Изменения режима труда и отдыха водителей с 1 марта 2023 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения режима труда и отдыха водителей с 1 марта 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Согласно правилам, работодатель может засчитывать не весь рабочий день в качестве охраны. Обязательно учитываются 30%, хотя в некоторых компаниях нормальной практикой является начисление полного объема времени.

Новые правила расчета времени ежедневного и еженедельного отдыха

26.3. Отдых водителя от управления транспортным средством должен быть непрерывным и составлять:

не менее 11 часов в течение периода, не превышающего 24 часов (ежедневный отдых). Допускается сокращение этого времени до 9 часов, но не более 3 раз в течение периода, не превышающего шести 24-часовых периодов с момента завершения еженедельного отдыха;

не менее 45 часов в течение периода, не превышающего шести 24-часовых периодов с момента завершения еженедельного отдыха (еженедельный отдых). Допускается сокращение этого времени до 24 часов, но не более одного раза в течение 2 подряд календарных недель. Разница времени, на которую сокращен еженедельный отдых, в полном объеме должна быть в течение 3 подряд календарных недель после окончания календарной недели, в которой еженедельный отдых был сокращен, использована водителем на отдых от управления транспортным средством.

26.3. Отдых водителя от управления транспортным средством должен быть непрерывным и составлять:

не менее 11 часов в течение периода, не превышающего 24 часов с момента завершения предшествующего отдыха (ежедневный отдых). Допускается сокращение этого времени до 9 часов, но не более 3 раз в течение периода между двумя последовательными периодами еженедельного отдыха;

не менее 45 часов, которые начинаются не позднее чем по окончании периода, не превышающего шести 24-часовых периодов с момента завершения еженедельного отдыха (еженедельный отдых). Допускается сокращение этого времени до 24 часов, но не более одного раза в течение 2 подряд календарных недель. Разница времени, на которую сокращен еженедельный отдых, в полном объеме должна быть в течение 3 подряд календарных недель после окончания календарной недели, в которой еженедельный отдых был сокращен, использована водителем на отдых от управления транспортным средством. Любой ежедневный отдых может быть заменен еженедельным.

В данном пункте сразу же несколько важных нововведений, рассмотрим их по порядку:

1. Любой ежедневный отдых может быть заменен еженедельным. Это означает, что если у водителя в середине недели выдалось несколько дней (45 часов подряд), когда ему не требуется выезжать на автобусе или грузовике, то он может использовать эти дни как еженедельный отдых. А после отдыха отсчет недельных нормативов начнется заново.

2. Ежедневный отдых может быть уменьшен с 11 до 9 часов три раза в течение «рабочей недели» между двумя еженедельными периодами отдыха, а не в течение шести последовательных суток.

А это означает, что на практике теперь возможна такая ситуация. Водитель хочет работать каждый день по максимуму, то есть он управляет автомобилем 9 часов (с перерывом 45 минут), затем делает короткий ежедневный перерыв (9 часов вместо 11), затем вновь управляет автомобилем. Эту последовательность он выполняет 3 раза подряд, после чего «объявляет себе» еженедельный отдых. А после завершения этого отдыха последовательность с максимальным использованием времени можно вновь повторить.

Например, график управления грузовиком или автобусом может выглядеть так:

День 1
(поне-
дельник)
День 2
(вторник)
День 3
(вторник,
среда)
День 4
(среда,
четверг)
Дни 5-6
(четверг —
пятница)
Управление автомобилем 8:00 — 12:30 2:45 — 7:15 21:30 — 2:00 16:15 — 20:45
Перерыв 12:30 — 13:15 7:15 — 8:00 12:00 — 2:45 20:45 — 21:30
Управление автомобилем 13:15 — 17:45 8:00 — 12:30 2:45 — 7:15 21:30 — 2:00
Ежедневный отдых 17:45 — 2:45 12:30 — 21:30 7:15 — 16:15
Еженедельный отдых 2:00 — 23:00

На что обратить внимание

1. Когда и на сколько можно установить суммированный учёт рабочего времени

Нормальная продолжительность рабочего времени водителя не может быть выше 40 часов в неделю.

Работодатель вправе установить суммированные учёт рабочего времени продолжительностью в один месяц в случаях, когда по условиям работы установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени не может быть соблюдена.

По согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (а при её отсутствии — с иным представительным органом работников) продолжительность учётного периода можно увеличить до трёх месяцев.

При введении суммированного учёта рабочего времени работодатель должен учитывать мнение представительных органов работников.

Если водитель является индивидуальным предпринимателем и самостоятельно управляет автомобилем, продолжительность рабочего времени не должна быть выше нормального числа рабочих часов за учётный период один месяц.

2. Как разделить рабочий день (смену) на части

С согласия водителей работодатель может разделить рабочий день (смену) на части. В таком случае нужно издать соответствующий локальный нормативный акт. Документ принимается с учётом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Перерывы между частями рабочего дня (смены) устанавливается не позднее чем через пять часов после начала работы.

Если рабочий день (смена) разделён на части, суммарное время перерывов между его частями не может превышать:

  • трёх часов — для водителей пассажирского транспорта городского и пригородного сообщения;
  • пяти часов — для остальных водителей.
Читайте также:  Действия работодателя при расторжении трудового договора по соглашению сторон

Перерыв между частями рабочего дня (смены) предоставляется в местах, где водители могут использовать время отдыха по своему усмотрению.

Время перерыва между частями рабочего дня (смены) в рабочее время не включается.

Водители — ИП, самостоятельно управляющие автомобилями, могут сами разделить рабочий день (смену) на части, а также самостоятельно определить время и продолжительность перерывов для отдыха и питания, но в пределах значений, установленных п.17 Приказа № 424, т.е. не менее 30 минут и не более двух часов.

3. В каких случаях для водителей-вахтовиков можно сократить еженедельный отдых

По общему правилу, еженедельный отдых должен составлять не менее 45 часов. Он должен начинаться не позднее шестого ежедневного периода, наступающего с момента завершения предыдущего еженедельного отдыха.

Если водитель работает вахтовым методом в районе Крайнего Севера и (или) приравненной к КС местности и эксплуатирует автомобиль вне границ населённых пунктов, еженедельный отдых допустимо сократить до значения не менее 24 часов в каждую календарную неделю, но при условии компенсации такого сокращения между вахтами в течение учётного периода.

4. На кого не распространяются нормы Приказ № 424

Требования Приказа № 424 не распространяются на:

  • водителей, осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • водителей, занятых на международных перевозках;
  • водителей, осуществляющих перевозки в пределах границ территории предприятия, не выезжающих на дороги общего пользования;
  • водителей легковых автомобилей ведомственной охраны;
  • водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей, включая автомобили, предназначенные для оказания медицинской помощи гражданам, в том числе автомобилей, задействованных в ликвидации последствий либо предупреждении ЧС;
  • водителей автомобилей органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность;
  • водителей-военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы.

Какие ТС должны оснащаться тахографами для контроля за соблюдением режима труда и отдыха

В Приказе Минтранса №440 (Приложение 2) содержится перечень видов автотранспортных средств, на которые необходимо установить тахограф. А так же список спецтехники и прочих типов авто, не подлежащих оснащению подобным оборудованием. К первым относится:

  1. Личный грузовой транспорт массой выше 3,5 т.
  2. Автобусы, принадлежащие физлицам.
  3. Грузовики категории N2 и N3, находящиеся в эксплуатации юрлиц и ИП, за исключением групп М2 и М3, перевозчиков пассажиров, работающих на регулярных маршрутах.
  4. Оснащению подлежат ТС, находящиеся в эксплуатации юрлиц и ИП, задействованные в перевозке пассажиров, грузов (коммерческие), иных лиц, исключая водителя, (неважно по договору или без) на автобусах или грузовом автомобиле.

В исключения попадает нефте-газо-обслуживающий автопарк, экстренные службы, спецтехника, сельскохозяйственный автотранспорт, используемый только в своем или прилегающем регионе и пр.

Смена движения в экипаже на одиночный режим

Из экипажа выходит второй водитель, который на данный момент не ведет транспортное средство:

  • 1 Водитель который не ведет транспортное средство, извлекает свою карту из второго слота тахографа и выходит или продолжает движение как пассажир.

  • 2 Водитель который находится за рулем, продолжает движение в одиночном режиме соблюдая правилами труда и отдыха водителей.

Из экипажа выходит водитель который находится за рулем транспортного средства:

  • 1 Смена во время остановки после завершении отведенного времени вождения по тахографу:

  • Водитель который был в экипаже за рулем, вынимает карту из тахографа и выходит из машины или продолжает движение как пассажир.

  • Второй водитель экипажа, извлекает свою карту из слота 2 и вставляет в слот 1. Продолжает движение в одиночном режиме в соответствии с правилами труда и отдыха водителей.

  • 2 Смена во время движения транспортного средства:

  • Водитель экипажа который находится за рулем транспортного средства, может передать управление напарнику без стоянки только после истечения времени отдыха напарника по тахографу.

  • Если водителю экипажа который находится за рулем необходимо покинуть транспортное средство до истечения времени отдыха напарника по тахографу. Транспортое средство необходимо остановить в разрешенном для этого месте, извлеч карту из слота 1 и покинуть место водителя.

  • Второй водитель сможет продолжать движение только после истечения времени отдыха по тахографу, в соответствиии с правилами труда и отдыха водителей.

  • Второй водитель экипажа пересаживается за руль, извлекает свою карту из слота 2 и вставляет в слот 1. Продолжает движение в одиночном режиме в соответствии с правилами труда и отдыха водителей.

По-прежнему, тахографами должны быть оснащены следующие транспортные средства юридических и физических лиц:

M2 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 т
M3 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 т
N2 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т
N3 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 т

Что считается рабочим временем

В понятие рабочего времени профессионального водителя входит не только процесс вождения, но также специально предусмотренные перерывы и те периоды, когда водитель не находится за рулем. В это время водитель может подготавливать транспорт к поездке и осматривать его после ее завершения; ремонтировать транспортное средство самостоятельно; простаивать не по своей вине или ожидать погрузку груза, посадку пассажиров; тратить время на прохождение медосмотра перед выездом в рейс.

Перестал считаться рабочим временем тот промежуток, когда водитель охраняет груз или транспортное средство, а также время, когда водитель экипажа отдыхает и не занят управлением транспортным средством.

Когда водитель отработал смену с определенным количеством часов, то отдыхать ему положено вдвое больше. Если смена длилась десять часов, то приступить к работе он должен не ранее, чем через двадцать часов. Часы ежедневного отдыха могут быть разделены на части: первая – от трех часов и последняя – от девяти часов. Меньше эти промежутки времени делать нельзя. Время обеда также включается в период ежедневного отдыха.

Читайте также:  Нулевой отчет 6-НДФЛ: сдавать или нет

При суммировании часов в смене ежедневный отдых может длиться от одиннадцати часов. Водитель имеет право укоротить его до девяти часов трижды в неделю. Если водители работают в экипаже, то ежедневно они должны отдыхать минимум девять часов. Причем по очереди брать отдых они не имеют права. Не допускается сон одного водителя, пока сменщик ведет автомобиль.

Если водитель находится на ежедневном отдыхе, а в это время он должен въехать или выехать с железнодорожного состава или заехать на паром, то на период до одного часа он может прервать свой отдых. В таком случае водителю положен отдых в течение не менее одиннадцати часов.

Водителю, как и каждому сотруднику предприятия, положены выходные. За неделю непрерывный отдых должен быть не менее сорока пяти часов. Это два дня в неделю. Сократить период отдыха можно до двадцати четырех часов с одним условием: использовать запас сокращенного отдыха нужно в течение следующих трех недель.

Нормативная база: какие документы регламентируют продолжительность работы

Основной документ, который определяет длительность работ по вождению, другой деятельности или отдыха для водителей грузовиков или автобусов — приказ №15 Министерства Транспорта Российской Федерации от 20.08.04 г. Именно в этом документе содержатся основные положения, которые реализуются для борьбы с переработками.

Следующий документ — приказ № 170 МинТранса РФ от 3 мая 2018 г, который вносит изменения в документ, упомянутый выше. Эти изменения касаются в первую очередь категорий водителей, на которые распространяется действие ограничений. Кроме того, в приказе уточняется общая длительность вождения за неделю и две недели.

Также нужно упомянуть Постановление Правительства №1733 от 20.12.2019. Это постановление вносит изменения в ПДД, также касающиеся максимальной продолжительности управления грузовиком либо автобусом. Основная задача изменений — синхронизировать действующие нормативы с ЕСТР (стандартом, который используется на международных рейсах). При этом Постановление затрагивает только физических лиц, управляющих ТС с весом более 3,5т., в то время как при коммерческих перевозках водители продолжают руководствоваться нормами приказа № 15 от 2004 года.

Документальная регламентация РТО

Самым главным документом, определяющим продолжительность времени, которое сотрудник может проводить за рулем (а также выполнять сопутствующие работы типа погрузки и разгрузки, ремонта авто и т.д.) является приказ Минтранса России №15 от 20 августа 2004 года. Он содержит положения для успешной борьбы с нарушением РТО.

Не менее важный в регламентации режима труда и отдыха водителей, выполняющих коммерческие рейсы, — это приказ Минтранса №170 от 3.05.2018 года. В нем содержатся поправки к предыдущему документу, касающиеся категорий шоферов, на которых распространяются ограничения. Также бумага содержит данные об общей продолжительности нахождения шофера за рулём за 7 и 14 календарных дней.

Кроме того, в правительственном постановлении №1733 от 20 декабря 2019 года содержится информация об изменениях в правилах дорожного движения, которые непосредственно касаются предельно допустимой длительности вождения. Изменения призваны подогнать действующие нормы под европейский стандарт ЕСТР. Но здесь важно понимать, что Постановление касается исключительно физ. лиц, которые управляют автотранспортом массой свыше 3.5 тонны, тогда как для коммерческих рейсов актуальными остаются нормативы приказа от 2004 г. №15.

Правила составления графика режима труда и отдыха по тахографу

Составление графиков ведется по различным схемам с ориентацией на способ учёта рабочего времени (суммированный или ежедневный).

Ежедневный план выбирается тогда, когда график стандартный – за неделю водитель должен отработать 40 часов, утвержденные законодательством. Здесь при 5-дневном графике на рабочий день отводится 8 часов работы, а при 6-дневном – 7. При этом в рабочие часы входит все время, которое сотрудник был занят делами предприятия, а не только то, которое он провел за управлением транспортным средством.

С суммированной схемой дело обстоит немного сложнее – делать расчёт приходится не на день, а на месяц, а иногда и на полгода. Предельно допустимая длительность рабочего дня шофера в данном случае не должна превышать 9 часов (2 раза в неделю на 1 час больше). При дальних поездках и для водителей пассажирских автобусов (также для шоферов инкассаторского, медицинского и коммунального транспорта) максимальное количество рабочих часов в день увеличивается до 12.

В общей сложности водитель должен находиться за рулём максимум 56 часов в неделю и максимум 90 часов за 2 недели.

Зачем вообще все это нужно

Товарищи, которые умудряются ездить по двум чип-картам, мутить что-то с тахографом и вообще всячески жульничать, то есть те, что сознательно соглашается на переработку — потенциальные убийцы. Другая сторона — компании, которые заставляют водителей нарушать режим труда и отдыха под угрозой невыплаты им зарплат. В таким компаниях ни один адекватный человек, уважающий себя, работать не будет.

Итог такой переработки печален. Здоровье, на восстановление которого уйдут все заработанные (а то и больше) средства, тюрьма или трагедия. И такие случаи бывали, когда дальнобойщиков приговаривали к нескольким месяцам ареста за манипуляции с тахографом. В лучшем случае, можно отделаться очень крупным штрафом и запретом ездить по дорогам ЕС или конкретной страны.

Тем не менее, в дороге бывает всякое — пробки, задержки, поломки. Как действовать с умом — в нашем материале.

Порядок ввода тахографа в эксплуатацию и режимы его работы

Установка тахографа обеспечивает непрерывную регистрацию не поддающейся корректировке информации о режимах движения (маршруте и скорости) транспортного средства, отдыха и труда управляющим им лиц. Оснащение бортовым оборудованием с блоком СКЗИ (программно-аппаратного криптографического средством защиты информации, обеспечивающим её хранение и ограниченный доступ к данным) производится в порядке, регламентированном правилами обслуживания тахографов, закрепленными в постановлении Правительства РФ №1213 от 20.11.2012 года.

Читайте также:  Регистрация новорожденного: когда, как, где?

В процессе установки, за которой нужно обратиться в сертифицированный сервисный центр Санкт-Петербурга, осуществляется активация тахографа, дающая ему возможность функционировать в нескольких режимах:

  • Рабочем, в течение которого регистрируется вся информация, касающаяся технических параметров транспортного средства (его скорости движения, пройденном расстоянии и маршрутах). Здесь же фиксируются и все данные относительно деятельности водителя (продолжительность времени управления и перерывов на отдых);
  • Контроля, чье основное предназначение — выгрузка собранной информации для проверки работы водителя, происходящая в специальных дорожных пунктах;
  • Корректировки, при котором становится возможным внесение различных изменений в данные, ранее введенные в тахограф;
  • Предприятия, необходимый для владельца автотранспортной организации или конкретного ТС, осуществляющего пассажирские и грузоперевозки и используемый в целях контроля над совершением несанкционированных поездок, нарушений скоростного режима, длительностью интервалов рабочего времени и отдыха.

Каждый из режимов активируется отдельной картой, предназначенной для аутентификации и идентификации её держателя. Помимо этого, в меню цифрового тахографа существует специальный режим «OUT», включение которого означает, что транспортное средство эксплуатируется в условиях, где применение данного бортового оборудования не требуется. Однако, начиная с 1.04.2014, его активация в РФ недопустима, так как обязательное использование средств контроля предписано действующим законодательством.

Время работы и отдыха водителя по закону

Законодательство требует выполнение следующих правил:

  • Трудовой день должен быть не более 9 часов. Дважды в неделю можно переработать еще на один час, но не больше.
  • Непрерывно за рулем можно находиться по 4,5 часа, далее необходим отдых на 45 минут. Дальше время безостановочного движения сокращается до двух часов.
  • Предусмотрен полноценный обеденный перерыв – от получаса до двух.
  • За рабочую неделю можно находиться в дороге не более 56 часов.

Но есть и исключения, когда в день можно находиться за рулем половину суток:

  • Если междугородная или международная транспортировка требует срочной доставки пассажиров или груза, при этом нет возможности на полноценную остановку и отдых.
  • Если это человек, управляющий маршрутным автобусом.
  • Если шофер – работник гос.структур: больницы, МЧС, почты, образовательного учреждения.

Получение пенсии при приобретении российского гражданства

В последние годы большое количество советских пенсионеров переезжают жить в Россию. И в связи с этим все более популярным становится вопрос о назначении пенсии в РФ иностранным гражданам, переезжающим в Россию на ПМЖ.

Только что приехавшему в Россию гражданину, конечно, хочется рассчитывать на социальную и материальную поддержку государства.

И в первую очередь, хочется видеть эту поддержку в официальных выплатах, таких как пенсия.

Россия предоставляет пенсионные выплаты прибывшим в Россию на ПМЖ гражданам, если выполняются основные условия предоставления пенсий и есть соответствующие документы.

О том, соблюдения каких условий достаточно и какие документы нужны для выплаты пенсии, вы узнаете из данной статьи.

Существует специальное международное соглашение между Россиией и странами СНГ под названием «Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения», которым устанавливается порядок обеспечения граждан пенсией. Данное соглашение заключено еще в 1992 году. По нему пенсия выплачивается в соответствии с той, которую человек получал бы на своей родине.

Что называется официальным и постоянным проживанием? – По закону «О правовом положении иностранных граждан в РФ» доказательством ПМЖ человека является наличие у него вида на жительство с отметкой о регистрации по месту жительства. А перечень документов для назначения трудовой пенсии прописан в Законе «О трудовых пенсиях в РФ».

Как мы уже выяснили, переехавшие пенсионеры могут рассчитывать на пенсию в РФ, только если они получили вид на жительство или имеют российское гражданство. Для граждан бывших советских республик создана упрощенная система получения гражданства.

Право на пенсию по старости переселенец получает, если:

  • Его страховой стаж более семи лет;
  • Его индивидуальный пенсионный коэффициент равен или выше 9;
  • Человек старше 55 (для женщин), 60 лет (для мужчин).

Внимание

Пенсионный возраст может быть уменьшен, если человек трудился на вредном производстве, опасной работе, либо женщина имеет больше 5 детей.

Если дата пребывания на ПМЖ в России ограничена и имеет дату завершения, то выплаты будут производиться по эту дату.

Первое, чем нужно заняться для получения российской пенсии – собрать документы. Для оформления пенсии понадобятся:

  • Паспорт, подтверждающий гражданство России, либо вид на жительство с отметкой о регистрации;
  • Заявление на получение пенсии;
  • СНИЛС;
  • Трудовая книжка РФ;
  • Выписка с лицевого счёта в системе ОПС.

Режим труда и отдыха водителей по тахографу

Ежедневно водителю разрешается находиться за рулем до 9 часов, это срок может увеличиваться до 10 часов 2 раза в рабочую неделю (00.00 понедельника — 23.59 воскресенья). Максимально допустимое время вождения – 4,5 часа. Это значит, что водитель по прошествии этого времени должен остановиться на отдых не менее чем на 45 минут. Отдых можно разделить на 2 этапа, так же как и рабочее время, например, 2,5 часа в пути, затем отдых 15 минут, ещё 2 часа в пути, отдых 30 мин и 4,5 часа в пути – итого 9 часов в пути и 15+30+30=75 минут отдыха. Рабочий день завершается ежедневным отдыхом. Для ежедневного отдыха водитель должен быть обеспечен спальным местом или кушеткой для сна.

В соответствии с памяткой режима труда и отдыха водителя международника, рабочая неделя должна ограничиваться 56-ю часами, при этом, за две последовательные недели водитель должен отработать не более 90 часов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *