Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Функциональные и должностные обязанности методиста». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Методистом в детском саду становится старший воспитатель, который является главным помощником заведующей в её работе. Правая рука руководителя учебной организации работает над созданием хорошей атмосферы в коллективе. Но главная задача такого сотрудника в дошкольном учреждении — контролировать работу педагогов. Он разрабатывает расписание занятий, обучающие программы, контролирует их исполнение.
Методист в начальных образовательных учреждениях
Простыми словами, воспитателю, музыкальному работнику, специалисту по физической культуре, психологу и логопеду методист должен выдать официальный документ с планом обучения. В нем содержатся темы и вопросы, которые должны быть рассмотрены за определённый период, указано, сколько конкретной теме отвести часов и какой должен быть результат от обучающей деятельности.
Требования к методистам
- Высшее образование — педагогическое или по смежной специальности с педагогической практикой. Если практики не было, можно окончить профильные курсы, но учтите, что вы все равно будете проигрывать другим кандидатам.
- Опыт работы в системе образования — методистом, учителем, преподавателем, лаборантом кафедры, заместителем директора или декана по учебно-воспитательной работе и т.д.
- Умение пользоваться компьютером и офисными приложениями, иногда требуется знание «1C: Бухгалтерии» или быстрое обучение работе в корпоративных электронных системах.
- Знание методик преподавания и учебных пособий, а также новых разработок и веяний, потому что работать всю жизнь по пяти-шести заученным методичкам не получится.
- Для методистов, чья работа связана с иностранными языками, обязательно наличие соответствующих сертификатов. Желательно еще и долгое проживание за рубежом.
- Наличие портфолио. Новичка без собственных разработок возьмут очень неохотно и далеко не везде.
Ответственность методиста дома культуры
Нельзя оставить без внимания и раздел должностной инструкции, в котором оговаривается ответственность методиста за допущенные им нарушения.
Например, в своей деятельности он должен руководствоваться требованиями и положениями должностной инструкции, — и за их неисполнение (либо недолжное исполнение) наступает дисциплинарная ответственность. Также она наступает и при нарушении методистом правил внутреннего распорядка, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических норм, техники охраны труда, за халатное отношение к ведению всей необходимой документации и т. п.
О привлечении методиста к ответственности можно говорить и в случае нанесения им дому культуры материального вреда или неправомерного использования предоставленных ему служебных полномочий, в т. ч. и в личных целях.
В этом же разделе говорится, что методист ДК должен правильно распоряжаться полученной информацией, не разглашать ту, которая является конфиденциальной, т. к. в противном случае его можно привлечь к ответственности в соответствии с действующим законодательством.
1.1. Методист учебного отдела ВУЗа относится к учебно-вспомогательному персоналу и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].
1.2. На должность методиста учебного отдела ВУЗа назначается лицо, имеющее [вписать нужное] образование [без предъявления требований к стажу работы/ и стаж работы по специальности не менее [значение] лет].
1.3. На должность методиста учебного отдела ВУЗа в соответствии с требованиями ст. 351.1 ТК РФ назначается лицо, не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лица, уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности.
1.4. Методист учебного отдела ВУЗа должен знать:
Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся сферы высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, регламентирующие образовательную, научную, производственно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельность образовательных организаций;
Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
Локальные нормативные акты образовательной организации;
Основы педагогики, педагогической психологии;
Основные сведения о развитии образования в зарубежных странах;
Теорию и методы управления образовательными системами;
Основы налогового, экономического и экологического законодательства;
Финансово-хозяйственную деятельность образовательной организации;
Основы гражданского, административного, трудового, бюджетного, хозяйственного законодательства;
Современные формы и методы обучения и воспитания;
Правила ведения документации по учебной работе;
Основы делопроизводства;
Методику использования на всех видах занятий средств технического обучения;
Правила по охране труда и пожарной безопасности.
1.5. Методист учебного отдела ВУЗа назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].
Обязанности на работе
Специфика служебных обязанностей методиста зависит от учреждения, в котором он работает:
- Методист высшего учебного заведения – это специалист, который находится в постоянном контакте с преподавателями и студентами. Однако основная его работа – бумажная (составление информационных баз данных, учебных планов, обеспечение документооборота). Также в его функции входит организация всевозможных внеучебных мероприятий – КВНов, капустников, балов выпускников, посвящений в студенты.
- Методист дополнительного образования. В его обязанности входит контроль процесса обучения, наличия необходимых технических средств и правильности заполнения соответствующей документации, а также разработка учебных программ и рабочих планов. Он помогает формировать группы, проверяет систематичность и качество уроков, отвечает за отчетность и подготовку статистических данных.
- Психолог-методист работает с педагогами, проводя тренинги и семинары, индивидуально консультируя по проблеме профессионального выгорания и вопросам построения взаимоотношений с коллегами.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы |
Минусы |
|
|
Как простой учитель относится к методисту?
Методистам на заметку
«Как они ко мне относятся?» — такой вопрос волей или не волей задаёт себе каждый руководитель, каждый педагог. А если не задаёт — то врёт, потому что без рефлексии, ответной реакции невозможна нормальная работа с коллективом. Поэтому если педагог говорит, что для него отношение детей к нему самому стоит на двадцать восьмом месте, а главное — беззаветная преданность делу, великой цели, это или плохой педагог, или человек, страдающий комплексом неполноценности, который на самом деле является комплексом гиперполноценности.
Всё это в полной степени относится и к районным методистам. Я имею в виду не освобождённых работников, резиденция которых — городской (районный, областной) методкабинет, а тех, кто согласился на эту тяжёлую и неблагодарную работу на полставки, параллельно с учебной деятельностью в школе. Так вот, господа методисты, вас интересует, что мы о вас думаем?
Да ничего хорошего, потому что нам не угодишь. На вкус и на цвет товарища нет, а руководителя — тем более. Руководитель (а каждый учитель в любом случае в той или иной степени руководитель) не имеет оснований любить своё вышестоящее начальство, деятельность которого как правило нарушает его покой, выбивает из колеи. Работаем мы и работаем, как можем и как хотим. И если предупредят, что к нам придёт с проверкой наш начальник по предметному направлению, то радоваться этому может лишь узко заинтересованное лицо. Например, кто защищается на категорию, для кого дать открытый урок для своего методиста — вынужденная мера. Или кто не представляет себе, как можно работать без чуткого руководства сверху. Но таких мазохистов мало.
Мы не любим собираться даже раз в месяц после уроков в какой-нибудь школе, где наш начальник сообщит нам новые установки, проведёт какое-нибудь запланированное на год вперёд мероприятие, и где мы сможем увидеть друг друга. И мы зудим, если наша встреча оказалась короткой и малопродуктивной — и стоило переться в такую даль! Но если мероприятие чересчур затянулось, реакция куда более негативная — мы ведь после пяти-шести уроков, а тут ещё три часа слушать! Поэтому-то на таких собраниях появляется лишь одна пятая часть всего состава предметников района, города — обычно, молодые и зелёные, которых их опытные коллеги посылают вместо себя набираться опыта.
Правда, ходят легенды о зверствах отдельных методистов, которые жесточайшим образом отслеживают посещаемость общерайонных мероприятий. «Вы не были у нас в прошлый раз! Почему? Или вы считаете, что мы работаем зря, собираем людей от нечего делать? Или что вы и так знаете всё наперёд? Если так, то придётся посетить у вас несколько уроков, оценить, так ли это, и действительно ли вам ничего нового мы не сможем сообщить!». Некоторые изуверы идут на то, чтобы методические встречи собирались не после уроков в обычные рабочие дни, а в свободную от занятий субботу (в условиях пятидневки это особо изощрённый метод работы). И делается это на благо учителя, разумеется, чтобы он смог воспринимать новую информацию на свежую голову. Как говорится, благими намерениями выстлана дорога в ад.
Значит, методисты нужны для проведения в нашу жизнь и работу последних достижений научно-практической мысли. А вы у нас спросили, нужны нам эти мысли и новшества? Мы же на редкость консервативны и замшелы, наш средний возраст не позволяет радостно встречать те новшества, которые ломают годами отработанную и проверенную систему подачи материала. Потому-то чрезмерная инициатива методистов обычно не встречает должного понимания педагогов.
Хотя… Педагоги возмущаются, ругаются, ропщут, но где-то в глубине самосознания понимают, что всё это для их же блага. Что иначе они вовсе окуклились бы в своих школах и не видели ничего, кроме того, что под носом в кабинете. А посещение открытых уроков своих коллег в других школах не только даёт повод для размышления о их методах работы, но и просто привносит живительную струю в серую рутинную жизнь.
Но мы понимаем это только задним числом, ругая действительность и вспоминая добрым словом предыдущих методистов, у которых всегда всё было лучше. И честнее они были, и умнее, и интереснее. При чём тут честность, скажете вы? А как же тот факт, что все вопросы районных и городских олимпиад сначала попадают в руки методиста, а уж потом, на следующий день, пишутся на доске перед нашими детишками, делегатами от других школ. Но ведь он и сам учитель, у него тоже есть ученики. А ну как выйдет неудобство и его дети покажут самые низкие результаты? Что же получается, учитель руководит методической работой целого района, а у него такие слабые косвенные показатели? Потому-то мы всё это понимаем, когда среди пёстро-разнообразных олимпиадных работ попадаются вдруг на удивление полные и обоснованные, принадлежащие… сами понимаете кому.
Это грязь. Но иначе не возможно, ибо сволочная должность порождает сволочные мысли в свой адрес. Однажды мне забрезжила возможность стать районным методистом. Был я тогда ещё слишком молод и глуп, чтобы сразу понять её сущность. И только по опросам коллег понял, что эта неблагодарная должность достойна упоминания в энциклопедии застойной эпохи. Потому что за такие деньги ты должен в свободное от основной работы время посещать другие школы, описывать уроки своих коллег, оценивая их соответствие разряду, оформлять характеристики на аттестующихся (а значит и иногда мотивированно отказывать людям, у которых педстаж больше, чем мой возраст). Кроме того, нужно проводить совещания, приглашая со стороны интересных людей и занимая коллег, когда эти люди по тем или иным причинам не приехали, связываться с музеями, заказывать экскурсии, проводить олимпиады разного уровня. И писать, писать, писать отчёты о работе методобъединения.
Кто же соглашается сунуть голову в это ярмо? Иногда — болезненно инициативные люди, которым тесно в рамках одной школы. Эти могу вынуть из вас все жилы, преследуя свои цели, вовсе не обязательно совпадающие с коллективными. Например — якобы приобщить коллег к написанию нового учебника, который выйдет под другой фамилией. Порою это очень добрые и отзывчивые люди, искренне желающие, чтобы всем стало работать лучше. Но любовь в данном случае губит, и они скоро уходят по состоянию здоровья, отчаявшиеся и разбитые. Часто это нормальные педагоги, которые дают всем понять, что им тоже вовсе не улыбается сидеть допоздна, что-то обсуждая. Поэтому заседания у них проходят молниеносно: быстренько собрались, скоренько услышали последние установки и ценные указания, которые методист вынужден (он не виноват, его самого обязали!) донести до своих коллег, и «если вопросов больше нет, до свидания». Такие нам приятны, мы с трудом вспоминаем, как их зовут, но ведь «счастлив тот народ, который не знает своего правителя». Вот только меня теперь на эту удочку не поймать. Ведь в плане профессионального роста, методическая работа в городе и районе — как правило профессиональный тупик: всем не угодишь, требуют со всех сторон, везде крайний и времени на свои нужды вообще не остаётся. А будешь заботиться о себе — наживёшь врагов как сверху, так и снизу.
Короче, не обижайтесь, дорогие методисты, однако не ждите от нас ни любви, ни уважения. Ведь авторитеты для нас — те, кто уже умер, или кто старше всех нас. Сами мы не настолько созрели, чтобы понять вашу пусть даже очень широкую натуру и могучий интеллект. И не надо трогать нас, мы и так задавлены нагрузкой, у нас и в школе свои проблемы, чтобы заниматься всякими там повышениями нашего уровня.
Пояснительная записка
Работа методиста призвана донести до каждого педагога дополнительного образования основные направления и принципы модернизации образования, создать условия для непрерывного освоения профессиональных знаний и предоставления образовательных услуг высокого качества. Особенную остроту приобретает кадровый вопрос, углубляется потребность создания условий для роста профессионального мастерства педагогов, которым предстоит претворять реформы образования в жизнь. Поэтому необходимо проводить многоплановую работу с разными категориями педагогов, вести интенсивный поиск новых форм и направлений в области создания условий для профессионального роста педагогов.
Программа деятельности методиста направлена на повышение качества образовательного процесса и профессионального мастерства педагогов дополнительного образования Центра.
Профессия методист — новая жизнь профессии в эпоху EdTech
Если специалист покажет себя с лучшей стороны и докажет на деле эффективность своей работы, то скоро может стать заведующим детского сада или руководителем общеобразовательного учреждения. Следовательно, методист — человек, у которого может быть хороший карьерный рост.
Итак, рассмотрев все аспекты профессии, выделим её основные достоинства:
- востребованность на рынке труда;
- возможность творческого подхода к деятельности;
- постоянное самообразование за счет внедрения новых методик;
- социальное служение людям, воспитание молодого поколения.
Требования, предъявляемые к методисту, могут варьироваться в зависимости от места работы и должностных обязанностей. Наличие у сотрудника опыта работы по специальности будет играть решающую роль при приеме в должность.
Стандартными требованиями к методисту являются следующие:
-
высшее педагогическое образование;
-
знание последних методик обучения;
-
грамотная речь (устная и письменная);
-
желание развивать профессиональные навыки.
Методист высшего учебного заведения взаимодействует со студентами и преподавателями вузов, большую часть времени работает с документами, организовывает вне учебные мероприятия.
Наделен другими обязанностями методист дополнительного образования: он контролирует процесс обучения, разрабатывает учебные программы, формирует группы, присутствует на открытых уроках, готовит отчеты и т.д.
Психолог-методист работает с преподавателями и заинтересован в их профессиональном росте.
Дополнительно работодатель смотрит на наличие специальных навыков у сотрудника, к примеру, владение иностранными языками, знание ПК и стандартных офисных программ и пр.
Чтобы работать методистом, необходимо иметь диплом о высшем педагогическом профессиональном образовании. С этой целью требуется окончить педагогический институт, учеба в котором длится 4-6 лет. Направления подготовки:
-
Психология образования;
-
Психология и педагогика;
-
Педагог начального образования;
-
Педагог школьной дисциплины (учитель математики, русского языка и литературы и т.д.) и др.
В некоторых случаях на работу принимают сотрудников, имеющих смежную профессию и окончивших специальный курс, позволяющий работать в должности методиста (учеба на курсе может продолжаться от 1 месяца и более).
Чтобы исполнять должностные обязанности, методист должен обладать определенными личностными качествами. По характеру сотрудник должен быть:
-
эрудированным;
-
культурным;
-
образованным;
-
коммуникабельным;
-
любознательным;
-
ответственным.
Дополнительно методист должен:
-
обладать аналитическим складом ума;
-
иметь хорошо развитые внимание и память;
-
иметь организаторские способности;
-
знать психологию человека.
Обладая данными качествами, методист добьется успеха в работе и справится с возложенными на него задачами.
Что делают методисты онлайн-курсов и чем занимаются?
Обязанности на примере одной из вакансий:
- Составление обучающих программ.
- Создание структуры курсов.
- Наполнение курса как теоретической базой, так и подбор подходящих практических заданий.
- Разработка и написание сценариев.
- Подбор экспертов для онлайн-уроков.
- Подбор и взаимодействие с подрядчиками необходимыми для реализации написанного вами сценария.
- Упаковать обучающую программу так, чтобы она была в удобном формате.
- Методическая поддержка.
- Контроль и оптимизация процессов деятельности на всех этапах ведения проекта.
- подбор контента для создания курса: изучение информации, поступающей от руководителя и команды; самостоятельный поиск необходимой информации; привлечение экспертов и совместная работа с ними (при необходимости);
- подготовка и организация съемок/записи обучающего контента: поиск спикеров, локаций, фрилансеров, помещений, оборудования и т.д.;
- созданием геймификации в обучении и новых приемов для повышения интереса к обучению.
Как стать методистом онлайн-курсов и где учиться?
Варианты обучения для методиста онлайн-курсов с нуля:
- Самостоятельное обучение – всевозможные видео на YouTube, книги, форумы, самоучители и т.д. Плюсы – дешево или очень недорого. Минусы – нет системности, самостоятельное обучение может оказаться неэффективным, полученные навыки могут оказаться невостребованными у работодателя;
- Онлайн-обучение. Пройти курс можно на одной из образовательных платформ. Такие курсы рассчитаны на людей без особой подготовки, поэтому подойдут большинству людей. Обычно упор в онлайн-обучении делается на практику – это позволяет быстро пополнить портфолио и устроиться на работу сразу после обучения.
Ниже сделали обзор 15+ лучших онлайн-курсов.
Должностная инструкция методиста дополнительного образования
Должностная инструкция методиста чётко прописывает его права и обязанности.
Права методиста:
- он должен знать все новшества, которые собирается внедрить руководство учреждения;
- методист — это тот человек, который имеет право выносить спорные вопросы на обсуждение;
- также он может повышать свою квалификацию не реже одного раза в пять лет;
- имеет право разрабатывать и внедрять методические документы по образованию, соответствующие действующим законам;
- может вносить свои предложения по улучшению структуры методической службы.
Если специалист покажет себя с лучшей стороны и докажет на деле эффективность своей работы, то скоро может стать заведующим детского сада или руководителем общеобразовательного учреждения. Следовательно, методист — человек, у которого может быть хороший карьерный рост.
Итак, рассмотрев все аспекты профессии, выделим её основные достоинства:
- востребованность на рынке труда;
- возможность творческого подхода к деятельности;
- постоянное самообразование за счет внедрения новых методик;
- социальное служение людям, воспитание молодого поколения.
Вроде бы о существовании такой должности, как методист, знают многие, но далеко не все в курсе того, чем занимаются специалисты такого рода и какие обязанности на них возлагаются. Более того, многие уверены в том, что методистов можно встретить лишь в образовательных учреждениях, хотя такая должность встречается и в медицине, и в туризме, и в учреждениях культуры. Причем обойтись порой в этих сферах без методистов попросту невозможно, так как они осуществляют контроль за работой других сотрудников, проводят с ними обучающие занятия, обеспечивают их необходимой методической литературой и мн. др.
Чем же занимаются эти специалисты? Ответ на этот вопрос можно найти в , где его обязанности четко расписаны. Этот документ состоит из нескольких разделов, основными из которых являются:
- Общие положения.
- Должностные обязанности.
- Права методиста.
- Ответственность методиста.
Подробнее о каждом из разделов расскажем далее.
Не знаете свои права?
В разделе «Общие положения» говорится о том, какими навыками и знаниями должен обладать методист и какими нормативными актами ему надлежит руководствоваться в своей работе. Оговариваются здесь и требования, предъявляемые к образованию и трудовому стажу.
Обязанности на работе
Специфика служебных обязанностей методиста зависит от учреждения, в котором он работает:
- Методист высшего учебного заведения – это специалист, который находится в постоянном контакте с преподавателями и студентами. Однако основная его работа – бумажная (составление информационных баз данных, учебных планов, обеспечение документооборота). Также в его функции входит организация всевозможных внеучебных мероприятий – КВНов, капустников, балов выпускников, посвящений в студенты.
- Методист дополнительного образования. В его обязанности входит контроль процесса обучения, наличия необходимых технических средств и правильности заполнения соответствующей документации, а также разработка учебных программ и рабочих планов. Он помогает формировать группы, проверяет систематичность и качество уроков, отвечает за отчетность и подготовку статистических данных.
- Психолог-методист работает с педагогами, проводя тренинги и семинары, индивидуально консультируя по проблеме профессионального выгорания и вопросам построения взаимоотношений с коллегами.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы |
Минусы |
|
|