Штрафы за непроведение аудита и санкции к руководству компании в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штрафы за непроведение аудита и санкции к руководству компании в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Аудиторские услуги – то есть аудит и сопутствующие ему услуги – общественно значимым организациям могут оказывать лишь те аудиторские фирмы, сведения о которых внесены в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.

Если закон не обязывает компанию проводить аудит

Если ваша компания не попадает под условия проведения обязательного аудита, вы можете провести инициативный аудит для того, чтобы:

  • Убедиться в достоверности отчётности. Мы выявим слабые места в ведении бухгалтерского учёта, составлении финансовой отчётности, документообороте, внутреннем контроле и поможем устранить недостатки. Это повысит доверие к информации, которую компания представляет собственникам, инвесторам, банкам и своим партнёрам по бизнесу.
  • Убедиться в профессионализме сотрудников. Мы проверим, насколько точно сотрудники финансового и бухгалтерского отделов учитывают последние изменения в законодательстве. Также вы снизите риски в случаях ухода из компании главного бухгалтера или материально-ответственных лиц.
  • Выявить налоговые риски. Вы получите рекомендации по устранению/снижению рисков и помощь в корректировке налоговых деклараций и уточнении налоговых обязательств до проведения проверок контролирующих органов.

Санкции за уклонение от обязательного аудита

Согласно закону «Об аудиторской деятельности», отсутствие данных о проведенной проверке становится основанием для наложения штрафа, в случае признания грубого нарушения законодательства возможна дисквалификация виновных в игнорировании установленных требований.

Важно отметить, что сам факт непроведения аудита с юридической точки зрения ненаказуем, ответственность предусмотрена исключительно из-за непредоставления аудиторского заключения (с нынешнего года сдавать его нужно не в Росстат, а в налоговую инспекцию). Отвечать перед законом за отказ от аудита или нарушение сроков его проведения придется и юрлицу, и его руководству лично.

Предусмотренные наказания:

первичное повторное
для компании/фирмы 3-5 тыс. руб. 5-10 тыс. руб. и до 20 тыс. руб.
для главного бухгалтера (или иного ответственного лица) 300-500 руб. лишение права занимать аналогичные должности в течение 1-2 лет

Игнорирование требования прикладывать к бухгалтерской отчетности результаты аудита организациями, за которыми это требование закреплено законом, приравнивается к грубому нарушению. Тем не менее, многим компаниям удается наказания избежать в принципе — по той простой причине, что законодательно по таким делам срок давности установлен в 3 месяца.

Важный момент: наложение санкций не избавляет от требования выполнить проверку уже после выявления нарушения сроков и представить в ИФНС аудиторское заключение.

Новые обязанности аудиторских фирм

Изменения в аудите, которые будут актуальны для 2023 года, затронули и перечень обязанностей аудиторской фирмы. В законе появился ряд новых функций, которые нужно выполнять.

И вот основные из них:

  • Ведение официального сайта. Ранее ни в одном нормативном акте не было прямой обязанности по ведению сайта. Сейчас такая обязанность появилась. Конечно, сейчас трудно найти фирму, которая не имеет своего интернет ресурса. Но задача не просто создать и предоставить данные, задача именно на регулярной основе «вести» сайт.
  • Раскрытие официальных данных о деятельности аудиторской фирмы. Несмотря на то, что обязанность закреплена впервые в акте, последние года организациям настоятельно рекомендовали это делать. Сейчас же это не право, а обязанность. Какой список данных должен быть представлен пользователю и в какие сроки, пока обсуждается. Это находится в компетенции Минфина и Центробанка (для тех, кто сотрудничает с компаниями на финансовом рынке).
  • Предоставление данных клиенту о тому, что фирма входит в Реестр аудиторских организаций (о реестрах было сказано ранее). При этом такое информирование проводится только по запросу. Если клиент не требуют, то сведения можно не предоставлять. Интересно то, что такое требование распространяется в теории не на всех субъектов, а только тех, кто сотрудничает с общественно значимыми организациями.
  • Передача данных в Федеральное казначейство в электронном формате. Аудиторская компания обязана по требованию предоставлять в казначейство документы не в бумажном, а в электронном формате. Полного списка таких бумаг нет, их орган контроля может потребовать по запросу.
  • Предоставление документов по факту аудита и других сопутствующих бумаг в Центробанк в электронном виде. Функция аналогична предыдущей. Банк России может запросить документы по аудируемому лица (работающему на финансовом рынке) и аудиторская фирма обязана их предоставить в цифровом формате.
  • Активное взаимодействие с Банком России. Ранее такой прямой обязанности не было. Теперь на законодательном уровне она закреплена. Цель – усилить контроль над участниками финансового рынка.

Эксперты сходятся во мнении, что утверждённые обязанности и регламенты до 2023 года еще могут быть детализированы. Поскольку пока возникает ряд вопросов и по поводу взаимодействия, и по поводу алгоритмов работы. И, конечно, большинство из них будет решаться путем проб и ошибок.

Особое внимание стоит обратить, например, на активизацию обмена информацией между аудиторской компанией и Банком России.

Пример для казенного учреждения

Актуальный образец положения о внутреннем финансовом аудите в казенном учреждении — используйте шаблон в работе.

Положение о внутреннем финансовом контроле

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет:

  • цели, задачи и объекты внутреннего финансового контроля Администрации;
  • организацию внутреннего финансового контроля в Администрации;
  • критерии оценки состояния системы финансового контроля;
  • порядок оформления результатов внутреннего финансового контроля Администрации.

1.2. Внутренний финансовый контроль направлен:

  • на установление соответствия проводимых финансово-хозяйственных операций требованиям нормативных правовых актов и учетной политики Администрации;
  • установление полноты и достоверности отражения совершенных финансово-хозяйственных операций в учете и отчетности Администрации;
  • предупреждение и пресечение финансовых нарушений в процессе финансово-хозяйственной деятельности Администрации;
  • осуществление контроля за сохранностью муниципального имущества.

1.3. Целями внутреннего финансового контроля являются:

  • подтверждение достоверности бюджетного учета и отчетности;
  • обеспечение соблюдения законодательства РФ, нормативных правовых актов и иных актов, регулирующих финансово-хозяйственную деятельность Администрации.

1.4. Внутренний финансовый контроль осуществляется непрерывно руководителями (заместителями руководителей), иными должностными лицами Администрации, организующими и выполняющими внутренние бюджетные процедуры.

Основными задачами внутреннего финансового контроля в Администрации являются:

  • контроль за соблюдением бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
  • контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации муниципальных программ, в том числе отчетности об исполнении муниципальных заданий;
  • контроль за соблюдением законности при использовании бюджетного финансирования, законности финансовых и хозяйственных операций, за наличием и движением имущества, обеспечением сохранности материальных и денежных средств;
  • контроль за соблюдением законодательства РФ, нормативных правовых актов РФ в сфере закупок товаров, работ, услуг для нужд Администрации;
  • разработка мер по совершенствованию внутреннего финансового контроля за соблюдением финансовой дисциплины, по экономному расходованию, обеспечению сохранности муниципальных средств и имущества, по организации учета и отчетности, использованию внутрихозяйственных резервов.

1.5. Объектами внутреннего финансового контроля являются:

  • плановые документы (сметы и иные плановые, прогнозные документы);
  • договоры (контракты) на приобретение товаров (работ, услуг);
  • постановления (распоряжения) Администрации;
  • первичные учетные документы и регистры учета;
  • хозяйственные операции, отраженные в учете Администрации;
  • бюджетная (финансовая), налоговая, статистическая и иная отчетность Администрации;
  • иные объекты по распоряжению главы Администрации.

2. Организация внутреннего финансового контроля

2.1. Внутренний финансовый контроль в Администрации осуществляется в соответствии с утвержденной картой внутреннего финансового контроля.

Ответственность за организацию внутреннего финансового контроля возлагается на главу Администрации.

2.2. Внутренний финансовый контроль в Администрации осуществляют:

  • должностные лица Администрации;
  • отдел внутреннего финансового контроля Администрации.

2.3. Внутренний финансовый контроль в Администрации осуществляется в следующих видах:

  • предварительный контроль — мероприятия, направленные на предупреждение и пресечение ошибок и (или) незаконных действий должностных лиц Администрации до совершения факта хозяйственной жизни Администрации;
  • текущий контроль — мероприятия, направленные на проведение повседневного анализа соблюдения процедур исполнения бюджетной сметы, ведения бюджетного учета, мониторинга расходования целевых средств по назначению, оценки эффективности и результативности их расходования;
  • последующий контроль — мероприятия, направленные на установление законности действий должностных лиц Администрации после совершения факта хозяйственной жизни.

Предварительный контроль в Администрации осуществляют должностные лица Администрации (руководители структурных подразделений, их заместители, сотрудники правового отдела) в соответствии с должностными (функциональными) обязанностями в процессе финансово-хозяйственной деятельности Администрации.

К мероприятиям предварительного контроля относятся:

  • проверка документов Администрации до совершения хозяйственных операций в соответствии с графиком документооборота;
  • контроль за принятием обязательств Администрации в пределах смет;
  • проверка законности и экономической целесообразности проектов заключаемых контрактов (договоров);
  • проверка проектов постановлений (распоряжений) Администрации;
  • проверка бюджетной, финансовой, статистической, налоговой и другой отчетности до утверждения или подписания.

Текущий контроль на постоянной основе осуществляется специалистами отдела учета и отчетности.

К мероприятиям текущего контроля относятся:

  • проверка расходных денежных документов (расчетно-платежных ведомостей, заявок на кассовый расход, счетов и т.п.) до их оплаты. Фактом прохождения контроля является разрешение принять документы к оплате;
  • проверка полноты оприходования наличных денежных средств, полученных в банке;
  • контроль за взысканием дебиторской и погашением кредиторской задолженности;
  • сверка данных аналитического учета с данными синтетического учета.

Последующий контроль в Администрации осуществляется:

  • должностными лицами Администрации в соответствии с их должностными (функциональными) обязанностями в процессе финансово-хозяйственной деятельности Администрации;
  • отделом внутреннего финансового контроля Администрации.

К мероприятиям последующего контроля со стороны должностных лиц Администрации относятся:

  • проверка первичных документов Администрации после совершения хозяйственных операций в соответствии с графиком документооборота;
  • анализ полноты исполнения показателей бюджетных смет Администрации;
  • проверка достоверности отражения хозяйственных операций в учете и отчетности Администрации.

К мероприятиям последующего контроля со стороны отдела внутреннего финансового контроля Администрации относятся:

  • проверка результатов финансово-хозяйственной деятельности Администрации;
  • проверка результатов инвентаризации имущества и обязательств Администрации.

2.4. Отдел внутреннего финансового контроля проводит плановые и внеплановые проверки.

Периодичность проведения проверок:

  • плановые проверки — в соответствии с утвержденной картой внутреннего финансового контроля;
  • внеплановые проверки — по мере необходимости при поступлении информации о возможных нарушениях.

2.5. Результаты проведения предварительного и текущего контроля оформляются в виде заключения о проведении внутренней проверки. К нему прилагается перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, если таковые были выявлены, а также рекомендации по недопущению возможных ошибок.

Результаты проведения последующего контроля оформляются актом и отражаются в журнале учета результатов внутреннего финансового контроля.

Должностные лица, допустившие недостатки, искажения и нарушения, в письменной форме представляют главе Администрации объяснения по вопросам, относящимся к результатам проведения контроля.

Отдел учета и отчетности разрабатывает план мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений с указанием сроков и ответственных лиц. План утверждает глава Администрации.

3. Оценка состояния системы финансового контроля

3.1. Оценка эффективности системы внутреннего контроля осуществляется должностными лицами Администрации, организующими и выполняющими внутренние процедуры составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности, и рассматривается на специальных совещаниях, которые проводятся руководителями структурных подразделений (заместителями руководителей структурных подразделений) Администрации.

3.2. Оценка адекватности, достаточности и эффективности системы внутреннего контроля, а также контроль за соблюдением процедур внутреннего контроля осуществляется начальником отдела учета и отчетности Администрации.

В рамках указанных полномочий начальник отдела учета и отчетности представляет главе Администрации результаты проверок эффективности действующих процедур внутреннего контроля, а в случае необходимости — разработанные предложения по их совершенствованию.

4. Оформление результатов внутреннего финансового контроля Администрации

4.1. В целях обеспечения эффективности внутреннего финансового контроля структурные подразделения, ответственные за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур, составляют ежеквартальную и годовую отчетность о результатах внутреннего финансового контроля.

4.2. Данные о выявленных в ходе внутреннего финансового контроля недостатках и (или) нарушениях при исполнении внутренних бюджетных процедур, сведения об источниках бюджетных рисков и предлагаемых (реализованных) мерах по их устранению отражаются:

  • в журнале внутреннего финансового контроля;
  • отчетах о результатах внутреннего финансового контроля.

4.3. Отчеты о результатах внутреннего финансового контроля подписываются начальником структурного подразделения Администрации, ответственного за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур, и до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляются на утверждение главе Администрации.

4.4. К отчетности прилагается пояснительная записка, в которой содержатся:

  • описание принятых и (или) предлагаемых мер по устранению нарушений и (или) недостатков, причин их возникновения в отчетном периоде;
  • сведения о количестве должностных лиц, осуществляющих внутренний финансовый контроль;
  • сведения о ходе реализации мер по устранению нарушений и недостатков, причин их возникновения, а также о ходе реализации материалов, направленных в структурное подразделение, ответственное за внутренний финансовый контроль, правоохранительные органы.
Читайте также:  Договор дарения: как правильно оформить передачу квартиры

А это — пример плана аудиторской проверки для казенного учреждения на 2023 год.

Кто должен пройти аудит в силу закона

Обязательно должны провести независимый аудит следующие виды юридических лиц:

  • акционерные общества любой формы;
  • компания, чьи ценные бумаги выпущены в оборот и допущены к организованным торгам (организация-эмитент);
  • банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй, НПФ, страховые компании, ряд других организаций в кредитной и финансовой сфере;
  • предприятие, чья выручка за прошлый год превысила 400 млн. руб.;
  • организация, сумма активов которых на конец предшествующего года превысила 60 млн. руб. (сумма определяется по бухгалтерскому балансу);
  • предприятие, раскрывающее годовую сводную бухгалтерскую или финансовую отчетность;
  • ряд других юридических лиц (застройщики, госкорпорации, НКО и т.д.).

Если вы не можете определить, нужно ли проводить обязательный аудит, обратитесь к нашим экспертам. Мы проанализируем документы и сведения о вашей организации, поможем избежать нарушений закона и штрафов.

Кто может проводить обязательный аудит

Заниматься проведением обязательной аудиторской проверки могут только специализированные аудиторские организации. Индивидуальным аудиторам выдали запрет на проведение такого рода проверок.

При выборе организации занимающейся проведением аудиторских проверок, нужно удостовериться о наличии у них членства в СРО. Информация об участниках СРО на проведение аудиторских проверок должны быть указаны на официальном интернет портале. Обязательно стоит проверить период, когда организация была внесена в реестр. От числа, когда организация была внесена в реестр зависит возможность проведения такой проверки (раньше этого периода заниматься проведением проверок не разрешается).

Ещё одним обязательным условием для проведения проверки служит её независимость. Под этим правилом подразумевается, что аудитор не должен быть зависим от проверяющей компании, также они не должны состоять в родственных связях. Если после проведения аудиторской проверки выяснятся данные обстоятельства – данные проведённой проверки могут быть оспорены на законных основаниях.

Читайте также:  Как получить статус беженца в России

Кто может проводить обязательный аудит

До начала 2009 г. обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности могли проводить только аудиторские организации. Это было установлено в п. 2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон N 119-ФЗ).

Данная статья, а также ряд других норм этого Закона утратили силу с 1 января 2009 г. в связи с вступлением в действие Закона N 307-ФЗ.

Теперь осуществлять обязательный аудит вправе как аудиторские организации, так и индивидуальные аудиторы (индивидуальные предприниматели, осуществляющие аудиторскую деятельность). Основание — п. 2 ст. 1 Закона N 307-ФЗ.

Примечание. Обязательный аудит проводится ежегодно (п. 2 ст. 5 Закона N 307-ФЗ).

Аудиторской признается коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Индивидуальный аудитор — это физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

Штрафы со стороны налоговой службы

Ответственность, которая может быть вменена налоговым органом за непредъявление в установленный срок документов, предусмотрена п.1 ст.126 НК РФ.

Так, цена непредставления в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, составляет 200 рублей за каждый непредставленный документ (п.1 ст.126 НК РФ).

Cогласно ст. 6 Федерального закона от 30.12.2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее по тексту – Закон №307-ФЗ) аудиторское заключение — это официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.

Организации, подлежащие обязательному аудиту

Закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ содержит перечень случаев обязательного аудита, но исчерпывающим он не является. Наиболее полно субъекты обязательного аудита перечислены в «Информации Минфина РФ» от 11.01.2017.

Указанные в «Информации» случаи обязательного аудита представляют собой таблицу из 69 пунктов, сгруппированных по основным критериям, с указанием норм законодательства, отчетности, которая должна при этом проверяться, а также требований к аудиторам, имеющим право на проведение таких проверок.

Так, исходя из критериев, обязательный аудит проводится следующими организациями:

  1. акционерными обществами, фондами, ФГУП, госкорпорациями, госкомпаниями, публично-правовыми компаниями (пункты 1-9 Информации);
  2. компаниями, чьи ценные бумаги допущены к торгам, кредитными организациями, бюро кредитных историй, страховыми компаниями, обществами взаимного страхования, профобъединениями страховщиков, профучастниками рынка ценных бумаг, клиринговыми организациями, организаторами торговли, депозитариями, также проведение обязательного аудита осуществляется акционерными инвестфондами, НПФ, микрофинансовыми организациями, организаторами лотерей и азартных игр, кредитными и жилищными накопительными кооперативами, саморегулируемыми организациями, политическими партиями, застройщиками и т.п. (пункты 10- 50 Информации);
  3. проводят обязательный аудит организации, чей объем выручки за предыдущий год более 400 млн рублей, либо сумма активов по балансу свыше 60 млн рублей (пункт 68 Информации);
  4. обязательный аудит отчетности проводят у себя ЦБ РФ, Агентство по страхованию вкладов, Внешэкономбанк, Фонд содействия реформированию ЖКХ, Госкорпорация «Роскосмос», АО РЖД, Фонд содействия кредитованию и другие (п. 11-67 Информации);
  5. обязательный аудит проводят все организации, представляющие и/или публикующие сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 69 Информации).

Цель и значение обязательного аудита

Цель аудита – это четкая общая достоверность отчетности компании, главная деталь и условие действия – это идеальное качество и эффективность работы аудитора, а обязательный аудит, в свою очередь, является изучением и опытным анализом, а также экспертизой финансовой стандартной отчетности компании на предмет точности и качества работы. Современная законная общая процедура осуществляется как для проверки работы, так и для повышения эффективности бизнеса. Сегодня она часто проводится в самых разнообразных организациях, как государственных, так и коммерческих.

Аудит имеет особый интерес для каждого инвестора, который на основе аудиторской информации оценивает риск дальнейшего вложения средств.

Современный аудит требуется проводить не только до инспекторских проверок, он имеет значение при издержках и долгах, если будут необходимы инвестиции или идет реализация бизнеса. Мероприятие сегодня будет проводиться согласно стандартам, указанным в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» от 2008 года. Еще момент регулируется современными Федеральными стандартами, которые были утверждены постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696.

Проведение обязательного аудита для успешной деятельности компаний

Ежегодно предприниматели сталкиваются с необходимостью проведения важной процедуры, утвержденной законодательством. Речь идет об обязательном аудите. Правовыми документами определены четкие критерии и условия, при которых необходимы такие проверки.

Заказать обязательный аудит предприятия можно в КСК ГРУПП. Мы проводим проверки, в ходе которых удается выявить и устранить все нарушения, обнаружить угрозы и нереализованные возможности. Для нас аудит отчетности – это комплексное понятие. При его проведении используется системный подход, учитываются особенности управления, формируются рекомендации для руководства по принятию важных решений. Такая проверка позволит оптимизировать расходную часть компании, минимизировать налоговые риски.

Специалисты КСК ГРУПП проводят обязательный аудит ООО и предприятий других форм собственности, а также проверки тех структур, для которых процедура носит лишь рекомендательный характер.

Наши сотрудники:

  • проверят валидность экономико-финансовой информации, которая есть в отчетности;
  • оценят эффективность хозяйственной деятельности;
  • выявят угрозы и проведут комплекс превентивных мероприятий;
  • составят рекомендации по устранению недочетов;
  • помогут избежать конфликтов с налоговыми органами.

Проведение обязательного аудита нашими специалистами предполагает детальное описание всех выявленных недоработок и рисков, а также способов их исключения. Если руководство компании нуждается в сторонней помощи, а проверки для нее не определяются законодательством как обязательные, можем порекомендовать экспресс-аудит.

Аудит и обязательный аудит

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», определенная категория организаций обязана проходить обязательную независимую проверку финансово-хозяйственной деятельности (аудит). За отказ или несоблюдение сроков юридическому лицу и его руководству придется отвечать перед законом.

Ответственность за отсутствие обязательного аудита — это штрафные санкции, которые применяются к организациям, перечисленным в законе «Об аудиторской деятельности». Для них независимая проверка бухгалтерии обязательна. О том, какие штрафные санкции за отсутствие аудиторского заключения существуют, расскажем далее.

Читайте также:  Адвокат в уголовном процессе (судопроизводстве)

С точки зрения собственника финансовые затраты на аудиторскую проверку балансируются уверенностью в достоверности данных для анализа финансового положения бизнеса, подготовленных бухгалтерской службой, тестируется качество бухгалтерской службы как составной части организации, выявляются риски финансовых потерь.

За отсутствие (непредставление, не опубликование) аудиторского заключения на Федресурсе законодательством предусмотрена административная ответственность: п. 6-8 ст. 14.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 5000 до 50000 рублей, а в случае повторного правонарушения — дисквалификация должностного лица от 1 года до 3 лет.

Последствия непроведения обязательного аудита (штрафы)

1. Штрафы со стороны налоговых органов, органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, Счетной палаты РФ и контрольно-счетных органов субъектов РФ (ст.28.3 КоАП).

За не предоставление аудиторского заключения в налоговый орган ответственность не установлена (ст. 14 Закона № 402-ФЗ; подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ), тем не менее, налоговый орган, установив при проверке отсутствие у проверяемого лица аудиторского заключения, вправе составить протокол об административном правонарушении.

Статьей 15.11 КоАП РФ предусмотрены штрафы за грубое нарушение правил бухгалтерского учета и отчетности, в том числе и за отсутствие аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным). Сумма штрафа для руководителя за отсутствие заключения составляет от 5 000 до 10 000 руб., а при повторном нарушении — от 10 000 до 20 000 руб., либо руководителю грозит дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет.

Также отмечаем, что в соответствии с пунктом 3 статьи 52 Федерального закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» к информации (материалам), подлежащей предоставлению лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, при подготовке к проведению общего собрания акционеров общества относятся, в том числе годовой отчет общества и заключение ревизионной комиссии (ревизора) общества по результатам его проверки, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторское заключение и заключение ревизионной комиссии (ревизора) общества по результатам проверки такой отчетности.

Таким образом, отсутствие аудиторского заключения является нарушением требований законодательства о порядке подготовки и проведения общих собраний акционеров, участников обществ с ограниченной (дополнительной) ответственностью и владельцев инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.23.1 КоАП РФ и влечет за собой наложение штрафа:

— на граждан в размере от 2 до 4 тысячи рублей;

— на должностных лиц — от 20 до 30 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до одного года;

— на юридических лиц — от 500 тысяч до 700 тысяч рублей.

Если компанией предоставлены все необходимые для проверки регистры и они точно отражают финансовое положение, то аудитором будет вынесено немодифицированное (положительное) заключение. В противном случае будет выдано одно из модифицированных заключений:

  • мнение аудитора с оговоркой;
  • отрицательное мнение;
  • отказ от выражения мнения.

При наличии искажений в бухгалтерских документах компании, их нужно будет исправить. Для этого применяются различные мероприятия, включая полное восстановление бухгалтерского учёта.В документе аудитора содержится следующая информация:

  • наименование документа;
  • наименование адресата;
  • сведения о компании, подвергшейся аудиторской проверке;
  • сведения об аудиторе (компании или отдельном специалисте), проводившем проверку;
  • перечень документов, который подвергся проверке при аудите;
  • мнение аудитора о достоверности проверяемой информации;
  • результаты аудита;
  • дата составления заключения.

Помимо заключения некоторые компании также составляют аудиторский отчет, в котором описываются подробно все этапы проверки, выявленные при проверки недочеты и иную информацию, которая может пригодится для улучшения качества работы бухгалтерии.

Ответственность за нарушение ст. 5 ФЗ «Об аудиторской деятельности» «Обязательный аудит»

Нарушение Последствия нарушения Ссылки
Не проведение обязательного аудита отдельными организациями Отсутствие обязательного аудиторского заключения административная ответственность должностных лиц: штраф дисквалификация ст. 15.11 КоАП РФ
проведение проверок направление предписаний применение иных мер Банком России (в случае не проведения обязательного аудита кредитной организацией) ст. ст. 73, 74 ФЗ «О ЦБ РФ»
Непредставление или представление недостоверных сведений о результатах обязательного аудита в ЕФРСФДЮЛ административная ответственность должностных лиц: штраф дисквалификация ч. 7, 8 ст. 14.25 КоАП РФ
проведение проверок направление предписаний применение иных мер Банком России (в случае непредставления сведений кредитной организацией) ст. ст. 73, 74 ФЗ «О ЦБ РФ»
Заключение договора о проведении обязательного аудита без проведения открытого конкурса в предусмотренном 44-ФЗ порядке и/или реже чем каждые 5 лет признание сделки недействительной, применение последствий недействительной сделки возврат неосновательного обогащения с уплатой процентов (при не равноценности взаимных предоставлений сторон по недействительной сделке) ст. 168 ГК РФ ст. 167 ГК РФ п. 55 ПП ВС РФ от 24.03.2016 N 7 ст. 1102 ГК РФ ст. 395 ГК РФ
обжалование неправомерных действий ч. 15.1 ст. 99, ч. 1 ст. 105 44-ФЗ (для заказчиков по 44-ФЗ) ст. 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» (для заказчиков по 223-ФЗ и лиц, не являющихся заказчиками по 223-ФЗ или 44-ФЗ) п. 4 Письма Минфина N 24-04-06/3691, ФАС N РП/4072/18 от 24.01.2018
проведение внеплановой проверки ч. 15 ст. 99 44-ФЗ (для заказчиков по 44-ФЗ) п. 11 ч. 1 ст. 23 ФЗ «О защите конкуренции» (для заказчиков по 223-ФЗ и лиц, не являющихся заказчиками по 223-ФЗ или 44-ФЗ)
выдача предписания об устранении нарушений п. 2 ч. 22 ст. 99 44-ФЗ (для заказчиков по 44-ФЗ) пп. «а» п. 3.1 ст. 23 ФЗ «О защите конкуренции» (для заказчиков по 223-ФЗ и лиц, не являющихся заказчиками по 223-ФЗ или 44-ФЗ)
приостановка заключения контракта (для заказчиков по 44-ФЗ) ч. 7 ст. 10644-ФЗ
приостановка процедуры закупки: для заказчиков по 223-ФЗ лиц, не являющихся заказчиками по 223-ФЗ и 44-ФЗ ч. 11 ст. 18.1 ФЗ «О защите конкуренции»
проведение прокурорской проверки
  • ст. 21 ФЗ «О прокуратуре»

Аудит и обязательный аудит

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», определенная категория организаций обязана проходить обязательную независимую проверку финансово-хозяйственной деятельности (аудит). За отказ или несоблюдение сроков юридическому лицу и его руководству придется отвечать перед законом.

Ответственность за отсутствие обязательного аудита — это штрафные санкции, которые применяются к организациям, перечисленным в законе «Об аудиторской деятельности». Для них независимая проверка бухгалтерии обязательна. О том, какие штрафные санкции за отсутствие аудиторского заключения существуют, расскажем далее.

С точки зрения собственника финансовые затраты на аудиторскую проверку балансируются уверенностью в достоверности данных для анализа финансового положения бизнеса, подготовленных бухгалтерской службой, тестируется качество бухгалтерской службы как составной части организации, выявляются риски финансовых потерь.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *