Деятельность подлежащая лицензированию по кодам

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Деятельность подлежащая лицензированию по кодам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Единственным держателем права на выдачу лицензий является государство. Но поскольку государство – это несколько абстрактное понятие, включающее в себя множество институтов, право на выдачу лицензий делегировано различным государственным органам, именуемым лицензирующими. К ним относятся специализированные федеральные и региональные органы, действующие по единым правилам и порядку, установленному Федеральным законом.

Федеральным законодательством определено: при изменении какой-либо информации, следует обратиться в лицензирующий орган для переоформления разрешения. Его необходимо осуществить при:

  • изменении названия организации и ее юр. адреса;
  • смене адреса, по которому осуществлялся бизнес, подлежащий лицензированию;
  • создании новой организации через реорганизацию ранее действующего юр. лица;
  • смене места жительства бизнесмена, а также изменении персональных данных.

Лицензия может быть аннулирована при:

  • игнорировании предписания лицензирующего органа;
  • приостановлении срока ее действия.

Основанием для аннулирования лицензии является исковое заявление лицензирующего органа. После вынесения судебного решения действие лицензии будет прекращено в течение 10 рабочих дней.

Действие лицензии можно приостановить добровольно, когда:

  • юридическое лицо закончило вести свою деятельность (реорганизация к данному пункту отношение не имеет);
  • физическое лицо потреяло статус индивидуального предпринимателя;
  • предоставлено заявление о прекращении осуществления работы по лицензии.

Продлено на 12 месяцев действие срочных разрешений

Разрешения, сроки действия которых истекают (истекли) в 2023 году, продлеваются на 12 месяцев. Правило распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2023 г. Перечень таких разрешений определяется приложением № 1(2) к Постановлению № 353 и включает в числе прочих:

  • Санитарно-эпидемиологические заключения (за исключением санитарно-эпидемиологических заключений на виды деятельности, работы, услуги, санитарно-эпидемиологических заключений на размещение объекта, санитарно-эпидемиологических заключений на деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления, санитарно-эпидемиологических заключений на проектную документацию).
  • Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом “Об охране окружающей среды” к объектам I категории, а также разрешения на временные выбросы, разрешения на временные сбросы, выдача которых предусмотрена пунктом 6 статьи 23.1 Федерального закона “Об охране окружающей среды”.
  • Аттестации экспертов, привлекаемых органами, уполномоченными на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), к проведению мероприятий по контролю

Установлен особый порядок переоформления лицензий

В 2023 году также, как и в 2022 году, не требуется переоформлять лицензии в ряде случаев. Это касается 58 видов лицензируемой деятельности, в том числе деятельности:

  • по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
  • в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемая в замкнутых системах;
  • по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности;
  • по производству маркшейдерских работ;
  • по проведению экспертизы промышленной безопасности;
  • деятельность, связанная с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения.

В случае изменения места нахождения юридического лица, места жительства индивидуального предпринимателя, места осуществления лицензируемого вида деятельности, связанного с переименованием географического объекта, улицы, площади или иной территории, изменением нумерации объекта адресации, в том числе почтового индекса, а также в случае переименования юридического лица, реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния, присоединения переоформление разрешения, внесение изменений в реестр разрешений на основании заявления лица, которому было предоставлено разрешение, не требуется.

При наличии в органе государственной власти, предоставившем разрешение, информации о переименовании географического объекта, улицы, площади или иной территории, об изменении нумерации объектов адресации, в том числе почтового индекса, об изменении наименования юридического лица, о реорганизации юридического лица орган государственной власти вправе самостоятельно внести соответствующие изменения в реестр разрешений без заявления лица, которому было предоставлено разрешение, с последующим направлением такому лицу уведомления о внесении изменений в реестр разрешений.

Органы исполнительной власти, которые на федеральном уровне уполномочены рассматривать вопросы о лицензировании определенных сфер деятельности и принимать соответствующие решения, указаны в Постановлении Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. № 957. Это:

  • Федеральная служба безопасности;
  • Федеральная служба по техническому и экспортному контролю;
  • Федеральная налоговая служба;
  • Министерство промышленности и торговли России;
  • Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;
  • Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
  • Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
  • Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения;
  • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
  • Федеральная служба по надзору в сфере транспорта;
  • Федеральное агентство воздушного транспорта;
  • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;
  • Федеральная миграционная служба;
  • Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций;
  • Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки;
  • Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»;
  • Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии;
  • Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
  • Министерство культуры РФ;
  • Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации.

Как получить лицензию

Работа без лицензии, если по закону эта деятельность должна лицензироваться, наказывается штрафами, конфискацией имущества, оборудования и материалов, иными санкциями. Только лицензированные организации или ИП вправе заниматься подобной деятельностью. Лицензии выдают разные государственные органы, например, образовательная деятельность контролируется Рособрнадзором, а пассажирские перевозки – Ространснадзором. Порядок обращения лицензиата за разрешением мы рассмотрели в статье « Лицензирование деятельности».

Обратите внимание, что есть некоторые виды деятельности, лицензии на которые выдают только юридическим лицам. Возможность отказа в выдаче лицензии из-за организационно-правового статуса надо предусмотреть заранее. Например, индивидуальный предприниматель не может продавать алкоголь, кроме пива, а также заниматься страховой или кредитной деятельностью. Если вы хотите заниматься таким бизнесом, то регистрировать надо только ООО.

На какие виды деятельности надо получать разрешение

А теперь конкретно – какие направления подлежат лицензированию в 2022 году? В таблице выше мы уже указали лицензионные виды деятельности, каждый их которых регулирует отдельный закон.

Но самый большой список по сферам бизнеса, для которых необходима лицензия, приводится в законе № 99-ФЗ от 04.05.2011. Всего в списке 51 пункт, но некоторые из них можно объединить в одно направление:

  • Деятельность в сфере информационных и телекоммуникационных систем, шифровальных средств.
  • Деятельность, связанная со специальными техническими средствами, предназначенными для негласного получения информации, а также по их выявлению.
  • Разработка и производство средств защиты конфиденциальной информации, деятельность по защите конфиденциальной информации.
  • Производство и реализация полиграфической продукции, защищенной от подделок.
  • Производство, испытание, ремонт авиатехники.
  • Деятельность, связанная с оружием, боеприпасами, военной техникой.
  • Эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов.
  • Тушение пожаров, монтаж, ТО, ремонт средств пожарной безопасности.
  • Производство лекарственных средств и медицинской техники.
  • Оборот наркотических и психотропных веществ.
  • Деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и ГМО.
  • Перевозки пассажиров и грузов автомобильным, железнодорожным, водным, морским, воздушным транспортом.
  • Погрузочно-разгрузочная деятельность и буксировка транспорта.
  • Сбор, транспортировка, обезвреживание отходов I — IV классов опасности.
  • Организация и проведение азартных игр.
  • Частная охранная и детективная деятельность.
  • Заготовка, хранение, переработка, реализация металлолома.
  • Трудоустройство российских граждан за пределами РФ.
  • Услуги связи, теле- и радиовещание.
  • Изготовление экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для ЭВМ, баз данных, фонограмм на любых носителях.
  • Использование источников ионизирующего излучения.
  • Образовательная деятельность.
  • Геодезическая и картографическая деятельность, маркшейдерские работы.
  • Деятельность в области гидрометеорологии и геофизики.
  • Медицинская и фармацевтическая деятельность.
  • Сохранение объектов культурного наследия.
  • Экспертиза промышленной безопасности.
  • Деятельность, связанная с взрывчатыми материалами промышленного назначения.
  • Управление многоквартирными домами.

Виды лицензируемой деятельности

Законодательством Российской Федерации устанавливаются определённые типы лицензий в зависимости от того, к какой именно сфере предпринимательства они относятся.

На сегодняшний день закон выделяет около 50 направлений деятельности, для которых обязательно получение лицензии.

Наиболее типичные виды лицензируемой деятельности:

  • Кредитование.

  • Продажа алкогольных напитков.

  • Торговля оружием.

  • Производство, установка и обслуживание медицинской техники.

  • Торговля и изготовление наркотических средств (в медицинских целях).

  • Деятельность, связанная с полётами в космос.

  • Нотариальные услуги.

  • Страховые услуги.

  • Внешнеэкономические операции.

  • Создание таксопарков.

  • Фармацевтическая деятельность.

  • Услуги частных охранных агентств.

  • Работа в области связи.

  • Международные пассажирские и грузовые перевозки.

  • Образовательная деятельность (открытие школ, внешкольных учебных заведений, университетов, техникумов).

Лицензирование деятельности, связанной с перевозками

Лицензированию подлежат следующие варианты деятельности, связанные с перевозками:

  • Деятельность, связанная с перевозками посредством внутреннего водного транспорта.
  • Перевозки пассажиров посредством морского транспорта.
  • Деятельность, связанная с перевозками водным транспортом.
  • Перевозки опасных грузов морским транспортом.
  • Деятельность, связанная с перевозками пассажиров воздушным транспортом. Исключение в данном случае составляют собственные нужды организаций или индивидуальных предпринимателей. Еще какие виды деятельности ИП подлежат лицензированию?
  • Деятельность, направленная на перевозки грузов воздушным транспортом. Исключение в данном случае составляют собственные нужды организаций или индивидуальных предпринимателей.
  • Деятельность, направленная на перевозки пассажиров автотранспортом, в том случае, если количество людей составляет минимум восемь человек. Исключение в данном случае составляют собственные нужды организаций или индивидуальных предпринимателей.
  • Деятельность, направленная на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом.
  • Деятельность, направленная на перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом.
  • Погрузочная и разгрузочная деятельность опасных товаров на железнодорожном, а, кроме того, на внутреннем водном транспорте и на территории морских портов.
  • Деятельность, направленная на осуществление буксировок посредством морского транспорта. Исключение в данном случае составляют собственные нужды организаций или индивидуальных предпринимателей.

Осуществление работы без лицензии в том случае, если по законодательству такая деятельность должна лицензироваться, в обязательном порядке наказывается штрафами наряду с конфискацией имущества, материалов или оборудования, а также любыми другими санкциями. Лишь лицензированные предприятия и предприниматели имеют право заниматься подобной деятельностью. Лицензии выдаются разными государственными органами. К примеру, образовательную деятельность контролирует Рособрнадзор, а пассажирскими перевозками занимается Ространснадзор. Какие виды предпринимательской деятельности подлежат лицензированию, лучше выяснить заранее.

Читайте также:  Сельский дом Оренбург программы на 2023 год условия

Заготовка металлолома

Споры по поводу отмены лицензирования деятельности по заготовке (закупке) лома и отходов черных и цветных металлов ведутся давно. Однако пока побеждают аргументы специалистов, отстаивающих сложившуюся практику.

Они утверждают, что в Беларуси создана и эффективно действует система, позволяющая обеспечить полное вовлечение в оборот мелаллолома с целью производства продукции с более высокой добавленной стоимостью. Ежегодно устанавливается госзаказ на его сдачу для госнужд, ограничивается экспорт.

Отказ от лицензирования приведет к ухудшению криминогенной обстановки и утрате контроля за деятельностью заготовительных организаций. Появится множество частных организаций, а бесконтрольный оборот лома, срыв его поставок на предприятия в рамках госзаказа повлечет недозагрузку отечественным сырьем ОАО «БМЗ».

И все же некоторые изменения здесь должны произойти. Планируется, что обращаться за получением лицензии смогут любые юридические лица. Одновременно существенно дополняется перечень долицензионных (к количеству объектов, оборудованию площадок, наличию определенного оборудования) и лицензионных требований (по транспортировке и перемещению, учету обращения, по приемке и реализации лома).

За счет лицензионных требований расширен перечень грубых нарушений. Выделена составляющая услуга по заготовке (закупке) бытового лома черных и цветных металлов у физических лиц.

Перечисленные меры призваны не допустить на рынок недобросовестных субъектов хозяйствования.

Трудоустройство граждан и оздоровление детей за границей

Включение деятельности по трудо­устройству граждан РБ за границей в Перечень направлено в т.ч. на предупреждение проституции, торговли людьми, их вывоза с целью сексуальной, трудовой и иных видов эксплуатации. Впрочем, как и сбор и распространение информации о физических лицах в целях их знакомства.

Что касается оздоровления детей за рубежом, то их пребывание в принимающих иностранных семьях или в учреждениях коллективного размещения (этим занимаются зарубежные благотворительные организации) требует контроля.

Отечественное законодательство не предусматривает административную ответственность за нарушения в этой сфере, поэтому сохранение лицензии – единственный рычаг воздействия на организации в части соблюдения ими требований по обеспечению безопасных условий пребывания детей за рубежом, а также своевременного их возвращения в Беларусь после окончания сроков оздоровления.

Какие нормативные документы определяют порядок осуществления видов деятельности, подлежащих лицензированию?

В дополнение к вышеуказанному Федеральному закону, который определяет виды деятельности, подлежащие лицензированию, в РФ действует ряд нормативно-правовых актов, уточняющих порядок получения, отзыва, пролонгации лицензий в отдельных сферах, указывающих конкретные службы, ответственные за эти процессы, регламентирующих права и ответственность лицензиаров и лицензиатов. Самые известные нормативно-правовые акты такого рода — это:

  • Постановление Правительства РФ №277 от 31 марта 2009 года «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности»;
  • Постановление Правительства РФ №30 от 22 января 2007 года «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности»;
  • Постановление Правительства РФ №451 от 27 июля 2007 года в редакции 2010 года «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторов».

Необходимость лицензий и разрешений

Необходимость лицензий и разрешений

В зависимости от необходимости получения лицензий и разрешений виды деятельности могут классифицироваться следующим образом: • Обычные; • Лицензируемые; • Требующие разрешения или согласования.

Обычными видами

деятельности можно заниматься сразу после регистрации фирмы. Необходимости получать дополнительные разрешения, свидетельства и другие документы, связанные с осуществлением деятельности, нет. К обычным видам деятельности, относят большую часть предпринимательской деятельности, например: бытовые, юридические услуги, оптовая торговля и др. Однако для осуществления, например, таких видов деятельности, как оказание медицинских, аудиторских и других услуг, необходимо получение специальных документов. Эти услуги должны выполняться согласно разработанным стандартам и нормам, поэтому для их оказания необходимо получение специального разрешения – лицензии, которое удостоверит, что организация способна выполнять эту деятельность.

Лицензирование

— одна из форм государственного регулирования предпринимательской деятельности, которая представляет собой особую процедуру официального признания индивидуального предпринимателя или юридического лица на ведение определенного вида деятельности с соблюдением нормативных требований и стандартов.

Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»). Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ).

Лицензия — специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом. То есть, по сути, лицензия является разрешением на ведение некоторых видов деятельности.

Читайте также:  Как уйти в декретный отпуск позже положенного срока

Основными принципами осуществления лицензирования являются (ст. 4 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ): 1) обеспечение единства экономического пространства на территории РФ; 2) установление лицензируемых видов деятельности федеральным законом; 3) установление федеральными законами единого порядка лицензирования отдельных видов деятельности на территории РФ; 4) установление исчерпывающих перечней лицензионных требований в отношении лицензируемых видов деятельности положениями о лицензировании конкретных видов деятельности; 5) открытость и доступность информации о лицензировании, за исключением информации, распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством РФ; 6) недопустимость взимания с соискателей лицензий и лицензиатов платы за осуществление лицензирования, за исключением уплаты государственной пошлины в размерах и в порядке, которые установлены законодательством РФ о налогах и сборах; 7) соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

В перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) могут быть включены следующие требования (п. 3 ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ): 1) наличие у соискателя лицензии и лицензиата помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств, оборудования и технической документации, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности; 2) наличие у соискателя лицензии и лицензиата работников, заключивших с ними трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей профессиональной подготовкой и (или) имеющих стаж работы, необходимый для осуществления лицензируемого вида деятельности; 3) наличие у соискателя лицензии и лицензиата необходимой для осуществления лицензируемого вида деятельности системы производственного контроля; 4) соответствие соискателя лицензии и лицензиата требованиям, установленным федеральными законами и касающимся организационно-правовой формы юридического лица, размера уставного капитала, отсутствия задолженности по обязательствам перед третьими лицами; 5) иные требования, установленные федеральными законами.

Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии, содержится в ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Лицензия предоставляется на каждый вид деятельности.

Список лицензируемых видов деятельности

Если предприятие не осуществляет выбранную деятельность, штрафные санкции к нему не будут применяться. Верно и обратное: если компания предоставит клиентам услугу, не внесенную в перечень видов ее деятельности, наказания не последует. Исключение составляют только те случаи, когда предприниматель без разрешения государства занимается такой деятельностью, которая требует лицензирования. Лицензированию подлежат 49 видов деятельности.

Их полный список по ОКВЭД представлен в Законе № 185-ФЗ от 02. 07. 2013. В основном, они связаны с информационной, экологической, пожарной безопасностью, с производством фармакологических препаратов и химических веществ, с энергетикой, связью, охраной здоровья, экспертной деятельностью, сферой транспортировок.

Основные вопросы по лицензированию

В соответствии с Гражданским кодексом для осуществления отдельных видов деятельности требуется специальное разрешение со стороны государства (лицензия). Основным законом, регулирующим вопрос лицензирования, является Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В соответствии с данным законом под лицензирование подпадает около 100 видов деятельности.

Кроме того, законом (пункт 2 статьи 1) определены еще 19 сфер деятельности, на которые его действие не распространяется. Лицензирование в отношении них осуществляется в особом порядке. К таким сферам деятельности относятся банковская деятельность, нотариальная, внешнеэкономическая и ряд других.

В соответствии с законом о лицензировании лицензия – это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых требует предварительного одобрения лицензирующим органом, поскольку его осуществление может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации.

Попадание вида деятельности в перечень лицензируемых означает, что его осуществление возможно только после получение разрешения в государственных органах.

В противном случае предприниматель или юридическое лицо могут быть привлечены к ответственности вплоть до уголовной. Административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии установлена статьей 14.

  • административный штраф на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой;
  • на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой;
  • на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Осуществление предпринимательской деятельности без лицензии может повлечь за собой привлечение предпринимателя к уголовной ответственности за незаконное предпринимательство (статья 171 УК РФ). Ответственность предусмотрена следующая:

  • штраф в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательные работы на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арест на срок от четырех до шести месяцев.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *