Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Таблица штрафов за нарушения в закупках по 223-ФЗ в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Ранее такого реестра не было, но аудиторские организации были обязаны уведомлять о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита отчетности «общественно значимых организаций» Федеральное казначейство.
1. Увеличение МРОТ.
Минимальный размер оплаты труда с 2023 года увеличивается и составляет 16 242 рубля, что больше аналогичного показателя прошлого года на 963 рубля. Соответствующие изменения внесены в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда».
2. Объединение ПФР и ФСС.
Одно из самых заметных для граждан изменений, которое коснется многих категорий. Пенсионный фонд России и Фонд социального страхования объединяют в Социальный фонд России (Федеральный закон № 236-ФЗ от 14 июля 2022 г.). Вследствие этого в числе прочего изменится порядок уплаты страховых взносов работодателем. Так, отдельных тарифов на пенсионное, медицинское и социальное страхование не будет, перечисляемые единым платежом средства Фонд будет распределять самостоятельно.
Для работников, оформленных по договору ГПХ (за исключением самозанятых), вводятся страховые взносы на случай временной нетрудоспособности и материнства (раньше они отсутствовали). Но больничные и декретные такие работники смогут получить только в том случае, если взносы за них платили в предыдущем году, то есть реально воспользоваться нововведением можно будет с 2024 года.
Индивидуальным предпринимателям также больше не нужно делить фиксированные взносы на пенсионное и медицинское страхование.
Отказ или уклонение лица от заключения государственного контракта
Отказ или уклонение лица, подвергнутого административному наказанию, от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу либо договора, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа (статья 201.3. УК РФ)
Здесь также особый субъект: лицо, ранее отказавшееся или уклонившееся от заключения гособоронконтракта и привлеченное к административной ответственности:
- поставщик российских вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов,
- единственный поставщик, определенный законодательными актами,
- поставщик, занимающий в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере гособоронзаказа доминирующее положение.
Рекомендация: Оцените свое положение на рынке, свою продукцию, чтобы понять, относитесь ли Вы к данной зоне риска. В любом случае не рекомендуем необоснованно отказываться от контрактов. Подготовьте правовую базу и документы, подтверждающие Вашу добросовестность при принятии такого решения.
Категории должностных лиц
Есть множество оснований для классификации гос. служащих по юридическому критерию, то есть по характеру и масштабу тех полномочий, которыми они наделены. Любое лицо, которое занимает должность в негосударственной или государственной организации, является должностным — это факт, и все попытки пресечь это естественное понимание понятия должностного лица ограничивает понимание категории «служащий». Но служащий человек и есть то самое лицо, которое занимает должность. Определённые обязанности должностных лиц, их объём, полномочия и права способствуют другой классификации служащих.
Федеральный закон о государственной службе подробно описывает обязанности и права служащих, но ни слова не говорит о характере полномочий, которые вытекают из самого факта замещения этим лицом конкретной государственной должности. А это является главным элементом юридической характеристики, правового статуса, а в должности исполнительной власти — административно-правового тоже. Все знают, что у действительного государственного советника полномочий больше, чем у простого советника РФ, и объём их и значение куда выше. Но в характеристике разрядов это не фиксируется. Значит, чтобы составить полное представление о полномочиях, нужно изучать должностные инструкции, таким образом и выявить различия между должностными лицами и государственными служащими.
В связи с увеличением размера страховых взносов и предельной облагаемой базы планируется, что максимальный размер пособий вырастет к 2025 году в 1,5 раза.
Сейчас, напомним, максимальный размер пособия:
- по временной нетрудоспособности при стаже более 8 лет составляет 78 207 рублей за полный календарный месяц;
- по беременности и родам – 360 164 рубля за 140 дней;
- по уходу за ребенком до полутора лет – 31 282,82 рубля за полный календарный месяц. Если у работника заработная плата 150 000 рублей, то он мог бы получить пособие по уходу за ребенком около 60 000 рублей. Но законодатель для всех ограничил предельный размер пособия, независимо от того, какой размер зарплаты.
Нарушения трудового законодательства
Есть свой перечень штрафных санкций и за нарушение трудового законодательства, в таких случаях наказание будет назначено не только работодателю, но и самому работнику-иностранцу:
- Работа без оформления (без зачисления в штат и заключения трудового договора).
- Оформление трудового договора с нарушениями или ошибками.
В обоих случаях работодатель будет привлечён к административной ответственности, но суммы штрафов будут разными, в зависимости от того, кем окажется нарушитель:
- физлицу придётся заплатить от 5 до 10 тысяч рублей;
- должностное лицо будет платить больше — от 10 до 20 тысяч рублей;
- юрлицо в случае нарушения ТК РФ получит штраф в размере от 50 до 100 тысяч рублей.
Важно: сам иностранец в случае нелегальной работы заплатит штраф в размере 5000 рублей и будет выслан из Российской Федерации за нарушение Трудового кодекса.
Если нарушены условия охраны труда (нормативные требования), то админответственность может быть такой:
- просто нарушены нормы охраны труда — от 2 до 5 тысяч рублей заплатит должностное лицо, а юридическое — от 50 до 80 тысяч рублей;
- неправильно проведена оценка условий труда — от 5 до 10 тысяч рублей для должностного лица, от 60 до 80 тысяч рублей штрафа для юридического;
- работник-иностранец допущен к работе без прохождения обязательного обучения и, что важно, без проверки того, насколько он знает требования охраны труда, или же без прохождения медосмотра (психического освидетельствования), при наличии противопоказаний с медицинской стороны для выполнения работы — от 15 до 25 тысяч рублей денежного взыскания назначат должностному лицу, от 110 до 130 тысяч рублей придётся заплатить юридическому;
- работники-мигранты не обеспечены средствами индивидуальной защиты — от 20 до 30 тысяч рублей отдаст в качестве штрафа должностное лицо, а юридическое заплатит от 130 до 150 тысяч рублей.
Важно: при повторном нарушении по всем вышеперечисленным пунктам должностное лицо подлежит дисквалификации на срок от года до трёх вместе со штрафом в сумме от 30 до 40 тысяч рублей, а юридическому лицу грозит приостановка деятельности на срок до 90 суток, а параллельно штраф в размере от 100 до 200 тысяч рублей.
Судебный штраф по ст. 285
Законодатель относительно недавно ввел в УК РФ статью, позволяющую виновному получить освобождение от уголовной ответственности с назначением не наказания за преступление, а иной меры уголовно-правового характера – судебного штрафа при выполнении нескольких условий.
Одно из условий – содеянное должно быть либо небольшой, либо средней тяжести.
Исходя из вышеприведенной таблицы, можно констатировать, что при соблюдении всех условий ст. 76.2 УК РФ прекращение уголовного дела с судебным штрафом возможно исключительно в отношении лица, совершившего преступление по ч. 1 ст. 285 УК РФ.
Например, освобождено от ответственности должностное лицо одного из ФБУ, в результате действий которого нескольким сотрудникам учреждения неправомерно начислялась заработная плата за счет бюджетных средств, чем причинен внушительный ущерб. Сумма назначенного судебного штрафа составила 40 тыс. рублей.
Примеры из практики судов
Анализ приговоров судов общей практики и изучение обобщений судебной практики показывают, что разнообразны как сферы, в которых работают должностные лица, привлекаемые к ответственности по ст. 285 УК РФ, так и вменяемые им действия.
Вот лишь несколько примеров:
- Бывший заместитель начальника отдела уголовного розыска одного из районных отделов полиции осужден за передачу сведений, к которым он имел доступ, своему знакомому.
- Инспектор ГИБДД – за организацию действий по получению водительского удостоверения без фактической сдачи экзамена и проверки знаний и навыков.
- Глава администрации сельсовета – за то, что подписал акты выполненных работ и справки об их стоимости, когда они были не выполнены полностью. Это стало причиной незаконного перечисления бюджетных денег исполнителю работ.
- Сотрудник исправительного учреждения – за непринятие мер по изъятию средств связи у осужденного и обеспечению установленного законом порядка отбывания наказания.
- Участковый уполномоченный полиции – за составление объяснений от имени заявителя и лица, в отношении которого было написано заявление о привлечении к уголовной ответственности. На основании заявления он же впоследствии принял незаконное решение об отказе в возбуждении дела, укрыв тем самым преступление от учета.
- Главный лесничий – за непринятие мер по предотвращению незаконной вырубки лесных насаждений, о которой ему было достоверно известно, и укрытие этого факта от надзирающего органа.
- Судебный пристав-исполнитель – за сокрытие от взыскателя информации о наличии у должника имущества, за счет которого может быть погашена задолженность, и последующее внесение заведомо ложных сведений в справку регистрирующего органа.
- Судебный пристав-исполнитель – за составление фиктивных документов о невозможности взыскания задолженности.
- Директор школы – за фиктивное трудоустройство рабочего по ремонту и присвоение впоследствии начисленной ему заработной платы.
- Государственный ветеринарный инспектор – за выдачу ветеринарных свидетельств об осмотре животных, необходимых для перевозки и реализации мясной продукции, без его фактического проведения.
Привлечь к ответственности чиновников за дезинформацию и ограничение наших прав
Далее представлен сокращенный вариант обращения «Лиги пациентов» в правоохранительные органы. Если какой-то тезис вызывает у Вас вопросы, есть смысл ознакомиться с полным текстом заявления Лиги, где раскрыты доводы и представлены доказательства.
Мы полагаем, что:
1. Роспотребнадзор, а от него все СМИ, дезинформировал органы власти и общество тем, что объявлял число выявленных заболевших (например, 165 тыс. на 06.05.2020), как общее число заболевших в России. Это – не соответствует действительности, поскольку число заболевших намного больше, но именно это указывает на снижение опасности. Многие люди болеют, но умирает лишь незначительная часть, как и бывает при сезонных ОРВИ.
Так, при числе умерших от вируса в 1500 человек на 06.05.2020. при увеличении числа выявленных больных до общего их числа (для выяснения общего числа перенесем (умножим) соотношение числа тестов/выявленным больным на население РФ) — это дает общее число больных — 5,2 млн.), — летальность (отношение умерших к больным) снизится до близкой к сезонному ОРВИ (0,03%).
Но при ОРВИ никто не объявляет самоизоляцию и не штрафует людей за выходы из дома. Для того есть санитарно=эпидемиологическое законодательство с карантинами.
При этом Роспотребнадзор не сообщил обществу и СМИ, что во время обычных сезонных пандемий заболеваемость составляет 120 тыс. чел. в день. Это столько, сколько заболело ковидом с 1 февраля по 4 мая 2020 года – за весь период пандемии.
Эти цифры дают все основания полагать, что нынешние меры государства, начиная, по крайней мере, с середины апреля, когда уже была ясна динамика развития заболевания по сравнению с обычным сезонным ОРВИ, были не адекватны.
Роспотребнадзор, зная истинные цифры развития эпидемий, ввел все общество в заблуждение, создав панику на цифрах поначалу даже десятков заболевших людей, придавая им такое значение, что каждое заболевание угрожает жизни. Все это оказалось ложью, фейком и дезинформацией, что привело к массовому нарушению прав и огромным экономическим потерям.
Вместо разъяснений общество только и слышало, как та или иная «звезда» заболевает ковидом, ее уже оплакивали всем миром, а потом оказывалось, что ковида-то у нее и не было. Фамилии этих людей хорошо известны. Но СМИ изначально выпячивают все ужасы пандемии, умышленно создавая панику. Нам показывали десятки гробов, падающих на улицах людей, плач разных людей, картины апокалипсиса были уже вполне явными.
Это все необходимо прекратить и виновные должны понести ответственность.
2. В начале пандемии Роспотребнадзор не обеспечил сортировку и изоляцию (пневмонии уже много лет лечатся дома, и совсем не всех нужно было изолировать) больных ковидом, этих больных помещали в палаты с другими пациентами, что превратило ЛПУ в очаги массового заражения и пациентов, и врачей. Это стало катализатором развития эпидемии.
3. В течение двух месяцев после объявления Китаем угрозы, Роспотребнадзор не смог получить образец вируса, что было важно для понимания уровня угрозы, создания способов лечения или профилактики, мониторинга. Такое промедление во время реальной угрозы просто недопустимо. Страшно подумать, что могло бы случиться за два месяца, если бы угроза была реальной.
4. Точность тестов Роспотребнадзора по сообщениям ученых составила 70-80%. От их применения в клинической практике отказался даже Минздрав и Департамент здравоохранения Москвы. А ведь именно на них делались выводы об угрозах для населения и даже для диагностики конкретных лиц. Более того, эти тесты предлагаются за плату и за них были уплачены огромные деньги из бюджета, наши деньги. Но как можно применять тесты с ошибкой в 30%? Ведь они вводят в заблуждение и конкретных людей и всю страну. Это больше похоже на мошенничество.
5. Вопрос обеспечения средствами индивидуальной защиты (маски, перчатки) до сих пор не решен на государственном уровне. Ряд губернаторов сейчас обязал население покупать их. Но согласно п. в) ч. 3 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности власти вправе требовать ношения СМЗ только, если они предоставлены бесплатно. Это значит, что, если губернаторы считают, что население должно носить СИЗ, они должны обеспечить их бесплатно, и только тогда устанавливать обязательность и меры наказания, перед этим посоветовавшись с медиками. Ведь ВРЗ не рекомендовало ношение масок здоровым людям – это небзопасно.
6. Увеличив на коронавирус тариф ОМС в три раза (от 200 тыс. руб.) МГФОМС фактически простимулировал пандемию деньгами, создав экономическую заинтересованность в том, чтобы в ЛПУ было больше пациентов с ковидом. Это стало одной из причин нехватки коек и дезинформации о числе заболевших.
7. В апреле 2020 года в Москве было принято решение о выдаче пропусков гражданам, включая общественный транспорт. 15 апреляэто решение вступило в силу, и его результатом стало массовое скопление людей в метро, что привело к нарушению действующих норм о соблюдении дистанции, и привело к массовому заражению людей, что не позволило снизить развитие темпов прироста заболевания.
8. Вся иная медицинская помощь существенно затруднена и иногда просто недоступна.
Согласно ст. 106 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве).
Квалифицирующими признаками налогового правонарушения являются:
- противоправность действий (бездействия) лица;
- наличие вины лица в совершении налогового правонарушения;
- наличие установленной НК РФ ответственности за совершение противоправных действий (бездействия).
В соответствии со ст. 1 НК РФ противоправность деяния применительно к налоговым правоотношениям означает, что действия (бездействие) лица нарушают конкретные правовые нормы, установленные НК РФ или другими федеральными законами о налогах и сборах.
Страхование ответственности директоров компаний
D&O (страхование ответственности директоров и руководителей) предусматривает:
- покрытие тех трат директоров, которые связаны с предъявлением к ним претензий по непреднамеренным ошибочным действиям;
- возмещение ущерба, причиненного управленцами третьим лицам непредумышленно;
- компенсацию трат самой компании в ситуации, когда та возмещает их директору.
Покрытие касается прежде всего убытков и трат на защиту управленцев при предъявлении к ним судебных исков. Подать их могут клиенты, третьи лица, акционеры и сама компания. Ошибочные действия — это типичные нарушения при выполнении должностных обязанностей:
- небрежные действия;
- неосторожные открытые заявления;
- осуществление контроля деятельности сотрудников;
- введение в заблуждение;
- неполное предоставление информации;
- бездействие.
Примерная стоимость страхования
Страховой тариф определяется по соглашению сторон и фиксируется в страховом договоре. Страховщик, как принято, берет за основу базовый тариф и может применять понижающий (повышающий) коэффициент. Он зависит от результатов оценки предполагаемых рисков, проведенной страховщиком. Основанием для этого являются документы и сведения, предоставленные страхователем.
Способы оценки рисков у страховщиков разные. Зависят от финансовых показателей, стабильности компании и иных факторов. На основе такой оценки страховщик предлагает клиенту определенные условия, франшизу и, соответственно, стоимость страхования.
На сегодня средний тариф — чуть меньше 1 %. Более ощутимым является рост тарифов для российских страхователей, которые размещаются на зарубежных площадках. Там риски гораздо больше.
Стоимость полиса зависит по большей части от годовой выручки компании и избранного лимита ответственности. Рассчитать ее предварительно можно с помощью онлайн-калькулятора практически любого страховщика. Как вариант, можно предоставить данные бухгалтерской отчетности (формы № 1, 2) полиса за прошедший год для расчета стоимости непосредственно страховщику.
Предположим, выручка за год определяется в пределах 0,1–0,5 млрд р., а лимит ответственности — 30 млн р. Цена полиса — 169,4 тыс. р.
Если говорить о доступной стоимости, она может представлять собой сумму от 45,75 тыс. р. В то же время примерная рыночная стоимость такого полиса стартует ориентировочно от 145 тыс. р.
Злоупотребление должностными полномочиями
Злоупотребление должностными полномочиями — это преступление средней тяжести, но в случае некоторых квалифицирующих обстоятельств, оно может стать тяжким преступлением.
В соответствии с действующим законом, злоупотреблением должностными полномочиями считается использование полномочий вопреки интересам организации.
Ситуация отягощается, если такое деяние было совершено из личной заинтересованности, и в результате повлекло серьезное нарушение прав, законных интересов граждан либо охраняемых действующим законом интересов государства и общества.
Многочисленные признаки состава преступления могут оказывать существенное влияние на меру наказания. Поэтому в каждой ситуации рассматриваются признаки, относящиеся к составу данного преступления.
Штраф за несдачу налоговых расчётов
К налоговым расчётам относят:
- промежуточную декларацию по прибыли;
- налоговый расчёт о доходах, выплаченных иностранной организации;
- справку 2-НДФЛ;
- сведения о среднесписочной численности сотрудников.
Вид наказания | Последствия | Основание |
Штраф для организации | 200 рублей за каждый несданный документ | п. 1 ст. 126 НК |
Ответственность должностных лиц | от 300 до 500 рублей | ст. 15.6 КоАП |
Дополнительное последствие | Инспекторы не вправе заблокировать счёт за несданный расчёт авансовых платежей | определение Верховного суда от 27.03.2017 № 305-КГ16-16245; письма Минфина от 19.08.2016 № 03-11-03/2/48777, от 12.07.2007 № 03-02-07/1-324 и ФНС от 11.12.2014 № ЕД-4-15/25663 |
Подтверждение ОКВЭД в ФСС
Для подтверждения ОКВЭД в ФСС необходимо предоставить следующие документы:
- справку, подтверждающую основной вид экономической деятельности страхователя по обязательному страхованию от профзаболеваний и несчастных случаев на производстве;
- заявление, подтверждающее основной вид экономической деятельности страхователя по обязательному страхованию от профзаболеваний и несчастных случаев на производстве;
- пояснительную записку к отчётности — не относится к малым предприятиям и ИП.
Вид наказания | Последствия | Основание |
Штраф для организации | нет | |
Ответственность должностных лиц | нет | |
Дополнительное последствие | За несданный документ ФСС устанавливает тот тариф, который предусмотрен для деятельности с максимально высоким классом профессионального риска | п. 13 Правил, утв. постановлением Правительства от 01.12.2005 № 713 |
Ответственность руководителя за деятельность ООО
До этого мы говорили только про субсидиарную ответственность учредителя, но ведь часто он же является и руководителем своей организации. В данном случае ответственность учредителя и директора применяется к одному и тому же лицу.
К специфическим признакам субсидиарной ответственности руководителя относятся:
- Несоблюдение или нарушение принципов добросовестности и разумности при осуществлении своих функций, в результате чего появились признаки банкротства или утрачено имущество, которое могло быть направлено на удовлетворение требований кредиторов. В качестве примера можно привести заключение директором сделок с непроверенным контрагентом.
- Действия или бездействие, которые существенно ухудшили положение должника после возникновения признаков банкротства.
- Причинение существенного вреда кредиторам путем совершения заведомо убыточной сделки, например, по цене существенно ниже рыночной.
- Не внесение в ЕГРЮЛ или Федресурс сведений, которые повлияли на проведение процедуры банкротства.
- Нарушение обязанности по передаче документации организации-должника или передача недостоверной информации, в результате чего невозможно установить:
- основные активы должника;
- контролирующих должника лиц;
- сделки, совершенные должником;
- принятые органами управления решения.
Субсидиарная ответственность директора по долгам ООО может быть уменьшена или отменена, если он докажет, что действовал по указанию или под давлением собственников бизнеса. Но если руководителем является сам учредитель, сослаться на это не получится.
Запрет на плановые проверки
В 2022 году правительство РФ приняло решение о моратории на плановые проверки в отношении предпринимателей и до конца года такие проверки не проводились. Запрет на плановые проверки решили продлить и на 2023 год. Освобождение от проверок распространяется на большую часть организаций и индивидуальных предпринимателей. Проверять будут только предприятия, деятельность которых относится к высокорисковым категориям, опасными производствам и некоторым гидротехническими сооружениями. В отношении остальных предпринимателей будут проводить профилактические мероприятия, в том числе профилактические визиты. Суть таких мероприятий в информировании предпринимателя об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности и его объектам, их соответствии критериям риска и о способах снижения рисков. По итогам профилактического визита должностные лица не могут выдавать предписания об устранении нарушений, не назначают штрафы. Разъяснения, полученные предпринимателям в ходе мероприятия, носят рекомендательный характер.
Таким образом, в 2023 году предприниматели освобождены от плановых проверок государственных органов, но имеют возможность получить от должностных лиц сведения о состоянии объекта и снизить возможные риски нарушения законодательства в будущем.