ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ ОРГАНИЗАЦИЯ В ФОРМЕ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ ОРГАНИЗАЦИЯ В ФОРМЕ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Соглашение о разделе продукции (СРП) является формой инвестиционной деятельности, осуществляемой в процессе поиска, разведки и добычи минерального сырья на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации.

Рис 2.1. Организация инвестиционной деятельности, осуществляемой в виде капитальных вложений.

инвесторы, заказчики, подрядчики и пользователи объектов капитальных вложений.

Инвесторы осуществляют капитальные вложения с использованием собственных, привлеченных или заемных средств. Инвесторами могут быть:

  • физические лица;

  • юридические лица любой организационно-правовой формы;

  • не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц;

  • государственные органы власти;

  • органы местного самоуправления;

  • иностранные субъекты предпринимательской деятельности (иностранные инвесторы).

Если инвестор обладает правами на земельный участок под застройку, он называется застройщиком. Как участник инвестиционного процесса (см. рис. 1.1) инвестор может выступать в роли поставщика и потребителя капитала, а также в роли финансового посредника. Как субъект инвестиционной деятельности, осуществляемой в виде капитальных вложений, инвестор может выполнять функции собственно инвестора, кредитора, застройщика, заказчика и пользователя объектов капитальных вложений (см. ниже).

По российскому законодательству все инвесторы имеют равные права на:

  • осуществление инвестиционной деятельности в виде капитальных вложений за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами;

  • самостоятельное определение объектов и направлений использования капитальных вложений;

  • заключение договоров с другими субъектами данной деятельности (заказчиками, подрядчиками и др.)

  • владение, пользование и распоряжение объектами капитальных вложений и результатами осуществленных капитальных вложений;

  • передачу по договору и (или) государственному контракту своих прав на осуществление капитальных вложений и на их результаты другим физическим и юридическим лицам, а также органам государственной власти и местного самоуправления;

  • осуществление контроля за целевым использованием средств, направляемых на капитальные вложения;

  • объединение своих, привлеченных или заемных средств со средствами других инвесторов для совместного осуществления капитальных вложений.

Заказчики – уполномоченные инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционного решения (в какой объект капитальных вложений должны быть превращены средства инвестора). Заказчиками могут быть сами инвесторы. Заказчик, не являющийся инвестором, наделяется правами владения, пользования и распоряжения собственностью инвестора на период этой реализации. Имея данные полномочия, заказчик выполняет следующие примерные задачи по реализации инвестиционного решения:

  • заключает договор с проектно-строительной организацией и оплачивает проектно-изыскательские работы;

  • заключает договор со строительной подрядной организацией и оплачивает строительство необходимых зданий и сооружений;

  • покупает и оплачивает доставку и монтаж технологического оборудования;

  • организует и финансирует подготовку и повышение квалификации кадров для работы на новом объекте;

  • принимает законченный объект в эксплуатацию и т.д.

Подрядчики – физические и юридические лица, которые выполняют работы по заключаемому с заказчиком в соответствии с Гражданским кодексом РФ договору подряда и (или) государственному контракту. Подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление ими тех видов деятельности, под которые они привлекаются к участию в реализации инвестиционного решения.

Пользователи объектов капитальных вложенийфизические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства и международные организации, для которых создаются указанные объекты. Пользователями объектов капитальных вложений могут быть инвесторы. Если пользователь объекта таковым не является, то взаимоотношения между ним и инвестором строятся на договорной основе.

Таким образом, субъект инвестиционной деятельности, осуществляемой в виде капитальных вложений, вправе совмещать функции двух и более участников – инвестора, застройщика, заказчика или пользователя объекта капитальных вложений. Кроме них в данной деятельности принимают участие субъекты, не относящиеся к выше охарактеризованным основным. К подобным второстепенным участникам инвестиционной деятельности, осуществляемой в виде капитальных вложений, относятся коммерческие банки (если они не являются инвесторами или кредиторами, а только осуществляют расчеты по поручению заказчика или инвестора), а также страховые, консалтинговые фирмы, посредники, поставщики и др.

Все субъекты инвестиционной деятельности, осуществляемой в виде капитальных вложений, обязаны:

  • осуществлять эту деятельность в соответствии с международными договорами Российской Федерации, законами и правовыми актами Российской Федерации и её субъектов, а также утвержденными стандартами, нормами и правилами;

  • исполнять требования государственных органов и их должностных лиц, не противоречащих нормам законодательства Российской Федерации;

  • использовать средства направляемые на капитальные вложения, по целевому назначению.

Ответственность субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в виде капитальных вложений:

  • в случае нарушения требований законодательства Российской Федерации, условий договора и (или) государственного контракта субъекты несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации;

  • споры, связанные с данной деятельностью, разрешаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и ее международными договорами.

Правовое регулирование иностранных инвестиций

Российская Федерация заинтересована в привлечении иностранных инвестиций в виде материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологий, управленческого опыта.

В связи с этим российское законодательство призвано обеспечить стабильность условий деятельности иностранных инвесторов в целях соблюдения норм международного права и международной практики инвестиционного сотрудничества.

Иностранными инвестициями признаются вложения иностранного капитала в объекты предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации, включая осуществление прямых иностранных инвестиций.

Прямой иностранной инвестицией признается любой из следующих видов использования капитала: 1) приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества; 2) вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерации; 3) осуществление на территории Российской Федерации иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) основных средств таможенной стоимостью не менее 1 млн руб.

Главная цель осуществления прямой инвестиции — получение инвестором эффективного контроля над управлением коммерческой организацией с иностранными инвестициями.

Привлечение капитала осуществляется в форме денежных средств, ценных бумаг, иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации.

Инвестирование является одним из видов предпринимательской деятельности и преследует в качестве своей цели извлечение прибыли, хотя Закон об иностранных инвестициях в РФ при определении понятия «инвестиции» не содержит прямого указания на цели инвестирования.

Российское законодательство не признает иностранной инвестицией создание представительства иностранной компании на территории России или вложение иностранного капитала в благотворительные, религиозные и другие общественно полезные некоммерческие организации, поскольку их деятельность не направлена на получение прибыли.

Получение прибыли как результат инвестирования реализуется в основном путем вложения капитала в коммерческие организации, создание филиалов иностранных компаний на территории России, а также использование иного экономически эффективного имущества в деятельности предприятий.

Филиал иностранного юридического лица, созданный на территории Российской Федерации, должен выполнять часть или все функции от имени создавшей его головной организации при условии, что цели создания и деятельность головной организации имеют коммерческий характер.

Для получения права осуществлять предпринимательскую деятельность на территории России филиал иностранной компании должен получить аккредитацию в Государственной регистрационной палате при Министерстве юстиции РФ.

В целях аккредитации головная организация должна утвердить и направить в Палату положение о филиале, в котором должны быть указаны основные сведения о филиале и его головной организации (наименование, адрес, правовая форма компании), цели создания и виды деятельности филиала, состав, объем и сроки вложения капитала в его основные фонды, порядок управления филиалом (ст.22 Закона об иностранных инвестициях в РФ).

Коммерческая организация получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения иностранного инвестора в состав ее участников.

С этого дня коммерческая организация с иностранными инвестициями и иностранный инвестор пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными законодательством.

Указанные гарантии и льготы, однако, не распространяются на дочерние и зависимые общества коммерческой организации с иностранными инвестициями (ст.4 Закона об иностранных инвестициях в РФ).

В целях государственной регистрации коммерческой организации с иностранными инвестициями в дополнение к обычному перечню документов иностранный инвестор должен представить учредительные документы иностранного инвестора, выписку из торгового реестра государства, в котором учрежден иностранный инвестор, или иной документ, подтверждающий юридический статус иностранного инвестора, а также документ о платежеспособности иностранного инвестора, выданный обслуживающим его банком.

Коммерческой организации с иностранными инвестициями может быть отказано в государственной регистрации, а филиалу иностранного лица — в аккредитации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст.20, 21 Закона об иностранных инвестициях в РФ).

Читайте также:  Заносятся ли выговоры сотруднику в трудовую книжку?

Правовое регулирование иностранных инвестиций придерживается принципа национального режима.

Это означает, что правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам.

Благодаря принципу национального режима нормы гражданского права применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст.2 ГК РФ).

Законодательство устанавливает два вида изъятий из данного принципа: 1) изъятия ограничительного характера (в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства) предусматриваются только федеральными законами; 2) изъятия стимулирующего характера в виде льгот (для иностранных инвесторов могут быть установлены в интересах социально-экономического развития Российской Федерации) предусматриваются законодательством.

Изъятия ограничительного характера обычно связаны с ограничением прав иностранных инвесторов на осуществление инвестиций в определенных отраслях и сферах деятельности.

Российским законодательством установлены ограничения на участие иностранных инвесторов в капитале российских коммерческих организаций в сфере телевизионного вещания, авиационной промышленности, страховой и банковской деятельности.

В гражданско-правовых отношениях между иностранными инвесторами и Российской Федерацией или ее субъектами ответственность РФ и ее субъектов перед иностранными инвесторами может быть ограничена законом об иммунитете государства и его собственности (ст.127 ГК РФ), который в настоящий момент еще не принят.

Изъятиями стимулирующего характера, например, является освобождение от таможенных пошлин при ввозе иностранным инвестором на территорию России оборудования и иных основных средств в качестве взноса в уставный капитал коммерческой организации с иностранными инвестициями.

Особенности правового статуса инвестора

Особенности правового статуса инвестора сводятся к нескольким моментам. Первый заключается в том, что у инвестора на определенном правовом титуле (режиме) имеются нематериальные и материальные блага, которые обладают определенной оборотоспособностью, и использование которых в роли инвестиций законодательством не ограничивается. Исходя из этого, инвестор имеет право самостоятельно решать вопрос о вложении нематериальных и материальных ценностей в качестве инвестиций. Такую особенность правового статуса инвестора условно называют его имущественной самостоятельностью.

На практике часто возникают различные сложные вопросы касательно самостоятельности принятия решения об инвестировании. Зачастую решение этих вопросов зависит от наличия или отсутствия у субъекта соответствующего титула.

Замечание 2

В законодательстве предусмотрена возможность использования привлеченных, заемных или собственных средств инвестора для целей инвестирования.

При использовании привлеченных средств законодательство не устанавливает их отличие от понятия заемных. При этом, раскрывая подробно возможные источники появления привлеченных средств, закон указывает на средства, которые были получены от продажи паев, акций или других взносов юридических лиц и граждан. Исходя из этого, можно определить привлеченные средства, как законное и реализованное право инвестора на привлечение средств посредством размещения и выпуска ценных бумаг среди неограниченного (ООО) или ограниченного (ЗАО) круга лиц.

Начиная с того момента, как привлеченные средства поступили в распоряжение инвестора, они получили статус собственных. Однако, при этом должны быть установлены обязательственные правоотношения между лицом, вложившим средства в ценные бумаги, и инвестором, выпустившим их в обращение.

Замечание 3

Данные отношения предполагают либо право требования уплаты денежных сумм, которые были зафиксированы в векселе (ценных бумагах) и облигации (процентов по ним), либо право на участие в управлении делами юридического лица (АО) владельца ценных бумаг.

Инвестор вправе использовать и заемные средства для целей вложения. Источником заемных средств могут быть договоры кредита (государственные, банковские, коммерческие кредитные средства) или договоры займа. Как правило, заемные средства имеют строго целевой характер пользования. Инвестор может распоряжаться такими средствами как собственными, но при этом он должен принять на себя обязательства по уплате процента и возврату средств в срок, установленные договором кредита (займа).

Денежные накопления и сбережения граждан, средства специальных фондов, находящиеся в распоряжении юридических лиц, амортизационные отчисления, прибыль составляют собственные средства инвестора.

Вторая особенность правового статуса инвестора заключается в его праве самостоятельно устанавливать сроки и размеры вложений, выбирать субъекты инвестиционных правоотношений и определять объекты для вложения инвестиций.

Замечание 4

Для того, чтобы инвестор имел возможность реализовать данный комплекс прав ему необходимо обладать определенной дее– и правоспособностью в том случае, если инвестиции осуществляет гражданин, либо хозяйственной компетенцией, в случае, если в инвестором является юридическое лицо. Для этих целей, у государства имеются полномочия разграниченные правовыми актами и позволяющие выбирать объект инвестирования.

Третья особенность состоит в праве долевой собственности инвестора на объект или его долю, который был построен в результате реализации инвестиционного проекта (программы).

Четвертый момент касается права инвестора на ведение практических действий по реализации инвестирования самостоятельно. Инвестор имеет право совмещать функции всех субъектов инвестиционных правоотношение по собственному усмотрению. Также он может делегировать договорные правомочия другим субъектам инвестиционных правоотношений – пользователю, заказчику.

Пятый момент – это право надзора и контроля за целевым использованием объекта или целевым использованием инвестиций.

Статья 7. Обязанности субъектов инвестиционной деятельности

Субъекты инвестиционной деятельности обязаны:

осуществлять инвестиционную деятельность в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также с утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами);

исполнять требования, предъявляемые государственными органами и их должностными лицами, не противоречащие нормам законодательства Российской Федерации;

использовать средства, направляемые на капитальные вложения, по целевому назначению.

Статья 13. Порядок принятия решений об осуществлении государственных капитальных вложений

1. Решения об осуществлении государственных капитальных вложений принимаются органами государственной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Расходы на финансирование государственных капитальных вложений предусматриваются:

в федеральном бюджете — при условии, что эти расходы являются частью расходов на реализацию соответствующих федеральных целевых программ, а также на основании предложений Президента Российской Федерации либо Правительства Российской Федерации;

в бюджетах субъектов Российской Федерации — при условии, что эти расходы являются частью расходов на реализацию соответствующих региональных целевых программ, а также на основании предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

3. Разработка, рассмотрение и утверждение инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном для федеральных целевых программ. Перечни инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, образуют федеральные инвестиционные программы.

4. Порядок финансирования инвестиционных проектов за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, а порядок финансирования инвестиционных проектов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации — органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Перечни инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, образуют региональные инвестиционные программы.

5. Решения об использовании средств федерального бюджета для финансирования инвестиционных проектов и (или) инвестиционных программ, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, принимаются после заключения Российской Федерацией соответствующих межгосударственных соглашений.

6. Размещение заказов на подрядные строительные работы для государственных нужд за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации при реализации соответствующих инвестиционных проектов производится государственными заказчиками путем проведения конкурсов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Контроль за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют Счетная палата Российской Федерации, а также уполномоченные на то федеральные органы исполнительной власти. Контроль за целевым и эффективным использованием средств бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляют уполномоченные на то соответствующими субъектами Российской Федерации органы.

Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 215-ФЗ статья 14 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции

Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ статья 14 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2007 г.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в пункт 2 статьи 14 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Существует следующая классификация инвестиций.

1. В зависимости от объекта инвестирования:

1) реальные (капиталообразующие) инвестиции.

– вложение в создание новых, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий. Это средства, направляемые как в основной, так и в оборотный капитал.

Реальные инвестиции на предприятии включают инвестиции:

– на развитие производства (реконструкцию и техническое перевооружение; расширение производства; выпуск новой продукции; модернизацию продукции и освоение новых ресурсов; приобретение нематериальных активов);

– на развитие непроизводственной сферы (жилищное строительство; сооружение спортивных и оздоровительных объектов и др.);

2) финансовые инвестиции – вложение средств в ценные бумаги, активы других предприятий, банковские депозиты, долговые права.

По отношению к совокупности реальных и финансовых инвестиций на предприятиях применяют понятие инвестиционного портфеля, а инвестиции в различные виды активов, связанные единой инвестиционной политикой, называются портфельными инвестициями;

3) интеллектуальные инвестиции – подготовка специалистов на курсах, передача опыта, лицензий и ноухау, совместные научные разработки и др.

2. По характеру участия в инвестировании:

1) прямые инвестиции – непосредственное участие инвестора в выборе объектов инвестирования и вложения средств;

Читайте также:  Взносы на капремонт: вопросы и ответы

2) непрямые (косвенные) инвестиции – инвестирование, осуществляемое инвестиционными или иными финансовыми посредниками.

3. По периоду инвестирования:

1) краткосрочные инвестиции (не более 1 года);

2) долгосрочные инвестиции (более 1 года).

4. По формам собственности инвестора:

1) частные инвестиции – вложения средств, осуществляемые гражданами, предприятиями негосударственных форм собственности;

2) государственные инвестиции – инвестиции, осуществляемые центральными и местными органами власти и управления за счет средств бюджетов, внебюджетных фондов и заемных средств, а также предприятиями и организациями государственной формы собственности;

3) иностранные инвестиции – вложения, осуществляемые иностранными гражданами, юридическими лицами, государствами, союзами государств и международными организациями;

4) совместные инвестиции – вложения, осуществляемые субъектами данной страны и субъектами иностранных государств.

5. По региональному признаку – инвестиции внутри страны и за рубежом.

6. В зависимости от видов источников финансирования инвестиций: 1) собственные (амортизационный фонд, прибыль, финансовые резервы);

2) заемные (кредиты, облигационные займы);

3) привлеченные (посредством эмиссии акций).

ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА.

Эффективность инвестиционного проекта отражает соответствие проекта целям и интересам его участников. Необходимо оценивать следующие виды эффективности:

1) эффективность проекта в целом (включает в себя общественную (социальноэкономическую) и коммерческую (финансовую) эффективность проекта);

2) эффективность участия в проекте (определяется с целью проверки реализуемости инвестиционного проекта и заинтересованности в нем всех его участников).

Основные принципы оценки эффективности инвестиционных проектов:

1) рассмотрение и анализ проекта от проведения предынвестиционных исследований до прекращения проекта;

2) моделирование денежных потоков;

3) сопоставимость условий сравнения различных проектов для качественного выбора альтернативных решений об инвестировании;

4) положительность и максимум эффекта.

Для инвестора эффективным будет такой инвестиционный проект, при котором эффект от его реализации положителен;

5) учет фактора времени;

6) учет предстоящих затрат и поступлений;

7) учет всех наиболее существенных последствий проекта;

8) учет наличия разных участников проекта, несовпадения их интересов;

9) учет влияния на эффективность инвестиционного проекта потребности в оборотном капитале (ее росте), необходимом для функционирования создаваемых в ходе реализации проекта производственных фондов, и их расширенного воспроизводства;

10) оценка влияния инфляции, возможности использования при реализации проекта нескольких валют;

11) учет влияния неопределенностей и рисков реализации инвестиционного проекта.

Основными показателями, используемыми для расчетов эффективности инвестиционного проекта, являются:

– коммерческая (финансовая) эффективность, показывающая финансовые результаты реализации инвестиционного проекта;

– бюджетная эффективность, отражающая финансовые последствия реализации проекта для бюджетов различных уровней и внебюджетных фондов;

– экономическая эффективность, учитывающая соотношение затрат и результатов по инвестиционному проекту;

– социальная эффективность, отражающая социальные последствия реализации инвестиционного проекта;

– экологическая эффективность, характеризующая экологические последствия реализации инвестиционного проекта.

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ.

Различают как простые, так и сложные методы оценки инвестиционного проекта.

К простым методам оценки инвестиционных проектов относят:

1) определение срока окупаемости инвестиций – это период времени, в конце которого сумма прироста денежных средств от реализации инвестиционного проекта будет равна первоначальной сумме вложения капитала в инвестиционный проект. То есть срок окупаемости характеризует период времени, в течение которого сделанные инвестором вложения в проект возместятся доходами от его реализации.

Срок окупаемости можно определить с учетом и без учета дисконтирования денежных потоков. Сроком окупаемости с учетом дисконтирования называется продолжительность периода от начального момента до «момента окупаемости с учетом дисконтирования». Моментом окупаемости с учетом дисконтирования называется тот наиболее ранний момент времени в расчетном периоде, после которого текущий чистый дисконтированный доход становится и в дальнейшем остается неотрицательным;

2) метод расчета отдачи на вложенный капитал. Этот метод основывается на использовании информации о денежных потоках, о возможности получения прибыли от реализации инвестиционного проекта. Этот метод имеет ряд недостатков, обусловленных тем, что не учитывает временной составляющей денежных потоков, не делает различия между проектами с одинаковой суммой среднегодовой прибыли, но варьирующей суммой прибыли по годам, между проектами, имеющими одинаковую среднегодовую прибыль, но генерируемую в течение различного количества лет.

К сложным методам оценки инвестиционных проектов относят:

1) методику определения стоимости инвестиций при использовании сложных процентов – базируется на реинвестировании годового процентного дохода. В результате инвестор получает доход как с первоначально вложенного капитала, так и с процентов, полученных в предыдущие годы.

Данная методика получила название компаундирования, т. е. приведения затрат и результатов к конечному моменту времени;

2) метод расчета чистой дисконтированной стоимости инвестиционного проекта (чистый дисконтированный доход, интегральный экономический эффект) – превышение интегральных (за расчетный период времени) дисконтированных денежных поступлений над интегральными дисконтированными денежными выплатами, обусловленными реализацией инвестиционного проекта;

3) определение внутренней нормы доходности инвестиционных проектов – норма дисконтирования, обращающая в нуль величину чистого дисконтированного дохода. Она отражает размер дохода в расчете на единицу инвестиций, вложенных в реализацию проекта.

Статья 4. Субъекты инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений

1. Субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений (далее — субъекты инвестиционной деятельности), являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица.

2. Инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории Российской Федерации с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Инвесторами могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности (далее — иностранные инвесторы).

3. Заказчики — уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов. При этом они не вмешиваются в предпринимательскую и (или) иную деятельность других субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором между ними. Заказчиками могут быть инвесторы.

Заказчик, не являющийся инвестором, наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 13. Порядок принятия решений об осуществлении государственных капитальных вложений

1. Решения об осуществлении государственных капитальных вложений принимаются органами государственной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Расходы на финансирование государственных капитальных вложений предусматриваются:

в федеральном бюджете — при условии, что эти расходы являются частью расходов на реализацию соответствующих федеральных целевых программ, а также на основании предложений Президента Российской Федерации либо Правительства Российской Федерации;

в бюджетах субъектов Российской Федерации — при условии, что эти расходы являются частью расходов на реализацию соответствующих региональных целевых программ, а также на основании предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

3. Разработка, рассмотрение и утверждение инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном для федеральных целевых программ. Перечни инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, образуют федеральные инвестиционные программы.

4. Порядок финансирования инвестиционных проектов за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, а порядок финансирования инвестиционных проектов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации — органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Перечни инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, образуют региональные инвестиционные программы.

5. Решения об использовании средств федерального бюджета для финансирования инвестиционных проектов и (или) инвестиционных программ, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, принимаются после заключения Российской Федерацией соответствующих межгосударственных соглашений.

6. Размещение заказов на подрядные строительные работы для государственных нужд за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации при реализации соответствующих инвестиционных проектов производится государственными заказчиками в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

7. Контроль за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют Счетная палата Российской Федерации, а также уполномоченные на то федеральные органы исполнительной власти. Контроль за целевым и эффективным использованием средств бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляют уполномоченные на то соответствующими субъектами Российской Федерации органы.

Статья 18. Прекращение или приостановление инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений

1. Прекращение или приостановление инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, производится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Порядок возмещения убытков субъектам инвестиционной деятельности в случае прекращения или приостановления инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, определяется законодательством Российской Федерации и заключенными договорами и (или) государственными контрактами.

Пункт 3 вступает в силу с 1 февраля 2012 г. согласно Федеральному закону от 12 декабря 2011 г. № 427-ФЗ

3. Договор, заключенный до 1 января 2011 года с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием и предусматривающий строительство, реконструкцию на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности и расположенном в границах субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, объекта недвижимого имущества с привлечением внебюджетных источников финансирования и последующим распределением площади соответствующего объекта недвижимого имущества между сторонами данного договора, может быть расторгнут досрочно в одностороннем порядке органом государственной власти или органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием в случае указанных в настоящей статье существенного нарушения условий данного договора и (или) существенного изменения обстоятельств, из которых стороны данного договора исходили при его заключении.

Читайте также:  Названы льготы для ветеранов труда в Чувашии

Данный договор считается расторгнутым по истечении одного месяца со дня направления органом государственной власти или органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием уведомления о расторжении договора.

До истечения указанного месячного срока сторона по данному договору вправе направить в орган государственной власти или орган местного самоуправления письменные возражения по вопросу расторжения данного договора. В случае получения органом государственной власти или органом местного самоуправления этих возражений до истечения указанного месячного срока данный договор считается расторгнутым со дня направления органом государственной власти или органом местного самоуправления уведомления о подтверждении ранее принятого решения о расторжении данного договора.

Существенным нарушением условий данного договора, по которому допускается его расторжение в одностороннем порядке соответствующим органом государственной власти или органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием, является:

неисполнение обязательств по строительству, реконструкции объекта недвижимого имущества в срок, предусмотренный данным договором или договором аренды соответствующего земельного участка, либо при отсутствии такого срока в данных договорах в срок, на который выдано разрешение на строительство, реконструкцию этого объекта, в случае, если строительная готовность объекта недвижимого имущества на последний день такого срока составляет менее чем сорок процентов общего объема его строительства, реконструкции, предусмотренного утвержденной в установленном законодательством Российской Федерации порядке проектной документацией;

отсутствие по истечении пяти лет со дня заключения данного договора разрешения на строительство, реконструкцию этого объекта недвижимого имущества в случае, если в данном договоре не предусмотрен срок окончания строительства, реконструкции этого объекта.

Существенным изменением обстоятельств, из которых стороны данного договора исходили при заключении договора, по которому допускается его расторжение в одностороннем порядке органом государственной власти или органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием, является невозможность исполнения обязательств по осуществлению строительства, реконструкции объектов недвижимого имущества в связи с невозможностью предоставления земельного участка в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также в связи с наличием обременении земельного участка или расположенного на нем объекта недвижимого имущества правами третьих лиц, препятствующих строительству, реконструкции объекта недвижимого имущества.

Расторжение данного договора в связи с иными существенными нарушениями его условий и (или) существенным изменением обстоятельств, из которых стороны данного договора исходили при его заключении, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.

Статья 6. Права инвесторов

Инвесторы имеют равные права на:

осуществление инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами;

самостоятельное определение объемов и направлений капитальных вложений, а также заключение договоров с другими субъектами инвестиционной деятельности в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;

владение, пользование и распоряжение объектами капитальных вложений и результатами осуществленных капитальных вложений;

передачу по договору и (или) государственному контракту своих прав на осуществление капитальных вложений и на их результаты физическим и юридическим лицам, государственным органам и органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации;

осуществление контроля за целевым использованием средств, направляемых на капитальные вложения;

объединение собственных и привлеченных средств со средствами других инвесторов в целях совместного осуществления капитальных вложений на основании договора и в соответствии с законодательством Российской Федерации;

осуществление других прав, предусмотренных договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Инвестиционная деятельность: понятие, цели, виды инвестиционной деятельности. Субъекты и объекты инвестиционной деятельности

Инвестиционная деятельность — это вложение инвестиций, или инвестирование, и совокупность

практических действий по реализации инвестиций (п. 2 ст. 1 Закона РСФСР «Об инвестиционной

деятельности в РСФСР»).

Из этого понятия видно, что в Законе допускается некоторое смешение понятий инвестиции и результатов инвестирования, реализации инвестиций и результатов инвестиций.

Инвестиции реализуются в процессе инвестирования, например, часть средств из накопленной прибыли направляется на приобретение нового оборудования.

А оборудование используется, реализуется уже как результат инвестиций в процессе хозяйствования с имуществом предпринимателя.

Более удачно следующее понятие инвестиционной деятельности: это вложение инвестиций и

осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта (ст. 1 ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений»).

  • В этом понятии отражена инвестиционная деятельность от начала ее осуществления — вложения средств в качестве инвестиций до получения прибыли (иного полезного эффекта) как конечного результата деятельности инвестора.
  • В зависимости от определенных критериев различаются виды инвестиционной деятельности:
  • а) по субъектам, выступающим в качестве инвесторов, выделяется инвестиционная
  • деятельность государства, муниципальных образований, физических и юридических лиц;
  • б) в свою очередь, в зависимости от характера этой деятельности она может осуществляться на
  • профессиональной основе институциональными инвесторами (например, инвестиционными фондами) и
  • может носить разовый характер (например, приобретение акций физическим лицом, не занимающимся
  • предпринимательской деятельностью);
  • в) в зависимости от объекта инвестиционной деятельности она может быть финансовой
  • (вложение в ценные бумаги), производственной (вложение инвестиций в основные средства),
  • инновационной (вложения в научно-технические результаты).
  • Инвестиционная деятельность обладает определенными признаками предпринимательской
  • деятельности, такими как направленность на систематическое получение прибыли, самостоятельность
  • риск инвестора. На этом основании процесс вложения любых инвестиций рассматривают иногда как
  • разновидность предпринимательской деятельности (за исключением вложения в объекты иной
  • непредпринимательской деятельности).
  • Необходимо различать непосредственную (осуществляемую самим предпринимателем) и
  1. опосредуемую инвестиционную деятельность. В первом случае предприниматель сам, от своего имени
  2. выступает в качестве участника инвестиционного процесса: вкладывает средства в качестве инвестиций
  3. (например, строит здание производственного назначения и вводит его в эксплуатацию), производит и
  4. реализует товар, получает прибыль, реинвестирует ее — закупает новое оборудование.
  5. При опосредуемой деятельности инвестор передает средства в качестве инвестиций другому лицу,
  6. например вкладывает в уставный капитал хозяйственного общества, но инвестициями в основные
  7. средства, равно как производством и продажей товара, реинвестированием занимается не
  8. инвестор-учредитель, а юридическое лицо, участником которого инвестор является.
  9. Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, исполнители работ

(подрядчики), пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также поставщики, юридические лица (банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные биржи) и другие участники инвестиционного процесса (п. 1 ст. 2 Закона РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР»).

  • Закон об инвестиционной деятельности в РСФСР применяется в части, не противоречащей
  • Федеральному закону «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее — Закон об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений).
  • В соответствии с Законом об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений

субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов вложений и другие лица (п. 1 ст. 4 Закона).

Законы об инвестиционной деятельности не дают понятия объекта инвестиционной деятельности, а лишь перечисляют их: это вновь создаваемые и модернизируемые основные средства, ценные бумаги,научно-техническая продукция, имущественные права и проч. (ст. 3 Закона РСФСР «Об инвестиционнойдеятельности в РСФСР»).

Обязанности и ответственность субъектов инвестиционной деятельности

Законодательством определены следующие обязанности субъектов инвестиционной деятельности:

  • Совершать действия согласно федеральным законам и международным договорам РФ, а также установленному порядку и правовым актам.
  • Выполнять требования, которые предъявляются органами исполнительной власти и их должностными лицами, если они не противоречат законодательным нормам.
  • Применять денежные средства, которые направляются на капитальные вклады, по их целевому назначению.
  • Субъекты инвестиционной деятельности капитальные вложения должны совершать на основании контрактов или договоров, которые составляются согласно Гражданскому кодексу.

Стоит отметить, что условия договора между субъектами деятельности будут сохранять свою юридическую силу на протяжении всего срока их действия. Законодательством также предусмотрены исключения для данных случаев.

Субъекты инвестирования несут следующую ответственность:

  • Ответственность в соответствии с установленными законами при нарушении условий контрактов и договоров, а также законодательных требований.
  • Конфликтные ситуации, которые происходят в процессе инвестирования, будут разрешаться в порядке, определенном международными договорами и законодательством.
  • Обеспечение защиты капитальных вложений путем их страхования.

Стоит отметить, что капитальные вложения подвергаются национализации только в том случае, если государство заранее возмещает убытки, которые были причинены субъектам инвестирования. Также они могут реквизироваться в соответствии с решением государственных органов только на тех условиях, которые установлены ГК РФ.

Инвестиции, осуществляемые в форме капитальных вложений

  1. Понятие и объекты капитальных вложений.
  2. Источники финансирования капитальных вложений (см. тему 1).
  3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемое в форме капитальных вложений.
  • Капитальные вложения — инвестиции в основной капитал:
  • 1.затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий
  • 2. приобретение машин, оборудования, техники
  • Виды инвестиций
  • 1)оборонительные инвестиции – направлены на снижение риска
  • 2)наступательные инвестиции
  • 3)социальные
  • 4)обязательные инвестиции
  • 5)представительские инвестиции
  • На предприятии:
  • 1)начальные инвестиции
  • 2)экстенсивные – на расширение производственного потенциала
  • 3)реинвестиции – вложения высвободившихся инвестиционных средств на покупку или изготовление новых средств производства
  • 4)брутто-инвестиции — начальные инвестиции+реинвестиции
  • Зависимость между видами инвестиций и уровнем риска.
1.Инвестиции в замену оборудования 2.Инвестиции в модернизацию оборудования 3.Инвестиции в расширение производства 4.Инвестиции на диверсификацию производства 5.Стратегические инвестиции


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *