Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность ИП по долгам физического лица». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях и Арбитражным процессуальным кодексом РФ (АПК РФ) рассмотрение некоторых категорий дел об административных правонарушениях относится к компетенции судей арбитражных судов.
Обжалование постановлений о привлечении к административной ответственности
Предприниматель, не согласный с основанием привлечения к ответственности или назначенной мерой наказания, вправе обжаловать вынесенное должностным лицом или судом постановление (ст. 30.1 КоАП):
- Если акт был издан в связи с нарушением ИП трудового законодательства, то он обжалуется через вышестоящую инстанцию или в суде общей юрисдикции (ст. 22 ГПК РФ, п. 1 ПП ВС РФ от 17.03.2004 № 2).
- Если правонарушение вытекает из предпринимательской деятельности, то обжалование решения о привлечении к ответственности происходит соответственно в вышестоящем административном органе или арбитражном суде (ч. 3 ст. 30.1 КоАП, ст. 207 АПК РФ).
Срок давности привлечения к ответственности ИП, его наказание
Срок давности привлечения предпринимателей к административной ответственности согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП:
- 2 месяца в общем случае;
- 3 месяца, если дело рассматривается судьей.
Кроме того, ст. 4.5 предусматривает специальные сроки, например 2 года за нарушение законодательства о бухучете.
В п. 14 ПП ВС РФ от 24.03.2005 № 5 уточняется, что:
- Отсчет срока давности начинается со дня, следующего за днем совершения правонарушения.
- Если форма правонарушения — бездействие, отсчет начинается со дня, следующего за последним днем периода, в котором должна была быть исполнена обязанность.
- При длящемся правонарушении сроки начинают исчисляться со дня его обнаружения и составления должностным лицом протокола.
Части 1 — 1.3 ст. 28.1 КоАП РФ содержат закрытый перечень поводов для возбуждения дела об административном правонарушении. Одним из них, например, является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В соответствии с п. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением отдельных предусмотренных КоАП РФ случаев, определенных ст. 28.4, ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 28.6 КоАП РФ).
Согласно пп. 1 — 2 ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
В отдельных случаях, указанных в ст. 28.7 КоАП РФ, проводится административное расследование.
В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные ст. 28.7 КоАП РФ.
Далее протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении (п. 1 ст. 28.8 КоАП РФ).
А если закрыть ИП — о долгах забудут?
Спасет ли от задолженности закрытие ИП и действует ли принцип «нет предприятия, а значит, не с кого требовать оплату»? Нет, ответственность ИП не заканчивается на снятии с учета в Налоговой!
Задолженность числится за бизнесменом до тех пор, пока он не рассчитается с кредиторами или не получит статус банкрота с аннулированием обязательств. В этом заключается и коварство ИП. Минимальные налоги и отчетность — это удобно. С другой стороны, юрлица отвечают по долгам активами компании и только в редких случаях рискуют понести субсидиарную ответственность. А с ИП дело обстоит иначе: задолженность от предпринимательской деятельности переходит к ним, как к физлицам в полном объеме. Они отвечают имуществом и доходом до полного погашения.
Ответственность индивидуального предпринимателя как специального субъекта
О специальном статусе индивидуального предпринимателя как субъекта указывается в санкции статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Например, о том, что индивидуальный предприниматель несет ответственность в соответствующем ему правовом статусе, указывается в статье 13.11 КоАП, устанавливающей ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных.
Согласно части 5 указанной статьи невыполнение оператором предусмотренной законодательством Российской Федерации в области персональных данных требования об уничтожении персональных данных, если они являются незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, влечет наложение административного штрафа на индивидуального предпринимателя в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Административная ответственность за нарушение бюджетного законодательства
Автор: Гусев А., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Вопрос:
Кто может быть привлечен к административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства?
Ответ:
К административной ответственности может быть привлечено как должностное, так и юридическое лицо. При привлечении к административной ответственности должностного лица следует убедиться, что именно привлекаемое должностное лицо несет ответственность за совершенное правонарушение. С этой целью необходимо ознакомиться как с уставом учреждения, так и с должностными инструкциями привлекаемого лица, а также с положениями его трудового договора. Например, устанавливая лицо, виновное в нецелевом использовании средств, нужно помнить, что у главного бухгалтера учреждения отсутствует единоличная возможность распоряжения бюджетными средствами, поэтому привлекать его к административной ответственности за нецелевое использование средств неправомерно.
Комментарии к ст. 2.4 КОАП РФ
1. Статья посвящена должностным лицам как специальным субъектам административных правонарушений. В большинстве статей КоАП РФ в числе возможных субъектов административной ответственности названы должностные лица.
2. Административная ответственность должностных лиц играет важную роль в обеспечении законности и дисциплины в управлении. Основанием для привлечения таких лиц к административной ответственности является совершение ими административных правонарушений в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Такая установка КоАП РФ никоим образом не ставит знак равенства между дисциплинарным и административным правонарушением, между дисциплинарной и административной ответственностью. КоАП РФ лишь презюмирует, что невыполнение должностными лицами обязанностей по службе может быть не только дисциплинарным проступком, но и административным правонарушением. Причем не любой дисциплинарный проступок, если он совершен должностным лицом, может автоматически считаться административным правонарушением. Для признания его таковым необходимо, чтобы данное правонарушение было зафиксировано в конкретной статье Особенной части КоАП РФ. Законодатель при формулировании составов со специальным субъектом ответственности руководствовался определенным ограничителем: административным правонарушением признается нарушение лишь таких служебных правил (обязанностей), которые имеют надведомственный характер и охраняют государственный интерес.
Сложная правовая природа таких служебных обязанностей обусловила то обстоятельство, что государство, во-первых, охраняет их с помощью не одного, а нескольких видов ответственности и, во-вторых, учредило соответствующие контрольно-надзорные органы, призванные следить за выполнением этих правил.
3. В комментируемой статье впервые в законодательстве об административных правонарушениях закреплено понятие должностного лица как субъекта административной ответственности. В своей основе оно совпадает с определением должностного лица, данным в Уголовном кодексе РФ, если принять во внимание обобщающую формулировку ст. ст. 201, 285, 318 УК РФ (см. комментарий к ст. 19.28 КоАП РФ).
Прежде всего, данная статья относит к должностным лицам представителей власти, т.е. лиц, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости. Речь идет о должностных лицах правоохранительных и контролирующих органов. Функции представителя власти могут осуществляться постоянно, временно или по специальному полномочию. К должностным лицам отнесены работники, полномочные выполнять организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, т.е. полномочные совершать в пределах своей компетенции властные действия, имеющие юридически значимые последствия (например, издавать правовые акты, давать обязательные указания, нанимать и увольнять работников, управлять государственным имуществом, распоряжаться денежными средствами).
В качестве должностных лиц (кроме должностных лиц, являющихся государственными или муниципальными служащими, служащими государственных учреждений и организаций) рассматриваются также руководители и иные работники иных (т.е. негосударственных) организаций, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.
Ныне перечень таких лиц дополнительно конкретизирован применительно к ряду статей Особенной части КоАП РФ. Речь идет об ответственности членов советов директоров, коллегиальных исполнительных органов, счетных, ревизионных, ликвидационных комиссий юридических лиц и руководителей организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, за нарушение требований законодательства о хранении документов (ст. 13.25), за нарушение законодательства о биржах и биржевой торговле (ст. 14.24), за нарушения законодательства о ценных бумагах (ст. ст. 15.17 — 15.22), а также за административные правонарушения, предусмотренные ст. ст. 15.23.1, 15.24.1, 15.29 — 15.31, ч. 9 ст. 19.5 и рядом других статей КоАП РФ.
Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 160-ФЗ к числу должностных лиц отнесены также лица, осуществляющие функции члена конкурсной комиссии, котировочной комиссии или единой комиссии, созданной государственным или муниципальным заказчиком, уполномоченным органом, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст. ст. 7.29 — 7.32 КоАП РФ.
По ответственности приравнены к должностным лицам и индивидуальные предприниматели, т.е. лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Это общее правило, но из него законом может быть сделано исключение. Такое исключение установлено, например, в примечании к ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, где говорится о том, что за административные правонарушения, предусмотренные гл. 16 КоАП РФ, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
4. Наличие у должностных лиц права совершать действия властного характера предопределяет и особенности их административной ответственности. К административной ответственности могут быть привлечены должностные лица, во-первых, при нарушении своими собственными действиями установленных правил; во-вторых, при даче подчиненным указаний, идущих вразрез с требованиями этих правил; в-третьих, за непринятие мер по обеспечению соблюдения правил подчиненными лицами, если обеспечение соблюдения этих правил входит в круг служебных обязанностей конкретного должностного лица.
5. Противоправное поведение должностного лица при наличии у него властных полномочий может причинить больший вред, нежели административное правонарушение обычного гражданина. Поэтому в конкретных статьях Особенной части Кодекса, в которых в качестве возможных субъектов ответственности названы как гражданин, так и должностное лицо, установлен повышенный размер штрафных санкций, применяемых к должностному лицу.
6. Тот факт, что административное правонарушение должностного лица одновременно является и нарушением служебных правил, т.е. дисциплинарным проступком, обусловливает вопрос о допустимости или недопустимости наложения на виновное должностное лицо сразу двух мер наказания: и административного наказания, и дисциплинарного взыскания. В КоАП РФ общего решения этого вопроса нет. Однако исходя из того что меры и дисциплинарной, и административной ответственности имеют характер наказания, вряд ли целесообразно обязательное одновременное применение к должностному лицу за совершение им противоправного деяния, содержащего признаки и дисциплинарного, и административного правонарушения, двойного наказания. Такое наказание допустимо, во-первых, лишь за отдельные виды правонарушений, социальная вредность которых достаточно велика, и, во-вторых, если об этом есть специальное указание в законе.
В случае причинения нарушителем еще и материального ущерба возможно одновременное применение за одно и то же деяние и административной, и материальной ответственности, поскольку последняя, в отличие от первой, выполняет лишь правовосстановительную функцию.
7. Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ существенно расширен круг государственных и муниципальных учреждений (бюджетных учреждений), на которые распространяются порядок размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, и оказание услуг, установленный Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ (с изм. и доп.). В связи с этим служащие бюджетных учреждений, на которых возложены функции члена конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии бюджетного учреждения — заказчика, также приравниваются к должностным лицам и, следовательно, несут ответственность, предусмотренную ст. ст. 7.29 — 7.32 настоящего Кодекса.
На что может быть обращено взыскание?
Итак, допустим, имеется судебное решение о взыскании N-ной суммы в пользу истца с ответчика-ИП. Данное решение добровольно не исполняется, поэтому оно было передано в ФССП для принудительного исполнения.
Что может изъять судебный пристав, в законе не перечисляется, но есть список вещей, на которые обращать взыскание нельзя.
Так, согласно ст. 446 ГПК РФ, не может изыматься:
- единственное пригодное для проживания жилое помещение, где живет должник с другими членами семьи;
- земля, на которой построено вышеуказанное помещение;
- одежда, обувь, другие вещи индивидуального пользования;
- продукты питания;
- государственные награды и т. д.
Ст. 69 закона № 229-ФЗ установлен порядок изъятия имущества.
- В первую очередь изымаются денежные средства, в том числе безналичные.
- Если денег недостаточно, изымается иное имущество.
Очередность изъятия иного имущества определяет судебный пристав. На практике забираются телефоны, техника, инструменты, транспортное средство, то есть ликвид. И в последнюю очередь — недвижимое имущество.
Кроме изъятия денег и имущества судебный пристав может обратить взыскание на доходы должника — зарплату, пенсию, дивиденды и т. д.
Ответственность по Трудовому Кодексу
Требования трудового законодательства относятся к ИП, если он выступает в качестве работодателя. Беря на работу сотрудников, ИП несет за них всю полноту ответственности.
- Самый первый акт ответственности – это официальное оформление путем заключения трудового договора и вытекающие отсюда обязательства:
- регистрация в пенсионном фонде;
- обязательное страхование;
- «белая» зарплата.
- Материальное обеспечение: каждый сотрудник имеет право вовремя получать оговоренное вознаграждение.
- Материальная и административная ответственность за погрешности в организации труда и моральный вред при:
- незаконном увольнении;
- неправомерном отстранении от работы;
- задержке с выдачей трудовой;
- нанесении ущерба имуществу сотрудника.
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! В суде работнику достаточно доказать сам факт причинения вреда, вину работодателя он доказывать не обязан (ст. 1064 ГК РФ).
Порядок привлечения должностных лиц к ответственности, предусмотренной КоАП РФ
Процессуальный порядок и сроки привлечения должностных лиц к административной ответственности общие, каких-либо специальных процедур административный закон не предусматривает. Аналогичны и сроки давности для назначения наказаний (ст. 4.5 КоАП РФ).
Пошаговая процедура выглядит следующим образом:
- Возбуждение производства. Перечень поводов для этого перечислен в ст. 28.1 КоАП РФ. По общему правилу, предусмотренному п. 1 ст. 28.2 КоАП РФ, при возбуждении процедуры оформляется протокол (исключения составляют случаи, когда дело возбуждает прокурор, осуществляется автоматическая съемка нарушения и в некоторых других случаях).
- Протокол передается на рассмотрение.
- Дело рассматривается, по результатам выносится постановление о привлечении к ответственности либо о прекращении производства.
Субсидиарная ответственность ИП
К субсидиарной ответственности физических лиц начали активно привлекать с 2021 года, когда в силу вступили соответствующие поправки. Представленная ответственность возникает, если в судебном порядке удалось доказать причастность лица к банкротству определенной компании или организации.
Как правило, к ответственности контролирующих лиц привлекают арбитражные управляющие, которые ведут признание банкротства юрлица. Привлечь предпринимателя к субсидиарной ответственности можно только в случае, если он был руководителем (или имел отношение к управлению) определенной компании.
Субсидиарная ответственность:
- должна быть доказана в судебном порядке на основании документальных свидетельств: бухгалтерского учета, финансовой и отчетной документации и т.п.;
- не может быть списана в банкротстве физического лица;
- как правило, выражена в крупных суммах: то есть долги компании переходят на одного человека или группу лиц, виновных в доведении до несостоятельности.
Уголовная ответственность
Юридическое лицо привлечь к уголовной ответственности нельзя. В любом случае за компанию будет отвечать конкретный человек — руководитель, участники, главный бухгалтер. У индивидуального предпринимателя та же история — отвечать он будет самостоятельно. Причем нести ответственность он будет именно как физическое лицо, в чем есть некая несправедливость, ведь ИП может иметь многомиллиардный бизнес, а значит потенциальный размер налоговых правонарушений ничуть не меньше, чем для организаций.
Тем не менее, исходим из того что есть. Для примера возьмем уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов: именно по данной категории уголовных дел законодатель провел разделение — ИП отвечают как физические лица по статье 198 УК РФ, руководители организаций — по статье 199.
В целом элементы состава данных преступлений одинаковы, за тем лишь исключением, что ИП привлекают к уголовной ответственности начиная с 900 тысяч рублей суммы неуплаченных налогов, юридическому лицу необходимо уклониться от уплаты минимум 5 миллионов рублей.6
На первый взгляд всё очевидно — у юр. лица «запас» больше. Но вот на практике средний размер доначислений налогов на одну выездную проверку в 2017 году составляет: 12,5 млн. рублей — для компаний и 2,8 млн. — для ИП, следовательно формально попадают оба.
При этом максимальное наказание для ИП — 3 года лишения свободы, а для руководителя организации — 6 лет. Однако, сам по себе грозящий срок не столь важен. Важно то, что максимальная санкция влияет на определение категории преступления, в связи с чем уклонение на сумму, допустим, 10 млн.руб. для ИП будет являться преступлением небольшой тяжести, а для руководителя организации — тяжким.
В этом и заключается «вся соль». Поскольку преступление ИП имеет небольшую тяжесть, то срок давности по нему всего 2 года. Учитывая время на выявление правонарушения, проведение проверки, адвокату подозреваемого ИП необходимо проявить немного мастерства и затянуть передачу материалов дела в суд. По прошествии 2 лет с момента совершения преступления, коим является последний день срока для уплаты того или иного налога,7 опасаться предпринимателю нечего. Руководителю юридического лица придётся ждать 10 лет — именно такой срок давности установлен УК РФ для тяжких преступлений.
Полагаем, кому-то покажется, что мы призываем закрывать компании и переводить бизнес в формы ИП или пытаемся намекнуть, что «химичить» лучше в этом статусе. Ничего подобного. Принимая решение о ведении операционной деятельности в статусе ИП нужно помнить, что:
- во-первых, ИП смертен, у него есть супруги и наследники. Полагаем, что внезапная кончина или развод предпринимателя с огромным количеством сотрудников и хозяйственных операций может существенно усложнить существование самого бизнеса;
- во-вторых, партнёрские отношения данным статусом не урегулировать, что делает его неприменимым для бизнес-моделей с несколькими собственниками;
- третьих, законодатель накладываем ограничения на виды деятельности, которыми может заниматься ИП (например ИП нельзя продавать алкогольную продукцию).
Соответственно, такое решение, как и всегда, должно быть взвешенным и учитывать все нюансы статуса предпринимателя, о которых мы и указали.
1. На практике это означает, что после окончания процедуры банкротства физического лица, кредитор по долгам, образовавшимся в связи с привлечением такого лица к субсидиарной ответственности, получит исполнительный лист для взыскания этих долгов, который будет следовать за гражданином всю жизнь.
2. В соответствии со статьёй 399 Гражданского кодекса РФ субсидиарная ответственность — это дополнительная ответственность лица, за другое лицо, являющееся основным должником. До предъявления требования к субсидиарному должнику, кредитор должен предъявить его основному.
Уголовная ответственность ИП
Прежде чем продолжить рассматривать списки преступлений и наказания за них, следует понять: правонарушение может привести к разным видам ответственности пропорционально тяжести. В большинстве случае выбор осуществляется между административной и уголовной ответственностью. Лёгкие и средние проступки — административная, очень тяжёлые — уголовная.
ИП привлекают по УК РФ:
- с 900 тысяч рублей сокрытых налогов;
- нанесение тяжкого вреда здоровью работника/смерть на рабочем месте;
- дискриминация работников и потенциальных кандидатов на трудоустройство по любым признакам;
- отказ трудоустроить беременную женщину или мать ребёнка младше 3 лет;
- существенная задержка оплаты труда;
- экономические нарушения (подробнее в следующем разделе).
Максимальное наказание — 3 года лишения свободы или 4 года принудительных работ. При выявлении каких-либо нарушений всегда назначается судебное разбирательство. В отношении предпринимателя будет действовать презумпция невиновности: он не обязан доказывать отсутствие преступления, а также наоборот вправе пригласить свидетелей и отстаивать невиновность.
Являются ли ип должностным лицом
было заявление в прокуратуру , прокурор предоставил суду административное правонарушение в суд как на физ лицо, но мировой суд вынес приговор за нарушение как должностному лицу, я написал жалобу выше стоящею инстанцию .
Примечание. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 13.25, 14.24, 14.55, 14.56, 15.17 — 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 — 15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7.3 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 — 7.32, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена лицензионной комиссии и совершившие административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.6.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.
Рекомендуем прочесть: Камеральная проверка 3 ндфл сроки