Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Где запрещено движение задним ходом?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Почему-то, несмотря на сложность маневра и большой риск потенциально аварийных ситуаций, в ПДД движение задним ходом описано весьма поверхностно. В правилах есть только перечень тех мест, где нельзя выполнять данный маневр, но ничего не сказано о ситуациях, которые вытекают из этих запретов при практическом выполнении указанного маневра. В Беларуси, например, говорится в пункте 64 ПДД, где запрещено движение задним ходом; движение задом в п. 8.12 ПДД РФ описывается хотя и в общем, но там есть ссылка на пункт 8.11, где перечислены места, в которых запрещено выполнять разворот и двигаться задом.
Какая объективная необходимость разрешает ехать задним ходом?
Приведённый Пленумом Верховного суда перечень примеров объективной необходимости прибегнуть к движению задним ходом на дороге не является исчерпывающим. Тем не менее здесь необходимо разобраться с возможными заблуждениями, ведь каждый может понимать этот термин по-своему.
Под объективной необходимостью предполагается такая ситуация, которую невозможно преодолеть никаким иным способом. Чёткого закрепления этого понятия нет ни в одном нормативно-правовом акте, поэтому даже такое понимание термина является условным и основано на сложившейся судебной практике.
Еще по теме: Поменяли права, в страховке старый номер – какой штраф и риски?
То есть, если вы пропустили, например, заезд во двор и теперь хотите проехать к нему, двигаясь задним ходом, сотрудник ГИБДД имеет полное право подвергнуть вас административному взысканию. Спорным остаётся и вопрос о том, какое расстояние можно преодолеть, двигаясь задним ходом, в том случае, если вы пропустили ваше парковочное место или место высадки пассажира. Здесь стоит опираться на всё тот же принцип — не создавать проблем другим участникам движения и не провоцировать возникновение опасной ситуации на дороге.
Как предотвратить ДТП?
Несколько рекомендаций, которые помогут избежать столкновения:
1. Если на Вас задним ходом едет автомобиль, то ни в коем случае не включайте задний ход. Используйте звуковой сигнал. Любой адекватный водитель, услышав звуковой сигнал, прекратит движение.
К сожалению, на практике можно встретить водителей, которые не понимают значения звукового сигнала и никак на него не реагируют. Просто имейте в виду, что если автомобиль продолжает движение, то лучше отъехать подальше от глухого водителя. При этом отъезжать следует только вперед. Включение задней передачи может сделать Вас виновником ДТП.
И в любом случае не забывайте про звуковой сигнал. Даже если водитель и не отреагирует на него, Вы по крайней мере привлечете внимание свидетелей, которые в будущем помогут доказать Вашу невиновность.
2. Если при движении в обратном направлении Вы слышите звуковой сигнал, то как можно скорее остановите машину. Лучше задержаться на пару минут, выйти из своего автомобиля и осмотреться, чем врезаться в чужой автомобиль и потратить кучу времени на оформление документов о ДТП и решение вопросов со страховой компанией и автосервисом.
3. Используйте все зеркала заднего вида (правое, левое, салонное), смотрите в них по очереди.
4. При движении между парковочными рядами внимательно следите за автомобилями слева и справа. Обратите внимание, следить за соседними автомобилями следует также, если Вы остановились на парковке. Например, если Вы уступаете дорогу транспортным средствам, имеющим преимущество.
Дело в том, что другой автомобиль может начать движение, не посмотрев предварительно в зеркала заднего вида. Отследить маневры других машин можно только с помощью поворота головы. Естественно, не следует обращать внимания на автомобили, за рулем которых никого нет.
5. Используйте задний ход только тогда, когда Вы не торопитесь. Применительно к парковке у магазина это означает, что лучшее решение — спокойно поставить автомобиль задом на парковочное место перед походом в магазин, а после посещения магазина выехать передом.
ДТП, как правило, происходят именно при выезде с парковки, когда водитель спешит домой или по делам. Поэтому подобную ситуацию следует исключить.
Подведем итоги. Движение задним ходом — самый опасный для водителя маневр. Штраф за движение задним ходом не велик, однако водитель автомобиля, едущего задом, будет признан виновником любого ДТП.
Удачи на дорогах!
ДТП при движении задом
1. Параллельная парковка.
Столкновение может произойти в том случае, если водитель паркующегося автомобиля неуверенно пользуется зеркалами заднего вида (например, использует только правое зеркало вместо всех трех). Чаще всего авария происходит между автомобилем, выполняющим параллельную парковку (оранжевым), и автомобилем, «подперевшим» его сзади (зеленым). Однако возможны и более экзотические ситуации.
Например, водитель зеленой машины может испугаться паркующегося автомобиля, быстро включить задний ход и врезаться в красный автомобиль, подъехавший к нему сзади. Несколько лет назад мне довелось увидеть подобное ДТП на практике, так что ситуация не вымышленная.
Обратите внимание, что при столкновении зеленой и красной машин водитель, выполняющий параллельную парковку, не является участником ДТП и платить за ремонт поврежденных автомобилей не будет. Оплачивать ремонт будет водитель зеленого автомобиля.
2. Движение задним ходом на территории парковки супермаркета или автостоянки.
Подобные ДТП происходят с завидной регулярностью около всех крупных магазинов. Причиной ДТП, как и в предыдущем случае, служит невнимательность водителя оранжевого автомобиля, сдающего назад.
Предлагаем ознакомиться: Расторжение договора в одностороннем порядке #законодательство #СЭД #ECMJ
Выезд с одностороннего движения
Когда односторонняя полоса движения заканчивается, нужно правильно выполнить выезд. Начнем с ситуации, когда вы двигаетесь прямо. Обычно в этом случае проблем не возникает. Главное следить за тем, чтобы при выезде оказаться на полосе движения нужного направления, а не на встречном. Так что важно заранее перестроиться в желанную полосу.
Второй случай – нужно повернуть на правую сторону. Когда осуществляется выезд на одностороннее движение, нужно следить на какую сторону поворачивать, чтобы не нарушить поток автомобилей. А вот если поворачиваете направо, нужно заранее перейти на крайнюю полосу. Тогда после поворота машина окажется в крайней полосе дороги с движением на две стороны.
Третий вариант развития событий, когда водитель хочет выехать с дороги, повернув налево. Обычно именно в этом случае нарушается львиная доля правил. Поскольку свернуть нужно с крайней левой полосы дороги, а не с середины пути (как делают многие, а потом удивляются полученным штрафам).
Несколько советов, как снизить вероятность ДТП за езду задним ходом
Во время движения задним ходом водитель автомобиля, совершающего маневр, должен внимательно оценить ситуацию на дороге, а также остановиться и проверить обстановку, если раздались сигнальные звуки. Возможно, есть угроза врезаться в чье-то ТС. Точно так же, если другой водитель видит, что чужое заднее движение грозит аварией, следует подать сигнал. Если же реакции нет, то можно попробовать объехать движущееся авто, но только передним ходом. В случае ДТП виновником будет считаться тот, кто двигался назад.
При движении задним ходом на автомобиле с прицепом, то вам необходимо, в первую очередь, выровнять на одну линию машину и прицеп. Лучше всего смотреть не в зеркало заднего обзора, а в заднее стекло, чтобы лучше контролировать положение. Но если у вас высокий прицеп, то здесь потребуются боковые зеркала, и задача усложняется, особенно для новичков.
В ситуации, когда необходимо пропустить выезжающий с парковки автомобиль, стоит обращать внимание не на то авто, которому вы уступаете дорогу, а на машины, находящиеся по бокам от вашей.
Вне зависимости от того, по каким причинам вы выполняете маневр, главное — делать это спокойно и не торопясь, иначе можно спровоцировать непредвиденное ДТП. Пусть штраф за подобное действие не слишком велик, но вот в случае аварии именно вас будут считать виновным.
Когда разрешено движение задним ходом
Согласно п.12 раздела 8 Правил движение транспорта задним ходом разрешено, если сдающий назад автомобиль не создает помех движению остальным транспортным средствам, не изменяет порядок их маневрирования, а также уступает дорогу пешеходам.
В этом же пункте прописано, что в случае необходимости водитель автомобиля должен обратиться за помощью к сторонним лицам для корректировки маневра. Оказать помощь может как пассажир, так и проходящий мимо пешеход: проследить, чтобы автомобиль не задел чужие припаркованные машины либо попросить жестом попутные ТС притормозить и дать возможность маневрирующему авто выехать на дорогу.
ПРИМЕЧАНИЕ: Использование помощи сторонних лиц не снимает с управляющего транспортным средством ответственности за безопасность маневра. В случае ДТП виновником будет признан выезжающий задним ходом водитель.
При осуществлении параллельной парковки возможно возникновение непредвиденных ситуаций в том случае, если водитель не научился правильно использовать зеркала заднего вида.
Некоторые предпочитают применять только одно или два стекла вместо трех, что является недопустимой погрешностью. Обычно столкновение осуществляется с автомобилем, который выполняет парковку рядом. Он как-бы подпирает ТС сзади.
Есть и более экстренные ситуации. Иногда неопытные водители совершают резкие движения из-за испуга или рассеянности. Некоторые въезжают в автомобили, которые едут задним ходом по всем правилам и при этом по своей полосе.
При подтверждении данного факта невиновности водителя, выполняющего парковку задним ходом, никакие расходы по ремонту машин на него не ложатся, также он не признается виновным, поэтому на него не накладываются санкции.
Где запрещается движение задним ходом
По состоянию на 2022г. Правила дорожного движения (ПДД) определяют условия, когда задний маневр и разрешен, и не разрешен.
Пункт 8.12 указывает условия, когда маневр назад разрешается:
- там, где не запрещается разворот;
- во дворах, в том числе на въездах и выездах;
- там, где дороги не имеют рядом перекрестков;
- на дороге, где одностороннее движение.
Но при всех маневрах назад нельзя создавать препятствие другим транспортным средствам (ТС) и пересекать пешеходные переходы.
А в пункте 8.11 описаны места, где запрещается разворот и задний маневр, потому что там создаются условия повышенной аварийной опасности и помех другим ТС:
- на мостах и в тоннелях по всей их протяженности;
- на путепроводах и эстакадах;
- на железнодорожных переездах;
- на перекрестках и магистралях;
- на остановках ТС городских маршрутов;
- на переходах пешеходов;
- в местах с пониженной видимостью, меньше ста метров.
Правила дорожного движения и официальные правила разъезда
Согласно ПДД, двор является прилегающей территорией, и движение в нем не всегда регламентируется ими. При этом значение может иметь пункт, касающийся разъезда на дороге, одна полоса которой занята препятствием. В соответствии с данным пунктом, дорогу должен уступить тот автомобиль, который движется на спуск, так как движущемуся на подъем автотранспортному средству будет значительно труднее тронуться с места после остановки.
Помимо этого, ПДД регламентируют выезд с прилегающей территории. В данном случае Правила предписывают водителю перед выездом занять крайнее положение на проезжей части и уступить дорогу тем, кто движется по ней. При этом вид транспортного средства и его направление движения значения не имеют. Тоже самое касается и въезда во дворы.
К сожалению, четкой регламентации разъезда в глубине дворов и приоритетов при этом в Правилах Дорожного Движения не приводится, что нередко является причиной конфликтов между автовладельцами, каждый из которых пытается доказать свое преимущество, основываясь на невнятных выдержках из различных законодательных актов. Между тем, все просто. Встречный разъезд во дворах между опытными водителями осуществляется на основе взаимоуважения и неписанных правил подобного маневра.
Как разъехаться во дворе
Как правило, при движении двух автомобилей навстречу друг другу одному из них приходятся сдавать задним ходом для того, чтобы обеспечить беспрепятственный объезд другому. Кто именно должен сдавать назад? По соображениям безопасности назад должен сдавать автомобиль, которому для достижения цели требуется проехать наименьшее расстояние. Заставлять встречный автомобиль выезжать задним ходом до самого въезда во двор не только глупо, но и опасно. При этом исключение составляют случаи, когда за рулем автомобиля, который должен бы ехать задним ходом, оказывается начинающий водитель. Как правило, движение задом представляет огромную сложность для новичков. В подобных ситуациях задних ход в исполнении более опытного водителя будет намного безопаснее, даже если расстояние, которое необходимо проехать, будет больше.
Выполняя встречный разъезд во дворах, вовсе не обязательно выезжать задним ходом до самого выезда из двора. Практически в каждом дворе присутствуют расширения, образовавшие стихийно или специально сохраняемые автовладельцами для таких случаев. Для разъезда обычно бывает достаточно принять правее в зоне подобного расширения и остановиться, дав встречному автомобилю возможность проехать. Вариантом данного метода является въезд на любое свободное парковочное место. Паркуемся, встречный автомобиль проезжает, выезжаем и продолжаем движение.
Особый путь решения возникает в случаях, когда один из автомобилей, участвующих в разъезде, является внедорожником. В большинстве дворов проезжая часть окаймляется по бокам некой грунтовой дорожкой, часто размытой и грязной. Легковой автомобиль не сможет воспользоваться данной зоной для разъезда. А вот для внедорожника это не является проблемой. Автомобиль, обладающий внедорожными качествами, смещается на грязную обочину, легковой автомобиль проезжает, внедорожник возвращается на дорогу и продолжает движение в нужном направлении.
Все вышесказанное касалось непосредственного разъезда при движении по одной полосе в противоположных направлениях. Однако в современных дворах существуют и перекрестки дорог, на которые действуют определенные правила дорожного движения. Так, проезд перекрестков по дворах должен осуществляться аналогично таковому на дорогах общего пользования (нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог) – по помехе справа. Тоже самое касается и маневрирования на ограниченной площади нескольких автомобилей. Как правило, при разборе ДТП во дворах основным правилом, которым руководствуются сотрудники ГИБДД, является правило «правой руки».
Через двор идет сплошной поток машин. Как с этим бороться?
В нашем дворе самоорганизовался сквозной поток автотранспорта, так как двор находится между двумя платными автодорогами. И срезать через наш двор для водителей стало обычным делом. Но подъезды выходят прямо на эту дорогу. Пробки, гонки, ругань, спецтехника, такси, инкассаторы и мусорки — теперь это стало нормой для жителей.
Обращались через «Добродел» — результат нулевой. Местная администрация перекидывает полномочия на ГИБДД, те — обратно на администрацию.
Мне известен собственник дороги — частная организация, которая входит в крупный строительный холдинг.
Куда и кому писать, чтобы проблему реально решили? Вариантов масса — можно просто перекрыть часть дороги или продлить пешеходную дорожку. Кто в ответе за это?
Двор — это жилая зона. ПДД запрещают сквозное движение автотранспорта через них. Но привлечь к ответственности за такое нарушение будет непросто. Сложно понять, кто во двор по делу заехал, а кто использует его вместо проезжей части.
В вашем случае можно ограничить въезд во двор шлагбаумом или запрещающими знаками. А если ГИБДД и местная администрация не хотят этого делать — можно попробовать обязать их через суд.
Я расскажу, как сделать все правильно. Но мои предложения не исчерпывающие. Очень сложно давать советы, если не видишь схемы двора, дорог и тех дорожных знаков и разметки, которые уже есть.
Есть несколько путей.
Установить шлагбаум на въездах во дворы. О том, как сделать это правильно и ничего не нарушить, мы рассказывали в статье «Соседи заблокировали пульт от шлагбаума».
Если коротко — придется провести общее собрание и получить согласие на установку ⅔ всех собственников помещений, даже если они не принимали участие в собрании.
Еще нужно будет получить согласие от местных властей. Помимо сложностей с организационными моментами это мероприятие может оказаться еще и дорогостоящим. Далеко не все жильцы могут согласиться вкладывать в него деньги.
Установить запрещающие знаки на съездах с автодорог во дворы. В вашем случае, на мой взгляд, можно установить знак «Движение запрещено».
Он запрещает движение всех транспортных средств за несколькими исключениями. В них попадают в том числе машины тех, кто живет во дворе или приезжает туда для обслуживания жильцов. То есть с таким знаком во двор смогут заезжать и сами живущие, и такси, которое вызвал жилец, и доставка мебели. А для всех остальных водителей въезд под этот знак означает штраф 500 рублей.
Собирать штраф в любом случае должны сотрудники ГИБДД. Если есть знак, можно установить рядом с ним средства видеофиксации. Это и снизит поток желающих нарушать правила именно в вашем дворе, а возможно, и пополнит бюджет. Если видеофиксации не планируется — жильцам придется самим налаживать взаимодействие с ГИБДД. Например, вызывать наряд в случае, если движение во дворе станет слишком плотным. А там уже сотрудники будут сами выяснять, кто имел право под знак заехать, а кто дорогу срезает.
Установить такой знак самостоятельно жильцы не могут. Получится, что они умышленно создают помехи дорожному движению. За это граждан могут оштрафовать от 5000 до 10 000 рублей.
Но если этот вопрос согласовать с органами местного самоуправления и ГИБДД — все возможно. По закону такие вопросы относятся именно к их компетенции.
Попробуйте написать в ГИБДД и органы местного самоуправления заявление. В нем укажите, что дворы на участке между двумя дорогами используют для сквозного движения автотранспорта. Это нарушает права и законные интересы жильцов домов и правила дорожного движения. А еще создает опасность для жизни и здоровья пешеходов. В связи с этим вы предлагаете установить на съездах с автомобильных дорог в ваши дворы дорожные знаки «Движение запрещено». А если есть техническая возможность — и средства видеофиксации в районе этих знаков.
Гарантии, что знак обязательно установят, нет. Если он вступит в противоречие с другим знаками на этом участке — могут отказать. Но все же вероятность, что он там появится, очень высокая.
Есть еще вариант — сделать во дворе одностороннее движение. Тогда хотя бы с одной стороны во двор нельзя будет въехать с платной дороги, и сквозной поток машин уменьшится. Но это палка о двух концах. Жителям двора придется также выезжать только в одну сторону, что может создать неудобства. Не видя схемы вашего двора, сложно давать такие советы.
Дворы крупных городов в последнее время просто переполнены автомобилями и, начиная с 5 часов вечера и до самой ночи там идут настоящие бои сначала за поиск парковочного места, а затем за право его занять.
Часто приходится наблюдать водителей, которые не могут разъехаться в узком проезде или не могут с первого раза втиснуться в небольшое место для парковки. Им приходится по несколько раз сдавать назад для выполнения таких конфигураций.
На самом деле нет прямого постановления, указывающего на запрет движения задним ходом во дворовой зоне, а учитывая реальную обстановку возле домов, его было невозможно соблюдать. Но концентрация внимания при таких манёврах в данной зоне должна быть просто запредельной. Поскольку, как правило, здесь ограничены обзор и пространство для манёвра, большее количество пешеходов и, самое главное, здесь увеличен риск встречи с детьми.
Специфика езды задним ходом
Согласно ПДД, движение задним ходом по дороге не всегда разрешено. Есть определенные правила, которых необходимо придерживаться. Так как этот маневр считается самым опасным (что весьма спорно), то существуют установленные и закрепленные правилами запреты на его осуществление. Как написано в своде ПДД, движение задним ходом запрещено на автомагистралях, в тоннелях, на перекрестках, мостах, пешеходных переходах, путепроводах, ж/д переездах, эстакадах и под ними, на остановках, в местах, где видимость не превышает ста метров.
Очень часто люди задаются вопросом, а разрешено ли движение задним ходом на дорогах с односторонним движением? Прямого запрета на это не существует, значит, можно, если на пути не появится ни одного пункта из перечня, написанного выше. Кроме того, всегда нужно иметь в виду, что при выполнении данного маневра нельзя создавать помехи окружающим.
Нужно быть максимально сосредоточенным и внимательно отслеживать перемещение других людей и объектов. Это поможет снизить риск ДТП и сохранить время и деньги, не говоря уже о жизни и здоровье пешеходов. Всегда лучше остановиться и в сомнительной ситуации выйти посмотреть, не случится ли кого-нибудь сбить или поцарапать чей-то автомобиль, чем поспешить и нести ответственность вплоть до уголовной. Поэтому к такому маневру необходимо относиться со всей ответственностью.
Несколько советов, как снизить вероятность ДТП за езду задним ходом
Во время движения задним ходом водитель автомобиля, совершающего маневр, должен внимательно оценить ситуацию на дороге, а также остановиться и проверить обстановку, если раздались сигнальные звуки. Возможно, есть угроза врезаться в чье-то ТС. Точно так же, если другой водитель видит, что чужое заднее движение грозит аварией, следует подать сигнал. Если же реакции нет, то можно попробовать объехать движущееся авто, но только передним ходом. В случае ДТП виновником будет считаться тот, кто двигался назад.
При движении задним ходом на автомобиле с прицепом, то вам необходимо, в первую очередь, выровнять на одну линию машину и прицеп. Лучше всего смотреть не в зеркало заднего обзора, а в заднее стекло, чтобы лучше контролировать положение. Но если у вас высокий прицеп, то здесь потребуются боковые зеркала, и задача усложняется, особенно для новичков.
В ситуации, когда необходимо пропустить выезжающий с парковки автомобиль, стоит обращать внимание не на то авто, которому вы уступаете дорогу, а на машины, находящиеся по бокам от вашей.
Вне зависимости от того, по каким причинам вы выполняете маневр, главное — делать это спокойно и не торопясь, иначе можно спровоцировать непредвиденное ДТП. Пусть штраф за подобное действие не слишком велик, но вот в случае аварии именно вас будут считать виновным.