Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как изменится порядок выдачи пенсий в Беларуси в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Чтобы обеспечить госбюджет финансами для уплаты пенсий и пособий по нетрудоспособности, на протяжении всей трудовой деятельности с зарплаты каждого человека удерживают 1% в белорусский пенсионный фонд. Кроме того, само предприятие отчисляет определенный процент в фонд социальной защиты.
Уровень пенсионных выплат поддерживают периодические перерасчеты.
Минтруда и соцзащиты гарантирует, что в 2023 г. трудовые пенсии будут повышены как минимум один раз. Прогноз главы государства оптимистичнее: на совещании 23 декабря он утверждал, что в следующем году трудовые пенсии могут поднять трижды.
По законодательству перерасчет осуществляется:
– трудовых пенсий – в связи с ростом средней заработной платы работников в республике на основании указов Президента не реже 1 раза в год в пределах средств ФСЗН;
– минимальных трудовых пенсий, социальных пенсий, надбавок и повышений к пенсиям, доплат к пенсиям лицам в возрасте старше 75 лет – в связи с изменением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (БПМ). БПМ обновляют 4 раза в год – 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября. Соответственно, социальные пенсии и доплаты, будем надеяться, пересмотрят четырежды.
Перераспределение взносов, о, покупка стажа. Какие еще есть предложения по пенсиям
Повышение пенсионного возраста и развитие системы пенсионных накоплений — не единственные возможные направления реформы пенсионной системы. Директор бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского Жанна Тарасевич рассказывает, что представители бизнеса еще в 2013 году подготовили свою концепцию пенсионной реформы. Она была рассмотрена на уровне Минтруда и Федерации профсоюзов, однако в итоге власти решили, что «данные предложения заслуживают внимания, но они преждевременные».
— Хотя в тот момент мы делали анализ и говорили, что Фонд соцзащиты вскоре столкнется с трудностями. Если сегодня поднять ту аналитику и сравнить с тем, что есть сегодня, по факту, то будет видно, что мы были правы практически на 100%, — отмечает Жанна Тарасевич. — Безусловно, какие-то моменты, о которых мы говорили, были взяты: это повышение пенсионного возраста и повышение минимального страхового стажа для получения трудовой пенсии. Дальнейшее повышение пенсионного возраста, конечно, может рассматриваться, но это самое легкое, что можно сделать. Проблемы, связанные с обязательными социальными отчислениями, только за счет повышения пенсионного возраста решить не удастся. Здесь нужно менять подходы.
Одно из изменений, озвученных бизнес-союзом, — это перераспределение нагрузки по страховым взносам между работниками и нанимателями.
— Мы предлагали в течение какого-то периода времени, не одномоментно, выровнять нагрузку на нанимателя и работника, как это существует за рубежом. Сегодня у нас в Фонд соцзащиты работник платит 1% зарплаты, наниматель — 34%. Мы считаем, что нужно постепенно снижать нагрузку на нанимателя и увеличивать — на работника. Пусть это будет небольшой шаг, по 1−1,5% в год, и процесс займет 10 лет, но в конце концов мы придем к равновесию, — говорит Жанна Тарасевич. — Конечно, такая мера может вызвать всплеск недовольства у людей, которым придется больше отдавать от своей зарплаты. Но, во-первых, это реформа не одного дня, людей надо постепенно готовить к этой идее. А во-вторых, должна быть проведена работа с нанимателями, чтобы они, исходя из своих возможностей, пропорционально повышали работникам зарплаты. Это должно быть зафиксировано либо через генеральное соглашение между нанимателем и работниками, либо через какие-то другие нормативно-правовые акты. Учитывая, что у нас самые высокие обязательные социальные отчисления для бизнеса на территории ЕАЭС и вообще в близлежащих странах, мы просто не выдерживаем конкуренции.
Что говорили власти о пересмотре страховых взносов В 2021 году в Министерстве по налогам и сборам говорили о возможном снижении налоговой нагрузки, в том числе с точки зрения взносов в Фонд соцзащиты. Речь шла именно о том, чтобы перераспределить взносы между нанимателями и работниками. Позже глава Фонда соцзащиты Наталия Павлюченко уточнила, что этот вопрос рассматривается, но о каком-то решении говорить пока рано.
Еще одна проблема, на которую обращает внимание Жанна Тарасевич, — пенсионная «уравниловка».
— И человек, который получал 500 рублей, и человек, который получал 2000 рублей, в общей сумме отдавали в Фонд соцзащиты по 35% зарплаты. Но при этом пенсия у них будет отличаться всего на 100−150 рублей, а это небольшие деньги. Поэтому второй шаг — это дифференциация пенсий и пересмотр непосредственно самой формулы их расчета. Это также поможет бороться с «серыми» зарплатами, потому что выстроится прямая зависимость: чем больше ты платишь в пенсионный фонд сегодня, тем выше будет твоя зарплата завтра, — объясняет Жанна Тарасевич.
Размер пенсии в 2023 году и даты индексирования выплат
В прошлом году трудовые пенсии пересматривались каждый квартал: в марте на 7%, в августе на 10%, в декабре на 5%. В итоге средняя пенсия составляла 670 рублей. Изменения затронули все виды выплат: по возрасту, за выслугу лет, по потере кормильца и инвалидности.
Средний показатель пенсии в 2023 году составить 693 рубля. Белорусские власти еще до конца не определились, когда будет следующая индексация выплат. Но при этом заверили, что повышения будут. Если говорить об абсолютных цифрах — это 1,6 млрд белорусских рублей, они уже заложены в бюджет страны для выплаты пенсий. По плану 1,4 млрд приходятся на повышение пенсий в марте и августе.
Если выплаты будут увеличиваться равномерно в течение всего года примерно на 46 рублей, то рост составит 6,9%. Это существенно меньше, чем в предыдущем году. Но расчетное увеличение пенсий в 2023 году соответствует уровню инфляции. Именно обесцениванием денег и объясняется сокращение темпов роста пенсий.
В 2017 году государственные служащие в республике Беларусь могут покидать свой пост и получать льготную пенсию:
- в 50 лет — женщины;
- в 55 — мужчины.
До момента достижения общеустановленного для всех обычных граждан пенсионного возраста (55 и 60 лет соответственно), они смогут получать только половину назначенных выплат. Такое ограничение не распространяется только на имеющим инвалидность 1 и 2 группы служащих.
Данную категорию работающих граждан также затронет постепенное поднятие пенсионного возраста — со второй части 2023 года они будут получать льготные выплаты:
- с 53 лет — женщины;
- с 58 — мужчины,
а полную сумму они смогут получать лишь по достижению:
- мужчинами — 63 годов;
- женщинами — 58.
Нетрудоспособные граждане республики Беларусь не имеют прав на получение трудовой пенсии, им начисляются только льготные выплаты.
Перераспределение взносов, отмена «уравниловки», покупка стажа. Какие ещё есть предложения по пенсиям
Повышение пенсионного возраста и развитие системы пенсионных накоплений — не единственные возможные направления реформы пенсионной системы. Жанна Тарасевич, директор бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского, рассказывает, что представители бизнеса ещё в 2013 году подготовили свою концепцию пенсионной реформы. Она была рассмотрена на уровне Минтруда и Федерации профсоюзов, однако в итоге власти решили, что «данные предложения заслуживают внимания, но они преждевременные».
— Хотя в тот момент мы делали анализ и говорили, что Фонд соцзащиты вскоре столкнётся с трудностями. Если сегодня поднять ту аналитику и сравнить с тем, что есть сегодня, по факту, то будет видно, что мы были правы практически на 100%, — отмечает Жанна Тарасевич. — Безусловно, какие-то моменты, о которых мы говорили, были взяты: это повышение пенсионного возраста и повышение минимального страхового стажа для получения трудовой пенсии. Дальнейшее повышение пенсионного возраста, конечно, может рассматриваться, но это самое легкое, что можно сделать. Проблемы, связанные с обязательными социальными отчислениями, только за счёт повышения пенсионного возраста решить не удастся. Здесь нужно менять подходы.
Одно из изменений, озвученных бизнес-союзом, — это перераспределение нагрузки по страховым взносам между работниками и нанимателями.
— Мы предлагали в течение какого-то периода времени, не одномоментно, выровнять нагрузку на нанимателя и работника, как это существует за рубежом. Сегодня у нас в Фонд соцзащиты работник платит 1% зарплаты, наниматель — 34%. Мы считаем, что нужно постепенно снижать нагрузку на нанимателя и увеличивать — на работника. Пусть это будет небольшой шаг, по 1−1,5% в год, и процесс займет 10 лет, но в конце концов мы придем к равновесию, — говорит Жанна Тарасевич. — Конечно, такая мера может вызвать всплеск недовольства у людей, которым придется больше отдавать от своей зарплаты. Но, во-первых, это реформа не одного дня, людей надо постепенно готовить к этой идее. А во-вторых, должна быть проведена работа с нанимателями, чтобы они, исходя из своих возможностей, пропорционально повышали работникам зарплаты. Это должно быть зафиксировано либо через генеральное соглашение между нанимателем и работниками, либо через какие-то другие нормативно-правовые акты. Учитывая, что у нас самые высокие обязательные социальные отчисления для бизнеса на территории ЕАЭС и вообще в близлежащих странах, мы просто не выдерживаем конкуренции.
Ещё одна проблема, на которую обращает внимание Жанна Тарасевич, — пенсионная «уравниловка».
— И человек, который получал 500 рублей, и человек, который получал 2000 рублей, в общей сумме отдавали в Фонд соцзащиты по 35% зарплаты. Но при этом пенсия у них будет отличаться всего на 100−150 рублей, а это небольшие деньги. Поэтому второй шаг — это дифференциация пенсий и пересмотр непосредственно самой формулы их расчёта. Это также поможет бороться с «серыми» зарплатами, потому что выстроится прямая зависимость: чем больше ты платишь в пенсионный фонд сегодня, тем выше будет твоя зарплата завтра, — объясняет Жанна Тарасевич.
Также, продолжает эксперт, в Беларуси есть достаточно большое количество людей, которые могут платить страховые взносы от минимальной зарплаты и, по сути, участвовать в пенсионном накоплении по желанию. Это индивидуальные предприниматели, самозанятые, работающие без регистрации ИП, ремесленники, владельцы агроусадеб.
— С одной стороны, если человек платит взносы только от минимальной зарплаты, то он заработает только на социальную пенсию. Этим он в будущем сделает хуже самому себе, и далеко не все это осознают. А во-вторых, подобная льгота по уплате страховых взносов создает неравные условия конкуренции. Тот, кто принимает решение платить взносы по минимальной планке, сегодня может получать больший доход или имеет возможность реализовывать товар по меньшей цене по сравнению с теми, кто решил больше отдавать на пенсию, — объясняет Жанна Тарасевич. — По мере того, как у нас появляется всё больше людей, которые работают на себя, вовлечение этих слоев в пенсионную систему становится всё актуальнее. А ведь есть ещё и предприниматели, которые оформлены где-то на часть ставки и благодаря этому могут вообще ничего дополнительно не отчислять в Фонд соцзащиты. В том числе отсюда и получается дефицит ресурсов в пенсионном фонде.
Наконец, ещё одно предложение бизнес-союзов — это возможность покупать страховой стаж и тем самым, соответственно, делать дополнительные отчисления в Фонд соцзащиты.
— Например, есть семья, где муж-айтишник или топ-менеджер зарабатывает очень хорошо, а его жена-домохозяйка не работает и не имеет страхового стажа на трудовую пенсию. Пусть у них будет возможность покупки стажа. Почему муж не может вкладывать ресурсы в обязательное пенсионное обеспечение жены? Но этот вопрос прошёл без внимания, — говорит Жанна Тарасевич.
Что предлагают профсоюзы
Федерация профсоюзов внесла в правительство пакет предложений по совершенствованию пенсионной системы
В частности, для дифференциации пенсионных выплат предлагается более активно использовать дополнительное пенсионное страхование. Речь идет о более широком участии в таких программах как бизнеса, так и непосредственно работников. При этом должна сохраниться и солидарная система пенсионного обеспечения, которая сегодня действует в Беларуси. Сочетание двух этих механизмов поможет решить вопрос повышения выплат и максимального учета трудовых заслуг работника при назначении пенсии.
Сегодня довольно часто в трудовых коллективах поднимается вопрос о необходимости совершенствования подходов к исчислению страхового стажа. В частности, сейчас в страховой стаж не включают периоды, связанные с беременностью и родами, уходом за ребенком до достижения им возраста 3 лет.
В страховой стаж засчитывается, к примеру, период срочной военной службы. Такой же подход, по мнению профсоюзов, должен применяться и в отношении женщин при рождении детей.
В ФПБ подчеркивают, что постепенное увеличение необходимого для начисления трудовой пенсии страхового стажа приводит к тому, что некоторые граждане в принципе не могут получить трудовую пенсию. Причем зачастую не по своей вине, например, если человека увольняют в связи с сокращением численности или штата и у него отсутствует нужный страховой стаж. А ведь трудоустроиться в предпенсионном возрасте намного сложнее, чем в более молодом.
Также отмечаются ситуации, когда в связи с экономической несостоятельностью организации за работников не уплачивают страховые взносы, переводят их на неполный рабочий день, отправляют в отпуска без сохранения заработной платы. Все это приводит к исключению некоторых периодов из страхового стажа. В качестве решения подобных проблем ФПБ предлагает ввести альтернативные механизмы приобретения застрахованным лицом недостающего страхового стажа и смягчить некоторые условия его исчисления.
Еще один актуальный вопрос — размер пенсионных выплат работающим пенсионерам. Сейчас, если работник по достижении пенсионного возраста продолжает работать, размер его пенсии не пересчитывается независимо от того, сколько он еще трудился. При этом работник по-прежнему отчисляет страховые взносы.
Профсоюзы предлагают установить более справедливый подход и производить перерасчет пенсии с учетом стажа работы после ее назначения. Альтернативный вариант — отменить в отношении работающих пенсионеров взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения в размере 1 % от заработной платы.
С учетом постепенного повышения пенсионного возраста все более актуальной становится проблема занятости людей зрелого возраста. Для защиты интересов таких работников предлагается ввести на законодательном уровне понятие «предпенсионный возраст» и установить его порог на уровне 5 лет до наступления общеустановленного пенсионного возраста.
Трудовым кодексом предусмотрено, что наниматель с согласия работника обязан продлить срок действия контракта либо заключить новый контракт с добросовестным работником, которому до достижения общеустановленного пенсионного возраста остается не более 2 лет, — не менее чем до достижения указанного возраста. Людям зрелого возраста все труднее на равных конкурировать на рынке труда. Поэтому предлагается распространить гарантии Трудового кодекса на лиц, у которых до наступления пенсионного возраста осталось 5 лет.
Ряд предложений ФПБ касаются начисления пенсий за особые условия труда, профессиональной и льготной пенсий отдельным категориям работников.
Условия и порядок продления контракта с работником предпенсионного возраста
Как отмечалось выше, в отношении работника предпенсионного возраста законодатель предусмотрел условия для продления (заключения нового) контракта с ним — работник должен добросовестно работать и не допускать нарушений производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины. При этом срок продления (заключения нового) контракта с таким работником определяется с учетом общеустановленного пенсионного возраста, определенного на соответствующий календарный год.
Так, в 2021 г. общеустановленный пенсионный возраст для женщин составляет 57,5 лет, для мужчин — 62,5 года. Следовательно, предпенсионный возраст в 2021 г. — 55,5 и 60,5 лет соответственно (см. таблицу 2).
Необходимо отметить, что при решении вопроса о продлении (заключении нового) контракта с работником предпенсионного возраста следует учитывать не только применение к такому работнику мер дисциплинарного взыскания, но и применение иных мер правового воздействия (к примеру, лишение (снижение) премии), определенных локальным правовым актом, коллективным договором.
Следовательно, условиями для продления (заключения нового) контракта с работниками предпенсионного возраста являются два обстоятельства:
- предпенсионный возраст;
- добросовестное отношение к труду и отсутствие нарушений производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины.
Директору на заметку
Гарантия по продлению (заключению нового) контракта заключается в том, что наниматель обязан продолжить трудовые отношения с работником предпенсионного возраста, основанные на контракте, при соблюдении им вышеизложенных условий.
Продление контракта с такими работниками производится не менее чем до достижения общеустановленного пенсионного возраста, заключение нового контракта — не менее чем на один год.
В случае недостижения соглашения между сторонами контракта о сроке его продления (в частности, в большую сторону) он должен быть продлен не менее чем до достижения общеустановленного пенсионного возраста с оформлением соответствующих реквизитов на контракте, изданием приказа о продлении контракта и ознакомлением работника с ним под подпись. Если работник отказывается от подписания (ознакомления) с указанными документами, полагаем необходимым составление акта.
Увольнение работника предпенсионного возраста по истечении срока действия контракта будет правомерным в двух случаях:
- при применении к такому работнику мер дисциплинарного взыскания и (или) применении иных мер правового воздействия (к примеру, лишение (снижение) премии);
- при наличии письменного заявления работника об увольнении по истечении срока действия контракта.
Детские пособия и единовременные выплаты
С ростом БПМ изменятся государственные пособия семьям, воспитывающим детей, для исчисления которых применяют этот денежный норматив.
- Женщины, родившие первенца, получат единовременно вместо 3285 рублей 3397 рублей 30 копеек.
- При рождении второго и последующих детей пособие вырастет на 158 рублей 62 копейки: мамам однократно выплатят 4757 рублей 62 копейки вместо прежних 4599 рублей.
- Будущие мамы, которые станут на учет в женской консультации до 12-недельного срока беременности, могут рассчитывать, что положенное им единовременное пособие вырастет на 11 рублей 33 копейки и составит 339 рублей 83 копейки.
- При появлении на свет двойни (тройни) роженице дополнительно теперь выплатят 679 рублей 66 копеек (на одного малыша) вместо прежнего пособия размером 657 рублей.
- Вырастут и пособия семьям, где кроме новорожденных воспитываются дети старше 3 лет. В таком случае на старшего ребенка пособие составит 169 рублей 92 копейки, что выше предыдущего норматива на 5 рублей 67 копеек. Если старший в семье малыш имеет инвалидность, то в этом случае детское пособие на ребенка старше 3 лет составит 237 рублей 88 копеек вместо 229 рублей 95 копеек.
- Также с 1 ноября подрастут пособия по уходу за несовершеннолетними детьми-инвалидами: при I и II степени утраты здоровья, пока ребенку не исполнится 18 лет, также при III и IV степени утраты здоровья у малышей до 3 лет размер социальной выплаты вырастет на 11 рублей 33 копейки и достигнет 339 рублей 83 копейки; при наличии III и IV степени утраты здоровья у ребенка старше 3 лет сумма пособия увеличилась до 407 рублей 80 копеек – плюс 13 рублей 69 копеек.
- Семьи, в которых растут инфицированные вирусом иммунодефицита дети, также могут рассчитывать на увеличение детского пособия с 1 ноября: вместо 229 рублей 95 копеек мамам ежемесячно будут выплачивать 237 рублей 88 копеек.
Дата | Средний размер назначенных пенсий по возрасту |
---|---|
2021 год | |
май — июль | 512,78 руб. |
февраль — апрель | 512,78 руб. |
2020 год | |
ноябрь — январь | 457,93 руб. |
август — октябрь | 456,81 руб. |
май — июль | 447,55 руб. |
Белорусы с 2022 г. будут уходить на пенсию позже. Изменится и страховой стаж
К данной категории относятся пенсии:
- По возрасту. В 2018 году на ее получение имеют право мужчины и женщины, достигшие возраста соответственно 61 и 56 лет. Сейчас в стране проходит пенсионная реформа, стартовавшая с 1 января 2017 года. Она предусматривает постепенное повышение возраста, который к 2023 году составит для мужского населения – 63 года, для женского – 58 лет. Также требуется наличие минимального страхового стажа, он в 2018 году составляет 16 лет, а в 2022 году достигнет 20 лет.
- По инвалидности. Они назначаются гражданам, получившим увечья или профзаболевания в результате осуществления трудовой деятельности. Основанием для начисления является соответствующее заключение медицинской комиссии.
- Лицам, утратившим кормильца. Их получателями являются нетрудоспособные граждане – члены семьи скончавшегося кормильца, находившиеся на его обеспечении. При этом дети получают пенсионное обеспечение независимо от того, являлись ли они иждивенцами умершего.
- Полагающиеся за определенную выслугу лет. Право на их получение имеют лица, которые занимаются деятельностью, приводящей к утрате работоспособности до достижения общепринятого пенсионного возраста.
Также к категории трудовых относятся пенсии за отдельные заслуги перед страной. Их получателями являются Герои Беларуси, СССР, Социалистического труда, кавалеры орденов и других государственных наград, обладатели почетных званий (Народный, Заслуженный), а также иные категории граждан, перечень которых утвержден законодательством.
Назначаются лицам, неспособным зарабатывать на жизнь, а также не имеющим право на получение трудовой пенсии. К ним относятся:
- граждане, не имеющие минимального страхового стажа и достигшие 65 лет (мужское население) и 60 лет (женщины);
- инвалиды;
- дети, которые остались без кормильца;
- дети-инвалиды.
Основанием для назначения пенсионного обеспечения по инвалидности является заключение медкомиссии. Размер социальной пенсии:
Социальная пенсия | Размер |
---|---|
инвалидам I группы (в тч. инвалидам с детства) | 110% БПМ |
инвалидам с детства II группы | 95% БПМ |
инвалидам II группы (кроме инвалидов с детства) | 85% БПМ |
инвалидам III группы (в тч. инвалидам с детства) | 75% БПМ |
Детям-инвалидам в возрасте до 18 лет при степени утраты здоровья | |
первой | 80% БПМ |
второй | 85% БПМ |
третьей | 95% БПМ |
четвертой | 110% БПМ |
Каков размер минимальной пенсии в разных регионах?
Минимальный уровень пенсии зависит от регионального прожиточного минимума, утверждённого органами власти субъекта Федерации. В наступившем 2022 году он рассчитывается по обновлённой методике. Она привязана к общероссийскому уровню ПМП, умноженному на коэффициент, который утверждён для каждого конкретного региона. Благодаря этому удалось избежать ситуаций, когда региональный ПМП оставался на прошлогоднем уровне, в связи с чем и минимальная пенсия тоже не увеличивалась.
Приведём некоторые цифры. В Москве выплачивают целых две минимальные пенсии. Пенсионеры, имеющие московскую регистрацию не менее десяти лет, получают минимум 21 193 рубля. Минимальная пенсия остальных столичных пенсионеров 14 009 рублей. Петербуржцам выплачивают минималку 11 317,80 рублей. В Чукотском АО минимальная пенсия достигла уровня 23 432 рубля. А в Чувашской Республике выплачивается самая скромная минимальная пенсия 8 736 рублей.
Увеличение пенсионного возраста в Беларуси: таблица выхода на пенсию
11 апреля 2016 года Президентом Республики Беларусь был подписан указ «О совершенствовании пенсионного обеспечения», на основании которого минимальный возраст, необходимый для оформления трудовой пенсии, будет увеличен на три года и к 2023 г. достигнет отметок 58 и 63 лет для представителей слабого и сильного полов, соответственно.
В общемировой практике средний пенсионный возраст колеблется в пределах 60-65 лет, выход на пенсию в Беларуси в настоящий момент происходит в 55 лет для женщин и 60 для мужчин. В связи с тем, что в нашем государстве этот показатель ниже среднемирового и чаще всего не соответствует реальной потере трудоспособности, а также из-за ежегодно увеличивающейся численности пенсионеров был подписан указ о постепенном повышении пенсионного возраста. Так, 1-го января каждого года, начиная с 2020 и заканчивая 2022, минимальный возраст для выхода на пенсию будет возрастать на шесть месяцев. Таким образом, с начала 2022 года он установится на отметках 58 и 63 лет; дальнейшие изменения пенсионного законодательства пока не предусмотрены.
Что нового по пенсионному возрасту на сегодня: новый пенсионный возраст в 2022 году в России
Одним из основных условий для назначения страховой пенсии по старости в России в 2022 году является достижение пенсионного возраста, установленного соответственно для женщин и мужчин. В связи с принятием закона о повышении пенсионного возраста общеустановленные значения были повышены — с 55 до 60 лет для женщин и с 60 до 65 для мужчин.
Отдельным категориям граждан пенсия назначается досрочно, раньше общеустановленных нормативов возраста. Такие льготы предоставляются в связи с тяжелыми, опасными условиями труда, а также по определенным социальным мотивам. К примеру:
- работающим в районах Крайнего Севера;
- во вредных условиях;
- педагогическим и медицинским работникам;
- многодетным матерям и так далее.
Несколько видов белорусских пенсий
В Республике Беларусь можно выйти на пенсию по:
- Старости. По закону страны, женщины вправе закончить свою трудовую деятельность и ежемесячно получать материальное вознаграждение в 55 лет, мужчины в 60. В некоторых сферах возрастной порог ниже (сельское хозяйство, текстильная промышленность, транспортная сфера и т. д.).
- Потере кормильца. На данную выплату могут рассчитывать только те, кто является нетрудоспособным или несовершеннолетним.
- Инвалидности. Для тех, кто не является инвалидами с детства, важно иметь хотя бы небольшой стаж трудовой деятельности.
- Выслуге лет. Представители некоторых профессий становятся пенсионерами не по достижению определённого возраста, а по количеству лет, отработанных в сфере. Перечень профессий утверждён правительством страны.
- Заслугам перед страной. Данную преференцию получают обладатели званий, медалей и орденов.
Подробнее о пенсии в Беларуси узнайте из видео, представленном ниже.
Размер пенсии и пенсионный возраст в Беларуси
- 90 % скидки предоставляется на лекарства, которые приобретаются в государственных аптеках по рецепту лечащего врача.
- Протезирование в государственных клиниках также предоставляется бесплатно, но при применении недорогостоящих материалов.
- 50 % скидки предоставляется на оплату использования жилых помещений и стоимости техобслуживания.
- Бесплатно предоставляется и специальное медицинское оборудование, которое требуется для реабилитации и нормальной жизнедеятельности.
- В первую очередь предоставляется жилье пенсионерам-инвалидам, имеющим открытую форму туберкулеза.
- По врачебным показаниям может бесплатно предоставляться и санаторно-курортное лечение. При необходимости путевка может предоставляться и лицу, ухаживающему за больным.
- Гаражи и дачи, располагающие не по месту проживания пенсионера, не облагаются налогом.
- Не берется и плата за земельные участки, если на жилой площади не зарегистрированы граждане предпенсионного возраста.
- Для пенсионеров уменьшается и транспортный налог.
- Скидки в размере 50 % при приобретении билетов на электричку, а также на пригородный автомобильный и водный транспорт. Льгота предоставляется в период с мая и по конец сентября, для снижения расходов во время дачного сезона.
- Льготы при выплатах за ЖКХ услуги. В данном случае площадь не имеет значения, но важно, чтобы на территории пенсионер был зарегистрирован один.
- Не требуется платить налог на недвижимость по капитальному строительству.
Когда пора на пенсию?
Рождённые в:
- первой половине 1962 г. женщины и первой половине 1957 г. мужчины выходят на пенсию в 55,5 и 60,5 лет соответственно;
- второй половине 1962 г. женщины и второй половине 1957 г. мужчины выходят на пенсию в 56 и 61 год соответственно;
- первой половине 1963 г. женщины и первой половине 1958 г. мужчины выходят на пенсию в 56,5 и 61,5 года соответственно;
- второй половине 1963 г. женщины и второй половине 1958 г. мужчины выходят на пенсию в 57 и 62 года соответственно;
- первой половине 1964 г. женщины и первой половине 1959 г. мужчины выходят на пенсию в 57,5 и 62,5 лет соответственно;
- второй половине 1964 г. женщины и второй половине 1959 г. мужчины выходят на пенсию в 58 и 63 года соответственно.
Когда будет повышение?
Власти страны следят за тем, чтоб реальная покупательская способность населения в стране не снижалась. Естественно, в связи с огромным рядом событий, не всегда хороших, произошло снижение реальной пенсии Белорусов, поэтому рост является просто обязательным, но это не значит, что пенсии не будут увеличиваться в своих суммах, хотя индексация пенсий в Беларуси будет.
В декабре прошлого года появились новости по поводу того, что бюджет Беларуси предполагают рост пенсионных выплат, в частности трудовых пенсий до 581 рублей, что в пересчете на американскую валюту равно 228 американских долларов. Сложно сказать точно, когда будет повышение пенсии в Беларуси с 1 ноября, но такая информация есть.
Интересный факт! На сегодняшний день в Беларуси действует солидарная пенсионная система. Это совсем не значит, что люди будут зарабатывать столько, сколько откладывают. Граждане платят взносы, из которых оформляются пенсии нынешним пенсионерам. И индивидуальный коэффициент заработка на текущий момент практически не оказывает влияние на размер будущей пенсии. Это создает определённые проблемы, потому что если человек становится перед выбором: честная зарплата или большие деньги в конверте, то в основном отдается предпочтение именно второму варианту, хотя старшее поколение больше предпочитает официальное трудоустройство.
Радует только то, что в настоящее время Беларусь решает проблемы пенсионной системы, что называется «в моменте». Поэтапно увеличивается пенсионный возраст, а также растёт страховой стаж, необходимый для выплаты пенсий. Это создает ряд определённых проблем, есть риск попасть пенсионную ловушку, но без потерь кардинальным образом проблемы решить не получается, и это нужно учитывать обсуждая повышение трудовых пенсий в 2022 году в Беларуси.