Какие налоги платят физлица: виды, ставки, что освобождается от обложения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие налоги платят физлица: виды, ставки, что освобождается от обложения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если не оплатить налог вовремя, можно получить штраф. А если продолжить игнорировать требования налоговой, ситуация может дойти до суда. Пени рассчитываются по формуле: 1/300 ставки рефинансирования ЦБ от суммы долга. Оба параметра — на каждую конкретную дату, то есть сумма пересчитывается ежедневно, пока не будет погашена задолженность.

Haлoг считается так:

кaдacтpoвaя cтoимocть имyщecтвa — нaлoгoвый вычeт* кoэффициeнт пepиoдa влaдeния* дoля влaдeния* стaвкa

Для квартиры в Москве площадью 33 кв. м и кадастровой стоимостью 8 млн руб. с единственным собственником, который владеет ею больше года, расчеты будут такими:

налогооблагаемая площадь: 33 кв. м — 20 кв. м (налоговый вычет для квартир) = 13 кв. м

кадастровая стоимость 1 кв. м: 8 млн руб. / 33 кв. м = 242,4 тыс. руб.

кадастровая стоимость налогооблагаемой площади: 242,4 тыс. руб. * 13 кв. м = 3,15 млн руб.

При владении больше года и единственном собственнике сумма налога: 3,15 млн руб. *0,1% (ставка для квартир в Москве с кадастровой стоимостью до 10 млн руб.) = 3150 руб. в год.

Если квартира в собственности у одного человека три месяца, дополнительно применяется коэффициент 0,25, итого на этот год сумма составит 787,5 руб.

Если собственник владеет ½ доли в этой квартире в течение года или более, налог составит 1575 руб. в год. Если эта половина доли принадлежит ему три месяца, на первый год владения сумма уменьшается с коэффициентом 0,25 — и налог составит 394 руб.

Объекты налогообложения

Определения движимых и недвижимых объектов определяет Гражданский Кодекс РФ (ст. 130).

  • Движимое имущество.
    Любые вещи, которые не являются недвижимостью. Примером движимого имущества может служить автомобиль, телевизор, денежные средства. Весь перечень недвижимых объектов дан в гражданском кодексе — за собственность, не указанную в этом списке, налог на имущество платить не нужно. Необходимо по закону регистрировать права на любую недвижимость. Для движимых объектов такого требования не существует. Владельцы транспортных средств в данном случае платят транспортный налог, а не налог на имущество.
  • Недвижимое имущество.
    Определения недвижимости в ГК РФ нет, но там перечислены все объекты, которые признаются таковой. Важно знать, что налогом на имущество облагается не вся недвижимость. Список того, за что необходимо его платить, тоже представлен в законе. Например, налогом на имущество облагаются: жилой дом, квартира, комната. Есть и другие, более редкие объекты налогообложения, полный список можно изучить в соответствующем разделе законодательства.

Расчет по кадастровой стоимости

Чтобы заплатить налог на недвижимое имущество, не нужно ничего предварительно и самостоятельно считать. Налоговая посчитает все суммы сама, и в уведомлении от ФНС уже будет указана итоговая сумма за отчетный период.

Сейчас для налогоплательщиков действует переходный период: налог на имущество берут не полностью, а умножают его на понижающие коэффициенты.

Рассмотрим, как рассчитывается полная сумма.

При расчете налога на имущество по кадастровой стоимости ее уменьшают на вычет и умножают на ставку налогообложения. Важен срок владения объектом недвижимости: если он меньше года, сумма налога на имущество пропорционально уменьшается. Если владеете только частью объекта, налоговые обязательства также соответственно делят между всеми собственниками.

Н = Б × С × КПВ × Д, где

Н — сумма налога на имущество,
Б — налоговая база/кадастровая стоимость объекта после вычета,
С — ставка налога на имущество в регионе,
КПВ — коэффициент периода владения,
Д — размер доли собственности в объекте.

Чтобы определить КПВ, необходимо поделить период владения объектом в месяцах на 12. Если гражданин купил квартиру до 15 числа включительно, то этот месяц считается за полный. Если позже этого срока — месяц не считается вовсе.

Пример: Налогоплательщик купил квартиру 20 июня, а 20 декабря ее продал. В периоде учитывается только декабрь. Срок владения — 6 месяцев. КПВ равен 6/12, то есть 0,5.

В личном кабинете на сайте ФНС тоже можно посмотреть формулу расчета. Она не обязательно совпадаёт с нашей, потому что мы привели пример без учета понижающих коэффициентов. Чтобы их применить, организация сначала считает налог на имущество по инвентаризационной стоимости. Как это сделать, расскажем дальше, но сначала посчитаем полный налог на имущество по кадастру на реальном примере.

Читайте также:  Можно ли зарегистрировать автомобиль на несовершеннолетнего ребенка в 2022 году?

Налог на имущество физлиц

В числе прочего подписанный закон уточняет момент, с которого налог на имущество физлиц рассчитывается с применением полагающихся физлицу льгот. В соответствии с будущей редакцией п. 6 ст. 407 НК РФ льготы при расчете налога учитываются начиная с налогового периода, в котором у плательщика возникло право на указанные льготы, а не с момента направления в ИФНС соответствующего заявления. Это положение вступит в законную силу уже с 1 января 2021 года (п. 5 ст. 9 Федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ).

Одновременно поправки разрешают учитывать изменение кадастровой стоимости недвижимости при расчете налога как в текущем, так и предыдущих налоговых периодах (будущая редакция ст. 403 НК РФ). Применять таким образом изменившуюся кадастровую стоимость недвижимости разрешается в случаях:

  • уменьшения кадастровой стоимости из-за исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости;
  • внесения изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.

Что делать, если не согласен с оценкой

Если собственник не согласен с оценкой и считает ее завышенной, можно заказать независимую оценку и добиваться того, чтобы кадастровую стоимость приравняли к рыночной.

«Для этого правообладатель объекта должен обратиться в специально созданную комиссию, в том числе включающую в свой состав членов государственного бюджетного учреждения, которое первоначально устанавливало ее размер», — рассказывает советник практики недвижимости и строительства Коллегии адвокатов «Регионсервис» Анна Жолобова.

В качестве подтверждающего доказательства несоразмерности прикладывается отчет независимой оценочной организации. И в случае получения отрицательного решения комиссии правообладатель вправе обратиться в суд с требованием об установлении кадастровой стоимости объекта в размере рыночной.

Ставка налога на имущество

Ставки налогообложения устанавливаются региональными нормативными актами. Однако они не могут превышать уровень, принятый федеральным законодательством.

Процентная ставка по имущественному фискальному платежу не может превышать:

  • 0,1 % – для жилых домов и помещений, гаражей, машиномест, единых недвижимых комплексов, хозяйственных сооружений площадью не более 50 м2;
  • 2 % – для объектов, кадастровая стоимость которых превышает 300 миллионов рублей;
  • 0,5 % – для всех других объектов налогообложения.

Если региональное законодательство не устанавливает процентную ставку, то используется максимально возможная. Таким образом, при отсутствии иного указания в местных нормативных актах, ставка налога на имущество, к примеру, на квартиру будет 0,1 %.

Допускается установка дифференцированных ставок налогообложения в зависимости от кадастровой стоимости, вида объекта и места его нахождения.

Вышеуказанные ставки принимались для расчета налога по кадастровой стоимости. Если вычисления производятся по инвентаризационной стоимости, то ставки будут зависеть от ее уровня:

  • до 300 000 рублей – до 0,1 %;
  • от 300 000 до 500 000 рублей – 0,1-0,3 %;
  • от 500 000 рублей – 0,3-2 %.

Величина ставки в большей степени зависит от места нахождения недвижимости и ее типа.

Срок уплаты налога на имущество и налоговое уведомление

Данные о необходимости оплаты передаются физическим лицам, имеющим в собственности имущество, посредством направления налогового уведомления. В 2018 году граждане России получат уведомления в период с апреля по ноябрь. Максимально возможный срок направления уведомления – за 30 дней до даты платежа.

Уведомление из налоговой службы может не прийти. В этом случае собственник недвижимости обязан лично явиться в отделение и сообщить о наличии у него имущества, облагаемого налогом. В качестве подтверждения прикладываются правоустанавливающие документы. Это потребуется сделать однократно в отношении каждого объекта.

Данные в ФНС предоставляются до конца декабря года, в который имущество было приобретено. То есть, если квартира покупалась в 2018 году, уведомить налоговую нужно до 31 декабря 2019 года.

Если не предоставить в ФНС необходимых данных, гражданин будет привлечен к ответственности по п. 3 ст. 129.1 НК РФ и может быть оштрафован на сумму в размере 20 % от невыплаченного налога.

Заплатить имущественный налог необходимо в срок до 1 декабря 2018 года. В случае неоплаты на сумму налога начисляется пеня в расчете за каждый день допущенной просрочки. Она равна 1/300 от действующей ставки рефинансирования по курсу ЦБ РФ.

Оплату можно перечислить через официальный сервис на сайте ФНС, на портале Госуслуги, через терминалы оплаты или в кассах банков.

Когда платят налоги также определено на законодательном уровне. Оплата производится в соответствии со статьей 409 НК РФ. Крайний срок — 1 декабря года, наступившего после окончания налогового периода. Если оплата производится позднее, возникает задолженность, сумма увеличивается за счет начисления пени. Ежедневно платеж увеличивается на 1/300 от обозначенного в квитанции числа. Поэтому оплачивать налог нужно вовремя во избежание лишних расходов.Порядок совершения налоговых платежейДля уплаты налога используется квитанция, сформированная ФНС. Другие документы не нужны. Бланк содержит сумму, а также необходимые для оплаты реквизиты, такие как ИНН или КБК. Образец представлен здесь.Оплачивать можно:

  • через Сбербанк онлайн
  • через Госуслуги
  • в отделении банка
  • на Почте РФ
Читайте также:  Личные дела сотрудников — какие документы необходимы в 2023 году

Налог на имущество физических лиц

Кто и за что платит: физические лица, имеющие объект налогообложения (в данном случае недвижимость) на праве собственности. К объектам налогообложения недвижимого имущества относят здания, жилища, дачи, гаражи, различные сооружения и помещения. Кроме этого налогом облагаются незавершенные постройки с момента их эксплуатации или проживания.

Размер: сумма налога рассчитывается, исходя из налоговой базы, исчисляемой от стоимости недвижимости. Однако, следует различать рыночную стоимость имущества и размер рассчитанной налоговой базы, которая рассчитывается налоговым органом по специальной формуле.

В этих расчетах учитываются различные характеристики недвижимости, такие как стоимость имущества, коэффициенты физического и функционального износа, стоимость квадратного метра, значение месячного расчетного показателя. В связи с этим ежегодно сумма налога может изменяться.

Юридическая чистота: что проверить перед сделкой >>>

Налог на имущество физических лиц, налоговая база по которым определяется в соответствии со статьей 529 Налогового кодекса, исчисляется в зависимости от стоимости объектов налогообложения по ставкам, представленным ниже.

Стоимость объекта налогообложения

Ставка налога

до 2 000 000 тенге включительно

0,05 процента от стоимости объектов налогообложения

свыше 2 000 000 тенге до 4 000 000 тенге включительно

1 000 тенге + 0,08 процента с суммы, превышающей 2 000 000 тенге

свыше 4 000 000 тенге до 6 000 000 тенге включительно

2 600 тенге + 0,1 процента с суммы, превышающей 4 000 000 тенге

свыше 6 000 000 тенге до 8 000 000 тенге включительно

4 600 тенге + 0,15 процента с суммы, превышающей 6 000 000 тенге

свыше 8 000 000 тенге до 10 000 000 тенге включительно

7 600 тенге + 0,2 процента с суммы, превышающей 8 000 000 тенге

свыше 10 000 000 тенге до 12 000 000 тенге включительно

11 600 тенге + 0,25 процента с суммы, превышающей 10 000 000 тенге

свыше 12 000 000 тенге до 14 000 000 тенге включительно

16 600 тенге + 0,3 процента с суммы, превышающей 12 000 000 тенге

свыше 14 000 000 тенге до 16 000 000 тенге включительно

22 600 тенге + 0,35 процента с суммы, превышающей 14 000 000 тенге

свыше 16 000 000 тенге до 18 000 000 тенге включительно

29 600 тенге + 0,4 процента с суммы, превышающей 16 000 000 тенге

свыше 18 000 000 тенге до 20 000 000 тенге включительно

37 600 тенге + 0,45 процента с суммы, превышающей 18 000 000 тенге

свыше 20 000 000 тенге до 75 000 000 тенге включительно

46 600 тенге + 0,5 процента с суммы, превышающей 20 000 000 тенге

свыше 75 000 000 тенге до 100 000 000 тенге включительно

321 600 тенге + 0,6 процента с суммы, превышающей 75 000 000 тенге

свыше 100 000 000 тенге до 150 000 000 тенге включительно

471 600 тенге + 0,65 процента с суммы, превышающей 100 000 000 тенге

свыше 150 000 000 тенге до 350 000 000 тенге включительно

796 600 тенге + 0,7 процента с суммы, превышающей 150 000 000 тенге

свыше 350 000 000 тенге до 450 000 000 тенге включительно

2 196 600 тенге + 0,75 процента с суммы, превышающей 350 000 000 тенге

свыше 450 000 000 тенге

2 946 600 тенге + 2 процента с суммы, превышающей 450 000 000 тенге

Обзор изменений в порядке уплаты имущественного налога в 2022-2023 годах

С 2015 года в Налоговый кодекс внесены важные изменения, которые затронули налог на имущество. С этого года имущественный налог начали начислять по кадастровой стоимости, а не инвентаризационной, что привело к существенному увеличению налоговой нагрузки на собственников жилья. Первоначально нововведения затронули 28 российских субъектов, но с 2021 года инвентаризационная стоимость имущества не участвует в расчетах налога.

Если при расчете на основании инвентаризационной стоимости налог на имущество был номинальным: обычно не более 200-300 р., то при пересчете по кадастровой оценке он серьезно вырос.
После изменения порядка расчета россияне получили новые налоговые уведомления на внушительные суммы — до 5-46 тыс. в год.

В 2023 году во всей России налог на имущество будет рассчитываться по кадастровой стоимости, но в ряде регионов действует переходный период и используются понижающие коэффициенты:

  • 0,4 — для Севастополя (здесь кадастровая стоимость учитывается второй год);
  • 0,6 — респ. Алтай и Крым, Алтайского и Приморского краев, Свердловской, Иркутской, Волгоградской, Курганской,Томской областей и Чукотского АО.

Также законодательно установлено, что налог на имущество за год не может вырасти более чем на 10% в сравнении с прошлым годом.

Читайте также:  Покупка дачи по садовой книжке

В 2023 году в России пройдет кадастровая переоценка объектов недвижимости. Но ее результаты будут учтены только при расчете налогов на имущество за 2023 год. То есть россияне впервые заплатят налоги с учетом проведенной оценки в 2024 году.

Расчет имущественного налога

С начала текущего года в НК были внесены поправки, которые определяют размеры налога:

  • 0,5% за подсобные или нежилые хозяйственные помещенияя;
  • 0,1% от цены за жилые помещения;
  • 0,3% за землю, которая предназначена для удовлетворения нужд сельскохозяйственных организаций, а также приусадебные наделы.

Данный расчет применяется, если вся недвижимость собственника в общей стоимости не превышает 300 миллионов рублей. В случае если объекты недвижимости, принадлежащие одному владельцу, имеют номинальную суммарную стоимость более 300 млн. рублей, налоговая ставка будет:

  • 0,5% на каждый капитальный объект;
  • 1,5% на землю, вне зависимости от ее назначения.

При этом если раннее налогообложение было основано на оценке БТИ, существенно отличавшейся от реальной рыночной стоимости, сегодня новый налог на имущество физических лиц нужно рассчитывать отталкиваясь от кадастрового паспорта недвижимого объекта. Там отображается номинальная стоимость объекта, вносимая Росреестром.

Тенденции развития отечественной системы налогообложения

Система налогообложения в России с 1991 года претерпела радикальную перестройку. При социалистической плановой экономике налоговая система не играла важной роли в наполнении бюджета и регулировании экономических процессов. В шестидесятые годы в СССР была предпринята попытка снизить налоги с заработной платы рабочих и служащих вплоть до полной отмены.

«В период существования в России социалистической экономики было распространено мнение, что налоги с населения, и прежде всего подоходный налог с рабочих и служащих, не имеют политической и социальной почвы и не слишком важны как источник бюджета. На самых разных уровнях предлагалось ограничиться взиманием в бюджет платежей с доходов организаций».11

В 1991 году была учреждена Государственная налоговая служба России и сформировалась новая законодательная база по налогам и сборам. В 1998 году усиление роли налоговой службы в стране ознаменовалось созданием Министерства по налогам и сборам РФ.

В это время начался второй этап реформирования налоговой системы с учетом развития малого бизнеса в стране. Были разработаны специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Результат налоговых реформ 1998–2004 годов предпринимательское сообщество считает наилучшим вариантом налоговой системы. Однако в последующие годы в налоговое законодательство были внесены дополнения и изменения, которые, по мнению предпринимателей, значительно повысили налоговую нагрузку на малый бизнес. Предприятия на упрощенной системе налогообложения обязали платить налог на имущество, повысили тарифы страховых взносов в социальные фонды, ввели торговые сборы, систему транспортных сборов «Платон», в худшую сторону изменилась система кадастровой оценки недвижимости, от которой зависят ставки налога на имущество и арендные ставки.

Реформирование налоговой системы является постоянной темой энергичных дискуссий в обществе и в СМИ. И власти, и бизнес-сообщество, и общественные деятели сходятся в том, что от изменения существующей налоговой системы во многом зависит успех экономических преобразований в стране.

Основные направления налоговой политики на 2017–2019 годы разработаны Министерством финансов РФ и утверждены федеральным законом. В послании к Федеральному Собранию 1 декабря 2016 года Президент России Владимир Путин указал, что основная цель перемен в области налоговой политики – стимулировать активность участников деловой сферы. А Министерство финансов РФ определило приоритетной задачей налоговой реформы достижение стабильного и предсказуемого уровня налоговой нагрузки.

Министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов обозначил первоочередной задачей повышение собираемости налогов, вывод из тени доходов населения и бизнеса. Добиться этого предполагают стимулирующими мерами – за счет снижения фискальной нагрузки на фонд оплаты труда. Как показывает практика прошлых лет, эта мера производит ощутимый эффект: после снижения в 2005 году базовой ставки единого социального налога с 35,6 % до 26 % было отмечено значительное снижение доли теневой экономики. Инструментом борьбы с теневым сектором экономики должно стать расширение сферы применения безналичных расчетов и усиление надзора за использованием контрольно-кассовой техники в розничной сфере и в сфере онлайн-платежей.

Одной из ключевых задач по реформированию существующей налоговой системы станет ее упорядочивание. В частности, правительству поручено создать реестр неналоговых платежей и выработать единые подходы к ним, упорядочить существующие фискальные льготы, сделать их адресными, отказаться от неэффективных инструментов.

Для стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса планируется оптимизировать государственное регулирование: упростить налоговое администрирование, сократить налоговую и статистическую отчетность и систематизировать различные платежи в казну.

Также планируется совершенствовать систему налогообложения добычи нефти и порядок налогообложения НДС.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *