О трансфертном ценообразовании

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «О трансфертном ценообразовании». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В Республике Беларусь контроль в сфере ценообразования регулируется Указом Президента Республики Беларусь от 19.05.1999 N 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь» и ст. 138-1 Налогового кодекса Республики Беларусь (НК РБ) , которая определяет сферу распространения контроля за трансфертными ценами, а также признаки рыночной цены, рынка товаров, связанности сторон, идентичности и однородности товаров (работ, услуг).

Номер документа: 67-IV ЗРК
Дата принятия: 05/07/2008
Состояние документа: Действует
Начало действия документа: 01/01/2009
Органы эмитенты: Парламент

Налоговые риски трансфертного ценообразования

Трансферные цены, устанавливающиеся при сделках между взаимосвязанными (аффилированными) компаниями, формируются под влиянием нерыночных факторов и могут решать не только прямые коммерческие задачи, но и уменьшить затраты на налоги. Это объясняется возможностью перераспределять прибыль между разными подразделениями компании, уводя ее в сторону более мягких налоговых режимов.

Российское налоговое законодательство направлено на противодействие схемам налоговой оптимизации в части ТЦО, что характерно для развитых стран.

Контроль за данным механизмом ценообразования осуществляется налоговой службой согласно положениям статей Налогового Кодекса, в частности, ст. 40. В данной статье, в частности, устанавливается предельное расхождение трансфертной цены с рыночной — не более чем на 20%. Но зачастую такое ограничение необходимо обойти в целях достижения запланированных показателей прибыльности сделки. В таком случае налоговые риски организации можно значительно минимизировать, следуя ряду правил.

Сравнительный правовой анализ

Статья 138-1 введена с 1 января 1999 г. Ранее действовала норма п. 6. ст. 138 НК РБ.

Налоговым законодательством Республики Кыргызстан предусматривается только налогообложение сделок, осуществляемых по ценам ниже рыночных.

В Российской Федерации трансфертное ценообразование регулируется ст. 40 «Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения» Налогового кодекса РФ (НК РФ). Данная статья устанавливает основные принципы и методы расчета цены по сделкам между взаимозависимыми лицами, которые определяются в соответствии со ст. 20 НК РФ.

Межстрановая отчетность

Обязанность по представлению межстрановой отчетности возлагается на одного из следующих участников МГ:

  • материнскую компанию, которая является резидентом Казахстана;
  • уполномоченного участника (если материнская компания предоставила такому участнику полномочия по представлению межстрановой отчетности);
  • резидента Казахстана или нерезидента, осуществляющего предпринимательскую деятельность в Казахстане через структурное подразделение, постоянное учреждение, по требованию уполномоченного органа при соблюдении определенных условий (например, материнская компания не имеет или не исполнила обязательство по представлению межстрановой отчетности согласно законодательству зарубежной юрисдикции ее резидентства или такая юрисдикция не имеет действующего международного договора с Казахстаном, предусматривающего обмен информацией по вопросам налогообложения, либо такой договор не выполняется).
  • при условии, что размер выручки по консолидированной финансовой отчетности МГ за финансовый год, непосредственно предшествующему отчетному финансовому году, составляет не менее суммы:
    • эквивалентной 750 миллионам евро – в случае, если материнская компания МГ является резидентом Казахстана;
    • установленной законодательством иностранного государства, резидентом которого является материнская компания или уполномоченный участник – в случае, если материнская компания или уполномоченный участник не является резидентом Казахстана.

Трансфертное ценообразование (ТЦО) 2021

Контролируемые сделки — это сделки между взаимозависимыми лицами с учетом параметров этих сделок (в том числе суммовых лимитов), прописанных в ст. 105.14 НК РФ, а также сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми, но приравненные к контролируемым сделкам (п. 1 ст. 105.14 НК РФ). Кроме того, контролируемой сделка может быть признана в судебном порядке (п. 10 ст. 105.14 НК РФ).

Сделки, приравненные к контролируемым сделкам:

Сделки с участием посредников (третьих лиц, не признаваемых взаимозависимыми), которые не выполняют в сделках никаких дополнительных функций в цепочке сделок, кроме организации перепродажи товаров (работ, услуг) между двумя взаимозависимыми лицами. При этом в цепочке сделок посредники не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов, т.е. служат для организации формального документооборота. Лимит по величине доходов за календарный год для признания таких сделок контролируемыми составляет 60 млн. рублей (п. 3 ст. 105.14 НК РФ).

Внешнеторговые сделки товарами, входящими в следующие товарные группы:

  1. нефть и товары, выработанные из нефти;
  2. черные металлы;
  3. цветные металлы;
  4. минеральные удобрения;
  5. драгоценные металлы и драгоценные камни.

Перечень кодов товаров утвержден Приказом Минпромторга России от 28.04.2018 N 1714 «Об утверждении Перечня кодов товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сделки в отношении которых признаются контролируемыми в соответствии со статьей 105.14 части первой НК РФ». Лимит по величине доходов за календарный год для признания таких сделок контролируемыми — 60 млн. руб.

Сделки с лицами, зарегистрированными в офшорной зоне. Список государств и территорий, являющихся офшорными зонами, утвержден приказом Минфина России от 13.11.2007 N 108н. Для таких сделок лимит доходов также составляет 60 млн. руб. за календарный год.

Сделки между взаимозависимыми лицами — резидентами РФ признаются контролируемыми, если сумма доходов за календарный год больше 1 млрд. рублей и выполняется хотя бы одно из условий:

  • стороны сделки применяют разные ставки по налогу на прибыль (кроме ставок по пунктам 2 — 4 ст. 284 НК РФ) к прибыли от деятельности в рамках заключенных сделок (пп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ);
  • одна из сторон сделки плательщик НДПИ, предмет сделки добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны сделки объектом налогообложения НДПИ по налоговой ставке, установленной в процентах (пп. 2 п. 2 ст. 105.14 НК РФ);
  • хотя бы одна из сторон сделки плательщик ЕСХН или ЕНВД, при этом в числе других сторон сделки, есть лицо, не применяющее эти спецрежимы (пп.3 п.2 ст. 105.14НК РФ);
  • одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций (пп.4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ);
  • одна из сторон сделки — плательщик налога, по деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья (п. 1 ст. 275.2 НК РФ), а другая сторона нет (или учитывает доходы (расходы) по такой сделке в целях налога на прибыль) (пп. 6 п. 2 ст. 105.14 НК РФ);
  • хотя бы одна из сторон сделки исследовательский корпоративный центр (Федеральный закон «Об инновационном центре «Сколково»), либо участник проекта (Федеральный закон от 29.07.2017 N 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), применяющие освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС в соответствии со ст. 145.1 НК РФ (пп.8 п.2 ст.105.14 НК РФ);
  • хотя бы одна из сторон сделки применяет в налоговом периоде инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций (ст. 286.1 НК РФ, пп.9 п.2 ст.105.14 НК РФ).
  • хотя бы одна из сторон сделки плательщик налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и доходы (расходы) по такой сделке учитываются при определении налоговой базы по этому налогу (пп.10 п.2 ст. 105.14 НК РФ).

Даже если сделки, отвечают перечисленным выше критериям, согласно пп. 1-3 ст. 105.14 НК РФ, они не признаются контролируемым в следующих случаях:

  1. Стороны сделки являются участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков (КНГ), за исключением сделок, предметом которых является полезное добытое ископаемое, объект обложения НДПИ по ставке, установленной в процентах, а также сделок, доходы (расходы) по которым учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья;
  2. Сделки, при которых одновременно выполняются следующие условия — участники сделки зарегистрированы в одном субъекте РФ, при этом они не имеют обособленных подразделений в других субъектах РФ или за пределами РФ, не уплачивают налог на прибыль в бюджеты других субъектов РФ, не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций, при отсутствии иных обстоятельства для признания этих сделок контролируемыми (см.пп.2-7 п. 2 ст. 105.14 НК РФ).
  3. Сделки между налогоплательщиками совершаемые при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, в отношении одного и того же месторождения.
  4. Межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до семи календарных дней (включительно).
  5. Сделки в области военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами, осуществляемого в соответствии с Законом от 19.07.1998 года N 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве РФ с иностранными государствами».
  6. Сделки по предоставлению поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками.
  7. Сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является РФ.
  8. Сделки по уступке налогоплательщиком-банком прав (требований), если такая уступка прав (требований) осуществляется в рамках реализации мероприятий, предусмотренных планом участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка или в соответствии с порядком, определенным п. 1 ст.5 Федерального закона от 29.07.2018 N 263-ФЗ (пп. 8 п.4 ст. 105.14 НК РФ).
Читайте также:  Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»

Дополнительный контроль вводится относительно сделок, отличающихся следующими характеристиками:

  • Операции между сторонами, которые зависят друг от друга (в том числе с участием сторонника).
  • Операции между российскими фирмами и представительствами других стран.
  • Сделки, совершаемые на внешнем рынке с биржевой продукцией (к ней относятся, к примеру, металлы). Дополнительная проверка осуществляется только тогда, когда годовая выручка фирмы превышает 60 млн рублей.
  • Один из контрагентов находится в зоне со льготным налогообложением.
  • Для одного из контрагентов действует налоговая ставка 0%.
  • Сделка осуществляется с участием субъекта, который добывает природные ресурсы и перечисляет средства в казну НДПИ.
  • Операции между сестринскими фирмами, если доля их участия в головной фирме равна 25% и более.
  • Сделки между субъектом и его гендиректором.
  • Операции между предприятиями, гендиректор в которых – это один и тот же человек.

Могут существовать и другие основания для проверок. Однако все они должны подтверждаться законом. Контроль осуществляется только тогда, когда сумма сделки превышает определенный уровень. Как правило, это 60-100 млн рублей.

ТЦ предполагает расчет стоимости на основании цен, установленных между взаимозависимыми лицами. Но что понимается под взаимозависимыми лицами? Это компании, которые могут воздействовать на финансовые показатели друг друга. На такие фирмы обращается особый контроль со стороны налоговых органов, так как они имеют возможности для снижения фискальной нагрузки и выведения прибыли из-под обложения налогами.

Взаимосвязанные лица могут воздействовать на следующие показатели друг друга:

  • Стоимость сделок.
  • Размеры дохода и прибыли.
  • Иные экономические параметры.

Взаимосвязанность лиц определяется по следующим принципам:

  • Прямое или косвенное участие ФЛ или ЮЛ в капитале компании, составляющее не меньше 25%.
  • Родственная связь между ФЛ.
  • Наличие должностной подчиненности.

Если присутствуют прочие признаки взаимосвязанности, налоговый органы вправе обратиться в суд и установить их. Признаки могут быть признаны компаниями в добровольном порядке.

Принцип применения способа цены последующей продажи и затратного метода кроется в том, что в этом случае происходит сопоставление рыночного интервала рентабельности независимых лиц с валовой рентабельностью, приобретенной вследствие сделки с лицом, которое зависит от компании.

К примеру, компания закупает продукцию у взаимозависимого лица и продает ее в дальнейшем независимому лицу. В этой ситуации актуален метод цены последующей реализации. В его рамках проверяется получение дистрибьютором валовой рентабельности (ВР), объективность закупочных цен. Полученное значение нужно сравнить с ВР независимых дистрибьюторов. Если ВР в рамках сделки находится внутри рыночного интервала, закупочная стоимость признается рыночной.

Затратный метод подразумевает анализ не закупочных цен, а стоимостей при продаже. Нужно сравнить ВР трат с рыночным интервалом независимых лиц.

Перечисленные методы применяются достаточно редко. Связано это с тем, что компании достаточно сложно отыскать данные о ВР независимых лиц. Кроме того, сравниваемые сделки должны быть сопоставимыми.

Метод сопоставимой рентабельности является довольно популярным. В его рамках во внимание принимаются параметры операционной рентабельности. Рассмотрим этапы применения метода:

  1. Проведение функционального анализа.
  2. Выбор участника, который будет тестироваться.
  3. Подбор финансового показателя.
  4. Поиск источника получения данных.
  5. Поиск компаний, показатели которых являются сопоставимыми.
  6. Определение рыночного интервала рентабельности.
  7. Сравнение рентабельности тестируемого участника с рыночным интервалом.

Рассмотрим пример. Компания занимается оптовыми закупками. То есть нужно отыскать организации, которые также специализируются на оптовых закупках. Затем из полученного перечня исключаются компании, информации о которых нет в открытом доступе. После этого определяется рыночный интервал. После этого сравнивается рентабельность субъекта с рентабельностью сопоставимых организаций.

ВАЖНО! Метод будет актуальным в том случае, если отсутствует вся полнота данных для применения вышеприведенных методов.

Данный способ применяется крайне редко. Связано это с тем, что он очень сложен. Суть его заключается в перераспределении прибыли всех участников операции пропорционально функциям, которые ими исполнялись. При распределении можно ориентироваться на особенности распределения между независимыми участниками в рамках сопоставимой сделки.

Кто является взаимосвязанными лицами в рамках трансфертного ценообразования?

ТЦ предполагает расчет стоимости на основании цен, установленных между взаимозависимыми лицами. Но что понимается под взаимозависимыми лицами? Это компании, которые могут воздействовать на финансовые показатели друг друга. На такие фирмы обращается особый контроль со стороны налоговых органов, так как они имеют возможности для снижения фискальной нагрузки и выведения прибыли из-под обложения налогами.

Взаимосвязанные лица могут воздействовать на следующие показатели друг друга:

  • Стоимость сделок.
  • Размеры дохода и прибыли.
  • Иные экономические параметры.

Взаимосвязанность лиц определяется по следующим принципам:

  • Прямое или косвенное участие ФЛ или ЮЛ в капитале компании, составляющее не меньше 25%.
  • Родственная связь между ФЛ.
  • Наличие должностной подчиненности.

Если присутствуют прочие признаки взаимосвязанности, налоговый органы вправе обратиться в суд и установить их. Признаки могут быть признаны компаниями в добровольном порядке.

Документальное обеспечение

Сразу поясним – бланков документов по регулированию трансфертного ценообразования налоговики не предоставили. Однако упростили работу холдинговых групп тем, что указали, какие реквизиты должны содержаться в этих документах. Отсюда – обязанность каждой компании в разработке необходимого пакета документов по регулированию трансфертного ценообразования. Например:

  1. Составляем реестр участников сделки с описанием специфики их деятельности.
  2. Описываем подробные сведения о совершаемой сделке / совокупности сделок (что и по какой цене продается, условия и сроки оплаты, переход права собственности и т.д.).
  3. Указываем права и обязанности каждой стороны сделки (риски каждой стороны, штрафные санкции при несоблюдении условий договора).
  4. Описываем доходные/расходные составляющие, методы определения цены, иные важные моменты сделки.

О трансфертном ценообразовании

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) цена из источников информации — цена, полученная из официально признанных источников информации, данных о биржевых котировках, от уполномоченных органов, а также из других источников информации;

2) диапазон цен — ряд значений рыночных цен, ограниченный минимальным и максимальным значениями рыночных цен, определенных в результате применения одного из методов определения рыночных цен или источников информации в порядке, установленном настоящим Законом;

2-1) контроль – контроль, определяемый в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности либо иными международно признанными стандартами составления финансовой отчетности, принимаемыми фондовыми биржами для допуска ценных бумаг к торгам.

1. Контроль при трансфертном ценообразовании (далее — контроль) осуществляется по следующим сделкам:

1) международным деловым операциям.

При этом для целей настоящего подпункта:

экспорт товаров – вывоз товаров с территории Республики Казахстан, осуществляемый в соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза и (или) Республики Казахстан, а также вывоз товаров с территории Республики Казахстан на территорию другого государства – члена Евразийского экономического союза;

импорт товаров – ввоз товаров на территорию Республики Казахстан, осуществляемый в соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан, а также ввоз товаров на территорию Республики Казахстан с территории другого государства – члена Евразийского экономического союза;

Читайте также:  Меры соцподдержки и льготы для медработников в 2023 году

2) совершаемым на территории Республики Казахстан, непосредственно взаимосвязанным с международными деловыми операциями:

по реализуемым полезным ископаемым, добытым недропользователем, являющимся одной из сторон;

одна из сторон которых имеет льготы по налогам;

одна из сторон которых имеет убыток по данным налоговых деклараций за два последних налоговых периода, предшествующих году совершения сделки.

2. Контроль осуществляется посредством проведения уполномоченными органами:

1) мониторинга сделок;

2) проверок;

3) иных процедур, установленных законами Республики Казахстан.

3. Порядок взаимодействия уполномоченных органов при проведении контроля, осуществляемого в соответствии с настоящим Законом, определяется уполномоченными органами.

4. Контроль не осуществляется по сделкам, совершенным на товарной бирже с биржевыми товарами в соответствии с законодательством Республики Казахстан о товарных биржах.

1. Уполномоченные органы для целей осуществления контроля имеют право:

1) запрашивать от участников сделки, государственных органов и третьих лиц в порядке, установленном законами Республики Казахстан, информацию, необходимую для определения рыночной цены и дифференциала, а также другие данные для проведения мониторинга сделок;

2) исключен Законом РК от 13.01.2014 № 159-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);

3) осуществлять мониторинг сделок;

4) исключен Законом РК от 13.01.2014 № 159-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);
5) исключен Законом РК от 13.01.2014 № 159-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);

6) заключать соглашение по применению трансфертного ценообразования в порядке, утвержденном Правительством Республики Казахстан;

7) направить требование участнику международной группы о представлении в уполномоченный орган основной и (или) межстрановой отчетности за отчетный финансовый год в случаях, установленных статьями 7-2 и 7-3 настоящего Закона.

2. Исключен Законом РК от 05.07.2011 № 452-IV (вводится в действие с 13.10.2011).

3. Уполномоченные органы обязаны:

1) соблюдать права участников сделки и участников международной группы, на которых распространяются положения настоящего Закона;

2) защищать интересы государства;

3) рассматривать экономическое обоснование применяемой цены, в том числе документы, подтверждающие цену сделки и дифференциал, информацию о применении одного из методов определения рыночной цены и другую информацию, подтверждающую обоснованность применяемой цены;

3-1) рассматривать заявление участника сделки на заключение соглашения по применению трансфертного ценообразования в течение девяноста рабочих дней со дня получения от участника сделки заявления;

3-2) направлять участнику сделки письменный ответ с причинами отказа в заключении соглашения по применению трансфертного ценообразования в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения по результатам рассмотрения заявления участника сделки;

4) разъяснять порядок заполнения форм установленной отчетности по мониторингу сделок;

5) соблюдать тайну сведений, полученных в ходе осуществления контроля;

6) проводить рассмотрение жалоб участников сделки по результатам проверки в соответствии с законами Республики Казахстан.

4. Уполномоченные органы выполняют иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

1. Мониторинг сделок осуществляется путем наблюдения уполномоченными органами за ценами, применяемыми участниками сделок.

2. Мониторингу сделок подлежат международные деловые операции по товарам (работам, услугам), перечень которых утверждается уполномоченным органом.

3. По результатам мониторинга сделок в случае установления отклонения цены сделки от рыночной цены уполномоченными органами проводится проверка по вопросам трансфертного ценообразования.

4. Правила осуществления мониторинга сделок утверждаются уполномоченным органом и включают в себя порядок заполнения участником сделки утвержденных форм отчетности по мониторингу сделок и их представления в уполномоченные органы, а также порядок ведения документации по мониторингу сделок.

Трансфертное ценообразование — это не только налогообложение

В дополнение к заблаговременной оценке рисков, связанных с налоговыми спорами, тщательное предварительное планирование трансфертного ценообразования также позволяет транснациональной компании обращать внимание на последствия, не имеющие отношения к налогообложению. Например, также необходимо рассмотреть влияние на реструктуризацию компании, цепочку поставок, распределение ресурсов, схемы вознаграждения руководства и управление потенциальной ответственностью перед третьими сторонами.

Последствия внедрения политики трансфертного ценообразования в таких областях, как управленческий учет и организационное поведение, были и остаются предметом все более многочисленных теоретических дискуссий; например, не исключена возможность существенного влияния на действия руководителей, которым выплачивается премия в зависимости от операционной прибыли местной компании. Изменение в политике трансфертного ценообразования группы, не учитывающее влияние, которое могут ощутить отдельные сотрудники, может не привести к улучшениям в поведении, которых желает добиться руководство.

Помимо этого, следует учитывать и правовые вопросы, которые входят в компетенцию юридического департамента компании. Тщательного рассмотрения требуют такие вопросы, как защита интеллектуальной собственности, связанная с долевым участием в расходах, вопросы управления финансами, возникающие в результате централизации операций (например, объединение денежных средств), а также определенные направления логистики и учет товарно-материальных запасов в схемах координационных центров. В некоторых случаях может возникнуть конфликт между желанием специалиста по налоговому планированию передать конкретные функции, риски и активы в одну юрисдикцию и потребностью юриста обратиться к судебной системе другой юрисдикции.

В конечном счете, политика трансфертного ценообразования должна приносить пользу компании как в плане управления рисками, так и с точки зрения деловых перспектив. Поэтому без создания основы для внутренней поддержки в транснациональной корпорации невозможно добиться соблюдения требований налогового законодательства и принятия эффективных управленческих решений. Сделки внутри группы компаний проводятся в форме передачи материального и нематериального имущества, оказания услуг, внутрифирменного финансирования, заключения договоров аренды или даже передачи, например, имущества в обмен на услуги или выпуска акций за нематериальный вклад в компанию (sweat equity). Важно отметить, что сам факт проведения сделки всегда определяется сутью ситуации, а не выставлением счета. Например, управленческие услуги могут быть оказаны посредством телефонного звонка руководителя головной компании руководителю дочерней компании. В этом примере была оказана услуга, которую поставщик услуги должен профинансировать в виде затрат на рабочую силу, стоимости услуг связи, накладных расходов и т. п., а ценность самой услуги для получателя выражается в виде полученной консультации. В результате, даже несмотря на то, что на данном этапе оплата за предоставленную услугу не взимается, имела место сделка в целях трансфертного ценообразования. Согласно стандартным правилам трансфертного ценообразования, каждый раз при осуществлении внутрифирменной сделки связанные стороны должны выплачивать друг другу соответствующую компенсацию, сопоставимую со стоимостью переданного имущества или оказанных услуг. Основанием для определения соответствующей компенсации практически во всех случаях служит принцип коммерческого ценообразования.

Продажа товарно-материальных запасов

Как правило, продажи товарно-материальных запасов делятся на три категории: продажа сырья, продажа незавершенного производства и продажа готовой продукции. Товары в каждой из этих категорий могут быть произведены продавцом или приобретены у сторонних организаций.

Согласно стандартным правилам налогообложения, при продаже товарно-материальных запасов между аффилированными лицами должны применяться коммерческие цены. В идеале компенсация на коммерческой основе определяется путем прямой отсылки к ценам на «сопоставимую» продукцию. Сопоставимая продукция — это очень похожая (если не идентичная) продукция, которую одна несвязанная сторона продает другой несвязанной стороне в аналогичных по существу экономических обстоятельствах (т. е. в аналогичных рыночных условиях, влияющих на сделки, а также когда выполняемые функции, принятые риски и создаваемые нематериальные активы соответствующих несвязанных сторон торговой сделки совпадают с функциями, рисками и активами связанных сторон).

Производственные нематериальные активы

Основными видами производственных нематериальных активов являются патенты и незапатентованные технические ноу-хау. Патент — это выданный государственным органом документ, удостоверяющий право и гарантирующий изобретателю защиту его изобретения от использования другими лицами в течение определенного периода времени. Этот период времени варьируется в зависимости от страны и, в меньшей степени, от продукта. Патенты могут быть как очень эффективными, так и весьма неэффективными барьерами для доступа на рынок. Очень эффективные барьеры создают абсолютную монополию для владельца в течение срока действия патента (например, патент на продукт). Неэффективные барьеры создаются патентами, в «обход» которых можно легко создать конструкцию или которые распространяются только на второстепенные аспекты продукта (например, патент на технологический процесс).

Читайте также:  Заполняем нулевой расчет по страховым взносам

При передаче патентов аффилированным лицам важно понимать степень монопольного права, передаваемого патентом. Это имеет решающее значение при определении компенсации на коммерческой основе, которая причитается передающему лицу, поскольку патенты, обеспечивающие более высокий уровень правовой охраны владельца, имеют большую ценность по сравнению с патентами, предоставляющими правовую охрану в меньшей степени.

Техническое ноу-хау — это накопленные специальные знания, которые дают производителю возможность изготавливать определенный продукт. В некоторых отраслях техническое ноу-хау практически ничего не стоит, поэтому при его передаче между несвязанными сторонами ставка роялти крайне низка. В других отраслях техническое ноу-хау имеет большую ценность.

В соответствии с Налоговым кодексом Казахстана, контролируемой иностранной компанией (КИК) признается организация, удовлетворяющая одновременно двум следующим условиям:

  • 25% или более акций компании-нерезидента принадлежат прямо, косвенно или структурно казахстанскому юридическому лицу или же такая компания-нерезидент связана с резидентом Казахстана посредством контроля (т. е. резидент осуществляет контроль над иностранной организацией); и
  • эффективная ставка налога на прибыль компании-нерезидента составляет менее 10% или компания-нерезидент зарегистрирована в юрисдикции из «черного списка».

Однако иностранные компании не будут признаваться КИК для целей казахстанского налогообложения, если:

  • иностранное лицо зарегистрировано в стране с действующим Соглашением об избежании двойного налогообложения (СоИДН) с Казахстаном, и при этом номинальная ставка корпоративного налога на прибыль в такой стране превышает 15%;
  • иностранное лицо не зарегистрировано в государстве с льготным налогообложением, и совокупная сумма доходов такого лица, согласно отдельной неконсолидированной финансовой отчетности, составляет менее 150,495-кратного размера МРП (т. е. примерно 1 000 000 USD);
  • по итогам периода в отдельной неконсолидированной финансовой отчетности у такого лица имеется финансовый убыток.

Или сумма цен сделок с одним контрагентом в календарном году. Контролю подлежит ценообразование по сделкам, сумма которых превышает 2 млн белорусских рублей без учета НДС и акцизов (около $ 1 млн) для крупных плательщиков и 400 тысяч белорусских рублей (около $ 200 тыс.) — для всех остальных. При сделке с резидентом оффшорной зоны сумма сделки уменьшена до 400 тысяч белорусских рублей (около $ 200 тыс.) для всех плательщиков.

Отдельно выделены сделки с жилищными облигациями в процессе их обращения, совершенные после государственной регистрации, создания объекта строительства, и сделки с недвижимым имуществом. Цена по таким сделкам, совершенным со взаимозависимым лицом или лицом, применяющим особые режимы налогообложения, подлежит контролю, размер не имеет значения.

Существенным изменением стала отмена в Беларуси допустимого ранее 20%-ного коридора отклонений от диапазона рыночных цен.

То есть цены по всем контролируемым сделкам должны быть в рамках этого указанного диапазона и «экономически обоснованы» документами.

При этом законодательство позволяет корректировать налоговую базу только в сторону увеличения налога на прибыль. Но симметричная корректировка налоговой базы двумя контрагентами сделки не допускается. И в случае, если хотя бы у одного контрагента цены будут расходиться с рыночными, дополнительные расходы могут быть в целом у двух взаимозависимых лиц (всем участникам придется корректировать налоговую базу).

Ориентация трансфертного ценообразования на транснациональные корпорации предопределила рекордные суммы требований при возникновении споров со стороны государства:

  • Например, требования к группе компаний Medtronic в США составили $ 1,4 млрд
  • Власти Канады требовали от компании Cameco 483 млн канадских долларов
  • Суммами требований впечатляют и иски в России: например, заявленная сумма требований по последнему нашумевшему делу «Уралкалий» составила 980 млн российских рублей.

Сроки предоставления документов

Белорусские компании должны иметь полный пакет документов после 1 июня года, следующего за календарным, в котором были совершены сделки. Однако документы в форме «экономического обоснования» могут быть запрошены налоговыми органами и в «текущем режиме» — при проведении налоговой проверки. Если к проведению выездной проверки плательщик, как правило, имеет возможность подготовиться, то при получении такого запроса в рамках камеральной проверки у компании есть только 10 рабочих дней на их представление.

При отсутствии подготовительной работы выполнение такого требования может быть физически невозможно. И, соответственно, станет причиной не самых благоприятных для плательщика последствий.

Следует признать, что белорусское налоговое законодательство находится лишь на начальном этапе развития трансфертного ценообразования. По мере развития международного сотрудничества оно будет усложняться. Сейчас бизнесу важно обратить особое внимание на:

  • Рисковые сделки и, по возможности, предотвратить их «попадание» в категорию таковых. Например, можно изменить схему реализации сделки или устранить имеющуюся между лицами взаимозависимость
  • Целесообразно вести отдельный учет контролируемых сделок, чтобы не переходить установленный законодателем минимальный порог (или по другим критериям), а при невозможности — подготовить необходимый пакет документов для экономического обоснования примененных цен. Документы трансфертного ценообразования даже в своей «облегченной версии» не под силу бухгалтеру и требуют специализированных экономико-правовых навыков, поэтому и побеспокоиться о них следует заблаговременно
  • Следует также принимать во внимание национальное законодательство стран, где находятся взаимозависимые контрагенты, так как применение приведенных к единому знаменателю цен может значительно сократить текущие и потенциальные налоговые издержки.

Добро пожаловать на портал Ирис!

Даже если сделки, отвечают перечисленным выше критериям, согласно пп. 1-3 ст. 105.14 НК РФ, они не признаются контролируемым в следующих случаях:

  1. Стороны сделки являются участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков (КНГ), за исключением сделок, предметом которых является полезное добытое ископаемое, объект обложения НДПИ по ставке, установленной в процентах, а также сделок, доходы (расходы) по которым учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья;
  2. Сделки, при которых одновременно выполняются следующие условия — участники сделки зарегистрированы в одном субъекте РФ, при этом они не имеют обособленных подразделений в других субъектах РФ или за пределами РФ, не уплачивают налог на прибыль в бюджеты других субъектов РФ, не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций, при отсутствии иных обстоятельства для признания этих сделок контролируемыми (см.пп.2-7 п. 2 ст. 105.14 НК РФ).
  3. Сделки между налогоплательщиками совершаемые при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, в отношении одного и того же месторождения.
  4. Межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до семи календарных дней (включительно).
  5. Сделки в области военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами, осуществляемого в соответствии с Законом от 19.07.1998 года N 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве РФ с иностранными государствами».
  6. Сделки по предоставлению поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками.
  7. Сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является РФ.
  8. Сделки по уступке налогоплательщиком-банком прав (требований), если такая уступка прав (требований) осуществляется в рамках реализации мероприятий, предусмотренных планом участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка или в соответствии с порядком, определенным п. 1 ст.5 Федерального закона от 29.07.2018 N 263-ФЗ (пп. 8 п.4 ст. 105.14 НК РФ).

В соответствии с изменениями в Закон, МГ – совокупность лиц, являющихся участниками МГ, включая материнскую компанию такой МГ, которые одновременно соответствуют следующим условиям:

  • лица связаны между собой посредством контроля и (или) участия;
  • в группу лиц, входит хотя бы один резидент Казахстана, либо лицо, осуществляющее в Казахстане предпринимательскую деятельность через структурное подразделение, постоянное учреждение;
  • в их отношении составляется консолидированная финансовая отчетность либо финансовая отчетность которых не учитывается при составлении консолидированной финансовой отчетности исключительно в силу размера или существенности данных в соответствии с МСФО, принимаемыми фондовыми биржами для допуска ценных бумаг к торгам. Важно, что диапазон участников МГ достаточно широк и включает в себя большинство дочерних компаний / филиалов / постоянных учреждений МГ в Республике Казахстан.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *