Что такое банковская тайна? Сведения, составляющие банковскую тайну

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое банковская тайна? Сведения, составляющие банковскую тайну». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Отдельно стоит рассмотреть вопрос защиты банковской тайны и сведений, её составляющих по отношению к юридическим лицам. Законодательные нормы о банковской тайне имеют ряд исключений и в первую очередь это связано с тем, что государственные структуры не смогут в необходимом объеме выполнять свою работу по контролю и финансовому мониторингу за неимением сведений о наличии и движении денежных средств на счетах организаций и предприятий, а суммы денежных средств там, как известно, на порядки больше, чем на счетах физических лиц. По этой причине в определенных случаях (строго прописанных в ФЗ N 395-I и ГК РФ) банковская организация обязана сообщать сведения, составляющую банковскую тайну по запросу уполномоченного органа, а иногда и без запроса в автоматическом режиме, особенно это касается подозрительных сделок и движений денежных средств по счетам юрлиц.

Кто имеет доступ к банковской тайне?

Рассмотрим структуры, которые имеют доступ к сведениям, относящимся к БТ:

  • Судебные органы всех юрисдикций.
  • Налоговые и таможенные структуры.
  • Орган контроля валюты.
  • Счетная палата страны.
  • Фонд социального страхования.
  • Пенсионный фонд.
  • Приставы, работающие на основании исполнительных документов.
  • Полиция при расследовании дела, в раскрытии которого может помочь банковская тайна.
  • Нотариусы.
  • Консульские структуры других стран.
  • Орган по предотвращению отмывания средств, добытых преступных путем.
  • Структуры по предотвращению финансирования террористических группировок.
  • Официальное бюро кредитных историй.
  • Определенные должностные лица.

Управляющие компании клиента банка могут получить только часть информации, содержащей БТ. Исключение – организации, расположенные в иностранных государствах. Они не имеют полномочий на истребование данных.

Представители данного перечня могут запрашивать следующие сведения:

  • Справки о наличии у ЮЛ, ФЛ или ИП расчетных счетов и вкладов.
  • Производимые финансовые операции.
  • Остаток на р/с.
  • Документацию о проведенных операциях с валютой или счетами (к примеру, их закрытие).
  • Информацию, касающуюся операций с электронными деньгами.
  • Информацию, касающуюся корпоративных платежных систем и операций с ними.

Запрос информации, относящейся к БТ, должен быть обусловлен конкретной необходимостью.

Что делать, если информацию незаконно разгласили

Ответственность за незаконное разглашение банковской тайны несет кредитная организация, которая допустила утечку данных. В зависимости от того, насколько тяжкие последствия повлекло за собой нарушение закона, меры могут различаться.

  • Сотрудник, из-за которого произошло разглашение, может понести ответственность перед банком и возместить ущерб, причиненный организации.
  • Сам банк обязан возместить ущерб клиенту, сведения о котором оказались разглашены.
  • Если утечка произошла по причинам, не связанным с уголовными преступлениями, ответчик — физическое или юридическое лицо — обязан выплатить штраф. Такое разглашение тайны считается административным правонарушением.
  • А вот за сбор секретных сведений с применением угроз или мошенничества или за намеренное их распространение с целью нанести ущерб предусмотрена уже уголовная ответственность. Особенно строго карается ситуация, когда разглашение банковской тайны повлекло для себя тяжкие последствия для человека, сведения о котором разгласили.

Вопрос предоставления информации с клиентского согласия

В случае клиентского согласия раскрыть банковскую тайну, банковское учреждение освобождается от ответственности разглашение конфиденциальной информации. Случаи, когда банковская тайна раскрывается с согласия клиента – это предоставление сведений ему самому или его представителю, а также в бюро кредитных историй – согласно условиям и порядку, предусмотренному договору между банковской организации и БКИ. Предоставляемая в БКИ информация определяется с помощью Федерального закона «О кредитных историях».

При этом отдельно предусматривается, что представление сведений в БКИ (если соблюдаются положения закона) не означает, что нарушена служебная, банковская, налоговая или коммерческая тайна. Есть поправка, согласно которой предоставлять сведения, относящиеся к банковской тайне в БКИ, можно (так гласит гражданское законодательство).

«Все переклялись, и все знают…»

Для начала просто взглянем на внушительный список организаций, которым дозволяется доступ к данным, составляющим банковскую тайну. Помимо вас и вашего законного представителя (того, кому вы лично выписали доверенность), с вашими счетами и сопутствующей информацией могут знакомиться: БКИ, Агентство по страхованию вкладов, суды любой юрисдикции, следственные, налоговые и таможенные органы, Счетная палата, различные фонды – прежде всего фонд социального страхования, и так далее… Список этот не полон и постоянно расширяется. Разумеется, всегда есть оговорки, что доступ к сведениям, составляющим банковскую тайну, предоставляется только в исключительных случаях, в установленном законом порядке, и т.д., и т.п. Разумеется, за неправомерный доступ к конфиденциальной информации предусмотрена ответственность, в том числе уголовная. При разглашении банковской тайны без вашего согласия, вы даже можете потребовать возмещения причиненных убытков (но потребовать и получить – это, как принято говорить, две большие разницы).

Гражданский кодекс предусматривает за клиентом кредитной организации право требовать от банка возмещения причиненных убытков, если сведения, составляющие банковскую тайну, были разглашены. Ответственность за сохранность сведений о заемщиках, составляющих банковскую тайну, несут как банки, так и небанковские кредитные организации.За незаконное разглашение банковской тайны, в ряде случаев, предусмотрена уголовная ответственность (согласно ч.2 ст. 183 УК РФ).

Читайте также:  Договор дарения: как правильно оформить передачу квартиры

Тем не менее, представьте себе количество людей, которые (пусть и гипотетически) имеют право на знакомство с вашими персональными данными и сведениями о ваших кредитных счетах. А если учесть, что все уполномоченные лица, сотрудники соответствующих ведомств, имеют «смежников», с которыми связаны общими интересами, да еще прибавить к этому «аховую» ситуацию с охраной информации (чтобы убедиться в этом, достаточно зайти на любой интернет-развал, где торгуют базами данных) – ситуация становится совсем удручающей. Несмотря на то, что банковская тайна охраняется российским законом, вскрыть «ларец с секретом» не так уж и трудно. Было бы желание и мотив.

Едва ли стоит удивляться, откуда коллекторам, звонящим вам на работу, так хорошо известно ваше имущественное положение, налоговому инспектору – о наличии у вас неучтенных доходов от частной практики, а банку, куда вы пришли за ипотекой – о том, что три года назад вы взяли автокредит в другом банке и пока еще его не выплатили…

Чем регламентируется банковская тайна. Изменения 2015 года

Статья 26 Федерального Закона РФ определяет:

  • Все основные понятия банковской тайны и её составляющие части;
  • Круг организаций и учреждений, которые обязаны соблюдать требования о сохранности банковской тайны;
  • Органы, имеющие право на получение сведений, составляющих банковскую тайну, с определением того, какая её часть может быть получена каждым конкретным органом в каждом конкретном случае;
  • Ответственность за разглашение банковской тайны.

Отдельно также определены требования к перечню сведений, которые может передавать Банк России регулирующим и надзорным организациям РФ и других стран, центральным банкам других стран, кредитно-финансовым холдингам, банковским объединениям, кредитным организациям, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.

В прошлом, 2014 году, было принято два законодательных акта, которые вносят изменения в статью 26 упомянутого Федерального закона:

  • Федеральный закон от 28.06.2014 № 189-ФЗ, в редакции от 22 декабря 2014 (вступает в силу с 01.03.2015 года);
  • Федеральной закон от 22.12.2014 № 432-ФЗ (вступает в силу с 01.03.2015 года).

Ответственность за нарушение банковской тайны

Факты раскрытия банковской тайны третьим лицам, не разрешенные законом, служат основанием для наступления ответственности. За незаконное обнародование сведений из банковской тайны законом предусмотрена:

1) Гражданско-правовая ответственность в соответствии со ст. 857 ГК РФ. Если клиент сможет доказать в Арбитражном суде, что его данные были незаконно разглашены и он понес из-за этого убытки, то банк будет обязан заплатить штраф и возместить клиенту ущерб. Ответчиком по таким делам может быть сотрудник банка или сам банк, а также все перечисленные выше организации и их сотрудники.

2) Административная ответственность. Прямых указаний на возникновение административной ответственности в КоАП нет. Однако, банк теоретически можно привлечь за разглашение сведений из банковской тайны по статьям 13.14 и 15.26 КоАП. Наказание предусмотрено в виде штрафа.

3) Уголовная ответственность. Статьей 183 УК РФ за незаконное разглашение сведений из банковской тайны предусмотрены наказания в виде штрафов до 1,5 млн руб., принудительных работ и лишения свободы до 7 лет в зависимости от тяжести и суммы ущерба. Сюда относятся преступления, связанные с хищением данных и с мошенническими действиями сотрудников банка, которые незаконно использовали клиентскую информацию для своей выгоды.

Кроме того, сотрудник банка или любого другого ведомства из списка выше может понести ответственность по трудовому законодательству. Попросту за нарушения в работе со сведениями из банковской тайны его могут уволить с запретом занимать определенные должности в дальнейшем. Если действия такого сотрудника привели к убыткам, то он будет обязан их возместить.

Порядок предоставления сведений, составляющих банковскую тайну

Как отмечено в Определении Конституционного Суда РФ от 19.01.2005 N 10-О, банковская тайна служит как обеспечению условий для эффективного функционирования банковской системы и гражданского оборота, основанного на свободе его участников, так и гарантированию основных прав граждан и защищаемых Конституцией Российской Федерации интересов физических и юридических лиц. Отступления от банковской тайны в силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации могут допускаться только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом.

Государственным органам и их должностным лицам сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом (ч. 2 ст. 857 ГК РФ). Случаи и порядок предоставления сведений, составляющих банковскую тайну, государственным органам и их должностным лицам предусмотрены ст. 26 Закона N 395-1. В данной норме установлено, что справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате Российской Федерации, налоговым органам, таможенным органам Российской Федерации, федеральному органу исполнительной власти в области финансовых рынков, Пенсионному фонду Российской Федерации, Фонду социального страхования Российской Федерации и органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия руководителя следственного органа — органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

Сведения, составляющие банковскую тайну, предоставляются данным лицам в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности.

Рассмотрим порядок предоставления сведений, составляющих банковскую тайну, на примере налоговых органов.

Банковская тайна физических лиц

Перечень органов, уполномоченных делать запросы, по поводу получения информации, касающейся банковской тайны физ. лиц несколько меньше, чем юр. лиц:

  • Федеральная служба по финансовому мониторингу;
  • органы следствия;
  • Центробанк России;
  • Агентство по страхованию вкладов;
  • суды.
Читайте также:  Свободные участки для многодетных семей

Предоставление информации в вышеназванные органы происходит только по запросу. Следует также заметить, что в случае, когда клиент умер, банк предоставляет информацию о счете его наследникам или родственникам. Однако нужно отметить, что есть ситуации, при которых информация не предоставляется родственникам, а именно:

  • у клиента не было завещания — получает сведения нотариус, ведущий дело о наследстве;
  • у клиента есть завещание о его вкладах — в таком случае информацию получают наследники.

Как уже было отмечено выше Федеральная налоговая служба довольно часто делает запросы в банк для обновления информации, связанной с открытием/закрытием вклада или счета. В БКИ, которая по своей сути является некоммерческой организацией, передать конфиденциальную информацию банк может только с согласия клиента. Обычно запрет/разрешение на отправку данных в БКИ прописан в договоре.

Разглашение банковской тайны

Каждый банк официально обязуется приложить усилия для сохранения конфиденциальности предоставленных клиентом сведений. Любая утечка информации может привести к финансовым убыткам, поэтому законом регулируются случаи, когда умышленное разглашение сведений официально разрешено. Запрос на получение данных, относящихся к банковской тайне, имеет право подать государственное или некоммерческое учреждение, которое уполномочено выполнять функции контроля и мониторинга банковской детальности.

Запросы на получение конфиденциальной информации поступают от:

  1. Федеральной службы по финансовому мониторингу в ходе борьбы с нелегально полученными доходами.
  2. Следственных органов на этапе расследования преступлений.
  3. Службы судебных приставов на этапе изъятия имущества для погашения долговых обязательств.
  4. Центрального банка в ходе сбора статистической и аналитической информации.
  5. Судов различной инстанции.
  6. Налоговой инспекции в случае рассмотрения дел об уклонении от уплаты налогов.
  7. Агентства по страхованию вкладов (только для физических лиц).

Перечень государственных органов, которые работают с конфиденциальной информацией юридических лиц, включает Счетную палату, МВД, Пенсионный Фонд, Таможенную службу и Фонд социального страхования. Часто сотрудники перечисленных выше организаций обращаются с запросом на получение секретной информации в ходе расследования преступлений, зачастую связанных с уклонением от налоговых, социальных и пенсионных выплат.

Юридические лица работают в условиях жесткого мониторинга финансовой деятельности, поэтому коммерческие банки обязуются предоставлять в уполномоченные органы весьма обширный пакет документов по первому же запросу. Иногда представители ПФ, Налоговой инспекции, ФСС и Росфинмониторинга требуют информацию исключительно в целях мониторинга, но в большинстве случаев запрос касается подозрительных транзакций. С разрешения клиента коммерческие банки отправляют данные в бюро кредитных историй.

Уполномоченные сотрудники государственных инстанций обычно требуют предоставить на проверку:

  1. Выписку из расчётного счета клиента, подтверждающую или опровергающую совершение транзакций.
  2. Данные касательно открытия или последующего закрытия расчетных счетов.
  3. Информацию о смене полученных ранее платежных реквизитов.

Что такое «банковская тайна» и ее состав?

Трактовка «банковской тайны» подразумевается информацию о клиенте банковской организации, сведения о его банковском счете, депозитах, проводимых операциях и иных данных, которые устанавливаются банком и не противоречат законам. Банк и его сотрудники обязуются хранить тайну об операциях, счетах, депозитах, личных данных клиента и не передавать ее третьим лицам, если это не предусмотрено законодательством.

Справочную информацию банк может предоставить судам, счетной палате, налоговой инспекции, Пенсионному Фонду, Фонду соцстрахования, органам исполнения решений суда, следственному комитету по их запросам, а также федеральным госорганам, если человек поступает на госслужбу РФ (по ФЗ «О противодействии коррупции»).

Сейчас идут спору по поводу того, относится ли информация о кредитных операциях к секретной. По одной трактовке, ссудные счета не являются банковскими счетами в гражданском и правовом контексте, так как по ссудному счету невозможно проводить операции перечисления, выдачи денег. По трактовке ГК и ФЗ «О банках …» к секретной информации относятся все счета, которые открывает клиент, независимо от их классификации.

Коммерческая и банковская тайна: схожесть и отличие понятий

Коммерческая и банковская тайна – несколько разные понятия, хотя многие их путают.

Согласно 140 статье ГК РФ к коммерческой тайне относят всю ту информацию, которая имеет потенциальную или реальную коммерческую ценность до тех пор, пока доступ к ней не получили третьи лица.

Свободного доступа к ней нет, сам владелец данных принимает активные меры для ее сохранности. Из соображений возможной прибыльности собственник может принять решение о разглашении этой информации посторонним за оговоренную плату и это не будет нарушением.

Банковская тайна – конфиденциальные сведения о клиентах, их счетах, вкладах, кредитах или операциях.

В эти данные посвящен банк в силу того, что на основании этой информации он оказывает клиентам услуги. Сохранность переданных данных должен обеспечивать банк.

Если же БТ становится известна третьим лицам, речь идет о нарушении действующего законодательства. На допустивших ошибку банковских работников накладывается штраф или они могут понести уголовную ответственность.

Ответственность за разглашение банковской тайны

Ответственность за разглашение секретных сведений могут нести только те лица, которые обязаны соблюдать банковскую тайну. Предусматривают следующие формы ответственности:

  • Гражданская. Предполагает возмещение банком убытков клиента. Для привлечения финансового учреждения к данной форме ответственности нужно доказать, что разглашение БТ повлекло за собой убытки или упущенную выгоду. Потребуется обосновать причинно-следственную связь между двумя событиями. Данное правило оговорено пунктом 2 статьи 15 ГК РФ. Сначала клиент подает в банковское учреждение требование о возмещении убытков. Если на претензию поступил отказ, подается иск в суд. Данный порядок должен быть обязательно соблюден: сначала подается претензия в банк, и только потом иск в суд. На судебных слушаниях нужно будет подтвердить, что клиент принимал попытки досудебного урегулирования дела, но банк отказал.
  • Административная. Для привлечения работника банковского учреждения к данной форме ответственности нужно подать соответствующее заявление в полицию или прокуратуру. Данный порядок установлен пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ.
  • Уголовная. Лицо привлекается к уголовной ответственности в ограниченном количестве случаев. К ним относится получение информации, относящейся к БТ, преступным путем (подкуп, угрозы). Также к уголовной ответственности можно привлечь и в том случае, если вследствие разглашения информации возник крупный ущерб или тяжкие последствия, раскрытие БТ было сделано из корыстных побуждений. Данные правила оговорены в статье 183 УК РФ. Для начала уголовного дела нужно составить соответствующее заявление и подать его в полицию. Порядок установлен пунктом 3 частью 1 статьи 140 УПК РФ.
Читайте также:  Коды страховые взносы, пени, штрафы, таблица

Форма ответственности зависит от тяжести последствий разглашения банковской тайны. Как правило, это именно возмещение ущерба. Сложность привлечения к подобного рода ответственности заключается в том, что сложно доказать объем реального ущерба. Однако если все документы, подтверждающие нанесенный вред, присутствуют, можно смело идти в банк, а затем в судебный орган за получением своей законной компенсации.

Развитие института банковской тайны

Развитие института банковской тайны в ее современном понимании началось в XVIII веке в Швейцарии, а первые документированные свидетельства ее существования датируются 1713 годом. В 1713 году Великий Женевский Совет (кантональный совет) принял свод банковских правил, которые закрепляли за банками учетную обязанность «регистрировать своих клиентов и их операции», однако те же правила запрещали раскрывать эти сведения третьим лицам ни при каких обстоятельствах, за исключением «явно выраженного разрешения городского совета».

Первые банкиры Женевы были французами-протестантами, а первыми клиентами женевских банков стали французские короли. В этих взаимоотношениях требовалось соблюдение банковской тайны, так как никто не должен был знать, что король-католик пользуется деньгами еретиков. Впоследствии, одним из постоянных клиентов женевского банка был император Наполеон, так же высоко ценивший осторожность швейцарских банкиров.

С 1789 года Швейцария выступала как политическим, так и финансовым убежищем для жертв политических потрясений, которые охватили Европу того времени. Учитывая интересы владельцев финансовых ресурсов, швейцарские банки сохранили денежные средства дворян, спасавшихся от Великой французской буржуазной революции. На протяжении XIX века швейцарские банкиры сохраняли деньги различных правительств, сменявших друг друга.

Таким образом, ключевой особенностью женевских банков была их международная деятельность, которая, благодаря неукоснительно соблюдаемому принципу банковской тайны, способствовала росту авторитета Швейцарии в области международного кредитования и финансовых операциях. В результате, во время политических гонений и религиозных гонений граждане других государств переводили свои финансы в Швейцарскую Конфедерацию, а швейцарские банки выступали кредиторами различных государств.

До 1934 года положения о банковской тайне содержались в Гражданском и Трудовом кодексах Швейцарской Конфедерации. В 1934 году Федеральный Совет принял закон «О банковской деятельности» [1]. Закон закрепил юридический принцип банковской тайны и отнес данное понятие к уголовно-правовой сфере, а также включил прямое указание на то, что разглашение банковской тайны является уголовным преступлением. Принятию закона предшествовали судебные разбирательства в 1932 году, в ходе которых были ущемлены интересы двух тысяч французских аристократов, имевших счета в швейцарских банках, а также казни трех немецких граждан в 1934 году, имевших счета в банках Швейцарии, так как по законам фашистской Германии за сокрытие заграничных средств предусматривалась смертная казнь [2]. Данные обстоятельства послужили достаточным основанием для того, чтобы власти Швейцарии приняли закон, предусматривающий обеспечение тайны вкладов клиентов швейцарских банков. В 1937 году в Уголовный кодекс Швейцарии была включена статья, направленная против иностранного шпионажа за сведениями и данными клиентов швейцарских банков.

Созданный с принятием в 1934 году данного закона принцип банковской тайны до недавнего времени считался одним из базовых условий частного финансово-кредитного обслуживания. В 1984 году 73% населения Швейцарии поддерживало сохранение банковской тайны, однако, уже в 2009-2010 годах ее дальнейшее сохранение в неизменном виде поддерживало только 44% граждан Швейцарии [3]. Основная причина изменения отношения к институту банковской тайны заключалась в налоговом конфликте между Швейцарией и США.

Доступ к банковской тайне

С одной стороны, принцип банковской тайны является фундаментальным требованием любой солидной банковской системы, с другой стороны, банковская тайна определенным образом расширяет возможности для несоблюдения налогового законодательства. Обоюдное соблюдение интересов банков, их клиентов и государства привело к тому, что в законодательных актах большинства стран содержатся условия для доступа к информации со стороны налоговых органов.

Концепция прозрачности банковской тайны OECD исходит из тезиса, что доступ к банковской информации для налоговых органов не должен быть свободным, а использоваться она может только для целей, определенных в законодательстве.

Доступ к банковской тайне определяется четырьмя существенными условиями.

Нарушается ли банковская тайна в случае передачи информации коллекторскому агентству?

Из сложившейся судебной практики видно, что банковские структуры имеют право передавать долги по кредитам своих клиентов коллекторским фирмам. Но подобные действия можно осуществлять лишь в случае соблюдения ряда условий:

  • Долг передается путем оформления договора об уступке права требования. В данном случае должны быть соблюдены все положения Гражданского Кодекса России о договоре уступки.
  • Если заемщиком по кредиту является физическое лицо, то продажа долга коллекторским компаниям (не имеющим лицензии на осуществление банковской деятельности), возможно лишь в том случае, если подобное оговорено в кредитном договоре, подписанном клиентом-заемщиком.
  • Если же долг гражданина признан судом и кредитору выдан исполнительный лист, он может быть передан любому третьему лицу, даже если должник не давал согласия на такую передачу. (Определение Верховного суда № 89-КГ15-5 от 07.07.2015).

Поэтому, при выполнении перечисленных выше условий, в случае передачи долга по кредиту коллекторской фирме и предоставления ей информации о должнике, подобные действия не являются нарушением банковской тайны гражданина.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *