Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Встречная налоговая проверка. Советы юриста». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В любое время при осуществлении налоговой проверки (выездной, камеральной), в том числе на этапе подготовки решения по полученным результатам, члены комиссии имеют право инициирования встречной проверки. Комиссии разрешено затребовать у предприятия-контрагента или третьих лиц сведения, касающиеся хозяйственной деятельности рассматриваемой организации.
А с чего вдруг встречная проверка?
Такого понятия как «встречная проверка» в Налоговом кодексе вы не найдете. Суть встречной проверки состоит в том, что налоговики пытаются найти нарушения в деятельности проверяемой компании, запрашивая информацию и документы о ее деятельности у третьих лиц – контрагентов. Поэтому если вы получили требование о представлении документов либо информации, это значит, что одного из ваших контрагентов (покупателя или поставщика) либо уже проверяет, либо планирует проверить налоговая. Инспекторы могут назначить встречную проверку документов, чтобы проверить какую-то сделку, убедиться в ее наличии.
Документы, как правило, требуют, если проверка у контрагента уже идет. Информацию – если проверка только планируется, и инспекторам нужны данные о ваших взаимоотношениях, т.е. контрагента еще только «прорабатывают» с целью последующей проверки. Поэтому, получив требование о представлении информации, можете «обрадовать» своего делового партнера – скорее всего, ему надо готовиться к выездной.
Какие документы вправе истребовать налоговые органы при проведении встречной проверки
При проведении встречных проверок налоговым инспекторам предоставлено право требовать любые документы, касающиеся деятельности конкретного налогоплательщика.
Об этом говорится в письмах Минфина России от 09.10.2012 № 03-02-07/1-246 и от 08.10.2012 № 03-02-07/2-136.
Согласно внутренним инструкциям ФНС такими документами могут быть договоры, счета-фактуры, акты приемки и сдачи, накладные и иные документы, которые могут содержать необходимую информацию об операциях между проверяемой организацией и с ее контрагентами.
Налоговики могут также потребовать у контрагента сведения о проверяемой организации.
Отметим, что если документы или информация не относятся к предмету проверки, то налоговые инспекторы не имеют права требовать их предоставления.
Ответственность за непредставление организацией истребуемых документов при проведении встречной проверки
Непредставление организацией в порядке ст. 93.1 НК РФ истребуемых при проведении налоговой проверки документов в установленные сроки влечет ответственность по п. 2 ст. 126 НК РФ (штраф в размере 10 тыс. руб.).
К обстоятельствам, смягчающим ответственность за совершение налогового правонарушения, могут быть отнесены любые обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность (пп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ).
При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза.
Учитывая, что п. 3 ст. 114 НК РФ установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания более чем в два раза (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ, Пленума ВАС РФ от 11.06.1999 N 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).
Правоприменительная практика относит к обстоятельствам, смягчающим ответственность, в частности:
-
совершение налогового правонарушения впервые;
-
незначительность допущенной просрочки в представлении документов;
-
большое количество истребуемых документов (целесообразно составить расчет временных затрат на изготовление копий истребуемых документов, согласно которому они превышают срок, отведенный на представление документов);
-
нахождение части документов в обособленных подразделениях или в архиве организации;
-
одновременное получение нескольких требований о представлении документов;
-
недостаточность материальных ресурсов для изготовления заверенных копий и т.п.
Последствия неисполнения требования
Отказ лица от представления документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную п. 2 ст. 126 НК РФ, в виде взыскания штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в размере 10 000 рублей.
Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) информации, в том числе относительно конкретной сделки вне рамок налоговой проверки, признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК РФ, в виде взыскания штрафа в размере 5 000 рублей.
Кроме административной ответственности непредставление ответа на требование может спровоцировать волну новых запросов от налоговых инспекторов и окончательно испортить взаимоотношения с ними.
Если Вы получили требование из налогового органа, игнорировать его точно не стоит. Оцените риски деятельности вашей организации и подготовьте мотивированный ответ. Часто организации не готовы к такого рода запросам, из-за чего бывают сложности во взаимодействии с налоговой инспекцией. Поэтому здесь важно обратиться к услугам профессиональных налоговых юристов, которые окажут помощь при подготовке и предъявлении документов, что повысит шанс избежать назначения выездной налоговой проверки.
Завершающий этап проведения встречной проверки
По окончании проведения встречной налоговой проверки уполномоченное лицо должно составить акт, который содержит в себе все подробности проведенной проверки, а так же ее результаты. Данный акт будет являться прямым доказательством в случае, если в ходе проверки будут обнаружены правонарушения. Причем отражена должна быть информация по каждому выявленному правонарушению.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что встречная проверка не является обязательной, и основание для проведения такого рода проверки — обнаружение разного рода неточностей, которые возникают в ходе осуществления хозяйственной деятельности предприятия. Налогового агента могут и не предупредить о начале встречной проверки, но в том случае, если будут выявлены какие-либо нарушения, то ответственность за них возлагается именно на него.
Росфиннадзор непосредственно либо через свои территориальные органы (перечень территориальных органов Росфиннадзора приведен в Приложении 4 к Приказу Минфина России от 04.09.2007 N 75н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности» (далее — Приказ Минфина России N 75н)) осуществляет последующий финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, путем проведения ревизий и проверок.
Напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 265 БК РФ последующий контроль является одной из форм финансового контроля. Он осуществляется в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.
Цель проводимых Росфиннадзором ревизий и проверок — определение правомерности, в том числе целевого характера, эффективности и экономности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности.
Необходимо отметить, что ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных ревизуемой организацией в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителей и иных лиц — получателей средств бюджета, на которых в соответствии с законодательством возложена ответственность за их осуществление. В отличие от ревизии, проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организации. Таким образом, ревизия охватывает всю финансово-хозяйственную деятельность ревизуемой организации, а проверка — лишь часть указанной деятельности, например кассовые или банковские операции и т.д.
В соответствии со ст. 268 БК РФ, а также п. 6 Приказа Минфина России N 75н Росфиннадзор проводит ревизии и проверки:
- в организациях, получающих средства федерального бюджета, а также средства государственных внебюджетных фондов;
- в организациях, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности (например, организации, арендующие федеральное имущество);
- в организациях — получателях финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций;
- в организациях любых форм собственности, получивших от проверяемых организаций денежные средства, материальные ценности и документы, в форме сличения записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными проверяемой организации (встречная проверка).
Основной задачей проводимых Росфиннадзором ревизий и проверок является проверка финансово-хозяйственной деятельности организации по следующим направлениям:
- соответствие деятельности учредительным документам;
- расчеты сметных назначений;
- исполнение смет доходов и расходов;
- использование средств федерального бюджета, в том числе на приобретение товаров, работ, услуг для государственных нужд;
- использование средств федерального бюджета, полученных в виде трансфертов (субвенций и субсидий, включая субвенции и субсидии, выделенные из федерального бюджета организациям любых форм собственности, бюджетных кредитов и инвестиций);
- исполнение бюджетов субъектов РФ в соответствии с заключенными в установленном порядке соглашениями о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта РФ, а также контроль за их исполнением;
- соблюдение требований бюджетного законодательства РФ получателями средств федерального бюджета, межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, ссуд и инвестиций, предоставляемых из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ;
- использование средств государственных внебюджетных фондов;
- поступление и расходование средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
- обеспечение сохранности материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;
- использование федерального имущества, находящегося в оперативном управлении или хозяйственном ведении, поступление в федеральный бюджет доходов от использования материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;
- ведение бухгалтерского (бюджетного) учета, достоверность бухгалтерской (бюджетной) отчетности.
При каких условиях исследование считается правомерным?
Встречная проверка документов будет законной только при удовлетворении определенных значимых условий. К этим требованиям относятся следующие:
- запрос, на основании которого требуются документы от компании, вручается непосредственно представителю компании под расписку или отправляется с помощью почты с применением уведомления о вручении, что позволяет доказать, что фирма действительно получила эту документацию;
- если контрагент состоит на учете в другом отделении ФНС, то направляется запрос из соответствующего подразделения, так как от чужого отделения фирма может не принимать разные запросы;
- в запросе должны содержаться только оптимальные документы, имеющие отношение к проверяемому контрагенту компании;
- в документе должна указываться причина для проведения исследования, поэтому если сведения в нем являются расплывчатыми, неясными или общими, то фирма может отказать в подготовке документации;
- нередко у компании отсутствуют необходимые документы, поэтому она должна в течение пяти дней оповестить об этом работников ФНС, причем отказ должен обосновываться значимыми причинами.
Только при таких условиях встречная камеральная проверка является легитимной, поэтому не получится по суду оспорить ее результаты.
Встречная проверка налоговой — что это такое?
Иногда в ходе осуществления организацией предпринимательской деятельности складываются ситуации, при которых неправильное оформление документации, сопутствующей проведению сделки, становится причиной изменения размера налоговой базы. Это влечет за собой возникновение ошибок при расчете размера налогов. Более того, недобросовестные предприниматели могут умышленно включать в отчетную документацию информацию о несуществующих сделках, тем самым уменьшая сумму налоговых платежей, подлежащих уплате в бюджет.
Подобные сделки могут вызвать у контролеров вопросы, ответы на которые можно найти в ходе осуществления так называемой встречной проверки, которая проводится налоговым органом с целью осуществления дополнительного контроля за деятельностью предприятий и организаций, а также оценки правильности ведущегося ими налогового учета. При проведении такой проверки никаких обязательных для исполнения проверяемой организацией решений налоговики вынести не могут.
При этом действующее законодательство не содержит понятия «встречная проверка». До 01.01.2007 оно было зафиксировано в ст. 87 НК РФ, но затем норма была упразднена, на смену ей пришла ст. 93 НК РФ, предусматривающая возможность запроса у налогоплательщика документов, составленных в ходе реализации конкретных сделок. На практике же действия налоговиков, направленные на работу с документами контрагента проверяемого предприятия, до сих пор называют встречной проверкой.
Когда и кем проводится встречная проверка?
Положения пп. 1 и 2 ст. 93.1 НК РФ определяют следующие случаи, в которых проводится рассматриваемая в статье процедура:
- При проведении камеральной или выездной проверки (абз. 1 п. 1 ст. 93.1 НК РФ). При этом, согласно подп. 1 п. 9 ст. 89 НК РФ, при необходимости процедура проведения встречной проверки может быть приостановлена до получения ответа по запросу, направленному в адрес контрагента проверяемого предприятия.
- После завершения камеральной или выездной проверки (абз. 2 п. 1 ст. 93.1 НК РФ). В этом случае проверка проводится, если у сотрудников ФНС возникла необходимость в получении уточнений по какому-либо вопросу в ходе изучения сведений, полученных в ходе проведения основной проверки.
Если предприятие, на котором проводится данная процедура, и его контрагент зарегистрированы в разных территориальных отделениях ФНС, направить запрос о представлении необходимых документов может только та инспекция, на учете которой состоит предприятие. Основанием для создания подобного запроса служит поручение, направленное в ее адрес представителем органа, осуществившего регистрацию проверяемого контрагента (п. 3 ст. 93.1 НК РФ).
Нужно ли представлять документы по встречной проверке повторно?
При проведении проверок деятельности крупных предприятий налоговые органы могут работать со столь большими объемами документов, что запросы на получение некоторых из них могут быть направлены неоднократно. У налогоплательщиков при этом возникает закономерный вопрос: стоит ли передавать в ФНС официальные бумаги, которые уже были отправлены ранее?
Ответ на него содержится в абз. 3 п. 5 ст. 93.1 НК РФ, который, в свою очередь, ссылается на п. 5 ст. 93 НК РФ. Согласно последнему, налоговая не вправе требовать у проверяемого налогоплательщика представления документов, ранее направленных им в ее адрес в ходе проведения камеральных и выездных проверок (за исключением случаев, когда в налоговый орган передавались подлинники, впоследствии переданные владельцу, а также ситуаций, когда копии документов были утрачены вследствие обстоятельств непреодолимой силы).
При этом п. 5 ст. 93 НК не содержит указания на освобождение контрагентов налогоплательщика от обязанности по передаче копий документов, ранее отправленных в налоговый орган в ходе осуществления выездной проверки. Это значит, что по запросу налоговой контрагенту проверяемого предприятия придется направить необходимые документы даже в том случае, если они уже представлялись им ранее.
Сроки запроса документов по встречной проверке
Поскольку запрос документов в рамках проведения проверки у контрагента фактически не является налоговой проверкой лица, у которого запрашивают встречные документы, то в данном вопросе существует некая законодательная коллизия. Ограничение срока трех предшествующих проверке календарных лет на данные ситуации не распространяется, а отдельных сроков для запроса информации для данных случаев не предусмотрено. Так что запросить могут и более ранние документы в рамках общих сроков хранения таких бумаг.
Напомним, для первичных документов, а также счетов-фактур, которые, как правило, инспекторы требуют в рамках проведения встречных проверок в целях подтверждения сделок, установлен четырехлетний срок хранения по окончании налогового периода, в котором данных документ был отражен в учете. Таким образом, если вы получили запрос на документ, который уже был уничтожен в виду истечения срока хранения, то об этом следует сообщить инспекторам в ответном письме. К нему целесообразно будет приложить подтверждение, в частности акт об уничтожении документов.
Документы, запрашиваемые при встречной проверке
Утвержденного законодательно перечня документов, запрашиваемых при встречной проверке, не существует. Но обычно запрашиваются документы, отражающие хозяйственные и финансовые взаимоотношения обследуемого предприятия с его партнерами (соглашения, накладные, счета, акты).
Количество и характер запрашиваемых документов зависит от типа мероприятия. К примеру, при камеральной проверке дополнительные сведения будут затребованы, если:
- компания использовала льготу по налогу;
- на возмещение из бюджета заявлен налог (по декларации по НДС);
- организацией направлено уточнение на повышение размера убытка или снижение суммы налога через 24 месяца после первоначальной сдачи декларации;
- обнаружены несоответствия в декларации (по НДС).
Предприятие, подготавливающее документы по запросу, может запросить увеличение срока по их предоставлению, если ему не хватает отведенного периода (5 дней) для подготовки всего объема информации. В тексте письма обязательно должна указываться дата, к которой запрошенные данные будут готовы. От предприятия-ответчика требуются только документы, его деятельность в данной ситуации не рассматривается.
Правомерность встречной проверки
Прежде чем выложить все, что просят налоговики, проверьте не допустили ли они ошибок. Вот на что стоит обратить внимание:
- Документы могут запросить только на основании письменного требования. Кроме него должна быть копия поручения об истребовании документов (информации) из налоговой, где зарегистрирован контрагент, если вы из разных налоговых.
- Проверьте, что данные поручения и данные требования совпадают. Кроме того, должна быть точно сформулирована причина, по которой запрашиваются документы.
- В требовании должны быть указаны реквизиты конкретных документов, которые необходимы налоговой или сделка, по которой информацию нужно предоставить.
- Налоговая не может в рамках проверки контрагента требовать данные, которые относятся исключительно к вашей фирме, декларации, например. Вы имеете полное право не исполнять подобное требование ИФНС, только до этого еще раз убедитесь в своей правоте, т.к. позицию может потребоваться отстаивать в суде.
Какая предусмотрена ответственность за отказ от предоставления документов или информации?
Если инспекция получит немотивированный отказ от представления запрошенных документов (или информации), то для отказника предусмотрена ответственность по ст. 126 НК РФ в виде штрафа – 200 рублей за каждый непредставленный документ
.
Кроме того, за неправомерное несообщение либо несвоевременное сообщение истребуемой информации (не документов) ответственность наступает в соответствии со ст. 129.1 НК РФ. При первом правонарушении это влечет наложение штрафа в размере – 5 000 рублей
.
Если нарушение в течение года будет допущено дважды штраф вырастет – уже до 20 000 рублей
.
Помимо этого, отдельные штрафы могут получить должностные лица организации
. Причем предусмотрены отдельные штрафы за непредставление информацию и документов, в результате можно получить оба штрафа одновременно (постановление АС Восточно-Сибирского округа по делу № А33-16694/2017 от 12.11.2018 года).
Штрафы за непредоставление документов по встречной проверке в 2021 году
Ранее распоряжениями правительства были утверждены аналогичные перечни справок и документов, которые федеральные органы власти самостоятельно могут запрашивать у регионов, а регионы — друг у друга в электронном виде с помощью единой системы межведомственного электронного взаимодействия. Исключение составляют только так называемые документы личного хранения, например, паспорта, дипломы об образовании, медицинские экспертизы и некоторые другие. Их, если они требуются, в ведомства по-прежнему должны предъявлять сами заявители при обращении за госуслугами. По словам научного руководителя факультета прикладной математики и информационных технологий Финансового университета при правительстве РФ Бориса Славина, утверждение перечня позволит в полной мере реализовать принятое в 2010 году законодательное требование о запрете запрашивать у граждан уже имеющиеся у госорганов документы при оказании госуслуг. А унификация межведомственного взаимодействия региональных и муниципальных органов власти с федеральными ускорит прохождение сведений по межведомственным каналам. «Это естественное продолжение процесса автоматизации госуслуг», — заметил он. Впрочем, по мнению эксперта, целесообразно такой запрет распространить не только на органы власти. Например, все преподаватели вузов вынуждены регулярно предоставлять справки о несудимости, хотя было бы правильнее, чтобы вузы сами получали информацию о судимости своих сотрудников. Еще хуже дело обстоит с пенсионерами негосударственных пенсионных фондов, которые вынуждены подтверждать личным приходом, что они еще живы. «Было бы гуманнее такую информацию предоставлять пенсионным фондам автоматически из органов ЗАГС», — говорит Славин.