Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Демократия — характеристика политического режима, плюсы и минусы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для полноценного раскрытия особенностей демократического режима необходимо выделить различия трех наиболее распространенных в мире политических режимов – демократического, тоталитарного и авторитарного. Для этого в сравнительной политологии используют шуточный пример, в котором сравниваются политические системы тоталитарного СССР, авторитарной Испании и демократической Англии.
Разновидности демократического режима
Все демократические государства основываются на том, что народ есть основной носитель государственного суверенитета и действительный субъект политического процесса. Тем не менее, существует несколько разновидностей в демократическом режиме управления. Основными из них являются следующие:
- Прямая демократия, в рамках которой население непосредственно воздействует на властные структуры и определяет порядок законодательного процесса.
- Представительная демократия, в рамках которой народ избирает представителей в органы государственной власти, разрабатывающие и принимающие законодательные акты, а также формирующие органы оперативного управления страной.
- Плюралистическая демократия, в рамках которой существуют многообразные политические ассоциации, обеспечивающие вступающим в них лицам возможность оказывать влияние на принимаемые законодательные решения.
В демократических государствах наиболее распространена республиканская форма правления, однако в современном мире есть примеры демократических государств, в которых по-прежнему сохраняется монархия. Примерами выступают Англия, Япония и Испания. Тем не менее, монархия в этих странах существует как дань традиции и ограничивается конституцией или парламентом.
Сравнительный анализ основных политических режимов
В Англии разрешалось все, что не было официально запрещено.
В Испании запрещалось все, что не было официально разрешено.
В СССР запрещалось все, включая то, что было официально разрешено.
Эта шутка, как и любая другая, содержит немалую долю правды.
Принципы и черты демократии
Когда-то небезызвестный А. Линкольн сказало том, что под демократией понимается власть, избранная народом и служащая народу. Нужно сказать, что каждый демократический режим характеризуется некоторыми отличительными признаками и принципами, при несоблюдении которых эта общественная формация в принципе не может существовать. Во-первых, центральным, основополагающим признаком является абсолютный суверенитет народа. Кроме прочего, данное понятие включает в себя несколько других черт:
- Народ и только народ может быть единственным легитимным источником власти в стране.
- Государственная власть признается действительной только в том случае, когда ее выбрали граждане страны путем свободного и открытого волеизъявления на выборах.
- Народ имеет безусловное право участвовать в судьбе страны, причем власть всегда обязана прислушиваться к мнению большинства.
- Граждане сами выбирают себе правителей, а также имеют действенные рычаги влияния на них; могут участвовать в создании новых механизмов и норм управления страной.
- В период выборов народ имеет право поменять правителей и выполнить структурное изменение самой государственной власти.
- Если власть злоупотребляет доверием граждан, если в стране имеются все признаки тирании, то народ имеет право досрочно отстранить главу страны от управления, а также потребовать новых выборов, в том числе и с целью изменения состава и функций правительственных органов.
Формы и типы демократии
Заметим, что демократический режим страны теоретически может существовать в одной из двух форм: прямой и представительской. Если говорить об истории государственных формаций, то раньше всего появилась именно первая разновидность. Суть ее состояла в том, что народ сам, не доверяя это дело посредникам, осуществлял выборные и управленческие функции. Это те самые Афины и Новгород, о которых мы говорили в самом начале статьи.
Впрочем, такая демократия является устаревшей, так как она существовала в самом начале зарождения данной общественно-политической формации. В управлении тем же городом могло участвовать максимум пять-шесть тысяч человек. Все они могли собраться на подходящем по размеру поле и решить насущные вопросы методом прямого, открытого голосования.
Конечно же, современный демократический режим (черты которого мы уже описали) в такой форме существовать никак не может. Начать хотя бы с того, что даже в маленькой стране вполне может проживать несколько миллионов человек. Таким образом, вся современная демократия является представительской, когда между народом и властью стоят посредники в виде надзирающих, контролирующих органов.
Прямая форма «власти» может существовать только в пределах какого-то предприятия, фирмы или общественной формации, когда ее члены решают насущные вопросы путем открытого голосования.
Предпосылки возникновения
Первопричинами становления этого режима стало бурное развитие торговли и товарооборота между разными государствами, а также отток производства и научно-технической мысли в города. Кроме того, свою роль привнесла и колониальная экономика, которая предполагала полное переориентирование производства. В то же время произошло немало важнейших научных открытий, которые повысили роль транспорта и позволили в значительной степени механизировать производство.
Все это привело к тому, что между наследственной аристократией и «новыми европейцами», которые разбогатели благодаря торговле, начало быстро нарастать напряжение. Все эти факторы потребовали полностью пересмотреть права третьих сословий, да и с государственной властью требовалось что-то делать. В общем-то примерно так и возник демократический режим в более-менее современном его понимании.
Деятели европейских стран в конце концов смогли победить абсолютизм, всеми силами препятствовавший возникновению среднего класса, который в будущем стал социальной основной большинства государственных режимов во всем мире.
Принципы и черты демократии
Когда-то небезызвестный А. Линкольн сказало том, что под демократией понимается власть, избранная народом и служащая народу. Нужно сказать, что каждый демократический режим характеризуется некоторыми отличительными признаками и принципами, при несоблюдении которых эта общественная формация в принципе не может существовать. Во-первых, центральным, основополагающим признаком является абсолютный суверенитет народа. Кроме прочего, данное понятие включает в себя несколько других черт:
- Народ и только народ может быть единственным легитимным источником власти в стране.
- Государственная власть признается действительной только в том случае, когда ее выбрали граждане страны путем свободного и открытого волеизъявления на выборах.
- Народ имеет безусловное право участвовать в судьбе страны, причем власть всегда обязана прислушиваться к мнению большинства.
- Граждане сами выбирают себе правителей, а также имеют действенные рычаги влияния на них; могут участвовать в создании новых механизмов и норм управления страной.
- В период выборов народ имеет право поменять правителей и выполнить структурное изменение самой государственной власти.
- Если власть злоупотребляет доверием граждан, если в стране имеются все признаки тирании, то народ имеет право досрочно отстранить главу страны от управления, а также потребовать новых выборов, в том числе и с целью изменения состава и функций правительственных органов.
Недемократические политические режимы: тирания, диктатура
В недемократических политических режимах вся полнота власти сосредоточена в лице единоличного правителя и подконтрольной ему правящей партии. Хотя, в государстве с таким режимом власти, может существовать Конституция (высший закон государства) и даже созываться парламент, однако, они полностью подчинены воле самодержца.
Любой недемократический режим характеризуется следующими отличительными чертами:
- захват и удержание власти в стране осуществляется единоличным правителем или правящей верхушкой с помощью силы;
- права и свободы граждан государства сильно ограничены, либо провозглашены на словах, но в действительности не соблюдаются;
- в стране либо полностью отсутствует политическая оппозиция, либо ее деятельность жестко ограничена;
- государство берет под контроль отдельные сферы общественной жизни (политическую, социальную, культурную, духовную);
- важным элементом государственного аппарата являются карательные органы, которые занимаются поиском и наказанием людей, не согласных с установленным политическим режимом, решениями, принимаемыми властью.
Понятие режима в сравнительной политологии
В сравнительной политологии, режимы понимаются как форма политического правления. Тип режима предоставляет информацию об основном характере формы правления и обычно относится к образу жизни, порядку и правительству, то есть к институционализированному набору принципов, норм и правил, которые в основном касаются действующих лиц в данном контексте действия.
Этот термин (режим) используется нейтрально для всех форм правления, включая демократические. Поэтому режим может быть определён как формальная и неформальная организация политического центра власти, с одной стороны, и его отношения к обществу в целом, с другой.
Режим определяет доступ к политическому правлению, а также отношения власти между правящими элитами, между теми, кто находится у власти, и теми, кто подчиняется власти. Властные отношения должны быть в определённой степени институционализированы. Это означает, что их нужно принимать, практиковать и, в частности, стандартизировать поведение тех, кто находится у власти.
Государственная система и форма правления отличаются от «режима» как общего термина. Система управления в сравнительной политической науке является лишь особой частью всего режима. Например, государственная система может быть организована «парламентским» или «президентским» образом, но оба они относятся к типу демократического режима. Концепция режима охватывает политические структуры, но не определённых членов правительства или глав государств, как подразумевают повседневные выражения типа «режим Асада» или «режим Сталина».
Понятие режима в сравнительной политологии
В сравнительной политологии, режимы понимаются как форма политического правления. Тип режима предоставляет информацию об основном характере формы правления и обычно относится к образу жизни, порядку и правительству, то есть к институционализированному набору принципов, норм и правил, которые в основном касаются действующих лиц в данном контексте действия.
Этот термин (режим) используется нейтрально для всех форм правления, включая демократические. Поэтому режим может быть определён как формальная и неформальная организация политического центра власти, с одной стороны, и его отношения к обществу в целом, с другой.
Режим определяет доступ к политическому правлению, а также отношения власти между правящими элитами, между теми, кто находится у власти, и теми, кто подчиняется власти. Властные отношения должны быть в определённой степени институционализированы. Это означает, что их нужно принимать, практиковать и, в частности, стандартизировать поведение тех, кто находится у власти.
Государственная система и форма правления отличаются от «режима» как общего термина. Система управления в сравнительной политической науке является лишь особой частью всего режима. Например, государственная система может быть организована «парламентским» или «президентским» образом, но оба они относятся к типу демократического режима. Концепция режима охватывает политические структуры, но не определённых членов правительства или глав государств, как подразумевают повседневные выражения типа «режим Асада» или «режим Сталина».
Выбери ответ
Отличие авторитаризма от тоталитаризма
- Главное отличие авторитаризма от тоталитаризма в том, что в авторитарном режиме власть умеренно влияет на общество и степень цензуры гораздо меньшая, чем при тоталитаризме, тогда как тоталитарный режим стремится контролировать каждого гражданина государства, его мысли, поведение и личные идеалы. Также для авторитарного режима характерны харизматичные, влиятельные и умные лидеры и их несменяемость, потому что в первую очередь они обеспечивают государственный курс, а не идеология, в то время как в тоталитарном режиме лидеры не являются такими значимыми, хотя при формировании тоталитарного режима они всегда присутствуют и обеспечивают всеобъемлющую идеологизацию населения (Ленин в СССР эпохи военного коммунизма, Гитлер в нацистской Германии, Ким Ир Сен в Северной Корее). Авторитарный режим заканчивается или со смертью лидера, не оставившего себе преемника, и/или в случае, когда к власти придёт либеральный лидер, из-за чего он преобразится в демократический (СССР времён Перестройки). Тоталитарный режим более стойкий и практически не способен разрушиться без влияния внешних сил, хотя имеет свойство становиться авторитарным режимом, когда его задача завершена и население идеологизировано, что произошло в СССР с началом НЭП.
- У тоталитарного и авторитарного режимов различаются цели. Тоталитаризм часто связан с желанием построить утопическое государство, в то время как авторитаризм в основном предназначен для решения конкретных задач, быстрой мобилизации всего государства.
- Принцип тоталитарного режима — «запрещено всё, что не разрешено законом», а принцип авторитарного — «запрещено всё, что вредит власти».
- В отличие от тоталитаризма, народ при авторитарной власти не идеологизирован, так как в авторитарном режиме идеология либо отсутствует, либо она является только государственной и не распространяется на всё население.
Основная характеристика демократического политического режима, суть этой системы управления, состоит в том, что субъектом политического процесса и носителем суверенитета государства является его народ. Это неотъемлемый признак различных проявлений такого уклада.
Рассмотрим основные разновидности демократического режима:
- Прямая демократия. При таком укладе народ непосредственно влияет на законодательные процессы и деятельность властных структур.
- Представительная демократия. Такая система управления предполагает избрание народом представителей для организации государственной власти.
- Плюралистическая демократия. В рамках этого режима действуют различные политические объединения, которые позволяют своим членам влиять на принятие законодательных решений. То есть власть одновременно осуществляется множеством автономных групп. Политика здесь выступает как конфликт этих групп, во время которого принимаются компромиссные решения, стремящиеся удовлетворить максимальные объемы интересов.
Виды политического режима
В зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования, различают два полярных режима — демократический и антидемократический.
Демократический режим. Понятие «демократия» означает народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование, пока нигде не реализована. Это, скорее, идеал, к которому нужно стремиться. Между тем, есть ряд государств, которые продвинулись в этом направлении дальше других (Германия, Франция, Швеция, США, Швейцария, Великобритания) и на которые зачастую ориентируются иные государства.
Рейтинг стран по уровню демократии
Страна | Индекс демократии |
Франция | 8.12 |
Нигерия | 4.12 |
Конго | 3.11 |
Россия | 3.11 |
Марокко | 5.10 |
Мексика | 6.09 |
Бенин | 5.09 |
Замбия | 5.09 |
Турция | 4.09 |
Австрия | 8.29 |
Испания | 8.29 |
Маврикий | 8.22 |
Коста-Рика | 8.13 |
Чили | 8.08 |
Вьетнам | 3.08 |
Северная Корея | 1.08 |
ЮАР | 7.24 |
Восточный Тимор | 7.19 |
Словакия | 7.17 |
Малайзия | 7.16 |
Тринидад и Тобаго | 7.16 |
Колумбия | 7.13 |
Шри-Ланка | 6.27 |
Парагвай | 6.24 |
Гайана | 6.15 |
Сальвадор | 6.15 |
Египет | 3.06 |
Оман | 3.06 |
Бутан | 5.30 |
Непал | 5.28 |
Гватемала | 5.26 |
Кения | 5.18 |
Танзания | 5.16 |
Панама | 7.05 |
Кот-д’Ивуар | 4.05 |
Пакистан | 4.25 |
Буркина-Фасо | 4.04 |
Того | 3.30 |
Нигер | 3.29 |
Катар | 3.19 |
Руанда | 3.16 |
Зимбабве | 3.16 |
Коморские о-ва | 3.15 |
Свазиленд | 3.14 |
Гвинея | 3.14 |
Португалия | 8.03 |
Болгария | 7.03 |
Папуа – Новая Гвинея | 6.03 |
Китай | 2.26 |
Бурунди | 2.15 |
Лаос | 2.14 |
Аргентина | 7.02 |
Гонконг | 6.02 |
Сингапур | 6.02 |
Уганда | 5.02 |
Ливия | 2.02 |
ДР Конго | 1.13 |
Нидерланды | 9.01 |
Алжир | 4.01 |
Узбекистан | 2.01 |
Южная Корея | 8.00 |
Япония | 7.99 |
Суринам | 6.98 |
Македония | 5.97 |
США | 7.96 |
Ямайка | 6.96 |
Мальта | 7.95 |
Йемен | 1.95 |
Казахстан | 2.94 |
Иордания | 3.93 |
Кувейт | 3.93 |
Саудовская Аравия | 1.93 |
Таджикистан | 1.93 |
Мали | 4.92 |
Мавритания | 3.92 |
Экваториальная Гвинея | 1.92 |
Эстония | 7.90 |
Индия | 6.90 |
Украина | 5.90 |
Албания | 5.89 |
Киргизия | 4.89 |
Палестина | 3.89 |
Бангладеш | 5.88 |
Венесуэла | 2.88 |
Израиль | 7.86 |
Бразилия | 6.86 |
Босния и Герцеговина | 4.86 |
Сьерра-Леоне | 4.86 |
Фиджи | 5.85 |
Афганистан | 2.85 |
Камерун | 2.85 |
Боливия | 4.84 |
Куба | 2.84 |
Люксембург | 8.81 |
Ботсвана | 7.81 |
Сенегал | 5.81 |
Кабо-Верде | 7.78 |
Джибути | 2.77 |
ОАЭ | 2.76 |
Молдова | 5.75 |
Ирак | 3.74 |
Тайвань | 7.73 |
Тунис | 6.72 |
Ангола | 3.72 |
Туркменистан | 1.72 |
Чехия | 7.69 |
Германия | 8.68 |
Черногория | 5.65 |
Мозамбик | 3.65 |
Бельгия | 7.64 |
Филиппины | 6.64 |
Мадагаскар | 5.64 |
Гана | 6.63 |
Венгрия | 6.63 |
Гвинея-Бисау | 2.63 |
Польша | 6.62 |
Габон | 3.61 |
Чад | 1.61 |
Перу | 6.60 |
Кипр | 7.59 |
Хорватия | 6.57 |
Гаити | 4.57 |
Мьянма | 3.55 |
Никарагуа | 3.55 |
Бахрейн | 2.55 |
Доминиканская Республика | 6.54 |
Лесото | 6.54 |
Армения | 5.54 |
Камбоджа | 3.53 |
Великобритания | 8.52 |
Италия | 7.52 |
Литва | 7.50 |
Словения | 7.50 |
Монголия | 6.50 |
Малави | 5.50 |
Латвия | 7.49 |
Румыния | 6.49 |
Индонезия | 6.48 |
Беларусь | 2.48 |
Либерия | 5.45 |
Эфиопия | 3.44 |
Греция | 7.43 |
Намибия | 6.43 |
Сирия | 1.43 |
Гондурас | 5.42 |
Грузия | 5.42 |
Сербия | 6.41 |
Уругвай | 8.38 |
Иран | 2.38 |
Эритрея | 2.37 |
Ливан | 4.36 |
Эквадор | 6.33 |
Гамбия | 4.33 |
Таиланд | 6.32 |
ЦАР | 1.32 |
В 2022 году Северная Корея является самым авторитарным государством. Область закрыта для туристов. Государство возглавляет Ким Чен Ын.
В стране нет интернета и спутникового телевидения. Государство пропагандирует коммунизм и отказывается использовать продукцию, произведенную в США.
Норвегия, безусловно, является самой либеральной страной. Страна организована как конституционная монархия и парламентская демократия. Это означает, что вся власть сосредоточена в руках парламента Норвегии, возглавляемого главой V, и короля Харальда.
Референдумы являются наиболее распространенным способом выражения народной воли. Однако круг вопросов, которые могут решаться путем голосования, зачастую ограничен. Отдельные группы граждан могут представлять проекты правил для исследования посредством общественных инициатив.
Сходства и различия между авторитарным и тоталитарным режимами
Авторитарный и тоталитарный режимы имеют некоторые сходства. Они схожи главным образом тем, что оба являются диктаторскими режимами с централизованными государствами. Однако у каждого есть существенные характеристики, которые их отличают:
- У авторитарного режима есть один правитель, лидер или комитет, так же как и у тоталитарного, только в более экстремальном виде.
- Тоталитаризм правит народом своей харизмой, в то время как авторитаризм навязывает страх тем, кто против него, и награждает тех, кто ему верен.
- Тоталитарный лидер — скорее “идеолог божий”, который спасёт людей, тогда как лидер авторитарного режима больше концентрируется на контроле общества и своём статусе как индивидуалиста.
- Тоталитаризм использует своё лидерство «пророка» для управления людьми, в то время как при авторитаризме используются политические партии, массовые организации и другие доступные способы, чтобы подчинить людей и заставить следовать за лидером.
- В авторитаризме централизованное государство пытается замаскировать диктатуру. Это авторитарное государство, но оно как-будто допускает некоторую открытость для демократии (только на словах, на практике это не так). Также государство имеет контроль над профсоюзами, над массовыми организациями и так далее. Но допускает существование более чем одной политической партии.
- В тоталитаризме широко используется психологический и физический террор (вплоть до физического уничтожения своих политических противников, а также тактика запугивания). Государство или диктатор контролируют всё: экономику, промышленность, культуру и т. д. Существует только однопартийная система.
Что значит «демократия»?
Демократия, демократизм (от греч. democratia — народовластие) — это такая форма организации общества, при которой народ — источник и держатель государственной власти. Ее относят к политическим режимам.
Давайте разберемся, как отличить демократию от других режимов. Чтобы это сделать, нужно помнить о ее главных признаках. Рассмотрим их в таблице ниже.
Народ — это источник демократической власти
Народ формирует органы государственной власти и местного самоуправления, может высказывать свое мнение на референдумах
В системе должны быть оппозиционные партии, которые могут находить ошибки и критиковать работу власти
Народ сам может принимать решение на выборах, принуждать его к конкретному выбору запрещено
Многообразие идеологий и плюрализм мнений
В стране не может быть обязательной или государственной идеологии — все они должны быть равны. Плюрализм мнений — это право на различные точки зрения по спорным вопросам.
Гарантия прав и свобод человека
Все граждане имеют права и свободы, а также социально защищены
СМИ имеют право рассказывать людям о политических альтернативах
Мораль — значимое средство для контроля поведения в обществе
Народ становится более гуманным, а отношения между его членами подчиняются правилам морали
Решения о том, как управлять обществом, принимает большинство, но с учетом прав меньшинства
Решения принимают на основе общего согласия или компромисса между большинством и меньшинством
Характеристика демократического режима
К основным характерным признакам демократического режима можно отнести следующие:
- Народ признается субъектом и источником власти. Граждане обладают учредительной конституционной властью, на основе которой они избирают своих представителей и формируют высшие органы управления страной.
- Каждый гражданин обладает равными избирательными правами.
- Многопартийность и принцип соревновательности в политической жизни, что оказывается возможным благодаря законодательно закрепленному политическому плюрализму.
- Высшие органы власти формируются в ходе регулярных альтернативных выборов, участие в которых доступно каждому гражданину страны напрямую или через представителей.
- Подчинение меньшинства большинству, т.е. властные органы принимают решения на основании мнения большинства, соблюдая при этом принцип законодательной защиты меньшинства от возможных посягательств и преследований со стороны победившего большинства.
- В стране присутствуют развитые представления о правовом статусе гражданина, о защите прав и свобод личности. Помимо этого граждане вольны участвовать в различных сферах политической, социально- экономической и духовно-религиозной деятельности. В государстве обеспечивается реальная свобода слова, совести, печати, собраний и пр.
- В государстве имеет место широкий экономический плюрализм, согласно которому в экономике могут функционировать предприятия различной формы собственности и хозяйственного уклада. Помимо этого в стране развито хозяйственное законодательство, гармонизирующее формирование и развитие такого плюрализма.
На основании рассмотренных основополагающих признаков строится демократическая система государственной власти, которая отличается следующими характерными чертами:
- Народ вправе свободно выбирать партии и руководителей, которые наделяются им на определенных конституцией страны условиях и на установленный срок правом управлять государством.
- У государственной власти и правящей партии (или коалиции партий) имеются оппоненты (оппозиция), которые постоянно следят и критикуют действующую политику, поскольку придерживаются альтернативных мировоззренческих позиций и представляют альтернативные пути решения вопросов государственной политики.
- Функционирует надежный законодательно закрепленный барьер, который препятствует сращиванию структур государственной власти со структурами партийного руководства.
- Права и свободы личности законодательно защищены.