Функциональные и должностные обязанности методиста

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Функциональные и должностные обязанности методиста». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Методистом в детском саду становится старший воспитатель, который является главным помощником заведующей в её работе. Правая рука руководителя учебной организации работает над созданием хорошей атмосферы в коллективе. Но главная задача такого сотрудника в дошкольном учреждении — контролировать работу педагогов. Он разрабатывает расписание занятий, обучающие программы, контролирует их исполнение.

Методист в начальных образовательных учреждениях

Простыми словами, воспитателю, музыкальному работнику, специалисту по физической культуре, психологу и логопеду методист должен выдать официальный документ с планом обучения. В нем содержатся темы и вопросы, которые должны быть рассмотрены за определённый период, указано, сколько конкретной теме отвести часов и какой должен быть результат от обучающей деятельности.

Требования к методистам

  • Высшее образование — педагогическое или по смежной специальности с педагогической практикой. Если практики не было, можно окончить профильные курсы, но учтите, что вы все равно будете проигрывать другим кандидатам.
  • Опыт работы в системе образования — методистом, учителем, преподавателем, лаборантом кафедры, заместителем директора или декана по учебно-воспитательной работе и т.д.
  • Умение пользоваться компьютером и офисными приложениями, иногда требуется знание «1C: Бухгалтерии» или быстрое обучение работе в корпоративных электронных системах.
  • Знание методик преподавания и учебных пособий, а также новых разработок и веяний, потому что работать всю жизнь по пяти-шести заученным методичкам не получится.
  • Для методистов, чья работа связана с иностранными языками, обязательно наличие соответствующих сертификатов. Желательно еще и долгое проживание за рубежом.
  • Наличие портфолио. Новичка без собственных разработок возьмут очень неохотно и далеко не везде.

Ответственность методиста дома культуры

Нельзя оставить без внимания и раздел должностной инструкции, в котором оговаривается ответственность методиста за допущенные им нарушения.

Например, в своей деятельности он должен руководствоваться требованиями и положениями должностной инструкции, — и за их неисполнение (либо недолжное исполнение) наступает дисциплинарная ответственность. Также она наступает и при нарушении методистом правил внутреннего распорядка, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических норм, техники охраны труда, за халатное отношение к ведению всей необходимой документации и т. п.

О привлечении методиста к ответственности можно говорить и в случае нанесения им дому культуры материального вреда или неправомерного использования предоставленных ему служебных полномочий, в т. ч. и в личных целях.

В этом же разделе говорится, что методист ДК должен правильно распоряжаться полученной информацией, не разглашать ту, которая является конфиденциальной, т. к. в противном случае его можно привлечь к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

1.1. Методист учебного отдела ВУЗа относится к учебно-вспомогательному персоналу и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.2. На должность методиста учебного отдела ВУЗа назначается лицо, имеющее [вписать нужное] образование [без предъявления требований к стажу работы/ и стаж работы по специальности не менее [значение] лет].

1.3. На должность методиста учебного отдела ВУЗа в соответствии с требованиями ст. 351.1 ТК РФ назначается лицо, не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лица, уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности.

1.4. Методист учебного отдела ВУЗа должен знать:

Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся сферы высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, регламентирующие образовательную, научную, производственно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельность образовательных организаций;

Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

Локальные нормативные акты образовательной организации;

Основы педагогики, педагогической психологии;

Основные сведения о развитии образования в зарубежных странах;

Теорию и методы управления образовательными системами;

Основы налогового, экономического и экологического законодательства;

Финансово-хозяйственную деятельность образовательной организации;

Основы гражданского, административного, трудового, бюджетного, хозяйственного законодательства;

Современные формы и методы обучения и воспитания;

Правила ведения документации по учебной работе;

Основы делопроизводства;

Методику использования на всех видах занятий средств технического обучения;

Правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.5. Методист учебного отдела ВУЗа назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].

Обязанности на работе

Специфика служебных обязанностей методиста зависит от учреждения, в котором он работает:

  • Методист высшего учебного заведения – это специалист, который находится в постоянном контакте с преподавателями и студентами. Однако основная его работа – бумажная (составление информационных баз данных, учебных планов, обеспечение документооборота). Также в его функции входит организация всевозможных внеучебных мероприятий – КВНов, капустников, балов выпускников, посвящений в студенты.
  • Методист дополнительного образования. В его обязанности входит контроль процесса обучения, наличия необходимых технических средств и правильности заполнения соответствующей документации, а также разработка учебных программ и рабочих планов. Он помогает формировать группы, проверяет систематичность и качество уроков, отвечает за отчетность и подготовку статистических данных.
  • Психолог-методист работает с педагогами, проводя тренинги и семинары, индивидуально консультируя по проблеме профессионального выгорания и вопросам построения взаимоотношений с коллегами.
Читайте также:  Платежное поручение: скачать образец заполнения 2023

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

Минусы

  • Востребованная специальность.
  • Высокая зарплата в коммерческой сфере – до 100-150 тыс. рублей в месяц.
  • Растущий спрос на специалистов благодаря развитию онлайн-образования.
  • Возможность удаленной работы (из дома).
  • Отсутствие рутины, разнообразные задачи.
  • Возможность реализации творческого потенциала.
  • Работа с людьми, что подходит не всем.
  • Желательно иметь высшее педагогическое образование. Могут взять и без него при наличии соответствующей подготовки на курсах.
  • Ограниченность в карьерном росте.
  • Требуется постоянно развиваться и осваивать новое.

Как простой учитель относится к методисту?

Методистам на заметку

«Как они ко мне относятся?» — такой вопрос волей или не волей задаёт себе каждый руководитель, каждый педагог. А если не задаёт — то врёт, потому что без рефлексии, ответной реакции невозможна нормальная работа с коллективом. Поэтому если педагог говорит, что для него отношение детей к нему самому стоит на двадцать восьмом месте, а главное — беззаветная преданность делу, великой цели, это или плохой педагог, или человек, страдающий комплексом неполноценности, который на самом деле является комплексом гиперполноценности.

Всё это в полной степени относится и к районным методистам. Я имею в виду не освобождённых работников, резиденция которых — городской (районный, областной) методкабинет, а тех, кто согласился на эту тяжёлую и неблагодарную работу на полставки, параллельно с учебной деятельностью в школе. Так вот, господа методисты, вас интересует, что мы о вас думаем?

Да ничего хорошего, потому что нам не угодишь. На вкус и на цвет товарища нет, а руководителя — тем более. Руководитель (а каждый учитель в любом случае в той или иной степени руководитель) не имеет оснований любить своё вышестоящее начальство, деятельность которого как правило нарушает его покой, выбивает из колеи. Работаем мы и работаем, как можем и как хотим. И если предупредят, что к нам придёт с проверкой наш начальник по предметному направлению, то радоваться этому может лишь узко заинтересованное лицо. Например, кто защищается на категорию, для кого дать открытый урок для своего методиста — вынужденная мера. Или кто не представляет себе, как можно работать без чуткого руководства сверху. Но таких мазохистов мало.

Мы не любим собираться даже раз в месяц после уроков в какой-нибудь школе, где наш начальник сообщит нам новые установки, проведёт какое-нибудь запланированное на год вперёд мероприятие, и где мы сможем увидеть друг друга. И мы зудим, если наша встреча оказалась короткой и малопродуктивной — и стоило переться в такую даль! Но если мероприятие чересчур затянулось, реакция куда более негативная — мы ведь после пяти-шести уроков, а тут ещё три часа слушать! Поэтому-то на таких собраниях появляется лишь одна пятая часть всего состава предметников района, города — обычно, молодые и зелёные, которых их опытные коллеги посылают вместо себя набираться опыта.

Правда, ходят легенды о зверствах отдельных методистов, которые жесточайшим образом отслеживают посещаемость общерайонных мероприятий. «Вы не были у нас в прошлый раз! Почему? Или вы считаете, что мы работаем зря, собираем людей от нечего делать? Или что вы и так знаете всё наперёд? Если так, то придётся посетить у вас несколько уроков, оценить, так ли это, и действительно ли вам ничего нового мы не сможем сообщить!». Некоторые изуверы идут на то, чтобы методические встречи собирались не после уроков в обычные рабочие дни, а в свободную от занятий субботу (в условиях пятидневки это особо изощрённый метод работы). И делается это на благо учителя, разумеется, чтобы он смог воспринимать новую информацию на свежую голову. Как говорится, благими намерениями выстлана дорога в ад.

Значит, методисты нужны для проведения в нашу жизнь и работу последних достижений научно-практической мысли. А вы у нас спросили, нужны нам эти мысли и новшества? Мы же на редкость консервативны и замшелы, наш средний возраст не позволяет радостно встречать те новшества, которые ломают годами отработанную и проверенную систему подачи материала. Потому-то чрезмерная инициатива методистов обычно не встречает должного понимания педагогов.

Хотя… Педагоги возмущаются, ругаются, ропщут, но где-то в глубине самосознания понимают, что всё это для их же блага. Что иначе они вовсе окуклились бы в своих школах и не видели ничего, кроме того, что под носом в кабинете. А посещение открытых уроков своих коллег в других школах не только даёт повод для размышления о их методах работы, но и просто привносит живительную струю в серую рутинную жизнь.

Но мы понимаем это только задним числом, ругая действительность и вспоминая добрым словом предыдущих методистов, у которых всегда всё было лучше. И честнее они были, и умнее, и интереснее. При чём тут честность, скажете вы? А как же тот факт, что все вопросы районных и городских олимпиад сначала попадают в руки методиста, а уж потом, на следующий день, пишутся на доске перед нашими детишками, делегатами от других школ. Но ведь он и сам учитель, у него тоже есть ученики. А ну как выйдет неудобство и его дети покажут самые низкие результаты? Что же получается, учитель руководит методической работой целого района, а у него такие слабые косвенные показатели? Потому-то мы всё это понимаем, когда среди пёстро-разнообразных олимпиадных работ попадаются вдруг на удивление полные и обоснованные, принадлежащие… сами понимаете кому.

Читайте также:  идентификационный номер налогоплательщика в беларуси

Это грязь. Но иначе не возможно, ибо сволочная должность порождает сволочные мысли в свой адрес. Однажды мне забрезжила возможность стать районным методистом. Был я тогда ещё слишком молод и глуп, чтобы сразу понять её сущность. И только по опросам коллег понял, что эта неблагодарная должность достойна упоминания в энциклопедии застойной эпохи. Потому что за такие деньги ты должен в свободное от основной работы время посещать другие школы, описывать уроки своих коллег, оценивая их соответствие разряду, оформлять характеристики на аттестующихся (а значит и иногда мотивированно отказывать людям, у которых педстаж больше, чем мой возраст). Кроме того, нужно проводить совещания, приглашая со стороны интересных людей и занимая коллег, когда эти люди по тем или иным причинам не приехали, связываться с музеями, заказывать экскурсии, проводить олимпиады разного уровня. И писать, писать, писать отчёты о работе методобъединения.

Кто же соглашается сунуть голову в это ярмо? Иногда — болезненно инициативные люди, которым тесно в рамках одной школы. Эти могу вынуть из вас все жилы, преследуя свои цели, вовсе не обязательно совпадающие с коллективными. Например — якобы приобщить коллег к написанию нового учебника, который выйдет под другой фамилией. Порою это очень добрые и отзывчивые люди, искренне желающие, чтобы всем стало работать лучше. Но любовь в данном случае губит, и они скоро уходят по состоянию здоровья, отчаявшиеся и разбитые. Часто это нормальные педагоги, которые дают всем понять, что им тоже вовсе не улыбается сидеть допоздна, что-то обсуждая. Поэтому заседания у них проходят молниеносно: быстренько собрались, скоренько услышали последние установки и ценные указания, которые методист вынужден (он не виноват, его самого обязали!) донести до своих коллег, и «если вопросов больше нет, до свидания». Такие нам приятны, мы с трудом вспоминаем, как их зовут, но ведь «счастлив тот народ, который не знает своего правителя». Вот только меня теперь на эту удочку не поймать. Ведь в плане профессионального роста, методическая работа в городе и районе — как правило профессиональный тупик: всем не угодишь, требуют со всех сторон, везде крайний и времени на свои нужды вообще не остаётся. А будешь заботиться о себе — наживёшь врагов как сверху, так и снизу.

Короче, не обижайтесь, дорогие методисты, однако не ждите от нас ни любви, ни уважения. Ведь авторитеты для нас — те, кто уже умер, или кто старше всех нас. Сами мы не настолько созрели, чтобы понять вашу пусть даже очень широкую натуру и могучий интеллект. И не надо трогать нас, мы и так задавлены нагрузкой, у нас и в школе свои проблемы, чтобы заниматься всякими там повышениями нашего уровня.

Пояснительная записка

Работа методиста призвана донести до каждого педагога дополнительного образования основные направления и принципы модернизации образования, создать условия для непрерывного освоения профессиональных знаний и предоставления образовательных услуг высокого качества. Особенную остроту приобретает кадровый вопрос, углубляется потребность создания условий для роста профессионального мастерства педагогов, которым предстоит претворять реформы образования в жизнь. Поэтому необходимо проводить многоплановую работу с разными категориями педагогов, вести интенсивный поиск новых форм и направлений в области создания условий для профессионального роста педагогов.

Программа деятельности методиста направлена на повышение качества образовательного процесса и профессионального мастерства педагогов дополнительного образования Центра.

Профессия методист — новая жизнь профессии в эпоху EdTech

Если специалист покажет себя с лучшей стороны и докажет на деле эффективность своей работы, то скоро может стать заведующим детского сада или руководителем общеобразовательного учреждения. Следовательно, методист — человек, у которого может быть хороший карьерный рост.

Итак, рассмотрев все аспекты профессии, выделим её основные достоинства:

  • востребованность на рынке труда;
  • возможность творческого подхода к деятельности;
  • постоянное самообразование за счет внедрения новых методик;
  • социальное служение людям, воспитание молодого поколения.

Требования, предъявляемые к методисту, могут варьироваться в зависимости от места работы и должностных обязанностей. Наличие у сотрудника опыта работы по специальности будет играть решающую роль при приеме в должность.

Стандартными требованиями к методисту являются следующие:

  • высшее педагогическое образование;

  • знание последних методик обучения;

  • грамотная речь (устная и письменная);

  • желание развивать профессиональные навыки.

Методист высшего учебного заведения взаимодействует со студентами и преподавателями вузов, большую часть времени работает с документами, организовывает вне учебные мероприятия.

Наделен другими обязанностями методист дополнительного образования: он контролирует процесс обучения, разрабатывает учебные программы, формирует группы, присутствует на открытых уроках, готовит отчеты и т.д.

Психолог-методист работает с преподавателями и заинтересован в их профессиональном росте.

Дополнительно работодатель смотрит на наличие специальных навыков у сотрудника, к примеру, владение иностранными языками, знание ПК и стандартных офисных программ и пр.

Чтобы работать методистом, необходимо иметь диплом о высшем педагогическом профессиональном образовании. С этой целью требуется окончить педагогический институт, учеба в котором длится 4-6 лет. Направления подготовки:

  • Психология образования;

  • Психология и педагогика;

  • Педагог начального образования;

  • Педагог школьной дисциплины (учитель математики, русского языка и литературы и т.д.) и др.

В некоторых случаях на работу принимают сотрудников, имеющих смежную профессию и окончивших специальный курс, позволяющий работать в должности методиста (учеба на курсе может продолжаться от 1 месяца и более).

Читайте также:  Как обжаловать отказ в возбуждении уголовного дела?

Чтобы исполнять должностные обязанности, методист должен обладать определенными личностными качествами. По характеру сотрудник должен быть:

  • эрудированным;

  • культурным;

  • образованным;

  • коммуникабельным;

  • любознательным;

  • ответственным.

Дополнительно методист должен:

  • обладать аналитическим складом ума;

  • иметь хорошо развитые внимание и память;

  • иметь организаторские способности;

  • знать психологию человека.

Обладая данными качествами, методист добьется успеха в работе и справится с возложенными на него задачами.

Что делают методисты онлайн-курсов и чем занимаются?

Обязанности на примере одной из вакансий:

  • Составление обучающих программ.
  • Создание структуры курсов.
  • Наполнение курса как теоретической базой, так и подбор подходящих практических заданий.
  • Разработка и написание сценариев.
  • Подбор экспертов для онлайн-уроков.
  • Подбор и взаимодействие с подрядчиками необходимыми для реализации написанного вами сценария.
  • Упаковать обучающую программу так, чтобы она была в удобном формате.
  • Методическая поддержка.
  • Контроль и оптимизация процессов деятельности на всех этапах ведения проекта.
  • подбор контента для создания курса: изучение информации, поступающей от руководителя и команды; самостоятельный поиск необходимой информации; привлечение экспертов и совместная работа с ними (при необходимости);
  • подготовка и организация съемок/записи обучающего контента: поиск спикеров, локаций, фрилансеров, помещений, оборудования и т.д.;
  • созданием геймификации в обучении и новых приемов для повышения интереса к обучению.

Как стать методистом онлайн-курсов и где учиться?

Варианты обучения для методиста онлайн-курсов с нуля:

  • Самостоятельное обучение – всевозможные видео на YouTube, книги, форумы, самоучители и т.д. Плюсы – дешево или очень недорого. Минусы – нет системности, самостоятельное обучение может оказаться неэффективным, полученные навыки могут оказаться невостребованными у работодателя;
  • Онлайн-обучение. Пройти курс можно на одной из образовательных платформ. Такие курсы рассчитаны на людей без особой подготовки, поэтому подойдут большинству людей. Обычно упор в онлайн-обучении делается на практику – это позволяет быстро пополнить портфолио и устроиться на работу сразу после обучения.

Ниже сделали обзор 15+ лучших онлайн-курсов.

Должностная инструкция методиста дополнительного образования

Должностная инструкция методиста чётко прописывает его права и обязанности.
Права методиста:

  • он должен знать все новшества, которые собирается внедрить руководство учреждения;
  • методист — это тот человек, который имеет право выносить спорные вопросы на обсуждение;
  • также он может повышать свою квалификацию не реже одного раза в пять лет;
  • имеет право разрабатывать и внедрять методические документы по образованию, соответствующие действующим законам;
  • может вносить свои предложения по улучшению структуры методической службы.

Если специалист покажет себя с лучшей стороны и докажет на деле эффективность своей работы, то скоро может стать заведующим детского сада или руководителем общеобразовательного учреждения. Следовательно, методист — человек, у которого может быть хороший карьерный рост.

Итак, рассмотрев все аспекты профессии, выделим её основные достоинства:

  • востребованность на рынке труда;
  • возможность творческого подхода к деятельности;
  • постоянное самообразование за счет внедрения новых методик;
  • социальное служение людям, воспитание молодого поколения.

Вроде бы о существовании такой должности, как методист, знают многие, но далеко не все в курсе того, чем занимаются специалисты такого рода и какие обязанности на них возлагаются. Более того, многие уверены в том, что методистов можно встретить лишь в образовательных учреждениях, хотя такая должность встречается и в медицине, и в туризме, и в учреждениях культуры. Причем обойтись порой в этих сферах без методистов попросту невозможно, так как они осуществляют контроль за работой других сотрудников, проводят с ними обучающие занятия, обеспечивают их необходимой методической литературой и мн. др.

Чем же занимаются эти специалисты? Ответ на этот вопрос можно найти в , где его обязанности четко расписаны. Этот документ состоит из нескольких разделов, основными из которых являются:

  1. Общие положения.
  2. Должностные обязанности.
  3. Права методиста.
  4. Ответственность методиста.

Подробнее о каждом из разделов расскажем далее.

Не знаете свои права?

В разделе «Общие положения» говорится о том, какими навыками и знаниями должен обладать методист и какими нормативными актами ему надлежит руководствоваться в своей работе. Оговариваются здесь и требования, предъявляемые к образованию и трудовому стажу.

Обязанности на работе

Специфика служебных обязанностей методиста зависит от учреждения, в котором он работает:

  • Методист высшего учебного заведения – это специалист, который находится в постоянном контакте с преподавателями и студентами. Однако основная его работа – бумажная (составление информационных баз данных, учебных планов, обеспечение документооборота). Также в его функции входит организация всевозможных внеучебных мероприятий – КВНов, капустников, балов выпускников, посвящений в студенты.
  • Методист дополнительного образования. В его обязанности входит контроль процесса обучения, наличия необходимых технических средств и правильности заполнения соответствующей документации, а также разработка учебных программ и рабочих планов. Он помогает формировать группы, проверяет систематичность и качество уроков, отвечает за отчетность и подготовку статистических данных.
  • Психолог-методист работает с педагогами, проводя тренинги и семинары, индивидуально консультируя по проблеме профессионального выгорания и вопросам построения взаимоотношений с коллегами.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

Минусы

  • Востребованная специальность.
  • Высокая зарплата в коммерческой сфере – до 100-150 тыс. рублей в месяц.
  • Растущий спрос на специалистов благодаря развитию онлайн-образования.
  • Возможность удаленной работы (из дома).
  • Отсутствие рутины, разнообразные задачи.
  • Возможность реализации творческого потенциала.
  • Работа с людьми, что подходит не всем.
  • Желательно иметь высшее педагогическое образование. Могут взять и без него при наличии соответствующей подготовки на курсах.
  • Ограниченность в карьерном росте.
  • Требуется постоянно развиваться и осваивать новое.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *