Оплата труда в условиях, отклоняющихся от нормальных

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оплата труда в условиях, отклоняющихся от нормальных». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Совмещение профессий (должностей) осуществляется в рамках одного трудового договора. В этом его отличие от внутреннего совместительства. Совмещение профессий (должностей) осуществляется без освобождения от основной работы. В этом его отличие от временного перевода на другую работу.

Работодатель обязан оплачивать работу в ночное время в повышенном размере (по сравнению с работой в нормальных условиях). Ночным временем считается период с 22 часов до 6 часов.

Важно! Минимальный размер повышенной оплаты труда за работу в ночное время установлен Правительством РФ для всех систем оплаты труда и составляет 20% часовой тарифной ставки за каждый час работы в ночное время (или 20% оклада, рассчитанного за час работы в ночное время). Работодатель обязан оплачивать работу в ночное время как минимум по указанным ставкам.

Доплата начисляется только на часовую тарифную ставку или оклад, рассчитанный за час работы (без учёта других доплат и/или надбавок, получаемых работником).

Конкретный размер повышенной оплаты за работу в ночное время устанавливается трудовым договором с работником.

Важно! При наличии в организации представительного органа работников конкретный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время может быть установлен локальным актом, принятым с учетом мнения представительного органа работников.

Кроме того, размер повышенной оплаты труда за работу в ночное время, может быть предусмотрен в коллективном трудовом договоре (при его наличии).

!

Важно! К данному виду повышенной оплаты относятся следующие виды дополнительной работы, выполняемой работником в течение рабочего дня без освобождения от своей основной работы:

  • совмещение профессий (должностей);
  • расширение зон обслуживания;
  • увеличение объема работ;
  • исполнение обязанностей (их части) временно отсутствующего работника, за которым сохраняется место работы.

Минимальный размер оплаты труда и его соотношение с прожиточным минимумом

Конституция РФ гарантирует каждому право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом МРОТ – такого размера оплаты труда, ниже которого работодатель не вправе назначить оплату работы за месяц, если работник отработал норму рабочего времени и выполнил норму труда (ст. 133 ТК РФ), то есть МРОТ – это низший порог оплаты труда наемного работника. В то же время, как было отмечено в предыдущем разделе, заработная плата работника может включать кроме оклада еще и компенсационные, стимулирующие выплаты, они тоже включаются в заработную плату, то есть речь не идет о том, что оклад обязательно должен быть не менее МРОТ. Заработная плата работника может быть меньше МРОТ и при неполной занятости.

Величина МРОТ в России закреплена в Федеральном законе от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», согласно которому МРОТ устанавливается ежегодно в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по России на очередной год, но не ниже МРОТ, установленного в предыдущий год.

Прожиточный минимум – это несколько иная величина – стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательных платежей и сборов.

Потребительская корзина представляет собой минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по России определяется не реже одного раза в 5 лет на основе методических рекомендаций, при разработке которых участвуют общероссийские объединения профсоюзов. Сами рекомендации утверждаются Правительством РФ.

Потребительская корзина была установлена Федеральным Законом от 03.12.2012 № 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по РФ» (закон действовал до 31.12.2020). Прожиточный минимум как величина производная от потребительской корзины также устанавливался для основных социальнодемографических групп населения (трудоспособные лица, дети и пенсионеры) в целом по России и в каждом субъекте РФ. Прожиточный минимум на основе расчета стоимости потребительской корзины рассчитывался в России с 1997 года.

Новая методика установления прожиточного минимума позволит отказаться от расчета стоимости потребительской корзины: «Уже с 2021 года, если соответствующие поправки в законодательство будут приняты, министерство перестанет рассчитывать стоимость минимального набора продуктов питания, а также непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности» (Минтруд РФ).

МРОТ на очередной год устанавливается федеральным законом в текущем году и исчисляется исходя из величины медианной заработной платы, рассчитанной Росстатом, за предыдущий год. С 2021 года соотношение МРОТ и медианной зарплаты устанавливается в размере 42 %. Соотношение МРОТ и медианной зарплаты пересматривается не реже одного раза в 5 лет исходя из условий социально-экономического развития России.

Ст. 133.1 ТК РФ допускает возможность установления регионального МРОТ в каждом субъекте РФ, если будет подписано региональное соглашение об этом. Участниками соглашения с одной стороны должны выступить профсоюзы как выразители интересов работников, с другой стороны – ассоциации работодателей, берущие на себя дополнительную обязанность (для чего собственно и требуется их согласие, иначе можно было бы просто издать закон субъекта РФ), а с третьей стороны – органы государственной власти субъекта РФ в лице, например, губернатора области.

Региональный МРОТ может совпадать по размеру (и тогда такое 3-стороннее соглашение не имеет большого практического значения) или быть выше федерального МРОТ. В случае установления регионального МРОТ, превышающего федеральный, эта величина станет обязательным минимумом для всех работодателей, кроме организаций, финансируемых из федерального бюджета.

МРОТ как важнейший элемент системы государственных гарантий оплаты труда призван закрепить социально ориентированные стандарты, юридически обязательные для каждого работодателя, использующего наемный труд, независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности.

Зафиксированные в законе положения выполняют роль государственных гарантий только в том случае, если в каждом трудовом правоотношении обеспечивается их реализация. По мнению некоторых российских исследователей-экономистов, на современном этапе произошла трансформация государственного влияния на сферу трудовых отношений, которая привела к тому, что заработная плата перестала зависеть от количества и качества труда и определяется лишь уровнем инфляции и состоянием финансов, а рабочая сила превратилась в один из самых дешевых товаров.

Оплата труда в особых условиях и в условиях, отклоняющихся от нормальных

Трудовое законодательство оперируют двумя схожими, но не тождественными терминами «особые условия труда» и «условия, отклоняющиеся от нормальных». Работник считается трудящимся в особых условиях, если обычные, повседневные условия его трудовой деятельности отличаются какими-либо неблагоприятными факторами, производственными или климатическими. Условия, отклоняющиеся от нормальных, напротив, характеризуются разовым или эпизодическим характером, то есть не являются обычными для данного работника.

К особым условиям труда ст. 146 ТК РФ относит вредные и опасные производства и неблагоприятные климатические зоны. К работам, которые выполняются в условиях, отклоняющихся от нормальных, согласно ст. 149 ТК РФ, следует отнести выполнение работ различной квалификации, совмещение профессий, работу за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни и т.д.

Оплата труда за работу в особых условиях производится в повышенном размере. С социальной и экономической точек зрения установление доплат призвано заинтересовать работников трудиться в особых условиях.

Согласно ст. 147 ТК РФ, минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников, при этом должны учитываться результаты специальной оценки условий труда.

Читайте также:  Квартальная отчетность для ИП и ООО

При наличии отраслевого соглашения работодатель должен учитывать размер надбавки за «вредность», указанный в подобном соглашении. К примеру, в Федеральном отраслевом соглашении по угольной промышленности на 2019 – 2021 годы, заключенном Российским независимым профсоюзом работников угольной промышленности и Общероссийским отраслевым объединением работодателей угольной промышленности в 2019 г., установлено, что для работников, занятых на работах с особо тяжелыми, опасными и особо вредными условиями труда согласно перечням, приведенным в приложении к соглашению, тарифные ставки повышаются на 10 – 20%.

ТК РФ также предусматривает повышенную оплату труда в особых (тяжелых) климатических условиях путем введения районных коэффициентов, повышающих оплату труда (ст. 148 ТК РФ). К местностям с тяжелым климатом отнесены районы Крайнего Севера и местности, приравненные к нему (Дальний Восток, Сибирь, Урал, северные районы европейской части России).

Роль районного коэффициента состоит в том, чтобы компенсировать повышенные затраты лица, связанные с проживанием в районах с неблагоприятными климатическими условиями.

Федеральный закон от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» регулирует вопросы оплаты труда, районных коэффициентов, дополнительного отпуска и других гарантий работникам. Ст. 10 указанного закона определяет, что размер районного коэффициента для расчета заработной платы устанавливается Правительством РФ.

Оплата труда в ночное время

В ст. 2 ч. 2 Европейской социальной хартии закреплено: в целях обеспечения эффективного осуществления права на справедливые условия труда обеспечить, чтобы трудящиеся, занятые на ночной работе, получали льготы, учитывающие особый характер работы в ночное время.

В соответствии со ст. 154 ТК РФ каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором. При этом размеры доплат не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Оплата труда в ночное время

В ст. 2 ч. 2 Европейской социальной хартии закреплено: в целях обеспечения эффективного осуществления права на справедливые условия труда обеспечить, чтобы трудящиеся, занятые на ночной работе, получали льготы, учитывающие особый характер работы в ночное время.
В соответствии со ст. 154 ТК РФ каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором. При этом размеры доплат не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12 февраля 1987 г. N 194 «О переходе объединений, предприятий и организаций промышленности и других отраслей народного хозяйства на многосменный режим работы с целью повышения эффективности производства», а также Разъяснением, утвержденным Госкомтрудом СССР и ВЦСПС от 7 мая 1987 г., предусматривалась доплата за каждый час работы в ночное время в размере 40% часовой тарифной ставки (должностного оклада) с сохранением более высокой оплаты там, где она ранее была установлена законодательством. Поэтому на практике производится доплата за час работы в ночное время в размере 40% тарифной ставки (оклада), но существуют доплаты в размере 50 и 75% тарифной ставки (оклада).
Указанная доплата должна была производиться, если не менее 50% продолжительности рабочего времени приходилось на ночное время.
Согласно п. 9 указанного Постановления доплата в размере 40% должна производиться не за час работы в ночное время, а за час работы в ночную смену.
Вопрос о противоречивости данного пункта Постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС N 194 ТК РФ рассматривался в Верховном Суде РФ. Президиум Верховного Суда РФ в Определении от 19 ноября 2003 г. указал: названное Постановление является тем нормативным правовым актом, в п. 9 которого установлены конкретные размеры повышения доплат за работы в многосменном режиме, а это не противоречит ст. 154 ТК РФ. Вместе с тем Решением Верховного Суда РФ от 21 мая 2002 г. указанное положение Постановления N 194 признано недействующим.
Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. N 554 «О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время» предусмотрено, что минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время (с 22 до 6 часов) составляет 20% часовой тарифной ставки (оклада, должностного оклада), рассчитанной за каждый час работы в ночное время.
Для некоторых категорий работников предусмотрены иные размеры доплат за работу в ночное время. Так, Постановлением Правительства РФ от 7 июня 1995 г. N 563 «О дополнительной оплате труда за работу в ночное время и введении форменной одежды для работников постов миграционного контроля Федеральной миграционной службы России» предусмотрена доплата за работу в ночное время в размере 35% часовой тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в ночное время.
Постановлением Минтруда России от 8 июня 1992 г. N 17 работникам здравоохранения и социальной защиты населения установлены следующие доплаты за работу в ночное время:
— работникам учреждений здравоохранения и социальной защиты населения — в размере 50% часовой тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в ночное время;
— медицинскому персоналу, занятому оказанием экстренной, скорой и неотложной медицинской помощи, выездному персоналу и работникам связи станций отделений скорой и неотложной медицинской помощи — в размере 100% часовой тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в ночное время.
Некоторыми федеральными органами исполнительной власти (МПС России, Минтопэнерго России и др.) были приняты нормативные правовые акты, устанавливающие доплаты за час работы в ночное время в размере от 35 до 50% часовой тарифной ставки. Более высокие размеры доплат установлены рабочим текстильной промышленности — 75%.
Представляет интерес норма ст. 70 ТК Республики Беларусь. В частности, в ней предусмотрено: за каждый час работы в ночное время или в ночную смену при сменном режиме работы производятся доплаты в размере, устанавливаемом коллективным договором, соглашением, но не ниже 20% часовой тарифной ставки (оклада) работника, а для организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, — Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом. При этом ночной сменой считается смена, в которой более 50% времени приходится на ночное время.
Очевидно, было бы обоснованным включение в ст. 154 ТК РФ положения о гарантированном минимуме оплаты труда в ночное время.
Конкретный размер оплаты труда определяется в тарифных соглашениях, коллективных и трудовых договорах. В связи с этим существуют различия в повышенной оплате труда в условиях, отклоняющихся от нормальных, по отраслям экономики. Размеры оплаты такой работы ниже (в процентном отношении к тарифной ставке работника) по сравнению с предусмотренным в ст. ст. 152 — 154 ТК РФ.
Для сравнения: законодательство США не предусматривает повышенную оплату труда в ночное время, а также за работу в выходные и нерабочие праздничные дни. Вместе с тем нормы о повышенной оплате за выполнение указанных работ компании вправе устанавливать в коллективных договорах.
Статья 155 ТК РФ закрепляет нормы об оплате труда при невыполнении норм труда, неисполнении трудовых (должностных) обязанностей. В частности, при невыполнении норм труда, неисполнении трудовых (должностных) обязанностей по вине работодателя оплата труда производится в размере не ниже средней заработной платы работника, рассчитанной пропорционально фактически отработанному времени.
При невыполнении норм труда, неисполнении трудовых (должностных) обязанностей по причинам, не зависящим от работодателя и работника, за работником сохраняется не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально фактически отработанному времени.
При невыполнении норм труда, неисполнения трудовых (должностных) обязанностей по вине работника оплата нормируемой части заработной платы производится в соответствии с объемом выполненной работы.
Если причина невыполнения норм труда, неисполнении трудовых (должностных) обязанностей — вина работодателя, оплата производится за фактически отработанное время или выполненную работу, но не ниже средней заработной платы работника (Аналогичное правило закреплялось в ст. ст. 73 и 74 КЗоТ РСФСР 1922 г. и ст. 92 КЗоТ РСФСР 1971 г.).

Читайте также:  Налоги на недвижимость в 2023 году при продаже и при дарении

Комментарий к статье 149 ТК РФ

ТК устанавливает повышение уровня гарантий по оплате труда для работников при выполнении работы в условиях, отклоняющихся от нормальных. В указанных в настоящей статье случаях оплата труда должна производиться в повышенном размере путем установления доплат, надбавок. Выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, могут быть установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

ТК, исходя из принципа неухудшения положения работника, устанавливает, что размеры выплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Что относится к нормальным условиям труда

Для того чтобы рабочими выполнялись установленные объемы работ, на нанимателей накладывается обязанность по обеспечению условий, соответствующих нормальным.

Внимание! Согласно положениям ст. 163 ТК РФ (далее – Кодекс), для того чтобы они были признаны таковыми, необходимо:

  • чтобы техника, оборудование, средства технологического оснащения, помещения и здания были исправны,
  • рабочие должны вовремя обеспечиваться техническими и другими необходимыми документами,
  • все требуемые для исполнения трудовых обязанностей материалы, инструменты и другие средства должны иметь надлежащее качество и своевременно выдаваться трудящимся,
  • соответствие условий труда нормам его охраны и безопасности производственного процесса.

Оплата труда на работах в местностях с особым климатом

Согласно ст. 148 Кодекса, труд на территориях с особым климатом оплачивается в порядке и размерах, которые не могут быть меньше, чем определенные положениями законодательства о труде и законами, в которых содержатся нормы, регулирующие трудовые отношения.

В ст. 313-317 Кодекса содержатся положения, регулирующие порядок выплат гражданам, трудящимся в границах районов Крайнего Севера и территориях с аналогичным статусом.

Так, при оплате работ на названных территориях предусмотрено использование районных коэффициентов и процентные надбавки к заработку.

Региональное законодательство, нормативные правовые документы, изданные органами местного самоуправления, коллективные соглашения, внутренние документы организаций могут предусматривать предоставление дополнительных гарантий и компенсаций, при этом должны учитываться финансовые ресурсы регионов, муниципалитета и нанимателей (ч. 2 ст. 313 Кодекса).

Внимание! Законом РФ от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 установлено, что список северных районов и территорий с аналогичным статусом, в которых должны предоставляться гарантии и компенсации, утверждается Правительством РФ (ст. 2).

Так как Правительство РФ до настоящего времени не утвердило соответствующий документ, следует опираться на Перечень северных районов и территорий с аналогичным статусом, в пределах которых действуют указы Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 г. и от 26.09.1967 г. о предоставлении льгот для граждан, трудящихся на таких территориях, который был утвержден постановлением Совета Министров СССР № 1029.

В соответствии со ст. 316 Кодекса величины коэффициентов и система их использования должны определяться Правительством РФ. Данный документ также на сегодняшний день не разработан Правительством.

По этой причине до момента, когда законодательные акты, имеющие силу на территории России, не будут приведены в соответствие с ТК РФ, иные законы РФ и бывшего Союза ССР, которые имеют силу в РФ в границах, предусмотренных Конституцией РФ, постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 г. № 2014-1 подлежат применению в части, не противоречащей ТК РФ (ч. 1 ст. 423 Кодекса), иначе говоря – в отношении заработка продолжается применение коэффициентов, которые были установлены властными органами РФ или бывшего СССР.

У органов государственной власти регионов РФ и органов муниципалитетов есть право за счет региональных и муниципальных бюджетов повысить районные коэффициенты для организаций, которым предоставляется финансирование из бюджетных средств региона или муниципального образования.

В законодательстве регионов могут быть установлены максимальные размеры коэффициентов, которые могут установить муниципальные образования, находящиеся в пределах данного региона.

К примеру, законодательством Республики Саха (Якутия) установлено, что величина коэффициента, вводимого муниципальными образованиями Республики Саха (Якутия): не может превышать 1,7 – для территорий, находящихся до Северного полярного круга, и 2.0 – для территорий, находящихся за Северным полярным кругом.

На основании ст.ст. 134 и 144 Кодекса при выплате зарплат сотрудникам бюджетных организаций, получающих финансирование из госбюджета, могут применяться только те коэффициенты, размеры которых установлены централизованно.

Организации, которые получают средства из региональных и местных бюджетов, могут применять коэффициент, утвержденный законами региона или актами органа муниципалитета.

В то же время финансирование суммы коэффициента, который выплачивается сверх установленного централизованно, должно производиться за счет региональных и местных бюджетов.

Важно! Относительно коммерческих и других компаний, которым финансирование предоставляется учредителями – они имеют право на основании ст. 135 Кодекса установить любую величину районного коэффициента, которая отражается в коллективном соглашении, внутреннем акте компании или в трудовом соглашении.

Районный коэффициент

Районные коэффициенты – это надбавки к основному заработку граждан, трудящихся на территориях с суровыми условиями климата.

Величина коэффициентов обычно составляет от 1.15 до 2,0 (если гражданин работает на территории Антарктиды – 3,0) и зависит от того, в насколько тяжелых условиях трудится и проживает гражданин.

На сегодняшний день применение коэффициентов осуществляется в отношении заработка граждан, которые трудятся в районе Крайнего Севера и на территориях, которые приравниваются к нему – Сибирь, Дальний Восток, Урал, северные регионы европейской части РФ.

На сегодняшний день используются коэффициенты и списки местностей, на которых они могут применяться, что были утверждены правовыми актами СССР, учитывая изменения и дополнения.

Рассчитывая заработок гражданина, применяют коэффициент, действующий на территории, где он фактически выполняет свои рабочие обязанности, вне зависимости от того, где находится наниматель, с которым заключено трудовое соглашение, и на какой срок оно заключалось.

В иных случаях, когда имеет место отклонение условий работы от нормальных (когда выполняются работы, для которых нужна различная квалификация, если совмещаются профессии (должности), в условиях сверхурочного труда, труда в ночные часы, в выходные дни и дни праздников и в иных ситуациях), трудящиеся имеют право на получение установленных компенсационных выплат.

Недопустимо, чтобы размер выплат, установленный коллективными соглашениями, внутренними документами компаний, трудовыми договорами, был меньше указанного в законодательстве о труде и иных нормативных актах, регулирующих трудовые отношения.

Комментарий к статье 149 ТК РФ:

1. В ст 149 ТК РФ подчеркивается, что выплаты, связанные с выполнением работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, могут предусматриваться не только коллективным или трудовым договором, но и трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами. Это соответствует сложившимся традициям, поскольку обязанность производить эти выплаты и их минимальный размер устанавливаются на государственном уровне. В договорном порядке уточняются лишь размеры выплат.

2. Работа в условиях, отклоняющихся от нормальных, влечет повышенную оплату труда. Работникам, выполняющим работы различной квалификации, совмещающим профессии (должности), привлекаемым к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, производятся доплаты.

Читайте также:  Программа «Соотечественники» в 2023 году: условия для граждан Украины

Право на эти доплаты (и соответственно — обязанность работодателя их производить) закреплено в трудовом законодательстве (ст. ст. 150 — 154 ТК), а их размер (с учетом минимального размера, определенного нормативными правовыми актами Российской Федерации) устанавливается соглашением, коллективным договором либо локальным нормативным актом.

Сочетание указанных источников права определяется так же, как при определении систем оплаты труда.

Статья 149. Оплата труда в других случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных

[Трудовой кодекс РФ] [Глава 21] [Статья 149]

При выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Оплата при отклонении от нормальных условий труда и ее государственные гарантии

Оплата при отклонении от нормальных условий труда производится в виде доплат, предусмотренных локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 149 ТК). Размер доплат не может быть ниже установленных законами и иными правовыми актами.

  • Определен примерный перечень работ, отклоняющихся от нормальных условий:
  • — выполнение работ различной квалификации;
  • — совмещение профессий;
  • — сверхурочная работа;
  • — работа в выходные и праздничные дни;
  • — работа в ночное время и др.
  • Отклоняющимися от нормальных условий труда следует считать такие работы, которые не соответствуют как централизованным нормативным требованиям, так и установленным, предусмотренным в локальных актах и трудовых договорах.
  • Доплаты при отклонении от нормальных условий труда могут устанавливаться по различным основаниям.

Оплата труда при выполнении работ различной квалификации (ст. 150 ТК) осуществляется по следующим правилам.

Повременная оплата труда работников, выполняющих работы различной квалификации, производится по тарифной ставке, установленной для оплаты работы более высокой квалификации.

Сдельная оплата труда работников, выполняющих работы различной квалификации, производится по расценкам, установленным за каждую выполненную работу. Если работнику поручается выполнение работы ниже присвоенного ему разряда, то ему выплачивается межразрядная разница, т.е. разность между размерами тарифных ставок по разряду выполненной работы и разряду, присвоенному работнику.

Оплата за совмещение профессий и выполнение обязанностей временно отсутствующего работника (ст.

151 ТК) в соответствии с перечнем профессий (должностей) работников, которым могут устанавливаться такие доплаты, предусматривается организациями самостоятельно в локальном порядке или по соглашению сторон трудового договора.

Ориентируются при этом обычно на фактически выполняемый объем работ по совмещаемой должности. В бюджетных организациях размеры таких доплат ограничены пределами бюджетных ассигнований.

Оплата труда за пределами нормальной продолжительности рабочего времени (ст. 152 ТК) производится в двух случаях.

Во-первых, при сверхурочной работе, которая компенсируется повышенной оплатой (за первые два часа — не менее чем в полуторном размере, а за последующие часы — не менее чем в двойном) или предоставлением другого времени отдыха по желанию работника взамен повышенной оплаты.

Конкретные размеры оплаты сверхурочной работы устанавливаются локальными нормативными актами или трудовым договором. Во-вторых, работа по совместительству, которая оплачивается в зависимости от проработанного времени или выработки.

  1. Оплата труда в выходной и нерабочий праздничный день (ст. 153 ТК) производится не менее чем в двойном размере:
  2. — сдельщикам — не менее чем по двойным сдельным расценкам; работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым ставкам, — в размере не менее двойной дневной или часовой ставки;
  3. — работникам, получающим месячный оклад, — в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки сверх оклада, если работа в выходной и нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени и в размере не менее двойной часовой или дневной ставки сверх оклада, если работа производилась сверх месячной нормы.

Доплаты в связи с отклонениями от нормальных условий труда

Для правильного начисления оплаты труда рабочим большое значение имеет учет отступлений от нормальных условий работы, которые требуют дополнительных затрат труда и оплачиваются дополнительно к действующим расценкам на сдельную работу.

Размеры доплат и условия их выплаты предприятия устанавливают самостоятельно и фиксируют в коллективном или трудовом договоре.

В заработной плате определенные суммы составляют различные доплаты: за работу в ночное время и сверхурочное время, выходные и праздничные дни, временное заместительство отсутствующего работника, классность и тому подобное.

Стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки за высокую квалификацию, профессиональное мастерство, работу с меньшей численностью, премии, вознаграждения и т.д.) определяются в пределах имеющихся средств.

Сверхурочной считается работа сверх установленной законом продолжительности рабочего дня. Данная работа согласно ст. 152 ТК РФ оплачивается за первые два часа не менее чем в полуторном размере, а последующие часы – не менее чем в двойном размере за каждый час сверхурочной работы.

Сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов год. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.

Согласно трудовому законодательству временем ночной работы считается время с 22 до 6 часов. Часы ночной работы оплачиваются в повышенном размере, предусмотренном трудовым договором, но не ниже размеров, установленных законодательством (ст. 154ТКРФ).

Работа в выходной или нерабочий праздничный день (ст. 153 ТК РФ) оплачивается не менее чем в двойном размере:

  • сдельщикам – не менее чем по двойным сдельным расценкам;
  • работникам, труд которых оплачивается по часовым (дневным) ставкам, – в размере не менее двойной часовой (дневной)ставки;
  • работникам, получающим месячный оклад, – в размере не менее одинарной часовой (дневной) ставки сверх оклада, если работа производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной часовой (дневной) ставки сверх оклада, если работа производилась сверх месячной нормы.

По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха.

Время вынужденных перерывов в работе, в течение которого работники находятся на предприятии, но не могут быть использованы, называется простоем. Время простоя по вине работника не оплачивается. Время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, если работник в письменной форме предупредил работодателя о наличии простоя, оплачивается в размере не менее 2/3 тарифной ставки (оклада) (ст. 157 ТК РФ).

В соответствии со ст. 74 ТК РФ работодатель имеет право переводить работника на другую работу в связи с простоем с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.

Привлечение работника к труду в выходной или праздничный день также гарантирует повышенную оплату труда. Праздничные дни едины для всех россиян, они закреплены в статье 112 ТК РФ. С выходными дела обстоят иначе.

Повышенная компенсационная надбавка полагается только за те дни работы, которые по рабочему графику для сотрудника считаются выходными и которые отмечены в статье 112 ТК РФ как праздничные. Для среднестатистического специалиста на пятидневке — это суббота и воскресенье. Для работающих на шестидневке — только воскресенье. А для тех, кто работает посменно, выходные определяются согласно утвержденному графику работы. Если гражданину пришлось работать в день, указанный в графике как выходной, то это время ему должны оплатить в повышенном объеме.

Минимальный размер устанавливает 153 статья ТК РФ: труд в выходной или праздничный день должен быть оплачен не менее чем в двойном размере. Работодатель вправе увеличить размер выплаты.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *