, даже несмотря на то, что 2023 год объявлен Годом педагога и наставника.
– 2022 год для учителей выдался очень сложным. В таком же авральном порядке, в условиях отсутствия новых учебников школы переходили на новый стандарт, – рассказывает «Октагону» учитель русского языка и литературы Светлана Васильева. – Одновременно на осень перенесли всероссийские проверочные работы. Нагрузка педагогов увеличилась ещё и за счёт введения еженедельного занятия «Разговоров о важном».
«В среде учителей за последние несколько лет накопилась огромная усталость от перемен и нововведений, в регионах это усугубляется крайне низкими заплатами при непосильной нагрузке».
«Разговоры о важном» и поднятие флага
С сентября во всех школах по понедельникам дети поднимают флаг и поют гимн, первым уроком в расписании стоят «разговоры о важном». Дмитрий Казаков рассказывает, что по этому поводу в учительском сообществе было много страхов:
— Мы ожидали, что на этих уроках будут сложные моменты, которые учителям неэтично озвучивать. Но ничего такого не случилось. На мой взгляд, «разговоры о важном» оказались формальностью. Обошлось без перегибов и жесткого контроля. На образовательный процесс это никак не повлияло.
Учителя начальной школы, беседовавшие с корреспондентом «Правмира», оценивают «разговоры о важном» по-разному. Некоторым нравится, что для этих занятий спускают «доступные материалы» и ничего не нужно изобретать.
Еще одной из главных проблем года члены профсоюза «Учитель» называют курсы повышения квалификации.
— От школ в регионах требуют, чтобы учителя их постоянно посещали, плюс усиливается давление на аттестацию, — разъясняет Всеволод Луховицкий. — Люди из регионов говорят, что учить некогда — надо учиться.
Татьяна из сельской школы в Нижегородской области жалуется, что курсы «замучили», из-за них некогда ни учить детей, ни заниматься семьей:
— У меня первый класс, мне хочется довести их до 5-го и уйти из школы. Не потому, что я плохо себя чувствую из-за болезни. Просто больше не хочу. Не дают с детьми работать. С детьми в начальной школе работать интересно, они в чем-то наивные, доверчивые… Но не дают.
У меня практически нет выходных, в последние я даже не стала встречаться с внуками, сказала: «Дайте мне сдать на категорию».
Ее коллегу Маргариту из той же области иногда отправляют на курсы «в приказном порядке», на них она тратит все свободное время:
— Муж меня берет за руку и в первом часу ночи выводит из-за компьютера: «Тебе за 50, извини, инсульт-инфаркт». Может быть, кто-то и быстро сделает эти задания. Я стараюсь делать хорошо, как привыкла. Да, к урокам я приготовилась, а дальше уже сидишь как получится.
Условия выхода на пенсию учителей по новому закону
Требуется 25 лет педагогического стажа. В связи с пенсионной реформой дата назначения пенсии переносится:
- на 0,5 года — если стаж оформляется в 2019 году;
- на 1,5 года — при оформлении стажа в 2020 году;
- на 3 года — при оформлении стажа в 2021 году;
- на 4 года — при оформлении стажа в 2023 году;
- на 5 лет — при оформлении стажа в 2023 году и позже.
Новый закон не устанавливает, какой вид деятельности должен осуществлять педагог в период действия этой отсрочки. Это означает, что он может прекратить преподавание после 25 лет работы или продолжить его (по своему усмотрению).
Как сдавать ЕГЭ и ОГЭ
Здоровые дети, получавшие образование по семейной форме или дистанционно, успешно освоившие учебную программу, допускаются к экзаменам и сдают их как все школьники:
- Для допуска к выпускным экзаменом ученик должен успешно пройти все промежуточные аттестации;
- В выпускных классах проводятся ОГЭ и ЕГЭ по двум обязательным предметам -русскому языку и математике, остальные — по выбору выпускника;
- Для всех учащихся независимо от того, где и в какой форме они обучались, устанавливаются единые дни сдачи экзаменов.
Детям с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) предоставляются специальные условия сдачи ОГЭ и ЕГЭ. В зависимости от мобильности ребенка, он может сдавать выпускные экзамены в школе, дома или в медицинском учреждении. Испытание проводится в присутствии одного из родителей, а также медицинского работника. Время выполнения заданий для детей-инвалидов увеличивается на 1,5 часа. Если экзамен занимает более 4 часов, детей обеспечивают питанием.
ОГЭ и ЕГЭ вне школы проводится с выполнением минимальных требований:
- Назначается руководитель пункта проведения экзаменов;
- Присутствует один организатор и представитель ГЭК (Государственной экзаменационной комиссии);
- Организуется видеонаблюдение. ГИА (государственная итоговая аттестация) для детей с ОВЗ проводится по единому графику для всех выпускников.