Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Транспортный налог: понятие, размер, срок и порядок уплаты». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Объектом налогообложения признаются транспортные средства (ТС), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ, перечисленные в п. 1 ст. 358 НК РФ: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства.
Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу
Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно (п. 1 ст. 362 НК РФ).
Согласно п. 2 указанной статьи сумма налога (ТН), подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого ТС как произведение соответствующей налоговой базы (НБ) и налоговой ставки (НС) (если иное не предусмотрено данной статьей):
ТН = НБ х НС.
Сумма налога определяется как разница между исчисленной суммой налога (ТН) и суммами авансовых платежей по налогу (АП), подлежащих уплате в течение налогового периода (если законами субъектов РФ установлены отчетные периоды):
ТН = НБ х НС – АП.
О том, как рассчитывается авансовый платеж по транспортному налогу по истечении каждого отчетного периода, говорится в п. 2.1 ст. 362 НК РФ. Он равен 1/4 произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки с учетом повышающего коэффициента (Кп), указанного в п. 2 данной статьи:
АП = 1/4 х ТН.
При этом законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода (п. 6 ст. 362 НК РФ).
Порядок расчета транспортного налога
При исчислении суммы транспортного налога учитываются следующие основные показатели:
- Налоговая база – ее величина выражается в лошадиных силах конкретного автомобиля. Данное значение берется из документов на транспортное средство.
- Налоговая ставка (измеряется в рублях) – данный показатель устанавливается на законодательном уровне. Причем его величина меняется в зависимости от мощности транспорта, его вида и субъекта РФ, на территории которого он находится.
- Период владения – промежуток времени, в течение которого машиной владело то или иное лицо.
- Повышающие коэффициенты – они применяются в отдельных случаях, вследствие чего сумма налога возрастает.
До начала 2023 года транспортный налог считали по-старому
Для расчета транспортного налога на автомобили, вошедшие в перечень роскошных, применяется особая формула. За основу взята действующая схема расчета транспортного налога от 2003 года: количество лошадиных сил автомобиля умножается на налоговую ставку, которая привязана к мощности. Причем ставку каждый регион выбирает сам. Например, в Москве минимальная ставка пошлины составляет 12 руб. за 1 лошадиную силу — она применяется к машинам мощностью менее 100 лошадиных сил. С повышением мощности мотора растет и ставка. Автомобили мощнее 250 л. с. облагаются ставкой в 150 руб. за 1 л. с., машины мощностью от 225 до 250 л. с. имеют ставку 75 руб., а модели мощностью от 175 до 225 л. с. — ставку 65 руб. за 1 силу.
Чтобы посчитать транспортный налог для любой машины, налоговая ставка умножается на мощность двигателя. В случае роскошных моделей эта сумма умножается еще на один показатель — коэффициент стоимости автомобиля.
1,1 –для автомобилей средней стоимостью от 3 до 5 млн руб., с года выпуска которых прошло не более трех лет; (действует в течение первого года владения, в последующие 2 года — 1);
2 — при средней стоимости автомобилей от 5 до 10 млн руб. и не более пяти лет с года выпуска;
3 — при средней стоимости автомобилей от 10 до 15 млн руб. и менее 10 лет с года выпуска, а также для автомобилей средней стоимостью от 15 млн руб. не старше 20 лет.
Значение имеет и возраст автомобиля. Согласно формуле, модели в категории 3-5 млн руб. облагаются повышенным налогом только первый год после приобретения, 5-10 млн — 5 лет, а 10-15 млн — 10 лет, а от 15 млн — 20 лет после даты производства.
Налоговая база, налоговый период, налоговые ставки
Порядок определения налоговой базы в данном случае регулируется ст. 359 НК РФ и зависит от вида транспортного средства.
Налоговая база определяется в отношении:
-
транспортных средств, имеющих двигатели, – как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;
-
водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых назначается валовая вместимость, – как валовая вместимость в регистровых тоннах;
-
в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, – как паспортная статическая тяга реактивного двигателя воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;
-
прочих транспортных средств – как единица транспортного средства.
Налоговым периодом признается календарный год (ст. 360 НК РФ).
Отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал (п. 2 ст. 360 НК РФ). При установлении налога законодательные органы субъектов РФ вправе не устанавливать отчетные периоды (п. 3 ст. 360 НК РФ).
Налоговые ставки транспортного налога представляют собой фиксированную денежную сумму в расчете на соответствующую единицу измерения налоговой базы, т. е. на каждую лошадиную силу, килограмм силы тяги, регистровую тонну валовой вместимости, единицу транспортного средства.
Baжныe ocoбeннocти дoбaвoчныx cбopoв
Итaк, мы oпpeдeлили, чтo знaчит кocвeнный нaлoг. Нo ecть ли y нeгo cвoи ocoбeннocти, oтличaющиe eгo oт пpямыx финaнcoвыx oбязaтeльcтв пepeд гocyдapcтвoм? К чиcлy тaкиx xapaктepиcтик мoжнo oтнecти:
- oпepaтивнocть пepeчиcлeния в гocyдapcтвeнный бюджeт (cyммa нaлoгa oкaзывaeтcя нa cчeтe ФНC в мaкcимaльнo кopoткиe cpoки пocлe peaлизaции тoвapa или ycлyги);
- выcoкaя дoxoднocть для бюджeтa, тaк кaк кocвeнными нaлoгaми oблaгaeтcя бoльшинcтвo тoвapoв и ycлyг в Poccийcкoй Фeдepaции;
- пpocтoй pacчeт, бaзиpyющийcя нa нecкoлькиx ocнoвныx фopмyлax;
- зaкpытыe выплaты (бoльшинcтвo пoтpeбитeлeй дaжe нe зaдyмывaютcя o тoм, чтo пpи пoкyпкe тoвapoв oни внocят oпpeдeлeнный дoxoд в гocyдapcтвeннyю кaзнy);
- yчacтиe пocpeдникa пpи пepeдaчe нaлoгa (тaким cвязyющим звeнoм мeждy пoкyпaтeлeм и гocyдapcтвoм являeтcя пpoдaвeц тoвapa).
Cooтнoшeниe пpямыx и кocвeнныx нaлoгoв
Нeпpямыe нaлoги являютcя лишь чacтью дoxoдoв гocyдapcтвeннoй кaзны. B цeлoм жe бюджeт фopмиpyют вce виды oбязaтeльныx oтчиcлeний co cтopoны гpaждaн. Paзныe вoзмoжнocти coчeтaния пpямыx и кocвeнныx нaлoгoв пoзвoляют фopмиpoвaть нecкoлькo мoдeлeй нaлoгooблoжeния, кoтopыe cyщecтвyют в paзныx cтpaнax миpa:
- Aнглocaкcoнcкaя мoдeль. Для дaннoй cиcтeмы xapaктepeн нeбoльшoй oбъeм кocвeнныx нaлoгoв. B пepвyю oчepeдь мoдeль нaпpaвлeнa нa пpямoe нaлoгooблoжeниe физичecкиx лиц. Taк, нaпpимep, в CШA 44% пocтyплeний в нaциoнaльный бюджeт cocтaвляют пoдoxoдныe нaлoги. Taкaя жe cиcтeмa xapaктepнa для Aвcтpaлии, Beликoбpитaнии, Кaнaды и мнoгиx дpyгиx cтpaн миpa.
- Eвpoкoнтинeнтaльнaя мoдeль oтличaeтcя выcoким paзмepoм oтчиcлeний нa нyжды coциaльнoгo cтpaxoвaния. Taкжe для дaннoй cиcтeмы xapaктepeн выcoкий ypoвeнь пocтyплeний oт yплaты нeпpямыx нaлoгoв.
- Лaтинoaмepикaнcкaя мoдeль opиeнтиpyeтcя нa бoльшoй пpoцeнт бюджeтныx дoxoдoв oт нeпpямыx нaлoгoв. Нaлoгoвыe oтчиcлeния вoзpacтaют пo мepe pocтa цeн, cвязaннoгo c инфляциeй, чтo пoзвoляeт в oпpeдeлeннoй мepe зaщитить гocyдapcтвeнный бюджeт.
- Moдeли cмeшaннoгo типa xapaктepны для мнoгиx гocyдapcтв. Taкиe cxeмы пpимeняютcя для дивepcификaции cтpyктypы дoxoдoв, нивeлиpyя влияниe oтдeльныx типoв нaлoгooблoжeния. Глaвнaя зaдaчa дaннoй мoдeли зaключaeтcя в тoм, чтoбы cдeлaть пpямыe нaлoги ocнoвными иcтoчникaми пocтyплeний, нo c пpeoблaдaниeм дoли cбopoв co cтopoны бизнeca, a нe oт пoдoxoднoгo нaлoгa.
Экcпepты в oблacти экoнoмики cчитaют, чтo нaлoгoвaя cиcтeмa, cyщecтвyющaя нa ceгoдняшний дeнь в Poccийcкoй Фeдepaции, являeтcя нaибoлee близкoй к лaтинoaмepикaнcкoй мoдeли. Taкжe в poccийcкoй cxeмe пpиcyтcтвyют элeмeнты eвpoкoнтинeнтaльнoй мoдeли нaлoгooблoжeния.
Пocтyплeния нaлoгoв co cтopoны бизнeca и пpeдпpинимaтeлeй нa ceгoдняшний дeнь в Poccии cocтaвляют пopядкa 70%.
Как рассчитать количество полных месяцев владения автомобилем
Если ТС было поставлено или снято с учета в течение года, то транспортный налог рассчитывается с определенным коэффициентом. Этот коэффициент определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано, к числу календарных месяцев в году (12).
Порядок определения количества полных месяцев владения автомобилем рассчитывается в соответствии с пунктом 3 ст. 362 НК РФ. Месяц регистрации считается полным, если транспортное средство поставлено на учет до 15-го числа включительно. Месяц снятия с учета признает полным в случае, если автомобиль снят с регистрации после 15-го числа.
К примеру, если автомобиль был поставлен на регистрацию после 15-го числа, то этот месяц не является полным и при расчете налога на автомобиль не учитывается.
Комментарий к ст. 358 НК РФ
В рассматриваемую статью Федеральным законом от 20 декабря 2005 г. N 168-ФЗ внесены некоторые изменения. Однако, как и прежде, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства… зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Однако из этого правила есть исключения.
Во-первых, Налоговый кодекс содержит перечень транспортных средств, которые не являются объектом налогообложения, и, во-вторых, субъектам РФ предоставлено право дополнять предусмотренный перечень по своему усмотрению.
Перечень не подлежащих налогообложению транспортных средств приведен в пункте 2 статьи 358 Налогового кодекса РФ. Своими письмами Минфин России разъяснил некоторые вопросы о том, какие транспортные средства не признаются объектом налогообложения. Так, для того чтобы установить, что легковой автомобиль, полученный через органы социальной защиты населения, не является объектом обложения транспортным налогом, налогоплательщику необходимо представить в налоговый орган документы, подтверждающие факт получения указанного легкового автомобиля через соответствующие организации. Данные положения действуют и в том случае, если автомобили были куплены и переоборудованы инвалидами за свой счет (письмо Минфина России от 8 июля 2004 г. N 03-06-11/100).
В письме Минфина России от 2 ноября 2005 г. N 03-06-04-04/44 указано, что не признаются объектом налогообложения не только пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности организации-перевозчика, но и зафрахтованные суда.
Разъяснения, касающиеся уплаты транспортного налога сельхозпроизводителями, содержатся в письме Минфина России от 1 ноября 2005 г. N 03-06-04-04/42. Специалисты Минфина уточняют, что комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных производителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции, не облагаются транспортным налогом.
До недавнего времени было много вопросов, связанных с так называемыми передвижными предприятиями — автомобилями, выполняющими производственные и хозяйственно-бытовые функции. Такие автомобили в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов учитываются как здания и сооружения, и к ним относятся передвижные электростанции, трансформаторы, лаборатории, мастерские, кухни, магазины, душевые и клубы. По мнению инспекторов ФНС, уплачивать налог с таких автомобилей не нужно. Однако Минфин настаивал на обратном, ссылаясь на Международное соглашение о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств (заключено в Женеве 20 марта 1958 года), согласно которому любое оборудование, перевозимое специальными автомобилями, считается грузом. В письме Минфина России от 15 декабря 2004 г. N 03-06-04-04/14 рекомендовано платить налог исходя из мощности автомобиля, но в соответствии с его же письмом от 22 ноября 2005 г. N 03-06-04-02/15 специализированные автомобили на базе грузовых относятся к грузовикам и облагаются налогом по более высоким ставкам.
Кроме того, подпунктом 9 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса РФ установлено, что суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов, не являются объектом налогообложения по транспортному налогу, следовательно, в отношении судов, зарегистрированных в этом реестре, транспортный налог не уплачивается.
При применении этой льготы судовладельцам нужно учитывать следующее. Федеральный закон от 20 декабря 2005 г. N 168-ФЗ был опубликован в «Парламентской газете» и в «Российской газете» 23 декабря 2005 года. Согласно пункту 2 статьи 4 этого Закона, изменения в Налоговый кодекс РФ, вносимые им, вступают в силу с 1 января 2006 года, но не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования. Таким образом, изменения, внесенные в Налоговый кодекс РФ, не могут вступить в силу ранее 23 января 2006 года.
В то же время, общие правила вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах установлены в статье 5 Налогового кодекса РФ. Согласно пункту 1 статьи 5 Налогового кодекса РФ, акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Следовательно, данные изменения могут вступить в силу только после 24 января 2006 года с началом нового налогового периода по конкретному налогу. Поскольку налоговым периодом по транспортному налогу является календарный год (ст. 360 Налогового кодекса РФ), льгота по транспортному налогу в отношении судов, зарегистрированных в РМРС, может применяться лишь начиная с 2007 года.
Следует особо отметить, что данное изменение, хотя и улучшает положение налогоплательщиков, не может применяться с 1 января 2006 года. Согласно пункту 4 статьи 5 Налогового кодекса РФ, акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размер ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. Однако пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 20 декабря 2005 г. N 168-ФЗ, говорящий о вступлении в силу изменений в Налоговый кодекс РФ, не содержит никаких положений, придающих данным изменениям обратную силу. В Законе не сказано, что действие новых положений распространяется на правоотношения с 1 января 2006 года. Поэтому обратную силу новые нормы не имеют и вступают в силу в порядке, указанном выше.
Транспортный налог сроки.
Какие есть льготы и скидки на оплату транспортного налога?
Разговоры об отмене транспортного налога для всех автовладельцев ведутся ежегодно, но так же ежегодно этот налог регулярно начисляют. В 2020 году автовладельцы лелеяли надежду, что в виду непростой экономической и эпидемиологической ситуации налог начислен не будет, но чуда не случилось. Не стал исключением и 2021 год, дополнительных “плюшек”, кроме уже имеющихся автовладельцам не предоставили.
Кто освобожден от уплаты налога:
- Герои Советского Союза и России и те, кто награжден орденами Славы
- Ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды ВОВ
- Ветераны и инвалиды боевых действий
- Инвалиды I и II групп
- Владельцы автомобилей мощностью до 70 л.с.
- Призванные на военную службу в связи с мобилизацией
Дополнительные льготы и скидки на транспортный налог зависят от региона регистрации автомобиля. Налоговые послабления могут быть предоставлены как физическим лицам, так и организациям. В некоторых регионах полностью освобождены от уплаты налога пенсионеры, а льготами могут пользоваться матери-одиночки и родители в многодетной семье.
Ставки и прочие вопросы налогообложения определены Законом Украины ”О налоге с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов ”.(теряет силу с 1 января 2011 года в связи с принятием Налогового кодекса Украины).
Плательщиком налога на транспортные средства являются физические лица, которые осуществляют первую регистрацию на Украине, регистрацию, перерегистрацию транспортных средств и/или имеют зарегистрированные на Украине собственные транспортные средства, которые и являются объектом налогообложения.
Размер налога с владельцев транспортных средств на Украине оплачивается в следующих размерах:
Описание объекта налогообложения
Ставка налога в год (с 100 куб.см объема цилиндров двигателя, с 1 кВт мощности двигателя или 100 см длины)
Налог с владельцев транспортных средств при первой регистрации на Украине
Автомобили легковые (кроме авто с электродвигателем) с объемом двигателя:
Транспортные средства, оснащенные электродвигателем
Налог с владельцев транспортных средств при проведении регистрации, перерегистрации и очередного ТО
Автомобили легковые (кроме авто с электродвигателем) с объемом двигателя:
Транспортные средства, оснащенные электродвигателем
В большинстве стран не существует единого транспортного налога. Вместо него могут взиматься следующие налоги:
- Налог на имущество — налог, прямо или косвенно зависящий от стоимости автомобиля. Несмотря на существование подоходного налога, во многих странах взимается и налог на имущество; от этого налога обычно труднее уклоняться, чем от подоходного налога.
- Дорожный налог — налог, деньги от уплаты которого идут на строительство и ремонт автотрасс.
- Экологический налог — налог, стимулирующий приобретение автомобилей, меньше отравляющих атмосферу, либо пользование незагрязняющими типами транспорта (метро, троллейбус).
Некоторые из этих налогов могут отсутствовать, быть скрытыми либо объединяться вместе.
Федерального транспортного налога не существует, однако во всех штатах установлен ежегодный сбор за регистрацию транспортного средства. Помимо этого, некоторые штаты облагают владение транспортными средствами дополнительными налогами. Штат Нью-Йорк взимает налог на транспортные средства в зависимости от их массы. В Калифорнии размер ежегодного регистрационного сбора зависит от текущей стоимости автомобиля.
Предназначение государственного сбора
В том виде, в котором данный вид налогообложения применяется сегодня, он действует в России с января 2003 года. Именно в этот период была проведена существенная налоговая оптимизация. До этого в стране действовал закон № 1759/1 «О дорожных фондах в РФ». Налог на транспортные средства является прямым, так как он должен взиматься непосредственно с дохода, получаемого в натуральном виде, а именно — с имущества, принадлежащего плательщику налога.
Правомочность взимания налога на транспорт закреплена главой 28 Налогового кодекса РФ. Значительная часть полномочий по назначению ставок, порядка и сроков внесения платежей, льгот, предоставляемых определенным категориям налогоплательщиков, передана региональным органам. Налог, уплачиваемый собственниками транспортных средств, является серьезным источником получения дохода, так как количество машин и других видов транспорта постоянно растет. Это позволяет наполнять региональную казну и оживлять экономику регионов.
Статья 359. Налоговая база
1. Налоговая база определяется:
1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), — как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;
1.1) в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, — как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;
2) в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, — как валовая вместимость в регистровых тоннах;
3) в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 настоящего пункта, — как единица транспортного средства.
2. В отношении транспортных средств, указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.
В отношении транспортных средств, указанных в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно.
Прямые и косвенные налоги
К этой группе налогов относятся также таможенные пошлины. Главная особенность косвенных налогов заключается в том, что их тяжесть перекладывается на конечного потребителя. Другой особенностью является то, что эти налоги хорошо собираемы, так как включены в состав цены и от них трудно уклониться. Именно в силу этого на первом месте в перечне федеральных налогов и сборов, установленных Налоговым кодексом, стоят косвенные налоги — налоги на добавленную стоимость и акцизы.
В зависимости от места формирования источника выплаты налогов последние подразделяются на прямые и косвенные. Налог считается прямым, если источник формируется непосредственно у налогоплательщика. Налог является косвенным, если источник находится в составе других платежей (в основном в составе цены) и номинальный налогоплательщик, осуществляющий налоговые платежи, фактически расходов по налогу не несет.