Надзорное производство в арбитражном процессе: понятие, сущность, стадии

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Надзорное производство в арбитражном процессе: понятие, сущность, стадии». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Судом надзорной инстанции по гражданским, административным, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции в России является Верховный суд РФ (ст. 126 Конституции РФ). ВС РФ выступает в качестве последующей надзорной инстанции относительно верховных судов субъектов РФ при изучении дел по административным правонарушениям (п. 3 ст. 30.13 ГПК).

Объект оспаривания (пересмотра) при обращении в надзорную инстанцию в арбитражном процессе

В Президиум Верховного Суда Российской Федерации обжалуются:

1) вступившие в законную силу решения и определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, принятые по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;

2) определения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные по результатам рассмотрения апелляционных жалоб, представлений на решения или определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, принятые по первой инстанции;

3) определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные в порядке кассационного производства.

Срок подачи надзорных жалоб — три месяца со дня вступления в законную силу обжалуемого акта (ч. 4 ст. 308.1 АПК РФ).

Кассационная инстанция

Производство в кассационной инстанции регулируется Главой 35. ПРОИЗВОДСТВО В СУДЕ КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ.

Кассационную инстанцию называют еще как «Первая кассационная инстанция» или «Первая кассация» (второй кассационной инстанцией называют Кассационную инстанцию в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, см. далее).

Кассационная жалоба может быть подана в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемых решения, постановления арбитражного суда (ч. 1 ст. 276 АПК РФ). Для некоторых категорий дел установлены иные сроки.

В общем случае, в кассационной инстанции споры разрешает арбитражный суд округа (арбитражный кассационный суд). В России действует 10 арбитражных судов округов.

Пример

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Республики Алтай, Алтайского края, Кемеровской области, Новосибирской области, Омской области, Томской области, Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе;

Арбитражный суд Московского округа, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами города Москвы и Московской области, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе;

По результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции принимает судебный акт, именуемый постановлением, которое подписывается судьями, рассматривавшими дело (ч. 1 ст. 289 АПК РФ).

Порядок возбуждения надзорного производства в арбитражном процессе

Вопрос о принятии заявления или представления к производству рассматривается судьей судьей Верховного Суда Российской Федерации в соответствии со статьей 308.4 АПК РФ.

Судья Верховного Суда Российской Федерации изучает надзорные жалобу, представление по материалам, приложенным к ним, либо по материалам истребованного дела.

По результатам изучения надзорных жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение:

1) об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. При этом надзорные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции;

2) о передаче надзорных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации вправе не согласиться с определением судьи Верховного Суда Российской Федерации об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации и вынести определение о его отмене и передаче надзорных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Возбуждение надзорного производства

В связи с объединением двух высших судебных инстанций в июле 2014 г. было кардинально изменено законодательство, регулирующее стадию надзора в арбитражном процессе. АПК был дополнен новой главой 36.1, именуемой «Производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора», которая содержит нормы, регулирующие отношения по пересмотру вступивших в законную силу судебных актов арбитражного суда в порядке надзора.

Пересмотр вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в порядке надзора есть самостоятельная стадия арбитражного процесса. Необходимость такой проверки обусловлена рядом обстоятельств. Рассмотрение дела судом апелляционной и кассационной инстанций не всегда обеспечивает безошибочность судебных вердиктов. Поэтому проверка вступивших в законную силу судебных актов в порядке надзора является дополнительной гарантией защиты прав организаций и граждан в сфере предпринимательской деятельности и иных экономических отношений. Кроме того, задачей суда надзорной инстанции является обеспечение единообразия применения закона. В связи с чем надзорной инстанции в современных условиях отводится важная роль в формировании общероссийской судебной практики. Как и любая другая стадия арбитражного процесса, пересмотр вступивших в законную силу судебных актов в порядке надзора имеет свои специфические признаки, отличающие ее от других стадий процесса, в том числе и от производства в суде кассационной инстанции, где также проверяются судебные акты, вступившие в законную силу.

Комментарий к ст. 308.1 АПК РФ

1. Проверку судебных актов в порядке надзора осуществляет Президиум ВС РФ.

Пересмотр судебных актов в порядке надзора может быть инициирован: 1) надзорной жалобой лиц, участвующих в деле, и иных лиц, указанных в ст. 42 АПК; 2) представлением Генерального прокурора РФ или его заместителей (ч. 2 комментируемой статьи); 3) представлением Председателя ВС РФ или его заместителей (ст. 308.10 АПК).

Лицами, названными в ст. 42 АПК, должны быть представлены доказательства наличия нарушенных прав и законных интересов принятым судебным актом.

Согласно правовой позиции КС РФ пересмотр в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу, возможен лишь как дополнительная гарантия законности таких актов и предполагает установление особых оснований и процедур производства в данной стадии процесса, соответствующих ее правовой природе и предназначению. Акт суда, который уже вступил в законную силу, может быть изменен или отменен в порядке надзора лишь в исключительных случаях, когда в результате ошибки, допущенной в ходе предыдущего разбирательства и предопределившей исход дела, существенно нарушены права и законные интересы, защищаемые в судебном порядке, которые не могут быть восстановлены без устранения или изменения ошибочного судебного акта .

Читайте также:  Уменьшение УСН и ПСН на страховые взносы в 2023 году

———————————

Постановление КС РФ от 05.02.2007 N 2-П.

Производство по пересмотру вступивших в законную силу судебных постановлений как дополнительный способ обеспечения правосудности судебных постановлений предполагает возможность его использования только в случае, если заинтересованным лицом были исчерпаны все обычные (ординарные) способы обжалования судебного постановления до его вступления в законную силу. Отказ от использования указанных способов заинтересованным лицом является препятствием для последующего обжалования судебного акта в порядке надзора .

———————————

Постановление ЕСПЧ от 02.11.2006 «Дело «Нелюбин (Nelyubin) против Российской Федерации» (жалоба N 14502/04), § 28 — 30.

Согласно позиции КС РФ поскольку проверка вступивших в законную силу судебных актов означает, по существу, возможность преодоления окончательности этих судебных актов, законодатель должен устанавливать такие институциональные и процедурные условия их пересмотра в порядке надзора, которые отвечали бы требованиям процессуальной эффективности, экономии в использовании средств судебной защиты, прозрачности осуществления правосудия, исключали бы возможность затягивания или необоснованного возобновления судебного разбирательства и тем самым обеспечивали бы справедливость судебного решения и вместе с тем правовую определенность, включая признание законной силы судебных решений, их неопровержимости (res judicata), без чего недостижим баланс публично-правовых и частноправовых интересов . Европейский суд признает, что надзорная жалоба в соответствии с ныне действующим законодательством представляет собой еще одну возможность оспорить вступившее в законную силу и подлежащее исполнению судебное решение в ВС РФ, Судебная коллегия которого уже имела возможность рассмотреть, по крайней мере по существу, те же вопросы в контексте кассационного производства. Ничто в законодательстве не свидетельствует о том, что данное средство правовой защиты может использоваться как альтернатива кассационной жалобе в Судебной коллегии ВС РФ .

———————————

Постановление КС РФ от 05.02.2007 N 2-П.

Решение ЕСПЧ от 12.05.2015 «По вопросу приемлемости жалобы N 38951/13 «Роберт Михайлович Абрамян (Robert Mikhaylovich Abramyan) против Российской Федерации», жалобы N 59611/13 «Сергей Владимирович Якубовский (Sergey Vladimirovich Yakubovskiy) и Алексей Владимирович Якубовский (Aleksey Vladimirovich Yakubovskiy) против Российской Федерации», § 98.

Соответственно, в отношении экстраординарных (чрезвычайных) способов проверки должны быть установлены: 1) исчерпание ординарных способов проверки судебных актов; 2) четкие критерии для возбуждения соответствующего производства и основания для отмены или изменения вступивших в силу судебных актов; 3) сроки обращения и сроки рассмотрения обращения; 4) предоставление инициативы на возбуждение производства заинтересованному лицу, но само обращение не должно быть безусловным основанием для возбуждения проверочной процедуры (т.е. должна быть процедура фильтрации необоснованных обращений). Практически все эти условия отражены в АПК.

2. Правом на обращение в порядке надзора обладают Генеральный прокурор РФ и заместители Генерального прокурора РФ.

Указанные лица обращаются не с кассационной жалобой, а с кассационным представлением.

Право Генерального прокурора РФ и его заместителей на принесение представления законодательством не ставится в зависимость от участия прокурора в рассмотрении дела в арбитражных судах нижестоящих инстанций.

В то же время они могут обратиться с представлением о пересмотре в порядке надзора определений Судебной коллегии ВС РФ, вынесенных в порядке кассационного производства, лишь по делам, указанным в ч. 1 ст. 52 АПК.

3. Комментируемая норма устанавливает закрытый перечень судебных актов, которые могут быть объектом проверки в порядке надзора.

Однако, как уже неоднократно отмечалось в литературе , фактически обратиться в надзорную инстанцию возможно только в отношении вынесенных в порядке кассационного производства определений Судебной коллегии ВС РФ.

Структура и полномочия арбитражных судов

В Российской Федерации организационно-структурная система арбитражных судов, претерпев значительные изменения в соответствии с Федеральным конституционным законом от 4 июля 2003 г. N 4-ФКЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации», строится на четырех уровнях.

Первый уровень составляют федеральные арбитражные суды субъектов Российской Федерации; второй — арбитражные апелляционные суды; третий уровень представлен федеральными арбитражными судами округов; четвертый уровень представляет Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

В соответствии со ст. 127 Конституции РФ ВАС РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Он входит в единую судебную систему страны наряду с Конституционным Судом Российской Федерации и судами общей юрисдикции во главе с Верховным Судом Российской Федерации.

Внутренний порядок деятельности арбитражных судов и взаимоотношения между ними регулируются Регламентом арбитражных судов, принимаемым Высшим Арбитражным Судом РФ и являющимся для них обязательным.

Таким образом, в настоящий момент судебная арбитражная система представлена не только четырьмя уровнями арбитражных судов, но и соответственным количеством инстанций.

Суды субъектов Российской Федерации рассматривают дела по существу, арбитражные апелляционные суды — инстанция, которая по жалобам сторон производит проверку законности решений суда первой инстанции по факту, т.е. по обоснованности решения, и по праву, т.е. правильно ли был истолкован и применен материальный процессуальный закон при рассмотрении дела. В кассационной инстанции судебные решения проверяются только по праву. И, наконец, Высший Арбитражный Суд обеспечивает пересмотр и проверку законности и обоснованности судебных решений в исключительном порядке, т.е. в тех случаях, когда действительно это необходимо, главным образом для обеспечения единообразия судебной практики.

Возбуждение надзорного производства

В связи с объединением двух высших судебных инстанций в июле 2014 г. было кардинально изменено законодательство, регулирующее стадию надзора в арбитражном процессе. АПК был дополнен новой главой 36.1, именуемой «Производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора», которая содержит нормы, регулирующие отношения по пересмотру вступивших в законную силу судебных актов арбитражного суда в порядке надзора.

Пересмотр вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в порядке надзора есть самостоятельная стадия арбитражного процесса. Необходимость такой проверки обусловлена рядом обстоятельств. Рассмотрение дела судом апелляционной и кассационной инстанций не всегда обеспечивает безошибочность судебных вердиктов. Поэтому проверка вступивших в законную силу судебных актов в порядке надзора является дополнительной гарантией защиты прав организаций и граждан в сфере предпринимательской деятельности и иных экономических отношений. Кроме того, задачей суда надзорной инстанции является обеспечение единообразия применения закона. В связи с чем надзорной инстанции в современных условиях отводится важная роль в формировании общероссийской судебной практики. Как и любая другая стадия арбитражного процесса, пересмотр вступивших в законную силу судебных актов в порядке надзора имеет свои специфические признаки, отличающие ее от других стадий процесса, в том числе и от производства в суде кассационной инстанции, где также проверяются судебные акты, вступившие в законную силу.

ПОЛНОМОЧИЯ СУДА НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ:

  • оставить решение суда первой инстанции, постановление или определение суда апелляционной или кассационной инстанции без изменения, надзорные жалобу, представление без удовлетворения;
  • отменить решение суда первой инстанции, постановление или определение суда апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела на новое рассмотрение Президиум Верховного Суда Российской Федерации может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей;
  • отменить решение суда первой инстанции, постановление или определение суда апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;
  • оставить в силе один из принятых по делу судебных актов;
  • отменить либо изменить решение суда первой инстанции, постановление или определение суда апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права;
  • оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных статьей 308.3 АПК РФ.
Читайте также:  Выгоды и правовые риски при оформлении соглашения об уплате алиментов

Постановления Президиума ВС РФ вступают в законную силу со дня принятия и не подлежат обжалованию. Производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора.

Производственная процедура по пересмотру дел (включая уголовные) и инстанция по надзору: что это такое?

Под надзорным производством подразумевается самостоятельная стадия гражданского (арбитражного, административного, уголовного) процесса, в ходе которой вступившие в силу судебные постановления пересматриваются на основании жалобы, поданной участниками разбирательства или же иными лицами, имеющими к этому прямое отношение. Также данная процедура может быть инициирована представлением прокурора.

Рассмотрением дел в таком формате занимается орган надзорной инстанции. В России данная функция возложена на Верховный суд. Основная задача, которую он выполняет, заключается в проверке законности принятых судебных решений.

Стоит отметить, что надзорное производство является окончательной стадией рассмотрения того или иного дела. Постановление, вынесенное по итогам данной процедуры, не может быть в дальнейшем обжаловано.

Нарушение прав и свобод человека согласно принципам и нормам международного права или публичных интересов

Согласно положениям статьи 304 АПК РФ изменению либо отмене со стороны Президиума ВАС РФ подлежат такие оспариваемые в порядке надзора судебные акты арбитражных судов, которые: — нарушают права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации (пункт 2 статьи 304); — нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы (пункт 3 статьи 304); — нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права (пункт 1 статьи 304).

До принятия Федерального закона от 31 марта 2005 года № 25-ФЗ в качестве одного из оснований для отмены (изменения) судебных актов в порядке надзора согласно пункту 2 статьи 304 АПК РФ (в редакции от 24 июля 2002 года) рассматривалось то обстоятельство, что оспариваемый в порядке надзора судебный акт препятствует принятию законного решения по другому делу.

Цель, которая преследовалась введением данного основания, состояла в том, чтобы исключить воспроизведение допущенной по одному из дел судебной ошибки в решении по другому делу. Подобное воспроизведение могло иметь место при следующих обстоятельствах: — в силу факта общей обязательности оспариваемого судебного акта (см. ч. 1 ст. 16 АПК РФ); — в силу преюдициальности выводов, имеющихся в оспариваемом судебном акте для иного дела с участием тех же самых лиц (см. ч. 2 ст. 69 АПК РФ)1.

Естественно, что возможность использования рассматриваемого основания предопределялась фактом реального наличия иного, так называемого другого дела, каким-либо образом связанного с делом, заявленным к надзорному пересмотру.

Вместе с тем, указанное основание своего широкого применения не получило. Из опубликованной на конец первого полугодия 2004 года информации о применении статьи 304 АПК РФ следовало, что в практике Президиума ВАС РФ применение пункта 2 статьи 304 АПК РФ имело место всего лишь один раз

Применение рассматриваемого основания по сути являло собой дублирование пункта 1 статьи 304 АПК РФ в решении вопросов, связанных с формированием будущей судебной практики. На указанное обстоятельство справедливо обращалось внимание в юридической литературе. Как пример — точка зрения Т.Н. Нешатаевой: «судебное решение может быть пересмотрено Высшим Арбитражным Судом РФ всего в двух ситуациях: с целью установления единообразия практики, в том числе для принятия законного решения по другому делу, и в целях защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц (публичных интересов)»2.

Проводимый по подобным правилам процесс влияния на судебную практику нижестоящих судов сложно было признать нормальным. Получалось, что «обоснованное и законное решение может быть отменено для принятия не существующего, но уже законного решения по другому делу»3. Не совсем понятной по своим процессуальным последствиям выглядела и ситуация, связанная с отменой оспоренного судебного акта по п. 2 ст. 304 АПК РФ. Имеется в виду юридическая значимость указаний, закрепленных в соответствующем постановлении Президиума ВАС РФ, для «других», преюдициально не связанных дел, в отношении которых будто бы возникли препятствия в принятии законного решения.

Достаточно спорным выглядел и еще один аспект, связанный с применением рассматриваемого основания. На него обоснованно указал ДА. Фурсов, обративший внимание на откровенную нелогичность ситуации, когда в рамках надзорного производства законодатель «отдает предпочтение и проявляет заботу о законности решения только по другому делу, а не по каждому»4.

Полагаем, что все перечисленное выше предопределило в конечном итоге решение законодателя о полном отказе от данного основания.

Новой, существующей на сегодня редакцией пункта 2 статьи 304 АПК РФ было определено, что вступивший в законную силу судебный акт арбитражного суда может быть изменен или отменен, если Президиум ВАС РФ установит, что оспариваемый судебный акт нарушает права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а также международным договорам Российской Федерации.

Согласно статье 34 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее также — Европейская Конвенция) любое физическое лицо, любая группа частных лиц и в том числе любая неправительственная организация могут обратиться в Европейский Суд по правам человека (далее также — Европейский Суд, ЕСПЧ), если считают, что нарушены их права, определенные указанной Конвенцией и Протоколами к ней. В основе данного подхода лежит доктрина о всеобщем характере прав человека, означающая, в числе прочего, возможность реализации прав человека как в индивидуальной форме, так и в коллективной (через конкретный социум). В последнем случае конкретные права человека, не изменяя своей природы, начинают выступать как права определенной общности индивидов, к примеру, юридического лица

В то же время по смыслу той же статьи 34 понятием «неправительственные организации» не охватываются такие формы объединений, как учреждения и институты публичного права и органов самоуправления2. Не могут быть отнесены к неправительственным организациям, а, значит, рассматриваться в качестве носителей прав человека, также государственные предприятия, созданные и контролируемые государством, что прямо подтверждается практикой Европейского Суда, который не рассматривает споры с участием подобных лиц3.

Примечательно, что аналогичный подход был в свое время поддержан и практикой Конституционного Суда РФ. В своем Постановлении от 24 октября 1996 года № 17-П4 последний признал именно хозяйственные общества и товарищества в качестве объединений граждан, созданных гражданами для совместной реализации своих конституционных прав, и подтвердил тем самым право указанных юридических лиц обращаться с собственными жалобами на нарушение уже своих конституционных прав, аналогичных конституционным правам и свободам отдельных граждан. Аналогичные выводы нашли свое отражение и в другом решении Конституционного Суда РФ — Постановлении от 17 декабря 1996 года № 20-П .

Читайте также:  Гарантия на новостройки: кто и как отвечает за брак

Понятие и возбуждение надзорного производства в арбитражном процессе

Понятие и значение надзорного производства Надзорное Надзорное производство в процессе представляет собой исключительную стадию, в которой Высший Арбитражный Суд РФ проверяет законность вступивших в законную силу актов нижестоящих судов в целях обеспечения единства судебной практики411. Надзорное производство в арбитражном процессе централизовано. Вступившие в законную силу акты арбитражных судов в Российской Федерации могут быть пересмотрены в порядке надзора Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.

Приостановление исполнения судебного акта Высшим Арбитражный Судом РФ. Право и порядок надзорного производства в арбитражных судах? Сущность и значение пересмотра судебных актов в порядке надзора заключается в том, что согласно ст.

§ 3. Стадии производства Судебная процедура пересмотра судебных актов в порядке надзора содержит 3 стадии. 1.

Куда и как подавать надзорную жалобу

Прежде всего следует понять, куда подается надзорная жалоба по уголовному делу. Согласно действующему законодательству, жалоба должна быть напрямую подана в Верховный суд РФ. Сделать это можно лично, или отправив заказное письмо по почте. С 1 января 2017 года появилась возможность обратиться в надзорную инстанцию, направив жалобу в электронном виде.

Нужно учитывать, что президиум ВС РФ может рассмотреть в порядке надзора судебные решения, перечисленные в третьем пункте статьи 412.1 УПК.

Что такое надзорная жалоба по уголовному делу? По сути – это обращение в Верховный суд с просьбой рассмотреть уголовное дело и принятое по нему решение с целью устранить допущенные судом нижестоящей инстанции ошибки. Главной целью пересмотра оспариваемого приговора является выяснение степени его законности и соответствия его требованиям действующего на территории РФ законодательства.

Ходатайства, заявленные путем составления жалобы, могут быть удовлетворены полностью или частично. В результате этого вступившие в силу постановления, определения и приговоры, могут быть аннулированы или изменены. Подобное возможно, если президиумом ВС будут обнаружены отступления от положений, действующих УК и УПК РФ.

Чаще всего подача надзорной жалобы в Верховный суд РФ по уголовным делам мотивирована тем, что нижестоящие судебные инстанции принимают во внимание при вынесении решения доказательства, полученные незаконным путем, и, таким образом, являющиеся недопустимыми.

Понятие надзорного производства

Пересмотр в порядке надзора как стадия процесса представляет собой урегулированную нормами гражданского процессуального права совокупность тесно связанных между собой процессуальных отношений, возникающих в суде надзорной инстанции с целью проверки законности судебных решений, определений, постанов­лений, вступивших в законную силу.
Надзорное производство является самостоятельной стадией гражданского процесса.

Необходимость такой стадии обусловлена рядом обстоятельств. Возможна ситуация, когда вступившее в законную силу судебное решение оказывается незаконным, а рассмотрение дела судами апелляционной и кассационной инстанций не всегда обеспечивает исправление судебной ошибки.

По какому поводу возбуждается надзорное производство

Надзорное производство в гражданском процессе отличаются от такового в уголовном по большему счету только составом правонарушения. Поэтому процедура одинакова в обоих случаях. Поводом для возбуждения данного процесса может быть только информация, которая свидетельствуют о том, что вердикт суда вынесен незаконно и без надлежащих оснований. Важно и то, что сроки подачи надзорной жалобы не ограничены. К тому же надзорных инстанций существует несколько. То есть, одно и то же дело в ходе надзорного производства в уголовном процессе или в гражданском можно рассматривать неоднократно.

Надзорный порядок дает право пересматривать:

  • любые решения первой судебной инстанции;
  • вердикты судьи, при назначении им заседания суда;
  • решения кассационных жалоб;
  • определения, которые были вынесены в процессе исполнения приговора;
  • постановления инстанций надзора, находящихся рангом ниже.

Понятие и значение надзорного производства

Правила пересмотра в порядке надзора судебных актов, установленные в гл. 36, применяются и при пересмотре определений арбитражных судов, если в АПК предусмотрено их обжалование отдельно от решений, постановлений или если они препятствуют дальнейшему движению дела.

Иные определения арбитражных судов могут быть пересмотрены в порядке надзора вместе с пересмотром в порядке надзора решений, постановлений арбитражных судов (ст. 308 АПК). Главная задача надзорной инстанции — обеспечение единообразной судебной практики.

Она призвана моделировать судебную прак- тику, создавать своего рода прецеденты, на которые потом ориентируются все суды412.

36 АПК. Заявление или представление (прокурора) о пересмотре в порядке надзора судебного акта может быть подано в Высший Арбитражный Суд РФ в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта, принятого по данному делу, если исчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке законности указанного акта.

Срок подачи заявления или представления о пересмотре в порядке надзора судебного акта, пропущенный по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с такими заявлением или представлением, в том числе в связи с отсутствием у него сведений об оспариваемом судебном акте, по ходатайству заявителя может быть восстановлен судьей Высшего Арбитражного Суда РФ при условии, что ходатайство подано не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта или, если ходатайство подано лицом, указанным в ст.

Основания для возбуждения надзорного производства в арбитражном процессе

Надзорное производство возбуждается на основании заявления лица, участвующего в деле, или представления Генерального прокурора РФ, заместителей Генерального прокурора РФ и в случаях, предусмотренных АПК РФ, иных лиц, ходатайствующих о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта арбитражного суда в порядке надзора.

В надзорной жалобе должны быть указаны основания пересмотра судебного акта в порядке надзора, предусмотренные ст. 308.8 АПК РФ, а именно если нарушены:

  • 1) права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;
  • 2) права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;
  • 3) единообразие в применении и (или) толковании судами норм права.

Порядок возбуждения дела в гражданском процессе

Весь процесс возбуждения надзорного производства в рамках гражданского права подробно расписан в главе 41.1 ГПК РФ. Данную процедуру можно представить в виде нескольких последовательных этапов:

  1. Подготовка жалобы и сопутствующих материалов в соответствии с правилами, прописанными в ст.391.2—391.3 ГПК РФ.
  2. Изучение представленного заявления на предмет возможности дальнейшей работы с ним.
  3. Вынесение определения об отказе или приеме поданной жалобы.
  4. Рассмотрение заявление на судебном заседании Президиума ВС РФ.
  5. Вынесение окончательного постановления и вступление его в законную силу.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *