С кем остаются дети после развода?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «С кем остаются дети после развода?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если мать ребенка вышла замуж за другого мужчину, а затем развелась;
или если отец ребенка вел распутный образ жизни (был фасиком), а затем покаялся и исправился;
или если бабушка по матери сначала согласилась передать ребенка его отцу, отказавшись тем самым от своего права, а затем увидала, что он нехорош в воспитании, и захотела взять ребенка под свою опеку, то можно ли вернуть право на опеку обратно?

Определение места жительства несовершеннолетнего ребенка после развода родителей

Благополучие детей при расторжении брака его родителей является основной задачей при решении вопроса об их дальнейшем месте жительства.

При этом место жительства детей после расторжения брака устанавливается по соглашению его родителей. Если соглашение не заключалось, то такое место назначается судом исходя из интересов ребенка и с учетом его желания.

По законодательству никто из родителей не обладает преимущественном правом на то, чтобы дети после развода проживали именно с ним.

Суд определяет это исходя из конкретной ситуации и индивидуальных условий жизни каждого из родителя.

При назначении места жительства суд учитывает следующее. Привязанность ребенка к каждому из родителей, а также к близким родственникам со стороны каждого из родителя. У детей старше 10 лет спрашивают мнение с кем бы ему хотелось остаться после развода родителей.

Мнение родителей. В иных ситуациях суд может установить, что один из родителей не желает постоянно проживать с детьми и воспитывать их. Поэтому при решении данного вопроса отдает предпочтение другому родителю.

Место жительства каждого из родителя. Если мать проживает в районе, где ребенок растет, ходит в школу и в секции, то суд, скорее всего, определит место проживания ребенка также в этом районе.

Возраст ребенка. Детей в возрасте до 10 лет чаще оставляют с матерью.

Условия проживания родителей. Суд обращает внимание на то, в каких условиях живет каждый из родителей: площадь жилища, наличие отдельной комнаты для детей, индивидуальное рабочее и спальное место, удобства в доме.

С кем из родителей остаются дети после развода?

Пишет шейх аль-Карми: «Если исчезло то, что препятствовало праву опеки, или тот, кто отказался от своего права, решил вернуть его, то право опеки возвращается к нему». См. «Далиль ат-талиб», с. 294.

قال العلامة الكرمي: «ومتى زال المانع أو أسقط الأحق حقه ثم عاد عاد الحق له». انظر: «دليل الطالب»، ص. 294.

Если какой-либо из родителей задумал путешествие или переезд на новое место жительства, то это может повлиять и на право опеки.

Пишет шейх аль-Карми: «Если один из родителей задумал отправиться в путешествие и затем вернуться обратно, то у остающегося больше прав на опеку.
Если задумал переехать на новое место жительства, и расстояние до него равно или более того расстояния, при котором сокращаются намазы, то больше прав на опеку будет у отца.
Если расстояние до него будет меньше расстояния, при котором сокращаются намазы, то больше прав на опеку будет у матери». См. «Далиль ат-талиб», с. 294.

قال العلامة الكرمي: «وإن أراد أحد الأبوين السفر ويرجع فالمقيم أحق بالحصانة وإن كان لسكنى وهو: مسافة قصر فالأب أحق ودونها فالأم أحق». انظر: «دليل الطالب»، ص. 294.

Приоритет отца при переезде в далекое место жительства объясняется тем, что обычно отец применяет воспитательное воздействие к ребенку, и он более озабочен сохранностью своего рода.

Примеры таких случаев были приведены в предыдущем пункте в словах имамов Ибн ‘Акыля и Ибн Таймии. Здесь же будет более обобщенное решение.

Пишет шейх аль-Карми: «И не оставляется опекаемый в руках того, кто не заботится о нем и не исправляет». См. «Далиль ат-талиб», с. 294.

قال العلامة الكرمي: «ولا يترك المحضون بيد من لا يصونه ويصلحه». انظر: «دليل الطالب»، ص. 294.

Если у ребёнка, достигшего возраста мумайиза (7-8 лет), развелись родители, или же ребёнок, который находился на воспитании у матери, достиг такого возраста, то его оставляют у того из родителей, кого он выберет. Без разницы, кто выбор будет делать — мальчик или девочка. Но если тот, кого он выберет, будет сумасшедшим, нечестивцем, кяфиром или же матерью, которая вышла замуж, право на воспитание переходит к другой стороне.

Ребёнок, у которого нет отца, выбирает между матерью и дедушкой со стороны отца. Также он имеет право выбрать своего брата или дядю со стороны отца вместо матери. Если ребёнок, например, сначала выбирал отца, а потом мать, то его отдают матери. Если сын выбирает мать, он остаётся ночью у матери, а днём у отца. Если сын выбирает отца, то отец не имеет права запрещать сыну навещать мать. Если мать хочет навестить сына, то отец не имеет права запретить ей это. Если дочь выбирает отца, он имеет право запретить ей навещать свою мать, но не имеет права запрещать матери навещать свою дочь. Если дочь выбирает мать, то она остаётся у нее днём и ночью, а отец имеет право навещать её, соблюдая рамки Шариата.

С кем остаются дети после развода?

К тем, кто неспособен на нее, относятся также люди, которых постигло инфекционное заболевание со свойством передаваться при совместном проживании.

Курбан-байрам (Ид аль-Адха) – самый значимый мусульманский праздник. Дни этого праздника – это дни жертвоприношения.

Развод — далеко не самое приятное действие между людьми, связавших друг друга когда-то узами брака. Но, порой, именно развод бывает единственным способом решения серьезных проблем, возникших между супругами. Непростым вопросом является не только дележ имущества, но и то, с кем останутся дети.

Ал-Албани назвал хадис хорошим.Однако в некоторых случаях мать не может дать ребёнку достойное воспитание, например, если она не исповедует ислам, не обладает здравым рассудком, если здоровье не позволяет ей воспитывать ребёнка; если она не достигла зрелого возраста и сама нуждается в опекуне; если она обладает дурным нравом или ведёт непристойный образ жизни.

Что касается случая, когда мать ребенка является неверующей, а отец — верующим, то подавляющее большинство ученых-богословов утверждают, что ребенок должен остаться именно с отцом.

Однажды к пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) пришла разведенная супружеская пара и привела с собой ребенка. Каждый из них желал оставить его у себя. Пророк (мир ему и благословение Аллаха), изучив ситуацию, посадил одного из родителей с одной стороны, а второго — с другой и сказал мальчику: «Это – твой отец, а это – твоя мать. Возьми за руку того, кого захочешь».

Перечитав свои посты на тему прав женщины в Исламе, я понял, что эти записи пользуются особой популярностью. Я также благодарю портал «Взгляд» за репост моих статей. Какой бы резонанс они ни вызывали, какие бы отзывы ни получали, я полагаю, развенчание стереотипов, навязываемых сионистской и западной пропагандой, является важной задачей.

Согласно ханафитскому мазхабу, ребенок не может выбрать – с кем из родителей он хочет остаться. Сын получает это право после полового созревания.

Однако следует помнить, что материальное обеспечение ребенка в любом случае остается обязанностью отца.Очень важный фактор для воспитания ребенка имеет религиозность и праведность родителей. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия рассказывал: “Однажды разведенные родители пришли к судье относительно ребенка, с кем лучше ему оставаться. Судья предоставил право выбора самому ребенку, и тот выбрал отца.

И в любом случае, вопросы опекунства нужно уточнять с заслуживающим доверия ученым или имамом для вынесения правильного решения.

Читайте также:  Как перейти на ЕНП в 1С БП 3.0 с помощью помощника

Передают, что ‘Умар ибн ал-Хаттаб развелся с женщиной из числа ансар, которая родила ему сына ‘Асима. Тогда ‘Умар приехал в Кубу, чтобы увести сына. Когда ребенок игрался, ‘Умар взял его за руку и усадил перед собой на верховое животное. В это время к нему подошла бабушка ребёнка и стала оспаривать его решение. Тогда они обратились на суд к Абу Бакру. ‘Умар сказал: «Это мой сын».

С кем после развода должен остаться несовершеннолетний сын: с матерью или с отцом, если мать ребенка придерживается атеистических воззрений. Бабушка сына по материнской линии является христианкой и водит ребенка в церковь без разрешения отца.

Могут ли при разводе разделить детей?

Ни в теории, ни в статьях закона термина «раздел детей» не существует. Дети – не имущество, их не делят. Суд лишь определяет, с кем из родителей останется жить ребенок, кто будет платить на него алименты и в каком порядке, каков будет режим общения родителя, живущего отдельно, с ребенком или детьми.

Тем не менее, сами разводящиеся родители используют этот термин часто и конкретно. Можно ли поделить детей между собой? Особенно, если их несколько. Например, сделать так, чтобы сыновья жили с папой, а дочери с мамой. Или старшие – с папой, а младшие с мамой? Или один ребенок – отцу, а второй – матери?

Суд не запрещает раздельное проживание детей при разводе, но и не настаивает на этом. Считается, что такие вопросы можно решить, руководствуясь желанием родителей и/или самих детей (если им уже исполнилось 10 лет). Главное при этом – учесть все обстоятельства. А это не всегда возможно.

Пример

Разводилась семейная пара А и В, имеющая двоих детей-подростков: девочку 9 лет и мальчика 14 лет. Вопреки традиционному распределению семейных отношений (девочкам ближе мама, мальчикам – папа), в этой семье все было немного по-другому. Дети любили обоих родителей, но мальчик предпочитал проводить время с мамой. Тем более, что у них было общее хобби – музыка. Девочка же, что называется «пошла в отца». Она охотно ходила с ним в походы, играла в подвижные спортивные игры. Музыкальные инструменты, звуковоспроизводящая техника при разводе отошла к матери. Туристское снаряжение, тренажеры, спортивные снаряды – отцу (в соответствии с правилом о приоритетной передаче имущества тем сторонам, которые чаще используют его)

При разводе родители договорились, что «разделят» детей пополам, что упростит жилищные и материальные условия. Мальчика, которому уже было больше10 лет, спросили, с кем он предпочитает остаться, и он ответил, что готов жить, как с мамой, так и с папой, хотя с мамой ему нравится больше. Девочку не спрашивали – она еще не достигла возраста, позволяющего суду принять во внимание ее желание. В результате суд счел целесообразным оставить дочь с матерью, поскольку она еще мала, и девочке в период созревания комфортнее находиться в одном доме с женщиной, а не с мужчиной. Соответственно, сын переехал жить к отцу.

Суд, разумеется, руководствовался интересами детей, принимая решение, но всех обстоятельств учесть не смог. Дети оказались «оторванными» от родителя, с которым им было интереснее и комфортнее и даже от вещей, которые обеспечивали им занятие любимым делом. Однако очевидно, что это было вынужденное решение. Остается лишь надеяться на то, что родители сохранят нормальные отношения после развода и оставят оба дома «открытыми» для своих совместных детей, чтобы обеспечить им хотя бы минимальный душевный комфорт.

Пример

Истец А (отец ребенка) подал в суд заявление с просьбой вынести решение о проживании с ним пятилетнего сына. По свидетельству А его бывшая жена В не препятствует его общению с ребенком, не позволяет принимать участие в воспитании. При этом сама не осуществляет должный уход за ребенком (что было подтверждено показаниями воспитателей детского сада, который посещал мальчик).

Суд выяснил, что В действительно не занималась сыном, фактически передав его на воспитание своей матери, пенсионерке, инвалиду III группы. Также было проверено материальное положение отца (постоянная работа со стабильным заработком) и его жилищные условия (отдельная квартира достаточной площади, пригодная для проживания с ребенком).

Суд удовлетворил искровые требования А, передав ребенка ему.

Когда развод в исламе не имеет силы

Расторжение брака в исламе – это сложный процесс, имеющий несколько этапов. Нарушение процедуры может привести к признанию расторжения отношений недействительными.

Есть хадис, который признает развод, объявленный в состоянии гнева, недействительным. Подобной точки зрения придерживается большинство исламских богословов. Однако факт внезапной вспышки гнева признается только в том случае, если мужчина раньше не помышлял о разводе, не обсуждал и не готовил его.

Также талак считается недействительным, если мужчина дал его в неадекватном состоянии, в помутненном сознании, во время приступа эпилепсии. Не признают развод, данный по принуждению.

Талак без причины считается в исламе грехом. Поэтому мужчины нередко ищут формальный повод для объявления развода. Обычно он связан с непослушанием жены. Ей ставят какие-то абсурдные или невыполнимые условия, а после их нарушения объявляют талак. Развод по выдуманной причине является в исламе недействительным.

Общий порядок расторжения брака при наличии общих несовершеннолетних детей

Наличие несовершеннолетних детей затрудняет бракоразводный процесс. По общему правилу несовершеннолетними являются дети, не достигшие 18 лет, родителями считаются кровные или приемные мать и отец.

Расторжение брака при наличии несовершеннолетних детей происходит в органах ЗАГСа (исключительные случаи) или в суде.

В ЗАГС можно подать заявление на развод только в случае отсутствия несовершеннолетних детей, имущественного спора и при согласии обоих супругов.

Исключение: расторгнуть брак в органах ЗАГСа при наличии в семье ребенка можно, когда второй супруг признан судом недееспособным, безвестно отсутствующим, умершим или отбывает наказание в виде реального лишения свободы сроком свыше 3 лет. В такой ситуации в ЗАГС необходимо подать заявление о расторжении брака, свидетельство о заключении брака, вступивший в законную силу судебный акт, как подтверждающее основание для расторжения брака (решение суда о признании супруга безвестно отсутствующим, умершим, недееспособном или приговор, вынесенный в отношении супруга), квитанцию об оплате государственной пошлины в размере 350 рублей (в соответствии со статьей 333.26 НК РФ).

Важно знать: в ситуации, когда у одного из супругов есть дети, но второй супруг не является им отцом, развод может быть осуществлен в органах ЗАГСа.

Кроме вышеперечисленных случаев, развод супругов при наличии общих несовершеннолетних детей может быть осуществлен только в судебном порядке. Исковое заявление супругом лично или через своего представителя подается в мировой или районный суд.

Мировой суд рассматривает дела о расторжении брака при наличии ребенка в семье в следующих обстоятельствах:

  • размер совместного имущества супругов, подлежащего разделу, составляет не более 50 000 рублей;
  • между супругами отсутствует спор о дальнейшем проживании детей;
  • наличие алиментного соглашения или иной договоренности о порядке выплат алиментов на несовершеннолетних детей.

При возникновении споров о разделе имущества, а также при нежелании одного из супругов разводиться, расторжение брака при наличии детей происходит в районном суде.

По общему правилу иск о расторжении брака подается в районный суд по месту жительства ответчика. Однако при наличии несовершеннолетнего ребенка или тяжелой болезни заявление может быть подано в суд по месту жительства истца.

В отсутствие возможности или желания одного из супругов участвовать в судебных заседаниях, закон предоставляет ему право воспользоваться помощью представителя по доверенности.

В исковом заявлении должна содержаться следующая информация:

  • реквизиты судебного органа, куда направляется иск;
  • информация об истце и ответчике;
  • обстоятельства дела и причину развода;
  • сведения о наличии несовершеннолетних детей, совместно нажитого имущества, брачного договора, соглашения о разделе имущества;
  • причины для оставления детей с истцом;
  • требования истца (расторгнуть брак, выплата алиментов, раздел имущества, определение места жительства детей).

Кроме искового заявления в суд необходимо предоставить следующий пакет документов:

    • квитанция об оплате государственной пошлины в размере 650 рублей;
    • свидетельство о заключении брака;
    • свидетельство о рождении детей;
    • алиментное соглашение (если оно в наличии);
    • брачный договор (если он в наличии);
    • доверенность, если в суд ходит представитель супруга.

Перед началом рассмотрения дела о расторжении брака при наличии несовершеннолетних детей суд дает возможность супругам помириться и предоставляет для этого срок в пределах трех месяцев. При отсутствии подвижек в отношении между супругами, суд начинает рассмотрение дела.

Читайте также:  Когда откроется осенняя охота в 2023 году какого числа

Если в суд предоставлены все необходимые документы и стороны явились в судебное заседание, то рассмотрение дела о расторжении брака может ограничиться одним судебным процессом.

Родители в любой момент судебного заседания вправе договориться о том, с кем останется ребенок, какой будет порядок взаимодействия второго родителя с ним, какие размеры алиментных выплат он будет выплачивать.

Зихар. Обет. Развод со стороны супруги

С целью предохранения супругов мы рассмотрим некоторые близкие к разводу действия.

Зихар – это сравнение мужем своей жены с частями тела женщины, с которой он не имеет право заключать брак. Зихар происходит, к примеру, когда муж скажет супруге: «Ты для меня как спина моей матери (или сестры и т.п.)». Однако зихар не произойдет тогда, когда муж сравнивает жену с частями тела женщины, с которой он временно не имеет право заключать брак (например, если приравнивает к сестре жены). Если же муж скажет жене: «Ты мне как мать», с намерением оказать жене почтение, то это не будет считаться зихаром. Но лучше избегать такие выражения.

Ислам обязал мужа выдать выкуп (каффара) за зихар и до его выплаты сделал жену запретной ему. Однако он не приравнивается к разводу.

В настоящее время в качестве выкупа супруг должен соблюдать пост два месяца подряд. Если человек по болезни или из-за старости не может соблюдать пост, то он должен раздать еду шестидесяти нуждающимся в количестве одного мудда (прибл. 600 гр. пшеницы) каждому.

Обет – это означает, что муж дает обет (клянется) в том, что не будет совершать половой акт с женой. Если, к примеру, муж говорит жене: «Не буду приближаться к тебе», то этот обет действителен в течение 4-х месяцев. В таком случае супруг должен вернуться к законному браку, если не желает разводиться или сказал это по незнанию. Если он совершит половой акт с женой в это время, то данный им обет утрачивает силу, однако супруг должен будет совершить искупление (каффара). Если же в течение вышеназванного срока, супруг не аннулирует свой обет и отказывается сделать это, то жена может потребовать, чтобы муж совершил с ней половой акт или через имама потребовать развод. Если имам осуществит развод, то обет утрачивает силу, при этом муж опять таки совершает искупление (каффара). В данном случае произойдет один талак радж‘ий.

Что должно соблюдаться при разводе и после него.

Развод – это разрыв взаимоотношений с женой, выраженный словесно или письменно, или знаком для немого. Ислам рассматривает брак как договор о совместной жизни, который лишь в крайних случаях может быть прерван путём развода.
Брак должен обеспечивать спокойствие, уверенность и стабильность как обоим супругам, так и их будущим детям. Ислам называет развод самым ненавистным Аллаху действием из тех, что Им разрешены. Об этом говорится в хадисе Пророка (мир ему и благословение): «Самым ненавистным из дозволенного для Всевышнего Аллаха является развод» (Абу Давуд, Ибн Маджа). Это самый последний шаг, процедура, к которой прибегают только после того, как все попытки помирить супругов оказываются тщетными.

Если между мужем и женой возникает спор, который они не могут уладить сами, в дело следует вмешаться представителям семей обоих супругов, чтобы привести их к примирению, т. к. Всевышний Аллах в Коране повелевает (смысл): «Если вы опасаетесь разлада между ними (супругами), то пошлите к ним по справедливому представителю со стороны его семьи и её семьи. Если они оба (т. е. представители сторон) пожелают примирения (их), то Аллах помирит их. Воистину Аллах – Знающий, Ведающий» (сура «Ан-Ниса», аят 35).

Развод порицаем, потому что через него утрачиваются достоинства брака, распадается семья. Однако, учитывая, что иногда развод неизбежен, если брак причиняет страдания супругам либо по другой причине, такой как отказ или неспособность мужа обеспечивать семью, сумасшествие супруга, потенция супруга или недостатки одного из супругов, препятствующие семейной жизни и т.д., Создатель проявил милость к рабам Своим и разрешил развод, не связывая его с какими-либо наказаниями.

Многие не знают предписаний, касающихся развода, и произносят бракоразводные слова, когда им вздумается и как хотят, не обращая внимания на то, когда, сколько раз и в какой форме это допустимо, а потом осознают свою ошибку и поспешность и впоследствии бегают от имама к имаму в поисках разных дорог для примирения. Чтобы не оказаться в такой ситуации, мусульманин в вопросе развода и в других шариатских вопросах должен придерживаться границ, установленных Творцом, и не переходить их.

В Священном Коране сказано (смысл): «…Таковы установления Аллаха, а тот, кто преступит установления Аллаха, тот поступает несправедливо по отношению к себе…» (сура «Ат-Талак», аят 1).

Развод предполагает произнесение вслух слов, прямо или косвенно указывающих на развод. Нет разницы, произойдёт это при свидетелях или нет, услышала эти слова жена или нет, как, например, слово «талак» (развод), т. е. имеется в виду произнесение именно этого слова в разных выражениях, как, например: «Я даю тебе развод» или «ты разведена» и т. д., или подобной фразы.

Когда развод в исламе не имеет силы

Расторжение брака в исламе – это сложный процесс, имеющий несколько этапов. Нарушение процедуры может привести к признанию расторжения отношений недействительными.

Есть хадис, который признает развод, объявленный в состоянии гнева, недействительным. Подобной точки зрения придерживается большинство исламских богословов. Однако факт внезапной вспышки гнева признается только в том случае, если мужчина раньше не помышлял о разводе, не обсуждал и не готовил его.

Также талак считается недействительным, если мужчина дал его в неадекватном состоянии, в помутненном сознании, во время приступа эпилепсии. Не признают развод, данный по принуждению.

Талак без причины считается в исламе грехом. Поэтому мужчины нередко ищут формальный повод для объявления развода. Обычно он связан с непослушанием жены. Ей ставят какие-то абсурдные или невыполнимые условия, а после их нарушения объявляют талак. Развод по выдуманной причине является в исламе недействительным.

Мнение богословов об обстоятельствах развода

Исламские богословы негативно относятся к разводу, но полагают, что иногда он является необходимой мерой и меньшим из зол. В этом случае талан лучше провести как можно быстрее, по возможности сохранив между супругами добрые отношения.

Имам Бухари еще в IX веке писал о здравомыслии супругов, которые принимают решение о разводе. В своем трактате он выделил целую главу, посвященную расторжению брака в состоянии ярости или сильного гнева. Мудрец полагал, что подобный талак недействителен. Также богослов считал, что не могут отвечать за свои действия люди, находящиеся в состоянии помешательства или опьянения.

Сподвижник Пророка Ибн Аббас называл талак, который объявили в состоянии опьянения, ничтожным. Он полагал, что человек в подобном состоянии не обладает рассудком и волей.

С кем по исламу должны оставаться дети после развода?

Хадисы №№ 2016-2089

2016 — عن ابن عباس عن عمر بن الخطاب :

أن رسول الله صلى الله عليه و سلم طلَّقَ حَفصةَ ، ثمَّ راجعَها.

قال الشيخ الألباني : صحيح

قال الشيخ الألباني في « صحيح ابن ماجه » 1651 : صحيح

قال الشيخ الألباني في « السلسلة الصحيحة » 2007 : إسناده صحيح على شرط الشيخين

قال الشيخ الألباني في « إرواء الغليل » 2077 : صحيح

قال الشيخ الألباني في « صحيح أبي داود » 2283 : صحيح

قال الشيخ الألباني في « صحيح النسائي‏ » 3562 : صحيح

Нет сомнения в том, что развод в своей основе в Исламе дозволен, и в этом нет разногласий среди учёных. См. «аль-Мугъни» 7/96, «аль-Ифсах» 2/137.
Всевышний Аллах сказал: «На вас не будет греха, если вы разведетесь с женами, не коснувшись их и не установив для них обязательное вознаграждение (приданое)» (аль-Бакъара, 2:236).
Ведь по милости Аллаха мы не христиане, которые считают, что разводиться запрещено, и что супруги должны терпеть те или иные выходки друг друга и прочие семейные проблемы до самой смерти. Имам Ибн Къудама говорил: «Обычай указывает на дозволенность развода. Ведь может быть так, что отношение супругов испортятся и пребывать в браке станет только явным вредом!» См. «аль-Мугъни» 8/235.
Однако учёные Ислама высказывали разные мнения по поводу развода, несмотря на его дозволенность. Группа учёных говорила о том, что в разводе нет никакого порицания, даже если он без причины. Но другие учёные считали, что развод хоть и дозволен, однако является порицаемым в своей основе. См. «Кашаф аль-къана’» 5/261, «Хашия Ибн ‘Абидин» 3/227.
Но учёные, порицавшие развод в своей основе говорили об этом, только если развод не имел веской причины. Ведь есть такие случаи, когда развод является желательным и даже обязательным, как в случае с порочной и нечестивой женой и т.п.
Что же касается развода без причины, то среди учёных были такие, кто считал, что это харам, как это передается от Къады ‘Ийяда. См. «аль-Мугъни» 8/235.
Брак в Исламе занимает немаловажное положение, и не может быть так, чтобы развод без причины был дозволенным поступком.

  • Вопросы Ответы 5.8k просмотров
  • Сахих аль-Бухари 4.3k просмотров
  • ДОСТОИНСТВА МЕСЯЦА РАМАДАН И ПОСТА 2.7k просмотров
  • Хадисы на разные темы 2k просмотров
  • Хадисы о посте 1.9k просмотров
  • Хадисы о достоинстве Корана и его чтении 1.2k просмотров
  • Сахих Муслим 1.2k просмотров
  • Хадисы о женщинах. Хадисы №№ 1-100 1.2k просмотров
  • Толкование Корана (тафсир) 1k просмотров
  • Сахих аль-Бухари. 1. Книга: Начало откровений. Хадисы №№ 1-7 690 просмотров
  • Хадис о азане

    От Мухаммад, 1 день назад

  • Хадис: Ма ша Аллаh, какой у тебя муж»

    От Мухаммад, 3 дня назад

  • ДжазакаЛлаху хъайран

    От Заур, 3 дня назад

  • Асар от Умара: Некоторые из вас совсем не смотрят за собой и ходят как дикари

    От Muvahid, 5 дней назад

  • Хадис о том, кто приходит к одним людям с одним лицом, а к другим — с другим

    От Мухаммад, 5 дней назад

Читайте также:  Раздел земельного участка в собственности в 2023 году

Можно ли жениться на разведенной женщине?

Ва алейкум ассалям ва рахматуллах ва баракятух!

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику. Благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца для истины и даровать нам благословение в этом мире и в Судный День. Амин.

Вы можете жениться на разведенной женщине, у которой есть дети. Если Вы сделаете это искренне, ради того, чтобы помочь ей и воспитать ее детей правильно, по-исламски, — Вы будете вознаграждены Господом, ин ша Аллах.

На Ваш вопрос ответил шейх Мухаммад С. ар-Рахаван:

«Главный критерий, который должен искать мусульманин в своей жене, — это хорошие манеры и благочестие. Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сообщил, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

„На женщине женятся из-за четырех вещей: из-за ее богатства, из-за ее знатности, из-за ее красоты и из-за ее набожности. Стремись же жениться на соблюдающей религию!“ (Аль-Бухари, Муслим)

Если разведенная женщина является преданной добродетельной мусульманкой, если у нее твердая вера и хорошие манеры, она будет хорошим выбором.

Когда у мужчины есть выбор между девственницей и бывшей замужем женщиной, в то время как обе одинаково степень праведны и благочестивы, ученые утверждают, что лучше жениться на девственнице. Это мнение основано на сообщении Джабира ибн Абдуллы. Он сказал:

„Я женился на женщине и пошел к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует). Он спросил: „О Джабир, ты женился?“ Я ответил: „Да“. Он спросил: „Девственница ли она?“ Я ответил: „Нет“. Он спросил: „Почему ты не женился на молодой девушке, чтобы ты мог играть с ней, а она с тобой?“ Я сказал: „О Посланник Аллаха, Абдуллах умер и оставил семилетнюю или девятилетнюю дочь — я буду присматривать за ними“. И тогда Пророк помолился за него (Ат-Тирмизи).

Итак, разрешено жениться на разведенной женщине, у которой есть дети. Если Вы сделаете это искренне, ради того, чтобы помочь ей и воспитать ее детей правильно, по-исламски, — Вы будете вознаграждены Аллахом, ин ша Аллах.

Наш любимый пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) женился на Хадидже, которая была вдовой, и на Зайнаб бинт Джахш, которая развелась с Зайдом бин Сабитом. У Зайнаб (да будет доволен ею Аллах) был сын, Усама ибн Зайд, которого называли „избранным Пророка“, потому что Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) очень его любил. Вообще Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) женился на 11 женщинах — все они ранее были замужем, за исключением Айши (да будет доволен ею Аллах)».

С точки зрения психологии:

Не так часто приходится сталкиваться с подобными ситуациями. Вообще, стоит разбить главную проблему на её составляющие элементы и решать её не глобально, а локально. До тех пор, пока Вы не разберётесь в самом себе, в своих чувствах и в своих желаниях, Вы не сдвинетесь с мёртвой точки. Задайте себе ряд конкретных вопросов и постарайтесь дать на них исчерпывающие ответы. Эти вопросы могут быть следующего характера: «люблю ли я её или у меня к ней просто физическое влечение?»; «что именно во мне протестует против неё: ревность или самолюбие?»; «чего я больше всего боюсь в этой ситуации: того, что я не первый, или того, что некто попрекнёт меня этим?»; «что больше протестует во мне: страх того, что я у неё не первый, или боязнь ответственности за её детей?» – и другие вопросы из этой категории.

Вообще, существующую проблему следует рассмотреть в трёх основных ипостасях: чувства, мысли и действия. В Вашем случае уместно затронуть проблему конгруэнтности. Конгруэнтность – это такое состояние человека, когда его мысли, чувства и действия соответствуют одной общей цели. Если же хотя бы одна из составляющих выпадает из общей концепции, то такой человек не конгруэнтный и у него крайне мало шансов достичь успеха в той или иной деятельности. Эту проблему необходимо решить сейчас, до вступления в брачные отношения с этой женщиной, в противном случае проблема приобретёт совсем другой характер, и тогда уже не Вы будете принимать определённые решения, а сами решения будут принимать или не принимать Вас. Ситуация может обернуться таким образом, что Вы будете просто-напросто вынуждены принять определённое решение без учёта Ваших собственных желаний.

Посмотрите на происходящее глазами той женщины: как эта проблема может выглядеть для неё. Её тоже могут разрывать всевозможные сомнения. Для неё это тоже серьёзный шаг, поскольку у неё есть дети и она прекрасно понимает свою ответственность перед ними, страх из-за того, как они отнесутся к её новому мужу или как новый муж отнесётся к ним.

Вообще, стоит подумать над тем, что она до Вас состояла в законном браке и её первый мужчина был её мужем, а не просто проходящим человеком. Подумайте и над тем, что она тоже, возможно, не первая женщина в Вашей жизни, что у Вас и до неё могли быть какие-либо чувства к другим девушкам, и что они вовсе не мешают Вам сейчас любить её искренне. Будьте объективным.

Что же касается вопроса с одобрением мамы, то до тех пор, пока Вы в себе не разберётесь, эта проблема не актуальна. Мама на интуитивном уровне может чувствовать Ваши сомнения и в своём неодобрении просто выражать Вашу внутреннюю нерешительность. Если же Ваша мама будет на сто процентов уверена в искренности Ваших чувств и твёрдости Ваших намерений, то она поменяет свой взгляд на происходящее.

Не затягивайте с этим вопросом, не забывайте и о чувствах этой женщины, о том, как Ваша нерешительность отражается на её самочувствии. Не будьте эгоистичным: если сами не можете сделать её счастливой, то отпустите и позвольте это сделать другим. А иначе получается, как в пословице: «И сам не ам, и другим не дам».

Присутствие свидетелей при разводе или возврате жены

Аллах говорит в Кур’ане:

فَإِذَا بَلَغْنَ أَجَلَهُنَّ فَأَمْسِكُوهُنَّ بِمَعْرُوفٍ أَوْ فَارِقُوهُنَّ بِمَعْرُوفٍ وَأَشْهِدُواْ ذَوَىْ عَدْلٍ مِّنكُمْ وَأَقِيمُواْ ٱلشَّهَٰدَةَ لِلَّهِ

«Когда установленный для них срок истечёт, оставьте их у себя по справедливости или же отпустите по справедливости. Призовите свидетелями двух справедливых мужей из вас и [если вы свидетельствуете], то свидетельствуйте ради Аллаха» (65:2)

Наличие свидетелей при разводе или возврате жены является желательным и позволяет избежать лишних споров и недопонимания.

Известен асар от сподвижника, в котором передаётся побуждение приглашать в такие моменты свидетелей.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *