Новый закон позволяет возить больше на 10%? ТАК ЛИ ЭТО?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новый закон позволяет возить больше на 10%? ТАК ЛИ ЭТО?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Принятый закон, кроме того, меняет ведомство, ответственное за слежение за соблюдением грузовиками допустимых весогабаритных параметров, и передает всю полноту полномочий в этой сфере от ГИБДД Ространснадзору.

ГИБДД отстранят от весогабаритного контроля

Правда, это новшество заработает только с 1-го января следующего года.

То есть: с 1-го января 2023-го года сотрудники ГИБДД в принципе не смогут штрафовать перевозчиков за превышение массы, осевой нагрузки или допустимых габаритов грузовиков.

Этим будет заниматься Ространснадзор на всех без исключения видах постов (автоматических, стационарных и передвижных).

Для справки: на данный момент, до 1-го января 2023-го года, Ространснадзор не имеет доступа к автоматической базе данных, а потому может штрафовать перевозчиков за превышение весогабаритных параметров только на стационарных и передвижных постах, где взвешивание и измерение транспортных средств проводится при непосредственном участии сотрудников ведомства.

Суть спора между продавцом и покупателем

Компании заключили договор поставки на условиях самовывоза со склада продавца. Загрузка автомобиля в машину покупателя осуществлялась силами продавца. Он же значился в товаросопроводительных документах в качестве грузоотправителя. Штраф за перевес, выявленный на весовом контроле, инспектор ГИБДД выписал продавцу.

Продавец обратился в суд с целью переложить штраф на покупателя, который по его мнению предоставил для доставки товара машину, которая не соответствовала весовым параметрам груза. Перевес образовался не по вине продавца.

Судьи с этой логикой не согласились. Они указали, что товар в машину загружал продавец и у него была возможность не перегружать авто. Продавец мог (но не сделал этого) проинформировать покупателя о том, что предоставленная машина не имеет нужно грузоподъёмности и для полной перевозки груза нужно либо предоставить дополнительный автомобиль либо сделать несколько рейсов.

Наказание для водителей грузовых авто

Меры за превышение объема перевозимого для водителей грузовиков зависит от того, насколько оно велико:

  • 2 — 10% — штраф 100 — 1500 р. с водителя, 10000 — 15000 р. с ответственного за перевозку, 100000 — 150000 р. – с юрлица;
  • 10 — 20% — штраф 3000 — 3500 р. с водителя, 20000 — 25000 р. с должностного лица, 200000 — 250000 р. с юридического;
  • 20 — 50% – штраф 4000 — 5000 р. или лишение прав водителя на 1 — 3 месяца, выплата 30000 — 40000 р. с ответственного за перевозку, 300000 — 400000 р. с юридического лица;
  • свыше 50% – штраф 7000 — 10000 р. с водителя плюс лишение ВУ на 4 — 6 месяцев, 45000 — 50000 р. с должностного лица, 400000 — 500000 р. с юридического.

Это регламентируется статьей 12.21.1 КоАП РФ.

Принципы транспортировки грузов.

В законодательстве РФ содержатся жесткие требования, касающиеся перевозки грузов различными видами автомобильного транспорта.

  • В паспорте транспортного средства (далее – ПТС) указаны максимальные показания веса грузового автомобиля и нагрузок на его оси. Величина данных показателей устанавливается в соответствии с приложениями 1 и 2 Постановления Правительства № 272 “Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом” от 15.04.2011 года.
  • Массу груза определяет и указывает в транспортных документах грузоотправитель. Загрузка осуществляется в присутствии представителя перевозчика. Иные варианты возможны лишь в том случае, когда это предусмотрено договором.
  • Представитель перевозчика осуществляет контроль над правильным размещением груза по прицепу. Важно проверить наличие и надежность крепления, поскольку незакрепленный груз может сместиться во время поездки. Возникнет превышение нагрузки на ось, которого не было изначально.
  • Существуют ситуации, в которых необходимо осуществить транспортировку груза, вес которого выше допустимых значений (например тяжелая цельная конструкция). В случае превышения веса на 2% от установленного в ПТС возникает необходимость оформить специальное разрешение, утвердить маршрут проезда в Росавтодоре того региона, где произошла загрузка. Вдобавок ко всему придется возместить вред, причиняемый дорожному полотну.

Величина штрафа за перегруз автомобиля

Штраф за перегруз назначается в соответствии со ст. 12.21.1.2 и 12.21.2 КоАП РФ. Сумма взыскания составляет 1000-500000 рублей и зависит от того, на кого обращается взыскание: на физическое, юридическое или иное должностное лицо.

При остановке ТС, нагрузка по осям которого превышает установленные нормы, штраф назначается водителю, а также должностному или юридическому лицу, отвечающему за транспортировку груза.

Взыскания, накладываемые на перевозчика грузов:

Величина перегруза, %

Физическое лицо, сумма в рублях

Величина взыскания для должностного лица, рублей

Юридическое лицо, штраф в рублях

2-10

1000-1500

10000-15000

100000-150000

10-20

3000-4000

25000-30000

250000-300000

20-50

5000-10000 или лишение права управления автомобилем на 2-4 месяца

35000-40000

350000-400000

7000-10000 или лишение ВУ на срок 4-6 месяцев

45000-40000

450000-500000

Читайте также:  Изменения в бухучёте и налогообложении в 2023 году

В соответствии с примечанием к ст. 12.21.1 КоАП РФ, при совершении индивидуальным предпринимателем, выступающим в качестве перевозчика, правонарушения, предусмотренного ст.12.21 КоАП РФ, ему назначается наказание, идентичное юридическому, а не физическому лицу.

Как рассчитать массу грузовика по осям?

При подсчете предельно допустимой массы ТС учитывают следующие показатели:

  1. Общее количество осей на машине.
  2. Расстояние между осями.
  3. Типы колес (одно или двускатные).

Желательно делать подсчет при помощи специальных автовесов. Самостоятельные расчеты без привлечения оборудования часто получаются приблизительны. Особенно при перевозке груза в прицепе.

Если же необходимо предварительно установить, какую нагрузку оказывает ТС на дорожное полотно, делают это следующим образом. Во-первых, в документах на машину смотрят максимально допустимую нагрузку по осям. Этот показатель будет весом транспортного средства. При условии, что автомобиль двухосный. Если у машины три оси, нужно установить предельную нагрузку на переднюю ось и заднюю тележку. Сумма двух показателей будет весом ТС.

Т.к. нагрузка на заднюю часть грузовой машины больше по сравнению с передней, условно ее распределяют в таких пропорциях:

  • 75 % общего груза приходится на прицеп.
  • 25 % — на тягач.

Исходя из этого правила, на переднюю ось приходится 25, на все остальное – 75 %.

Пример расчета нагрузки на трехосное ТС с прицепом, если вес тягача – 10 т., вес прицепа – 14 т., вес груза – 13 т.

Многим не совсем понятно, что означает нагрузка на ось, и, тем более, превышение этого значения. На самом деле все просто. В этом случае речь идет о перегрузе грузового автомобиля, который оказывает на дорожное полотно повышенное давление. При этом нужно учитывать, что на задние колеса (то есть одну из осей), как правило, приходится значительно больше веса. Это во многом зависит и от типа конкретного автотранспортного средства, его прицепа и других параметров. Но, несмотря ни на что, задняя ось оказывает повышенное давление.

Чтобы уточнить допустимую массу автопоезда в России, стоит учесть несколько важных аспектов. Один из самых первых заключается в разновидности грузового автомобиля. Исходя из их грузоподъемности, несложно самостоятельно понять, какой груз в том или ином случае будет приемлемым.

Будет ли штраф за перегруз оси легкового авто

Владельцам автотранспортных средств этого типа беспокоиться не о чем. Допустимые значения для грузов и осей предусмотрены исключительно для грузовых автомобилей. Однако это не означает, что «легковушку» можно набить любым типом груза и спокойно переправлять из одной точки в другую. В первую очередь перегруз опасен для любого транспортного средства. Под сильным давлением прогибаются рамы, перестают нормально функционировать амортизаторы. Общий срок эксплуатации автотранспортного средства значительно сокращается.

Многие полагают, что, загружая машину, нужно руководствоваться исключительно своими собственными представлениями о перегрузе и возможностях авто. При этом многие водители совершенно не думают о том, как будут чувствовать себя пассажиры. Некоторые забивают не только багажное отделения ТС, но и салон, полностью блокируя заднее стекло. В этом случае обзорность будет нарушена. Если произойдет автотранспортное происшествие, то подобный факт может быть отнесен к отягощающим факторам.

Штраф можно заплатить в том случае, если в машине размещается больше пассажиров, чем конкретное авто способно перевозить. Как правило, включая водителя в легковом автомобиле может быть не более 4 человек (трое на заднем сиденье и два человек впереди). Вся эта информация указывается в документах на ТС. Соответственно, если такую машину остановит сотрудник дорожной полиции, то он с легкостью может выписать штраф.

Если сведения о массе груза намеренно искажены

Мало просто не нагрузить машину слишком сильно. Важно, чтобы после взвешивания все данные сходились с накладной. Соответственно в ней должен быть указан реальный вес груза, а не тот, который удобнее вписать, чтобы оформить нужное разрешение.

Если в документах указаны неправильные данные о массе груза, сроке и действия специализированного разрешения, то можно поплатиться рублем. Также к правонарушениям относятся ситуации, когда в накладной отсутствует маршрут, составленный для конкретного груза. Все это приведет к штрафным санкциям. Легче всего отделаются физические лица. Им придется оплатить 1500-2000 рублей. Чуть большая ответственность ложится на должностное лицо. На него будет наложен штраф до 20 тыс. рублей. Разумеется, юридическое лицо пострадает больше всех. Ему нужно будет внести в государственную казну не менее 200000 рублей.

Кем и где проверяется

Проверка массы грузового автомобиля и осевой нагрузки производится инспектором ГИБДД:

  • на стационарных постах, которые устанавливаются в определенных местах (как правило, при выезде или подъезде к населенному пункту). На таких видах постах весового контроля передвижение оборудования с места на место запрещено;
  • на передвижных постах, оборудованных на базе грузового фургона. Передвижные посты могут в соответствии с регламентом менять свое место расположения.
Читайте также:  «Закон о шлепках»: что считается побоями, и как за них будут наказывать

Весовой контроль может осуществляться двумя способами:

  1. динамическим. Транспортное средство производит движение в определенном месте, оснащенном специальными датчиками со скоростью не более 5 км/ч. При данном способе определения параметров массы и осевой нагрузки погрешность измерения может составлять до 3%;
  2. статистическим. Измерения производятся на весах после полной остановки автотранспортного средства. Такой способ позволяет более точно определить исследуемые параметры.

Штрафы за перегруз и нарушения габаритов грузового автомобиля

Статья Правонарушение Штраф, руб. Срок лишения
12.21.1 ч. 1 КоАП Движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов на величину не более 10 см. без специального разрешения, либо с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину не более 10 см, либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 2, но не более 10% без специального разрешения, либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 2, но не более 10%. водитель – от 1000-1500;
должностное лицо от 10 тыс. – до 15 тыс.;
юрлицо – 100 тыс. до 150 тыс.;
на камеру – 150 тыс.
12.21.1 ч. 2 КоАП Движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов на величину более 10, но не более 20 см. либо с превышением допустимой массы или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 10, но не более 20% без специального разрешения. водитель – от 3000-4000;
должностное лицо от 25 тыс. – до 30 тыс.;
юрлицо – 250 тыс. до 300 тыс.;
на камеру – 300 тыс.
12.21.1 ч. 3 КоАП Движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов на величину более 20, но не более 50 см. либо с превышением допустимой массы или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 20, но не более 50% без специального разрешения. водитель – от 5 тыс. до 10 тыс.;
должностное лицо от 35 тыс. – до 40 тыс.;
юрлицо – 350 тыс. до 400 тыс.;
на камеру – 400 тыс.
2-4 месяцев
12.21.1 ч. 4 КоАП Движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину более 10, но не более 20 см. либо с превышением массы или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 10, но не более 20%. водитель – от 3 тыс. до 3.5 тыс.;
должностное лицо от 20 до 25 тыс.;
юрлицо – от 200 тыс. до 250 тыс.;
на камеру – 250 тыс.
12.21.1 ч. 5 КоАП Движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину более 20, но не более 50 см. либо с превышением массы или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 20, но не более 50%. водитель – от 4 тыс. до 5 тыс.;
должностное лицо от 30 до 40 тыс.;
юрлицо – от 300 тыс. до 400 тыс.;
на камеру – 400 тыс.
2-3 месяцев
12.21.1 ч. 6 КоАП Движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов на величину более 50 см. без специального разрешения, либо с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину более 50 см., либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 50% без специального разрешения, либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 50%. водитель – от 7 тыс. до 10 тыс.;
должностное лицо от 45 тыс. до 50 тыс.;
юрлицо – от 400 тыс. до 500 тыс.;
на камеру – 500 тыс.
4-6 месяцев
12.21.1 ч. 7 КоАП Нарушение правил движения тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 — 6 статьи 12.21.1. водитель – от 1 тыс. до 1.5 тыс.;
должностное лицо от 5 тыс. до 10 тыс.;
юрлицо – от 50 тыс. до 100 тыс.
12.21.1 ч. 8 КоАП Предоставление грузоотправителем недостоверных сведений о массе или габаритах груза в документах на перевозимый груз либо неуказание в транспортной накладной при перевозке крупногабаритных или тяжеловесных грузов информации о номере, дате или сроке действия специального разрешения либо о маршруте перевозки такого груза, если это повлекло нарушение, предусмотренное частью 1, 2 или 4 статьи 12.21.1. на граждан – от 1.5 тыс. до 2 тыс.;
должностное лицо от 15 тыс. до 20 тыс.;
юрлицо – от 200 тыс. до 300 тыс.
12.21.1 ч. 9 КоАП Предоставление грузоотправителем недостоверных сведений о массе или габаритах груза в документах на перевозимый груз либо неуказание в транспортной накладной при перевозке крупногабаритных или тяжеловесных грузов информации о номере, дате или сроке действия специального разрешения либо о маршруте перевозки такого груза, если это повлекло нарушение, предусмотренное частью 3, 5 или 6 статьи 12.21.1. на граждан – 5 тыс.;
должностное лицо от 25 тыс. до 30 тыс.;
юрлицо – от 350 тыс. до 400 тыс.
12.21.1 ч. 10 КоАП Превышение допустимой массы транспортного средства и (или) допустимой нагрузки на ось транспортного средства, либо массы транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, либо допустимых габаритов транспортного средства, либо габаритов, указанных в специальном разрешении, юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществившими погрузку груза в транспортное средство. ИП – от 80 тыс. до 100 тыс.;
юрлицо – от 250 тыс. до 400 тыс.
12.21.1 ч. 11 КоАП Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками, запрещающими движение транспортных средств, общая фактическая масса которых либо нагрузка на ось которых превышает указанные на дорожном знаке, если движение таких транспортных средств осуществляется без специального разрешения. водитель – 5 тыс.;
12.21.2 ч. 1 КоАП Перевозка опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, специального разрешения или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов, а равно перевозка опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов, либо несоблюдение условий перевозки опасных грузов, предусмотренных указанными правилами. водитель – от 2 тыс. до 2.5 тыс.;
должностное лицо от 15 до 20 тыс.;
юрлицо – от 400 тыс. до 500 тыс.
4-6 месяцев
12.21.2 ч. 2 КоАП Нарушение правил перевозки опасных грузов, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 12.21.2. водитель – от 1 тыс. до 1.5 тыс.;
должностное лицо от 5 тыс. до 10 тыс.;
юрлицо – от 150 тыс. до 250 тыс.
Читайте также:  Страховые взносы ИП в 2022 году

Кто может выписать штраф

Контроль за нагрузкой грузовиков осуществляют сотрудники ГИБДД. Они могут останавливать фуры и проверять их уровень загруженности.

На специальных постах взвешивание проходят все фуры на дороге. Но и без поста на обычной трассе сотрудники ГИБДД могут остановить фуру и проверить уровень загрузки. Обычно таким внезапным проверкам подвергаются водители, нарушившие ПДД.

Кроме того, современные камеры слежения, установленные на дорогах, тоже могут определять уровень загруженности грузовика. В этом случае штрафы назначаются автоматически — камера фиксирует перегруз и направляет штраф владельцу авто по зарегистрированному государственному номеру.

Автоматические весы могут измерить как общий вес грузовика вместе с грузом, так и распределение веса по осям. Для этого автомобиль должен двигаться со скоростью меньше 140 км/ч. Если выявляется нарушение, система автоматически проверяет, есть ли у этого транспорта специальное разрешение на перегруз. Если его нет, то владелец транспорта получит штраф.

В каких случаях можно обжаловать решение

Лицо имеет право обжаловать вынесенный штраф в судебном порядке, на что ему даётся десять суток с момента передачи копии постановления о зафиксированном факте перегруза.

Есть три способа, как это можно сделать:

  • Предоставить судье веские доводы о том, что выписанное постановление было назначено ошибочно или не совсем законно. Нужны доказательства того, что уполномоченное лицо в момент произведения штрафа за перегруз неверно составило официальный протокол или весы работали неисправно. Будет назначена дополнительная экспертиза и если заявитель прав, штраф будет отменён. Однако, если суд установит, что протокол о перегрузе составлен верно, повторное оспаривание станет невозможным.
  • Перегруза не было. Для этого необходим официальный документ (например, данные о сертификации ТС), который подтверждает, что конструкционные особенности транспортного средства позволяют вместить указанный объём груза/количество пассажиров.
  • Перегруз на одну ось произошёл по независящим от водителя причинам. Например, смещение произошло в результате резкого торможения, дополнительный груз был вмещён без ведома водителя или в результате действий третьих лиц. Но для этого необходимы объективные доказательства (фото, видео, аудиоматериалы, официальные документы, свидетельские показания).

Контрольный пункт проверки веса

Сотрудники ГИБДД проверяют на контрольном пункте транспортные средства на перегруз (весовой контроль).

Есть 2 способа взвешивания:

  1. Динамическое, когда на весах производится расчет нагрузки на ось. При этом движение ТС не должно быть более 5 км/ч. Такой метод дает погрешность 3%.
  2. Статическое взвешивание более точное. Этот способ измерения используют чаще для коммерческих перевозок. Машину останавливают на весах и производят замер массы.

Виды контрольных пунктов:

  • стационарные, когда оборудования для взвешивания и сотрудники имеют постоянную дислокацию;
  • передвижные на специальных фургонах для выявления нарушений на любых участках дороги.

Кроме массы, сотрудники полиции на постах могут проверить и состав груза на предмет его опасности и наличия для его перевозки специального разрешения.
Регламентировано данное положение в Приказе Минтранса России от 08.08.1995 года № 73.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *