Административный регламент. Обязанности инспектора ГИБДД

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Административный регламент. Обязанности инспектора ГИБДД». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Инспектор может провести освидетельствование водителя на опьянение прямо на месте, а в случае обнаружения неисправностей в автомобиле — составить протокол об административном правонарушении. Кроме того, сотрудники ГИБДД теперь могут наблюдать за дорогой «из кустов», а также использовать видео- и звукозаписывающие устройства, в результате применения которых будут видны агрессивные действия водителя.

Взаимоотношения сотрудников с участниками дорожного движения

19. Взаимоотношения сотрудников с участниками дорожного движения должны основываться на строгом соблюдении законности, четком исполнении своих обязанностей, сочетании решительности и принципиальности в предупреждении и пресечении правонарушений с внимательным и уважительным отношением к гражданам.

В разговоре с участниками дорожного движения сотрудник обязан быть вежливым, объективным и тактичным, обращаться к ним на «Вы», свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания, проявлять спокойствие и выдержку.

20. При обращении к участнику дорожного движения сотрудник должен представиться, назвав свою должность, специальное звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения.

В случае обращения граждан сотрудник, выполнив те же требования, обязан внимательно выслушать, в пределах своей компетенции принять меры по их заявлениям либо разъяснить, куда следует обратиться для разрешения поставленного вопроса.

Во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина сотрудник обязан разъяснить ему основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности*(45).
При обращении участников дорожного движения за справочной информацией сотрудником даются разъяснения только по вопросам, связанным со спецификой проезда, уточнением маршрута следования, в том числе к местам расположения медицинских учреждений, органов внутренних дел и подразделений Госавтоинспекции, а также о телефонах для получения информации о перемещении задержанных транспортных средств и местах расположения специализированных стоянок для хранения задержанных транспортных средств.

При остановке транспортного средства или пешехода сотрудник, по требованию участника дорожного движения, обязан предъявить в развернутом виде служебное удостоверение, не выпуская его из рук.

При наступлении условий, предусмотренных 18-24 Федерального закона «О полиции (приложение N 1 к Административному регламенту), действия, касающиеся представления гражданину и предъявления ему служебного удостоверения, могут не осуществляться.

21. Обращение к водителю транспортного средства должно осуществляться, как правило, со стороны места нахождения водителя. При наличии объективных обстоятельств (угроза личной безопасности при нахождении на проезжей части, загрязненность дорожного покрытия и других) сотрудник вправе обратиться к водителю с противоположной стороны транспортного средства или осуществить действия в соответствии с пунктом 69 настоящего Административного регламента.

22. Сигналы сотрудника участникам дорожного движения должны подаваться четко и быть понятны для участников дорожного движения.

23. Разъяснения участнику дорожного движения сути совершенного им нарушения должны даваться без нравоучений, убедительно и ясно со ссылкой на соответствующие требования Правил дорожного движения и других нормативных правовых актов.
При возникновении конфликтных ситуаций, претензий или по требованию участников дорожного движения сотрудник разъясняет порядок обжалования своих действий.
Если участник дорожного движения на сообщение о совершенном нарушении реагирует возбужденно, нужно дать ему время успокоиться и предоставить возможность дать объяснение по поводу его неправомерных действий, дополнительно разъяснить суть правонарушения, после чего осуществляется производство по делу об административном правонарушении. При необходимости о конфликтной ситуации докладывается дежурному для решения вопроса о выезде на место для разбирательства ответственных должностных лиц. В случае неповиновения законному распоряжению или требованию сотрудника либо воспрепятствования исполнению им служебных обязанностей в отношении лица возбуждается дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса.
По требованию участника дорожного движения сотрудник должен сообщить местонахождение и телефон дежурного или ответственного должностного лица.

24. Сотрудник при общении с участниками дорожного движения, за исключением случаев запрещенных законодательством, имеет право использовать видео- и звукозаписывающую аппаратуру.

25. Сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством. О существовании запрета сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись.

26. С документами граждан при проверке необходимо обращаться аккуратно, не делать в них каких-либо отметок в не предусмотренных для этого местах. Если в документ при передаче его сотруднику вложены деньги и другие ценные бумаги, необходимо вернуть документ гражданину и предложить владельцу передать документ без денег и ценных бумаг.

Документы, передаваемые участниками дорожного движения для проверки и приобщаемые к составленным материалам, принимаются сотрудниками без обложек.

Сотрудникам запрещается принимать от участников дорожного движения материальные ценности, а также какие-либо вещи, предметы или документы за исключением необходимых для осуществления административных действий.

27. В случае совершения участником дорожного движения противоправных действий, не относящихся к административным правонарушениям в области дорожного движения, сотрудник обязан пресечь на месте такие действия*(46).

При этом неприкосновенность иностранных граждан, пользующихся иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации*(47), а также должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции*(48), не исключает законной самообороны от их противоправных действий, возможности применения физической силы, специальных средств, применения и использования огнестрельного оружия в соответствии со 18-24 Федерального закона «О полиции» (приложение N 1 к Административному регламенту).

30. В случае необходимости оказания помощи и (или) при соответствующих обращениях сотрудник содействует участникам дорожного движения:

в оказании или организации оказания первой помощи пострадавшим и доставления их в медицинские организации, при обнаружении лиц, находящихся в бессознательном состоянии, а также с явно выраженными тяжелыми травмами на место вызывается скорая медицинская помощь;

в защите от преступных и иных противоправных посягательств на их жизнь, здоровье, а также их собственность;

в организации транспортировки поврежденных или неисправных транспортных средств, охране имущества, оставшегося без присмотра в результате дорожно-транспортных происшествий;

в переходе инвалидами, престарелыми и детьми улиц и дорог.

Приказ 185 от 2 марта 2009 года, изданный МВД РФ, ввел в рабочую практику инспекторов ГИБДД новый административный регламент, регулирующий их поведение при остановке автомобилей и устанавливающий причины остановки, правила осмотра машин и оформления протоколов. Регламент был призван дать руководство сотрудникам ДПС и другим полицейским по правильному обеспечению безопасности на дорогах.

185 Приказ ГИБДД в последней редакции относится к 22 декабря 2014 года. Она модернизировала ряд административных регламентов, включая правила регулирования дорожного движения, порядок задержания транспортных средств и проверки состояния водителя (медицинское освидетельствование на предмет алкогольного и наркотического опьянения).

В статье мы рассмотрим основные положения приказа 185 и дадим краткую характеристику основным разделам документа.

Причины остановки автомобиля сотрудником ГИБДД

Транспортное средство может быть остановлено на таких основаниях, как:

  • Наличие на автомобиле технических средств, создающих опасность дорожному движению.
  • Если инспектор имеет сведения о причастности водителя к ДТП или другим преступлениям. Данные сведения приходят из сообщений свидетелей, других нарядов ГИБДД и т.д.
  • Нахождение данного транспортного средства в угоне, розыске.
  • Потребность в опросе водителя или же пассажиров в качестве свидетелей преступления или ДТП.
  • Потребность использования водителя в качестве понятого.
  • Крайне редкий случай: острая необходимость использования транспортного средства.
  • Необходимость оказать помощь другим водителям или участникам дорожного движения.
  • Проведение специальных мероприятий, целью которых является установление личности водителя, а также сбор информации о транспортируемом грузе, что регламентируется ведомственными распорядительными актами.

Целиком ознакомиться с основными моментами данного процессуального действия вы можете в пунктах 63–67 приказа.

Процедуры осмотра и досмотра

Осмотр автомобиля сопровождается проверкой документов, сверкой данных по номерам, VIN-номеру, данным кузова, шасси, двигателя и другой информации и сопоставления её относительно автомобиля и водителя. Такие действия могут производиться сотрудниками ГИБДД в случае, когда автомобиль соответствует информации с ориентировок, нарушениях или проведении рейдов. Если поступили ориентировки на конкретное лицо, а водитель очень похож, то инспектор вправе потребовать документы для проверки.

Важно знать регламент процедуры досмотра. Он может производиться, если:

  • Водитель подозревается в транспортировке запрещённых веществ, таких как яд, наркотики, оружие и другое.
  • Пассажир или водитель должны быть задержаны, так как подозреваются в нарушении.
  • Автомобиль по обоснованным предположениям несёт на себе следы преступления или же перевозит орудие преступления.

Возможность осмотра груза ТС

Что говорят положения приказа относительно прав сотрудников ГИБДД на осмотр перевозимых грузов в машинах? В каких случаях действия по проверке содержимого авто является законным, а в каких нет? Так, согласно основным моментам нового приказа основаниями для осмотра груза, перевозимого в остановленной машине, могут стать:

  • Если у сотрудника автоинспекции есть основания полагать, что находящийся в транспорте груз по своему составу или наименованию не соответствует предъявленным работнику ГИБДД документам;
  • Если имеется необходимость проверки соответствия маркировки основных конструктивных элементов машины (при наличии подозрений в угоне и прочих, предусмотренных законодательными актами);
  • Если имеются основания подозревать наличие в ТС некоторых предметов, при помощи которых могло было быть совершено преступление;
  • Если по отдельному приказу проводится проверка всех ТС на предмет наличия веществ и материалов;

Стоит отметить, что при проведении осмотра как салона авто, так и содержащегося в нем груза, собственник машины или водитель имеет право присутствовать при этом. Если владелец или лицо, находившееся за рулем, не может в данный момент находиться непосредственно рядом со своим транспортом, то его проводят в самых крайних случаях, причем в такой ситуации работник автоинспекции должен пригласить не менее двух понятых.

Использование переносных камер видеофиксации нарушений

Частные камеры или государственные. Новый регламент раз и навсегда разрешает споры автолюбителей о том, законно ли «частники» устанавливают переносные камеры на дороге. В пункте 76 прописано, что камеры фиксации нарушений могут принадлежать как государственным органам, так и общественным организациям.

Пункт 76. Специальные технические средства для надзора за дорожным движением, относящиеся к измерительным приборам, должны быть сертифицированы в качестве средства измерения, иметь действующее свидетельство о метрологической поверке и применяться в соответствии с инструкциями и методическими указаниями о порядке применения этих средств.

При надзоре за дорожным движением допускается использование специальных технических средств, принадлежащих государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям, а также использование иных технических средств фото-, звуко- и видеозаписи.

Читайте также:  Прожиточный минимум в 2023 году: таблица по регионам

Установка камер в зоне действия временных знаков. Согласно пункта 57 прежнего регламента, место и время применения передвижных средств автоматической фиксации определялись решением руководителя подразделения о порядке несения службы сотрудником.

При этом применение средств автоматической фиксации в местах, где ограничения движения установлены временными дорожными знаками, не допускалось. В новой версии документа данного запрета нет. Теперь устанавливать камеры фиксации в зоне временных знаков можно.

Основные нововведения

Новый регламент предусматривает многочисленные изменения, среди которых одним из наиболее существенных стало исключение из документа нормы, предусматривающей изъятие водительских прав с последующим запретом нарушителю эксплуатировать транспортное средство в связи с необходимостью обеспечить производство по делу об административном нарушении.

В документе приведен порядок, которого должны придерживаться сотрудники госавтоинспекции при осуществлении видеорегистрации процессуальных действий в процессе протоколирования административных нарушений, когда отсутствуют понятые. Также прописаны нюансы проверки машин на наличие тахографов.

Новый регламент содержит порядок оформления ДТП с использованием европротокола без привлечения сотрудников дорожной полиции. Несмотря на то что возможность оформления незначительных происшествий таким образом существует с 2020 года, в предыдущей редакции регламента ГИБДД не было прописано, каким образом это должно осуществляться на практике.

Важно, что в документе приводятся уточнения относительно порядка, которого должны придерживаться работники автоинспекции при протоколировании ДТП, когда имеют место разногласия между лицами, вовлеченными в ДТП. То же самое касается и оформления происшествия, в результате которого возникли пострадавшие.

Теперь представители ГИБДД получили возможность задействовать фото- и видеозаписи, сделанные при помощи не принадлежащих им технических средств, для доказательства нарушения дорожных правил.

В документе присутствует несколько приложений с образцами документов, которые должны заполняться полицейскими при осуществлении надзора за соблюдением безопасности движения на дороге.

Проверка документов вне стационарных постов ГИБДД

Ранее проверка документов в качестве основания к остановке автомобиля могла служить только в случае, если такая проверка осуществлялась на стационарных постах. В новой версии регламента эта оговорка исключена.

Казалось бы, теперь инспектор ДПС может остановить вас для «проверки документов» где угодно и в каких угодно случаях. Однако, это не так. В пункте 106 нового регламента перечислены основания для проверки документов водителя. К ним относятся:

  • Выявление признаков нарушения правил дорожного движения;
  • Наличие ориентировок либо данных, указывающих на причастность водителя к совершению ДТП, преступления или административного нарушения;
  • Проведение мероприятий по предупреждению ДТП;
  • Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области безопасности дорожного движения.

Таким образом, требования к проверке документов только ужесточились – для этого необходимы перечисленные основания.

Видеосъемка при общении с инспектором ДПС

Сразу скажем, что снимать инспектора ГИБДД на видео можно. Не смотря на то, что из нового регламента исчезло прямое разрешение снимать сотрудников полиции на видео, никакого запрета на это нет.

Свободное получение и производство информации гражданином гарантируется как главным законом РФ – Конституцией, так и иными федеральными законами.

часть 4 статьи 29 Конституции РФ:

Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

часть 2 статьи 8 Федерального закона «О полиции»:

Граждане, общественные объединения и организации имеют право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральным законом.

Таким образом, инспектор ГИБДД не имеет права препятствовать производству видеозаписи водителем. Ограничение права на видеосъемку возможно при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, в целях защиты государственной и иной охраняемой законом тайны, защиты прав граждан.

Положительные стороны приказа №185 ГИБДД РФ для водителей

Рассмотрим основные положительные моменты данного документа:

  1. Водитель имеет право не садиться в автомобиль автоинспектора. Тем самым осуществляется борьба с коррупцией.
  2. Водитель имеет право осуществлять фото и видеофиксацию самого процесса общения с автоинспектором.
  3. Строго регламентированы причины остановки, досмотра автомобиля.
  4. Существует запрет эвакуации автомобиля, в случае если автолюбитель появился до того, как эвакуатор тронулся с места.
  5. Сотруднику ГИБДД запрещено изымать госномер автомобиля без составления протокола
  6. У водителя при любой непонятной для него ситуации, или подозрении на противоправные действия сотрудника полиции, есть возможность связаться с его руководством. Кстати запомните, с кем вы можете связаться: местное, районное или региональное отделение ГИБДД. Номера телефонов остановивший вас сотрудник должен предоставить по первому вашему требованию.
  7. Адвоката для своей защиты можно привлечь с момента составления протокола.

Регламент поведения и причины остановки автомобиля или любого другого участника движения регламентируются в пунктах 63 – 76. Основания могут быть следующими:

  • было совершено нарушение, которое инспектор зафиксировал визуально или с помощью технических средств;
  • автомобиль, водитель или пассажиры подозреваются в нарушении, которое было обозначено в ориентировках;
  • требуется свидетель или понятой в медэкспертизе, ДТП или другой ситуации;
  • требуется автомобиль для оказания медпомощи или других нужд сотрудника, допустимых регламентом;
  • рейд по проверке документов водителя или груза;
  • остановка по подозрению на алкогольное или наркотическое опьянение;
  • проводятся регулирующие действия в потоке машин;
  • водитель остановлен по причине проведения плановых рейдов или других мероприятий.

Для остановки автомобиля инспектор применяет соответствующий жест и показывает место остановки. Запрещённые для остановки участки дороги могут быть использованы для остановки автотранспорта только для предотвращения преступления.

Что изменилось с вступлением в силу регламента 664?

  • Убрали норму об изъятия ВУ с запретом эксплуатации ТС для проведения производства по делу об административном нарушении.
  • Обозначен порядок видеофиксации действий сотрудниками ГИБДД при ДТП без участия понятых и проверку ТС об установленном и рабочем тахографе.
  • Внесен порядок оформления ДТП по европротоколу без вызова ГИБДД и его применение. Старый регламенте не объяснял его применение.
  • Уточнили действия при оформлении ДТП работниками ГИБДД, где имеются разногласия у участников ДТП. Скорректировали правила оформления дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими.
  • Новый Приказ №664 ГИБДД разрешает использовать для доказательства нарушения ПДД видеозаписи и фотографии, сделанными третьими лицами, не участвующих в ДТП и которые не принадлежать сотрудникам полиции.
  • Включает образцы документов, которые оформляют работники ГИБДД для обеспечения безопасности дорожного движения.

В чем разница между старыми инструкциями и новым регламентом, который был утвержден приказом 185

1. Согласно 185 приказу при остановке автомобиля (или пешехода) инспектор по-прежнему должен представиться (назвать должность, звание и фамилию), а затем кратко изложить причину остановки. По старому регламенту инспектор должен был также отдать честь остановленному водителю, теперь это не нужно. А автовладелец имеет право потребовать от инспектора показать служебное удостоверение.

2. Раньше регламент предписывал инспектору подходить к автомобилю только с левой стороны. Приказ 185 снимает эти ограничения. Теперь инспектор может подойти к машине и с правой стороны при наличии объективных причин (угроза его безопасности на оживленной трассе или загрязненность дороги).

3. Инспектор ГИБДД вправе проводить осмотр автомашины и перевозимого груза только в тех случаях, когда авто находится в угоне, если возникли подозрения, что перевозимый груз не соответствует документам, или автомобиль имеет неисправности, при которых дальнейшая эксплуатация ТС запрещена. При этом сверка номеров с документами тоже считается осмотром. В целях экономии времени осмотр документально не оформляется.

4. Приказ 185 разрешает водителю отказаться от осмотра. В этом случае инспектор может потребовать провести досмотр автомобиля. Водителю следует помнить, что досмотр предполагает присутствие двух понятых и оформление протокола. При досмотре новый регламент не запрещает инспектору производить фото- и видеосъемку.

В некоторых случаях досмотр может быть произведен и в отсутствие хозяина, например, если в людном месте обнаружен брошенный автомобиль.

5. Согласно приказу 185, сидеть в засаде на трассе и производить контроль за дорожной ситуацией инспектора могут только на патрульных машинах, оборудованных цветографической схемой на боках и мигалками. К патрульным машинам по новому регламенту относятся и автомобили скрытого патрулирования. Правда, инспекторам на таких автомобилях нельзя останавливать водителей.

6. Если водителя остановили на трассе, и его автомобиль задержали, инспектор обязан доставить водителя до близлежащего населенного пункта.

7. По новому регламенту, водитель не обязан садиться в патрульную машину, чтобы расставить с инспектором все точки над «и». Приказом 185 определено, что инспектор может предложить водителю пройти в патрульную машину или служебное помещение только в том случае, если необходимо оформление документов.

8. Теперь водитель должен выйти из машины по требованию инспектора только в следующих случаях: чтобы устранить неисправность автомобиля, для сверки номеров с документами, при подозрении водителя в алкогольном опьянении, для проведения личного осмотра, досмотра, или досмотра автомобиля (груза), или когда водитель приглашается для осуществления процессуальных действий (например, быть понятым).

9. По новому регламенту, установленному 185 приказом, если подозревается, что водитель пьян, инспектор должен предложить ему пройти тест на алкотестере с участием двух понятых. Если прибора у инспектора не оказалось при себе, нетрезвого водителя доставят на ближайший пост, либо иной пункт милиции для прохождения теста на алкоголь. Если тест с алкотестером подтвердил наличие у водителя алкоголя в крови, но сам водитель эти показания отрицает, его должны направить на освидетельствование к медикам с участием двух понятых. В случае, если врач не подтвердил, что водитель пьян, его обязаны доставить обратно к автомашине.

10. Если за рулем остановленного авто оказался нетрезвый чиновник, то, невзирая на регалии и руководствуясь приказом №185, инспектор обязан провести с ним все действия, описанные в п. 9 и касающиеся всех водителей без исключения.

С момента, когда были увеличены штрафы за нарушение ПДД, дисциплина на дорогах заметно выросла. Очень хочется надеяться, что новый регламент, установленный приказом 185, изменит отношения между сотрудниками ГИБДД и водителями в лучшую сторону, сделав их более цивилизованными и уважительными.

Обновленный приказ 185 ГИБДД РФ переименовали в Приказ № 664 МВД РФ

Дорожное движение предполагает наличие прав и обязанностей не только у водителей, но и у сотрудников автоинспекции. Приказ ГИБДД под номером 185 с 20 октября 2017 года утратил силу и вместо него с 20.10.2017 действует новый регламент МВД РФ Приказ под номеро 664.

Он предполагает именно контроль и регулирование поведения и следования должностным инструкциям со стороны сотрудников ГИБДД. В данном приказе четко говорится о том, каким образом должен вести себя сотрудник автоинспекции, какие действия он должен предпринимать в том или ином случае, а также иные формы правильного взаимодействия сотрудника и водителя. Подписан он был Рашидом Нургалиевым в 2009 году, что и стало новым регламентом для всех сотрудников государственных автоинспекций.

Суть Приказа № 185 заключается в своеобразной работе над ошибками со стороны государственных органов, которые довольно четко видны на практике.

Фактически, это четкий административный регламент для сотрудников ГИБДД, который они должны неукоснительно соблюдать, невзирая на различные обстоятельства.

При этом, понимание данного нормативно-правового акта будет полезным и самим водителям, которые способны осуществлять свой гражданский контроль за действиями сотрудников ГИБДД.

Читайте также:  Налог с продажи квартиры: кто может не платить НДФЛ при продаже недвижимости

Скачать текст Приказа № 664 МВД РФ от 23.08.2017 года об утверждении Административного регламента

Новый административный регламент ГИБДД — основные положения

20 октября 2017 года вступил в силу новый административный регламент ГИБДД, утвержденный Приказом МВД N664 от 23 августа 2017 года.

Документ, напомним, регламентирует правила поведения сотрудников госавтоинспекции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований российского законодательства в области безопасности дорожного движения.

Новый регламент ГИБДД, пришедший на смену старому (действовал с 2009 года), является по своей сути сводом рекомендаций для инспекторов ДПС – как им себя вести на дороге, как общаться с участниками дорожного движения и т.д. Но рядовых автомобилистов этот документ интересует не меньше, чем сотрудников дорожной полиции, – не лишним для них будет знать о своих законных правах.

Справки о ДТП ушли в прошлоеСогласно новому регламенту, отменяется выдача справок после дорожно-транспортного происшествия. По словам начальника управления ДПС российской госавтоинспекции Александра Быкова, у МВД сегодня нет полномочий по утверждению формы справки о ДТП, а следовательно и организации ее выдачи сотрудниками полиции.

До настоящего времени справку о ДТП выдавали в ГИБДД для предъявления в страховую компанию для получения соответствующих выплат. Однако теперь водители в процессе оформления ДТП будут получать лишь копии протоколов или постановлений об административном правонарушении. В них содержится вся необходимая информация для предъявления страховщику – в дублировании информации нет необходимости.

Остановка автомобиля вне поста ДПСДо настоящего момента сотрудникам ГИБДД было категорически запрещено останавливать автомобили для проверки документов вне стационарных постов ДПС. Практика показала ошибочность этого правила и в новом регламенте оно было исключено. Теперь автоинспекторы могут останавливать автомобили везде, где им заблагорассудиться… Нет, не везде.

В документе четко указано: место, время формы и методы осуществления надзора за дорожным движением сотрудниками определяются руководителем подразделения ДПС.

Места для размещения нарядов ДПС будут определяться после анализа аварийности на трассе в конкретной местности, выявления потенциально опасных участков улично-дорожной сети, а также с учетом возникающих осложнений дорожно-транспортной и оперативной обстановки.

В регламенте говорится, что сотрудник ГИБДД, останавливая автомобиль на дороге, должен подавать водителю четкий и понятный сигнал. Кроме того, при остановке автомобиля он обязан представиться и объяснить причину остановки.

Съемка действий сотрудников ГИБДД разрешенаИз новой редакции административного регламента ГИБДД исключена норма, которая обязывает сотрудников полиции не препятствовать использованию участниками дорожного движения фотокамеры, видео и звукозаписывающей аппаратуры. В полиции объясняют этот факт тем, что положения регламента касаются лишь действий сотрудников госавтоинспекции; указанная норма относится к другим законодательным актам – необходимости в ее дублировании нет.

Другими словами, ее исключение из административного регламента не препятствует реализации конституционного права граждан свободно искать, получать, передавать информацию любым законным способом.

И все же запрет на съемку действий сотрудников полиции остается, правда действует он лишь в исключительных случаях. В частности, по-прежнему нельзя снимать автоинспектора при проведении последним контртеррористической операции. Сотрудник полиции также может запретить съемку, если во время нее автолюбитель мешает полицейскому исполнять свои обязанности.

И, наконец, сотрудникам ГИБДД также не воспрещается снимать правонарушителей на служебный видеорегистратор или мобильный телефон. Это необходимо для получения свидетельств, связанных с решением в судах спорных вопросов и ситуаций, возникших в ходе общения автоинспектора с водителем.

Права на дороге изымать не будутЕсли водитель нарушил пункт ПДД, требующий лишения водительского удостоверения, изымать последнее на месте происшествия не будут. Правонарушитель должен будет самостоятельно сдать документ в подразделение ГИБДД – в трехдневный срок.

По словам Быкова, нормы связанные с изъятием водительского удостоверения и запрещением эксплуатации транспортного средства, выступавшие ранее как меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, в настоящее время исключены.

ЕвропротоколПо этому вопросу каких-либо изменений или новых указаний нет. Европротокол действовал и раньше, просто появился этот способ оформления ДТП позже, чем был принят предыдущий административный регламент – эта норма в нем отсутствовала. А в в новом она есть.

В случае ДТП, где нет пострадавших, дежурный по телефону предложит оформить документы самостоятельно — заполнить в двух экземплярах бланк извещения о дорожном происшествии. Если участники аварии имеют претензии друг к другу, дежурный предложит оформить ДТП на ближайшем стационарном посту или в отделении полиции.

Засады на дорогах все-таки возможныМы уже выяснили, что сотрудники ГИБДД могут «бдеть» за дорожным движением, располагаясь вне стационарного поста ДПС. Но одно дело стоять на открытом участке дороги, а другое – прятаться в кустах. У водителей возникает вопрос: могут ли «гаишники» устраивать на них засады? Что по этому поводу говорит новый регламент?

Согласно новому регламенту, патрульный автомобиль должен быть хорошо виден участникам дорожного движения. Но есть из этого правила одно исключение.

На аварийном участке дороги, в месте перелома рельефа, за инженерными сооружениями или на трассе с интенсивным скоростным движением, инспектор ДПС имеет право расположить патрульный автомобиль так, чтобы не допустить возникновения чрезвычайных ситуаций. В этих случаях, как разъяснили в ГИБДД, допустима установка автомобиля с частичным закрытием.

Места установки камер автоматической фиксации нарушений ПДДЕще одно важное изменение: новый административный регламент снимает запрет на использование камер автоматической фотофиксации в зонах ремонта дорог. Согласно документу, камеры теперь можно устанавливать там, где введены временные ограничения скорости и выставлены желтые знаки.

Важное замечание: штраф такими средствами фотофиксации будет выписываться только во время проведения дорожных работ. Если работ нет (например, они были завершены), а временные знаки (например, ограничения движения) убрать забыли, водителю предоставляется возможность обжаловать постановление – жалоба будет удовлетворена в его пользу.

Итак, мы рассмотрели приказ № 664, заменивший собой приказ № 185. Данный документ регламентирует взаимоотношения возникающие между автоинспектором и гражданами, в области дорожного движения.

Что хотелось бы сказать напоследок. Самый верный способ не оказаться в поле зрения сотрудника ГИБДД – это не нарушать ПДД. Ну а если Вы все же оказались в конфликтной ситуации с сотрудниками полиции, не стесняйтесь. Смело обращайтесь к профессиональной юридической помощи. Не стоит тратить нервные клетки на выяснение совсем не нужных отношений. Мы сделаем это за Вас с гораздо большим КПД. Удачи Вам на дорогах!

(в ред. Приказов МВД РФ от 31.12.2009 N 1023, от 13.08.2012 N 780, от 03.10.2014 N 857, от 22.12.2014 N 1123)

В целях совершенствования деятельности органов внутренних дел в сфере контроля и надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения приказываю:

1. Утвердить и ввести в действие с 1 сентября 2009 года прилагаемый Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения .

Далее — «Административный регламент».

2.-3. Пункты утратили силу. (в ред. Приказа МВД РФ от 03.10.2014 N 857)

3.1. Руководителям Центра специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, территориальных органов МВД России на региональном уровне принять меры по изготовлению бланков документации, предусмотренных Административным регламентом, и оснащению ими строевых подразделений дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции, участковых уполномоченных полиции. (в ред. Приказа МВД РФ от 03.10.2014 N 857)

4. Контроль за выполнением настоящего Приказа оставляю за собой.

Министр
генерал армии
Р.НУРГАЛИЕВ

Приложение
к Приказу МВД России
от 02.03.2009 N 185

1. Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения определяет порядок действий сотрудников органов внутренних дел, связанных с реализацией указанной государственной функции .

Далее — «государственная функция».

Исполнение государственной функции определяется возлагаемыми на полицию обязанностями в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции». (в ред. Приказа МВД РФ от 13.08.2012 N 780)

2. Исполнение государственной функции осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации; Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях , Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации ; Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» ; Федеральными законами от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» , от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» , от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» ; Указами Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» , 1 марта 2011 г. N 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» ; распоряжением Президента Российской Федерации от 9 августа 1994 г. N 429-рп ; постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 «О Правилах дорожного движения» ; постановлениями Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г. N 647 «Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий» , от 26 июня 2008 г. N 475 «Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и Правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством» , от 30 декабря 2003 г. N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» ; Приказами МВД России от 1 августа 2002 г. N 720 «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 28 июня 2002 г. N 472» , от 16 сентября 2002 г. N 900 «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции» , от 5 мая 2012 г. N 403 «О полномочиях должностных лиц МВД России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию , от 4 августа 2008 г. N 676 «Об утверждении форм акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и протокола о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения» и иными нормативными правовыми актами МВД России. (в ред. Приказа МВД РФ от 13.08.2012 N 780)

В связи с утратой силы Приказа МВД РФ от 16.09.2002 N 900, следует руководствоваться принятым взамен Приказом МВД РФ от 31.12.2012 N 1166

8. Результатом исполнения государственной функции является надлежащее обеспечение безопасности дорожного движения, максимально возможное предупреждение дорожно-транспортных происшествий, нарушений правил дорожного движения и обеспечение бесперебойного движения транспортных средств.

19. Взаимоотношения сотрудников с участниками дорожного движения должны основываться на строгом соблюдении законности, четком исполнении своих обязанностей, сочетании решительности и принципиальности в предупреждении и пресечении правонарушений с внимательным и уважительным отношением к гражданам.

Читайте также:  Минобороны предложило заметно повысить оклады силовикам

В разговоре с участниками дорожного движения сотрудник обязан быть вежливым, объективным и тактичным, обращаться к ним на «Вы», свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания, проявлять спокойствие и выдержку.

20. При обращении к участнику дорожного движения сотрудник должен представиться, назвав свою должность, специальное звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения.

В случае обращения граждан сотрудник, выполнив те же требования, обязан внимательно выслушать, в пределах своей компетенции принять меры по их заявлениям либо разъяснить, куда следует обратиться для разрешения поставленного вопроса.

Во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина сотрудник обязан разъяснить ему основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности .

Статья 5 Федерального закона «О полиции». (в ред. Приказа МВД РФ от 13.08.2012 N 780)

При обращении участников дорожного движения за справочной информацией сотрудником даются разъяснения только по вопросам, связанным со спецификой проезда, уточнением маршрута следования, в том числе к местам расположения медицинских учреждений, органов внутренних дел и подразделений Госавтоинспекции, а также о телефонах для получения информации о перемещении задержанных транспортных средств и местах расположения специализированных стоянок для хранения задержанных транспортных средств.

При остановке транспортного средства или пешехода сотрудник, по требованию участника дорожного движения, обязан предъявить в развернутом виде служебное удостоверение, не выпуская его из рук.

При наступлении условий, предусмотренных статьями 18 — 24 Федерального закона «О полиции» (приложение N 1 к Административному регламенту), действия, касающиеся представления гражданину и предъявления ему служебного удостоверения, могут не осуществляться. (в ред. Приказа МВД РФ от 13.08.2012 N 780)

21. Обращение к водителю транспортного средства должно осуществляться, как правило, со стороны места нахождения водителя. При наличии объективных обстоятельств (угроза личной безопасности при нахождении на проезжей части, загрязненность дорожного покрытия и других) сотрудник вправе обратиться к водителю с противоположной стороны транспортного средства или осуществить действия в соответствии с пунктом 69 настоящего Административного регламента.

22. Сигналы сотрудника участникам дорожного движения должны подаваться четко и быть понятны для участников дорожного движения.

23. Разъяснения участнику дорожного движения сути совершенного им нарушения должны даваться без нравоучений, убедительно и ясно, со ссылкой на соответствующие требования Правил дорожного движения и других нормативных правовых актов. (в ред. Приказа МВД РФ от 13.08.2012 N 780)

При возникновении конфликтных ситуаций, претензий или по требованию участников дорожного движения сотрудник разъясняет порядок обжалования своих действий.

Если участник дорожного движения на сообщение о совершенном нарушении реагирует возбужденно, нужно дать ему время успокоиться и предоставить возможность дать объяснение по поводу его неправомерных действий, дополнительно разъяснить суть правонарушения, после чего осуществляется производство по делу об административном правонарушении. При необходимости о конфликтной ситуации докладывается дежурному для решения вопроса о выезде на место для разбирательства ответственных должностных лиц. В случае неповиновения законному распоряжению или требованию сотрудника либо воспрепятствования исполнению им служебных обязанностей в отношении лица возбуждается дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса.

31. Исполнение государственной функции включает в себя следующие административные процедуры: (в ред. Приказа МВД РФ от 13.08.2012 N 780)

контроль за дорожным движением;

контроль за дорожным движением с использованием работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи ; (в ред. Приказа МВД РФ от 13.08.2012 N 780)

Далее — «средства автоматической фиксации». (в ред. Приказа МВД РФ от 13.08.2012 N 780)

регулирование дорожного движения;

остановка транспортного средства;

остановка пешехода;

проверка идентификационного номера, номера кузова, шасси, двигателя транспортного средства, документов, государственных регистрационных знаков, технического состояния транспортного средства;

Абзац 8 — Исключен (в ред. Приказа МВД РФ от 13.08.2012 N 780)

опрос лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего и свидетеля;

составление протокола об административном правонарушении;

вынесение постановления по делу об административном правонарушении;

отстранение от управления транспортным средством;

освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;

направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

изъятие водительского удостоверения;

запрещение эксплуатации транспортного средства;

задержание транспортного средства;

осмотр транспортного средства и груза;

досмотр транспортного средства;

личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице;

изъятие вещей и документов;

арест вещей;

доставление;

административное задержание, задержание; (в ред. Приказа МВД РФ от 13.08.2012 N 780)

вынесение определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования; (в ред. Приказа МВД РФ от 13.08.2012 N 780)

вынесение определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении;

выезд на место дорожно-транспортного происшествия;

составление протокола осмотра места совершения административного правонарушения.

32. Основанием для начала исполнения государственной функции является решение руководителя подразделения о заступлении сотрудников на службу.

33. При исполнении государственной функции сотрудники должны находиться в форменном обмундировании, иметь служебное удостоверение и нагрудный знак. (в ред. Приказа МВД РФ от 13.08.2012 N 780)

34. Сроки исполнения сотрудниками административных процедур (действий) должны быть минимально необходимыми для их осуществления исходя из конкретной обстановки.

Исполнение сотрудниками конкретных административных действий в рамках исполнения административных процедур должно осуществляться непосредственно после наступления юридического факта, являющегося основанием для начала соответствующего юридического действия, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 47 (4 абзац), 61, 109 (6 и 7 абзацы), 201 и 216 настоящего Административного регламента.

Необоснованные действия (бездействие) сотрудников, влекущи увеличение времени исполнения административных процедур (действий) в отношении участников дорожного движения, обжалуются в порядке, установленном разделом V настоящего Административного регламента. (в ред. Приказа МВД РФ от 13.08.2012 N 780)

35. Исполнение сотрудниками административных процедур (административных действий) осуществляется на постах, в том числе стационарных, маршрутах патрулирования, административных участках, а также в ходе передвижения сотрудника на патрульном транспортном средстве в зоне ответственности подразделения к месту несения службы и обратно и в иных случаях передвижения по указанию (разрешению) руководителя подразделения или дежурного. За пределами указанной территории исполнение сотрудниками административных процедур (административных действий) осуществляется в установленном МВД России порядке . (в ред. Приказа МВД РФ от 13.08.2012 N 780)

К патрульным транспортным средствам относятся транспортные средства Госавтоинспекции (автомобиль, мотоцикл, автобус), состоящие на балансе в органах внутренних дел и включенные в постовую ведомость. Далее также — «патрульный автомобиль». (в ред. Приказа МВД РФ от 31.12.2009 N 1023)

Патрульные автомобили могут использоваться в исполнении с нанесенной на наружную поверхность специальной цветографической схемой в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации и оборудованные устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, а также без указанных специальных цветографических схем и устройств для подачи сигналов. (в ред. Приказа МВД РФ от 31.12.2009 N 1023)

Часть 3 статьи 25 Федерального закона «О полиции». (в ред. Приказа МВД РФ от 13.08.2012 N 780)

Действия по оформлению процессуальных документов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 109, 131, 187, 193, 216 настоящего Административного регламента, должны осуществляться на месте совершения (пресечения) административного правонарушения. При этом допускается их оформление в служебном помещении стационарного поста ДПС, салоне патрульного автомобиля. (в ред. Приказа МВД РФ от 13.08.2012 N 780)

В случае использования сотрудником при исполнении государственной функции видео- и звукозаписывающей аппаратуры, в том числе установленного в патрульном автомобиле видеорегистратора, он уведомляет об этом участников дорожного движения (лиц, присутствующих при осуществлении административных процедур). (в ред. Приказа МВД РФ от 03.10.2014 N 857)

36. Бланки процессуальных документов, с момента составления (вынесения) которых дело об административном правонарушении считается возбужденным, должны иметь буквенно-цифровой идентификатор. (в ред. Приказа МВД РФ от 13.08.2012 N 780)

Каждому водителю необходимо знать свои права и обязанности, ведь шанс встретить инспектора ГИБДД есть у каждого автомобилиста. Для того, чтобы избежать неприятностей и проблем, не лишним будет ознакомиться с документом под названием «Приказ МВД № 185» (который вступил в силу в сентябре 2009 года). В нем содержится информация о том, что разрешено, а что запрещено сотрудникам ГИБДД и ДПС.
20 октября 2020 года вступает в силу новый Административный регламент ГИБДД. На этой странице можно скачать приказ 664 МВД РФ и ознакомиться с его основными положениями.

Довольно часты случаи, когда сотрудник ГИБДД, без видимой на то причины, останавливает транспортное средство. С выходом Приказа № 185, данная процедура стала строго регламентированной на основании действующего законодательства. Среди причин, на основании которых можно останавливать транспортное средство, можно выделить несколько моментов:

  • Если у сотрудника ГИБДД есть точные сведения о том, что водитель транспортного средства причастен к правонарушению или преступлению. Источниками этих данных могут быть ориентировки, показания свидетелей и очевидцев и т.д.
  • Если на автомобиле установлены технические средства, которые представляют определенную опасность для остальных участников дорожного движения.
  • Наличие сведений о том, что конкретный автомобиль находится в угоне, розыске, либо может использоваться в противоправных действиях.
  • Сотрудник имеет полное право остановить автомобиль, если водитель и пассажиры, находящиеся в данном транспортном средстве, могли быть свидетелями происшествия.
  • Остановка возможна, если водителя хотят использовать в качестве понятого при каком-нибудь правонарушении или преступлении.
  • Согласно действующему законодательству, сотрудник ГИБДД имеет полное право воспользоваться чужим транспортным средством в случае возникновения крайней необходимости (все случаи строго прописаны в Законе о полиции).
  • Для оказания помощи другим участникам дорожного движения.
  • Сотрудник имеет право останавливать любое транспортное средство, если в городе действуют определенные мероприятия, в ходе которых осуществляется проверка личности водителей, а также специфики перевозимых ими грузов.
  • Остановка автомобиля возможна в ходе плановой проверки личных документов водителя, а также документов на транспортное средство.

Естественно, после остановки автомобиля, сотрудник обязан представиться по всей форме, назвать номер жетона, проинформировать о причине остановки и, только после этого, приступать к выполнению своих профессиональных обязанностей.

Приказ №185 гибдд — отменили или нет?

Объяснение должно происходить ясно и убедительно, без нравоучений, сотрудник обязан привести ссылки на требования ПДД и иных нормативных правовых актов.

  • Если возникла конфликтная ситуация или у водителя появились претензии, то сотрудник ГИБДД по требованию водителя обязан дать информацию о порядке обжалования его действий.
  • Сотрудник ГИБДД по требованию водителя обязан сообщить телефон и местонахождение должностного лица или дежурного.
  • Сотрудник ГИБДД обязан не мешать водителю использовать звуко- и видеозаписывающую аппаратуру в случаях, не запрещенных законодательством. Если такой запрет существует, от сотрудник обязан проинформировать водителя об этом.
  • Инспектор ГИБДД при проверке документов обязан обращаться с ними аккуратно, не делать там каких-либо отметок.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *