Кто виновен в ДТП за несоблюдение дистанции

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто виновен в ДТП за несоблюдение дистанции». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В ПДД говорится о том, что расстояние до ближайшего автомобиля в потоке движения должно быть безопасным. Но для водителей эта категория может быть различной. Кто-то уверен, что справится с проблемой за пару метров, а кому-то и 15 будет мало.

Минимальные значения необходимой дистанции и бокового интервала

Как правильно вычислить безопасную дистанцию и предупредить ДТП? Для верного расчета необходимо учитывать субъективные и объективные факторы.

К субъективным предпосылкам относятся личная оценка водителем своей реакции и имеющихся навыков управления. Гражданин понимает, какая безопасная дистанция на дороге существует именно для него. В таких случаях не важен стаж вождения, он не выходит на первый план, ведь скорость реакции с возрастом снижается.

Объективными факторами считаются:

  • погодные условия;
  • время года;
  • состояние дорожного полотна;
  • видимость.

При взятии в расчет указанных выше составляющих и правильных подсчетов, расстояния для предотвращения столкновения должно хватить. Чем хуже ситуация на дороге, тем больше должна быть дистанция и боковой интервал. Это убережет водителя от ДТП разной степени серьезности.

Многие начинающие автолюбители не сразу способны сориентироваться в дорожном потоке. Отсутствует зачастую и соблюдение ПДД.

Требуется помнить, что по законам физики автомобиль не сможет мгновенно остановиться как человек, для этого происходит много манипуляций, которые нам не заметны. Поэтому и необходимо придерживаться безопасной дистанции.

Способы подсчета расстояния:

  1. Требуется разделить существующую скорость на 2. Это значение является оптимальным даже для городского режима. К примеру, при скорости 80 км/час безопасна дистанция составляет 40 м.
  2. Определить время для безопасного торможения.

Второй вариант расчетов считается более точным. Время торможения на сухом асфальте при 60 км/ч составляет 2 секунды (это при условии, что будет ясная погода и хорошая видимость). Если пойдет дождь или снег, то на мокрой дороге тормозной путь образуется за 4 секунды.

ДТП в результате несоблюдения безопасной дистанции и бокового интервала

По учетно-статистическим данным ГИБДД одной из основных причин дорожно-транспортных происшествий в РФ является несоблюдение безопасной дистанции при дорожном движении.

Как определить какая дистанция может считаться безопасной?

Одни водители исчисляют безопасность в секундах, другие – в метрах, третьи – в габаритных размерах транспортных средств.

Фактически при выборе безопасной дистанции, водители должны руководствоваться совокупностью составляющих е е факторов, таких как скорость движения транспортного потока, интенсивность его движения, дорожные и метеорологические условия, видимость с рабочего места водителя.

Разумеется, не стоит «сбрасывать со счетов» и личные качества, присущие каждому индивидууму – водительский стаж (опыт), возраст, время нахождения за рулем автомобиля, психофизиологические особенности.

Во многих случаях безопасность дистанции определяется способностью водителя выбрать оптимальную скорость движения.

В экзаменационных билетах по ПДД РФ, кандидатам в водители задается вопрос: «При движении в потоке какая скорость будет наиболее безопасной?».

Из вариантов ответов правильным считается — чем интенсивнее движение, тем ближе должна быть скорость движения каждого водителя к средней скорости движения потока.

Абсурдность и вредность такого подхода к определению оптимальной скорости движения в потоке приводит к тому, что водители забывают о соблюдении необходимой дистанции до движущегося впереди транспортного средства.

Реализация такого рода догм на практике приводит к дорожно-транспортным происшествием с большим количеством транспортных средств, по типу «паровозика».

Действия всех водителей, кроме водителя первого автомобиля, в таком составе будут неизменно квалифицированы как нарушение п. 9.10 ПДД РФ, которая гласит: Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.

Значения безопасной дистанции

Для того, чтобы определить точные цифры безопасной дистанции применяются практически тесты на полигонах. При этом учитывается целый ряд условий, среди которых тип шин, скорость движение, состояние дорожного полотна, время реакции водителя и т.д. Вот пример расчета средней безопасной дистанции.

В исходных условиях легковой автомобиль (105 л.с.) с летней резиной 14 дюймов. Скорость составляет 95 км/ч. В серии тестов показаны значения тормозного пути – от 32 до 38 метров. Берется среднее значение в 35 метров. Дополнительно проводятся тесты на дорогах с гладким асфальтом, где тормозной путь в среднем увеличился на 5 метров (итого 40 метров). Добавляем также те 2 секунды, за которые водитель должен понять, что надвигается экстренная ситуация и надо тормозить. При скорости 95 км/ч – это 49 метров. Финальная цифра для заданных условий – это 89 метров (безопасная дистанция).

В таблице представлены результаты тестов для других условий дорожного покрытия:

Читайте также:  Оплата больничного листа после увольнения
Скорость движения автомобиля, км/ч
Условия на дороге 35 км/ч 65 км/ч 85 км/ч 105 км/ч
Авто на летних шинах едет по сухой дороге 30,7 57,0 74,5 92,0
Авто едет на летних шинах по мокрой дороге 29,3 54,4 71,2 88,0
Авто едет на «липучке» по сухой дороге 31,5 58,4 76,4 94,4
Авто едет на «липучке» по мокрой дороге 28,7 53,4 69,8 86,2
Авто едет на «липучке» по снегу или льду 24,6 45,7 59,8 73,9
Авто с шипованной резиной едет по сухой дороге 31,1 57,7 75,5 93,3
Авто на шипованной резине едет по мокрой дороге 27,5 51,1 66,8 82,5
Авто на шипованной резине едет в снег или лед 31,8 59,0 77,2 95,4

Учтите, что это теоретические расчеты, которые могут не учитывать, например, степень износа тормозной системы вашего автомобиля. Да и соблюдать дистанции по 95 метров в реальности будет проблематично – некий спешащий человек, обязательно попробует вклиниться в образовавшееся место.

Ответственность за несоблюдение дистанции

За несоблюдение дистанции грозит штраф. Важный момент, что большинство таких штрафов выписывается уже постфактум, когда водитель допустил столкновение из-за несоблюдения. Для привлечения к ответственности инспекторы ГИБДД применяют статью 12.12 КОАП (нарушение правил расположения автомобиля на дороге), согласно которому максимальное наказание – это 1500 рублей.

Нельзя получить штраф за несоблюдение дистанции при отсутствии инцидента. Инспектор оформит наказание, только в случае, если это привело к аварии. Если обстоятельства сложились так, что вам пытаются выписать штраф за несоблюдение дистанции без факта аварии – это повод обжаловать решение инспектора в суде.

В ряде случаев штраф может быть выписан и автомобилисту, который двигался впереди. Это может быть преднамеренное экстренное торможение, которое не имело смысла. То есть водитель экстренно тормозил не чтобы предупредить столкновение. Чтобы доказать этот факт, необходимы записи с видеорегистратора или показания свидетелей.

  • Решение по делу №12-67/2013 в Татарстане удовлетворило жалобу водителя о том, что она незаконно привлечена к штрафу за нарушение пункта 9.10 ПДД, когда двигалась задним ходом и допустила столкновение со стоящим автомобилем. Здесь целых 2 несоответствия условиям 9.10: автомобиль потерпевшего не двигался, он же был сзади, а не впереди машины виновницы ДТП.
  • Постановлением № 5-18/2013 суда Орловской области прекращено дело водителя, который якобы в нарушение 9.10, не соблюдая дистанцию, въехал в мотоблок. Дело прекращено на основании того, что мотоблок транспортным средством не является, а пункт чётко оговаривает, что дистанцию нужно соблюдать именно до движущегося впереди транспортного средства.
  • Приговор №1-6/2015 в Тверской области по уголовному делу за причинение смерти велосипедисту из-за несоблюдения дистанции водителя автомобиля.
  • Ещё одно решение с отменой штрафа за нарушение пункта 9.10 на основании того, что нарушивший водитель двигался задним ходом и столкнулся со стоящей машиной.

Чем плох предыдущий метод? Приблизительностью. Глазомер у всех разный, и один водитель будет считать, что держит дистанцию в 50 метров, тогда как между машинами нет и 30, а другой будет держать 75, принимая их за 50.

Опытные водители предлагают использовать правило двух секунд. Нужно заметить место, которое проехал впередиидущий автомобиль, и сосчитать до двух. Если за это время вы проскочили ориентир — дистанцию нужно увеличить.

Опять же, это правило действует только для сухой дороги. На мокрой дороге стоит применять правило трех секунд, на зимней — отсчитывать до 6 секунд. А в темноте двигаться так, чтобы иметь возможность остановиться до границы светового пятна фар вашего автомобиля. Помните, что за этими границами может оказаться неподвижный объект (пешеход, сломанный автомобиль, собака или лось). Остановочный путь на скорости 100 км/ч равняется примерно 70 метрам: 40 метров — средний тормозной путь современного легкового автомобиля, и 27,78 метра — путь, который автомобиль проходит на 100 км/ч за 1 секунду (время реакции водителя на экстренную ситуацию).

Определение безопасной дистанции

Несоблюдение дистанции – одна из распространенных причин аварий. Чаще всего это случается в городах с интенсивным движением. В ПДД нет точных цифр, определяющих безопасное расстояние между автомобилями. Связано это с тем, что на размер тормозного пути транспортного средства влияет несколько факторов. Правила дорожного движения обязывают водителя соблюдать такую безопасную дистанцию, которая обеспечит безаварийное перемещение.

Рекомендуется рассчитывать время торможения автомобиля, исходя из следующих данных:

  • На идеальной асфальтированной дороге в светлое время суток и при хорошей видимости – 2 секунды.
  • На той же самой дороге ночью — 3 секунды.
  • На мокром асфальте днем – 3 секунды.
  • На аналогичной дороге ночью – 4 секунды.
  • На асфальте с небольшими заснеженными участками днем – 4 секунды.
  • На подобной дороге ночью – 5 секунд.
  • На заснеженной дороге со льдом днем – 5 секунд.
  • В аналогичной ситуации ночью – 6 секунд.

Начинающим водителям рекомендуется потренироваться и определить, какой именно тормозной путь будет у автомобиля при экстренном торможении.

Когда выписывается штраф за несоблюдение дистанции?

Сам факт нарушения очень тяжело зафиксировать при передвижении транспортных средств. Большинство дорог не оборудованы видеокамерами, но даже их наличие не решает ситуации, так как на дорогах применяются видеокамеры с низкой скоростью кадрирования, из-за чего детально рассмотреть дистанцию не представляется возможным.

Но главная опасность, которую таит данное нарушения — это создание аварийной ситуации или дорожно-транспортного происшествия. В большинстве случае штрафные санкции предписывают уже после факта аварии. В таких случаях машина въезжает в другое транспортное средство, передвигающееся впереди или сбоку, при нарушении бокового интервала.

Читайте также:  Просто физлицо или уже ИП: как налоговики будут определять

Подобные дорожно-транспортные происшествия происходят чаще всего:

  • Около перекрестков
  • На светофорах
  • На регулируемых и нерегулируемых пешеходных переходах
  • При возникновении пробок, заторов и других скоплений машин

и других случаях, когда водителю впередиидущей машины может потребоваться начать торможении.

Такое нарушение определяется двумя пунктами правил дорожного движения:

  • 10-1 — неправильный выбор скорости передвижения.
  • 9-10 — несоблюдение безопасной дистанции между машинами.

Если с пунктом 9-10 по его содержательной части все более-менее понятно, то на пункте 10-1 стоит отдельно остановиться. Он гласит о том, что водитель обязуется вести автомобиль с такой скоростью, чтобы она не превышала заданное ограничение с учетом интенсивности трафика, технического состояния ТС, наличия груза в машине, погодных условий, условий видимости, состояния дорожного полотна и некоторых других факторов. При возникновении опасной ситуации водителю предписывается осуществить меры по обеспечению безопасности, в том числе торможение автомобиля (если этого требует ситуации — до полной остановки).

Как доказать свою невиновность

При рассмотрении дел по ДТП с участием транспорта в суде стоит представить возможные доказательства невиновности. Это позволит избежать административного или иного наказания. Нелишним будет обратиться за помощью к специалистам. Они в один голос утверждают, что опускать руки никогда нельзя.

Так, по приезде полицейских им надо указывать на те моменты, что, к примеру, выезд на встречную полосу или несоблюдение дистанции осуществилось не по вине водителя. Следует озвучить факторы, повлиявшие на это, чтобы по возможности избежать или хотя бы смягчить наказание.

Читаем также: Штраф за лишнего пассажира

Все доводы и предположения водителя должны найти отражение в протоколе, чтобы в последующем было чем оперировать при оспаривании штрафа. Оптимальный вариант в таком случае — аннулирование нарушения с предполагаемого виновника ДТП или переквалификация на более мягкую статью. Вместо наложения штрафа за несоблюдение дистанции сотрудники правопорядка могут ограничиться и предупреждением.

Ответственность за несоблюдение дистанции

Нарушение указанных выше требований означает несоблюдение дистанции. Штраф в административном порядке в этом случае неизбежен. При этом имеется в виду и соблюдение водителями боковой дистанции, например, при обгоне или выезде с парковки. Слишком близкое нахождение друг к другу двух автомобилей, следующих друг за другом, может привести к их столкновению, например, если первый автомобиль резко затормозит. В этом случае вторая машина при несоблюдении дистанции может наехать на нее. Ее водитель должен избежать столкновения благодаря соблюдению оптимальной дистанции между своим автомобилем и впереди идущим (пункт 9.10 ПДД).

Плательщик может снизить размер причитающего к уплате штрафа. Если оплата будет произведена им в течение 20 дней со дня вынесения постановления о наложении штрафа, то сумма платежа составит всего 750 рублей (п.1.3. ст.32.2 КоАП РФ).

Сложность представляет вопрос о том, кого из водителей признать виновным в аварии. Обычно им является водитель второго автомобиля. Хотя возможно наличие вины водителя впереди идущего автомобиля или обоих водителей. Чтобы утверждать это, стоит принять во внимание следующие обстоятельства и установить:

  • степень повреждений, которые нанесены автомобилям участников аварии;
  • их техническое состояние;
  • наличие дорожных знаков и разметок на данном промежутке дороги;
  • длину тормозного пути;
  • интенсивность движения;
  • состояние дорожного полотна;
  • погодные условия.

Ответственность за несоблюдение дистанции

За несоблюдение дистанции грозит штраф. Важный момент, что большинство таких штрафов выписывается уже постфактум, когда водитель допустил столкновение из-за несоблюдения. Для привлечения к ответственности инспекторы ГИБДД применяют статью 12.12 КОАП (нарушение правил расположения автомобиля на дороге), согласно которому максимальное наказание – это 1500 рублей.

Нельзя получить штраф за несоблюдение дистанции при отсутствии инцидента. Инспектор оформит наказание, только в случае, если это привело к аварии. Если обстоятельства сложились так, что вам пытаются выписать штраф за несоблюдение дистанции без факта аварии – это повод обжаловать решение инспектора в суде.

В ряде случаев штраф может быть выписан и автомобилисту, который двигался впереди. Это может быть преднамеренное экстренное торможение, которое не имело смысла. То есть водитель экстренно тормозил не чтобы предупредить столкновение. Чтобы доказать этот факт, необходимы записи с видеорегистратора или показания свидетелей.

Понятие безопасной дистанции и бокового интервала

Два этих термина очень важны при вождении автомобиля по автомагистрали либо в черте города. Они отражены в ПДД и за их игнорирование, предусмотрена административная ответственность.

Человек, находящийся за рулем, обязан соблюдать безопасную дистанцию, которая бы дала возможность ему избежать столкновения – п. 9.10 правил дорожного движения.

Научная литература еще трактует это понятие как определенное расстояние до ближайшего автомобиля, позволяющее экстренно остановить транспортное средство, не создавая угрозу столкновения.

Пункт 9.10 ПДД также предписывает придерживаться определенной дистанции с автотранспортом, двигающимся рядом, т. е. так называемый, боковой интервал. Дословно – это расстояние до рядом едущей машины, которое позволяет беспрепятственно совершать на трассе любые маневры, не повышая риск возникновение аварий.

Таким образом, в случае перестроения или обгона, сбоку должен быть безопасный зазор для манипуляций по снижению угрозы столкновения.

Рекомендуется обратить внимание на еще один фактор – скорость. В соответствии с п.10.1 ПДД управлять автомобилем его владелец, должен в скоростном режиме, с учетом установленных Правилами ограничений

Читайте также:  Справочник Платежных поручений 2022

При управлении автомобилем учитывается:

  • плотность потока автомобилей и динамика их передвижения;
  • состояние асфальтового или грунтового покрытия;
  • видимость и погодные условия;
  • масса перевозимого груза.

Проанализировав все эти факторы, водитель обязан обеспечить полный контроль над складывающейся ситуацией на дороге, выполнить указания, предписанные ПДД, и не допустить возникновения аварии.

Можно сделать вывод, что ехать по магистрали нужно в таком режиме, чтобы была возможность экстренно затормозить, либо без проблем сделать маневр, уйдя от предполагаемого столкновения.

Поэтому когда один водитель въехал в машину сзади – это происходит из-за несоблюдения скоростного режима либо дистанции.

Дистанция и боковой интервал во время движения на автомобиле

Безопасность во время движения зависит в том числе и от того, какую дистанцию привыкли соблюдать водители. Некоторые опасаются приближаться к другим машинам и стараются держать большой интервал, а другие порой дышат в затылок и ощущают себя вполне комфортно. Данный вопрос регулируется пунктом 9.10 ПДД. При этом, правильная дистанция должна соблюдаться не на цифрах, а при обстановке на дороге. Если автомобилист не стал участником ДТП, значит она была безопасная.

Дистанция не соблюдается. Но как тогда водителям расценивать обстановку, если другой автомобилист сильно прижимается, но аварии не происходит. Получается, что он ничего и не нарушает? И означает ли это то, что при столкновении виновником всегда будет задний автомобиль? В большинстве случаев, так оно и происходит. Но в любом правиле есть исключения, которые рассмотрим ниже. Один из таких случаев связывается с пунктом 10.1 ПДД, когда автомобилист обязан выбирать такую скорость, чтобы можно было произвести быструю остановку при необходимости.

Если автомобиль впереди не движется. Данная ситуация расценивается по пункту 10.1 ПДД. Если водитель не заметил автомобиль впереди и не смог вовремя остановиться, то сотрудник ГИБДД будет оформлять протокол. И именно здесь будет указано, что водители ехали с такой скоростью, которая не позволила произвести экстренную остановку.

Боковой интервал. На некоторых сайтах можно увидеть «точные» данные о боковом интервале во время движения. Однако, в ПДД этой информации нет. Здесь указано только то, что боковое расстояние должно обеспечивать безопасность во время движения. Определять такой интервал нужно с учетом многих факторов. В запасе всегда должно быть расстояние на случай, если возникнут следующие факторы:

увод автомобиля во время замедления;

увод в сторону из-за дефектов дорожного полотна;

внезапный поток ветра.

Итог. Интервал во время движения влияет на безопасность. Несмотря на то, что в ПДД не указано точных цифр, определить данный параметр можно и самостоятельно.

  • Штраф за несоблюдение бокового интервала и дистанции может быть наложен только в том случае, если автолюбитель попал в дорожно-транспортное происшествие. Причём следует отметить тот факт, что ДТП должно было произойти со следующим условием: оба автомобиля двигались. В том случае, если одна машина была припаркована, наложить штраф никто не имеет права.
  • Соблюдение дистанции — весьма важное положение, прописанное в ПДД. Не соблюдая положенную дистанцию, водитель не сможет иметь возможность избежать возникновения аварийной ситуации. Об этом следует помнить.
  • Штраф за несоблюдение дистанции составляет 1500 рублей. Именно эту сумму придётся уплатить нарушителю.

Пункт 9.10 ПДД – несоблюдение дистанции и бокового интервала

С 1 мая существенно ужесточен штраф за нарушения ПДД на железнодорожных переездах. Согласно статье 12.10 КоАП, за пересечение рельс вне переезда, выезд на переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме либо при запрещающем сигнале и другие чрезвычайно опасные, ведущие к катастрофе действия придется отдать пять тысяч рублей. Или лишиться прав на срок от трех до шести месяцев.

Штраф за несоблюдение расстояния могут выписать только по факту аварии, поэтому он и именуется штраф за несоблюдение дистанции при ДТП.

Если пострадавший по вине водителя умер или ему был нанесен тяжкий вред здоровья водитель несет уголовную ответственность по статье Статья 264. «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств».

При тяжком вреде здоровью вас могут арестовать, присудить обязательные работы, лишить свободы до 2 лет.

Какой штраф за нарушение 9.10?

Вы не успеваете среагировать и врезаетесь во впередиидущий автомобиль. При отсутствии свидетелей виновником будете вы, так как не рассчитали расстояние для безопасной езды на случай экстренного торможения впередиидущего авто.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

ПДД также описывают ситуацию так, что ДТП происходит тогда, когда вы врезаетесь в движущийся впереди автомобиль, но никак не стоящий. То есть, оба участника ДТП должны ехать, причем в одну сторону.

Чем негативных погодных и иных факторов больше, тем расстояние должно быть длиннее. Можно выделить несколько случаев, при которых обязательно увеличение промежутка пути до впереди двигающегося грузовика или легковушки.

Это делается при следующих условиях:

  1. Асфальт мокрый от осадков.
  2. На трассе гололедица.
  3. Впереди движется колонна транспортных средств.
  4. Видимость существенно снижена из-за ландшафта либо погодных условий.
  5. На участке дороги необходимо увеличить скорость.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *