Статья 88 НК РФ. Камеральная налоговая проверка (действующая редакция)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 88 НК РФ. Камеральная налоговая проверка (действующая редакция)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если налогоплательщик не согласен с результатами камеральной проверки, он вправе их оспорить. Для этого необходимо составить возражение в письменной форме и направить его по адресу ИФНС, составившей акт.

Порядок проведения камеральной налоговой проверки

Порядок камеральной проверки заключается в следующем:

  1. проводиться проверка должностными лицами налоговой на своем рабочем месте, т.е. в здании налоговой
  2. срок для проведения такой проверки, по общему правилу, составляет 3 месяца, т.е. проверка может быть завершена и до истечения 3-х месяцев
  3. начинается проверка с даты получения документов от налогоплательщика, при этом нигде документально не фиксируется дата начала проверки, как и дата окончания
  4. при необходимости налоговая может истребовать дополнительные документы, но не всегда; также при выявлении ошибок в декларации или несоответствий с документами налоговая вправе потребовать представление пояснений или внесение изменений
  5. если по результатам проверки будут выявлены какие-то нарушения, то в этом случае подлежит составлению акт камеральной проверки; если нарушений не будет выявлено, то акт не будет составляться

Как проводится выездная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка – это гораздо более сложное, длительное и негативное по своим последствиям для налогоплательщика мероприятие, чем камеральная проверка. Начинается выездная проверка со дня вынесения решения о ее проведении, которое проверяющие должны предъявить вам вместе со своими служебными удостоверениями.

Для проведения проверки вы должны предоставить контролерам помещение на своей территории. Если это невозможно, например, по причине того, что ООО зарегистрировано на домашний адрес или проверяют индивидуального предпринимателя, не имеющего офиса, то выездная налоговая проверка будет проводиться на территории налогового органа. В этом случае возникает проблема передачи в налоговую инспекцию множества ваших документов, поэтому иногда проверяющие соглашаются на то, чтобы проводить проверку во временно арендованном соседнем офисе.

В ходе выездной налоговой проверки налоговики не только изучают документы, но и опрашивают налогоплательщика и его работников. Инспекторы должны получить доступ ко всем документам, связанным с расчетом и уплатой налогов, в том числе и к их подлинникам. Возможно проведение и других мероприятий налогового контроля, таких как:

  • выемка документов и предметов;
  • допрос свидетелей;
  • назначение экспертизы;
  • осмотр;
  • инвентаризация имущества;
  • привлечение специалиста, переводчика.

Срок проведения выездной налоговой проверки не должен превышать двух месяцев, а филиала или представительства — одного месяца. Двухмесячный срок может быть продлен до четырех и даже до шести месяцев. Кроме того, проверка может быть приостановлена по причинам, указанным в п. 9 статьи 89 НК РФ на срок до шести месяцев. На период приостановления выездной проверки деятельность контролеров прекращается, а подлинники документов возвращаются налогоплательщику (если только они не были получены в результате выемки).

Заканчивается выездная налоговая проверка составлением справки, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Справка только фиксирует срок окончания выездной налоговой проверки, а результаты ее отражаются в акте.

В отличие от камеральной проверки, при выездной акт должен быть составлен обязательно, даже если никаких нарушений выявлено не было. Составляется акт выездной налоговой проверки в течение двух месяцев после справки о ее окончании. Акт должен быть вручен налогоплательщику лично (или его представителю), а в случае, если он уклоняется от его получения, то акт направляется по почте, и считается врученным на шестой день с даты отправки заказного письма. Порядок подачи возражений по акту выездной проверки, вынесения решения и обжалования такой же, как и по камеральной проверке.

Комментарий к ст. 88 НК РФ

Данная статья регламентирует порядок проведения камеральной налоговой проверки. В отличие от выездной камеральная проверка может проводиться в отношении всех налогоплательщиков без ограничений.

Суть камеральной налоговой проверки состоит в сборе, анализе, изучении и обработке представленных в налоговой орган документов о деятельности налогоплательщика и проверке соответствия этих документов фактическим данным.

1. Статья посвящена одному из самостоятельных видов налоговой проверки, а именно — камеральной налоговой проверке.

Нормы, указанные в абзаце 1 комментируемой статьи, позволяют сделать ряд важных выводов:

а) камеральная налоговая проверка всегда проводится по месту нахождения налогового органа (как правило, того, в котором налогоплательщик состоит на налоговом учете, хотя возможно проведение камеральной проверки и в другом налоговом органе; о возможности проведения камеральной налоговой проверки в ходе так называемой встречной проверки — ст. 87 НК РФ);

б) данный вид налоговой проверки проводится только на основании имеющихся у налогового органа данных о деятельности налогоплательщика, которые формируются:

— путем представления налогоплательщиком в налоговой орган налоговой декларации и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов. Представление данных документов в установленных законом случаях является обязанностью налогоплательщика (ст. 23 НК РФ);

— путем получения налоговым органом иных документов о деятельности налогоплательщика. В данном случае речь идет о тех документах, которые получены налоговым органом не от налогоплательщика, а из иных источников;

— путем истребования у налогоплательщика дополнительных документов и сведений, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Причем форма (устная, либо по запросу, либо иным способом) истребования налоговым органом таких документов у налогоплательщика Кодексом не установлена. В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщик обязан предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом. Соответствующее право налогового органа истребовать у налогоплательщика необходимые для проведения проверки документы установлено пунктом 1 статьи 31 и статьей 93 НК РФ. Лицо, которому адресовано требование о предоставлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в течение пяти дней. Отказ от представления или непредставление в срок необходимых документов влечет ответственность налогоплательщика в установленном главами 15 и 16 НК РФ порядке. В случае такого отказа у должностного лица налогового органа в соответствии со статьей 93 НК РФ возникает право произвести выемку необходимых документов. Однако в рамках камеральной налоговой проверки такая выемка производиться не может, так как пункт 1 статьи 94 НК РФ предусматривает возможность выемки документов и предметов только в рамках выездной налоговой проверки. Следовательно, для должностного лица налогового органа, проводящего камеральную проверку, становится невозможным получение необходимых дополнительных документов, если налогоплательщик отказался их предоставить. Налоговый орган в такой ситуации вправе только наказать налогоплательщика путем наложения на него определенных санкций;

Читайте также:  Детям войны какие полагаются выплаты в 2023 году в Башкирии и когда

— путем получения объяснений налогоплательщика. Пункт 1 статьи 31 НК РФ устанавливает право налогового органа вызывать на основании письменного уведомления налогоплательщиков и иных обязанных лиц для дачи пояснений в связи с уплатой (перечислением) ими налогов.

2. Нормы абзаца 2 комментируемой статьи устанавливают ряд процедур, соблюдение которых необходимо для того, чтобы камеральная налоговая проверка была признана правомерной:

а) для камеральной налоговой проверки достаточно полномочий должностного лица налогового органа, осуществляющего проверку. То есть в отличие от выездной налоговой проверки камеральная проводится и при отсутствии такого решения (что чаще всего и бывает на практике);

б) камеральная налоговая проверка не требует какого-либо специального порядка назначения. Она осуществляется по месту нахождения налогового органа и проводится должностным лицом в соответствии со своими служебными обязанностями.

Другими словами, должностное лицо налогового органа (ст. ст. 30 — 33 НК РФ) проводит камеральную налоговую проверку, так как:

— это входит в круг его служебных обязанностей (последние определяются не только нормами Закона о налоговых органах, Положения о ФНС, но и нормативными правовыми актами, издаваемыми Минфином РФ, а также ранее изданными МНС России, должностными инструкциями, правилами внутреннего распорядка налогового органа, иными актами действующего законодательства). Например, МНС России Приказом от 28 августа 2003 г. N БГ-3-03/478 утвердило Методические рекомендации по проведению камеральной налоговой проверки декларации по акцизам на подакцизные товары (по формам 1, 2, 3);

— наступил срок представления налогоплательщиком налоговой декларации и иных документов, упомянутых в абзаце 1 статьи 88 НК РФ. При этом камеральная проверка должна быть проведена в течение трех календарных месяцев со дня представления указанных документов в налоговый орган;

в) правила абзаца 2 комментируемой статьи диспозитивны: дело в том, что другими актами законодательства о налогах может быть установлено и иное.

3. Правила абзаца 3 комментируемой статьи применяются, если в ходе проведения камеральной проверки уполномоченное должностное лицо налогового органа:

— выявило ошибки в заполнении представленных в налоговый орган документов. Ошибки могут быть самыми разнообразными: это и чисто арифметические (счетные) ошибки, это и неправильное заполнение форм документов (например, налоговой декларации), это и неверное указание дат в документах, и т.д.;

— выявило противоречия в упомянутых документах.

В абзаце 3 комментируемой статьи законодатель предписывает уполномоченному должностному лицу письменно сообщать налогоплательщику:

— о выявленных в документах ошибках и противоречиях;

— необходимости внести в них соответствующие исправления. При этом в сообщении указываются сроки, в течение которых документы должны быть исправлены.

4. Правила абзацев 4 и 5 комментируемой статьи устанавливают, что в ходе проведения камеральной проверки налоговый орган вправе (хотя и не обязан — нужно учитывать конкретные обстоятельства) истребовать от налогоплательщика:

— дополнительные сведения, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Эти сведения могут касаться самых разных сторон деятельности налогоплательщика (например, договоры с контрагентами, расчеты по уплате других налогов, платежные ведомости и иные документы, свидетельствующие об уплате сборов, и т.д.), относиться как к данному налоговому периоду, так и к прошедшему, содержать информацию об имуществе налогоплательщика, о численности его работников и т.п.;

— документы (например, учредительные документы организаций, договоры аренды на объекты недвижимости, учетные документы, завещания и т.п.), подтверждающие правильность и своевременность уплаты налога (о документах и о порядке их истребования — ст. ст. 93, 94 НК РФ);

— объяснения (устные и письменные).

Следует обратить внимание на то, что за отказ представить в налоговый орган документы и сведения налогоплательщик может быть (при наличии всех необходимых обстоятельств) привлечен к ответственности по статьям 119, 126, 129.1 НК РФ;

б) налоговый орган обязан направить налогоплательщику:

— требование о доплате налога. Речь идет о письменном извещении, обязывающем доплатить обозначенную в нем сумму в установленный срок (ст. ст. 69, 70 НК РФ);

— требование об уплате пени (ст. 75 НК РФ).

Представление дополнительных документов

Помимо пояснений, при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе потребовать у организации и ИП предоставить и дополнительные документы, подтверждающие обоснованность отраженных в налоговой отчетности сведений. В частности, документы могут быть затребованы в случаях:

  • в налоговой декларации заявлены налоговые льготы (представляются документы, подтверждающие право на данные льготы);
  • представление уточненной налоговой декларации, в которой уменьшается сумма налога, уплачиваемого в бюджет (представляются документы, подтверждающие данные уточненной декларации);
  • в налоговой декларации заявляется налоговый вычет по НДС (представляются документы, подтверждающие такой вычет);
  • при несоответствии сведений, содержащихся в декларации, сведениям, заявленным в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости (представляются счета-фактуры и первичные документы, относящиеся к прослеживаемым товарам).

Когда требование из ФНС можно проигнорировать?

Не на все запросы налоговиков в рамках камеральной проверки нужно представлять документы, нередко инспекторы лукавят или пытаются превысить свои полномочия. Рассмотрим ситуации, когда можете не исполнять требование, полученное из ФНС. Так, наказания в виде штрафа по статье 126 НК за непредставление документов по требованию не будет, если требование:

  • инспектор отправил вам после окончания срока, установленного на проведение камеральной проверки;
  • отправлено простым, а не заказным письмом, в результате в инспекции нет подтверждения, что оно было доставлено адресату;
  • содержит невнятные формулировки, не позволяющие однозначно установить, какие именно документы надлежит передать в инспекцию по запросу;
  • направлено компании повторно или запрошены документы, предоставляемые в инспекцию ранее в рамках других контрольных мероприятий.

Камеральным проверкам и взаимоотношениям, возникающим в связи с их проведением, свойственно регулирование, которое организуется посредством правовых норм. Данные правовые нормы позволяют соблюсти как права и законные интересы налогоплательщика, так и интересы государства.

Правовое регулирование камеральных налоговых проверок, порядок и правила их проведения, прежде всего, регламентируется Налоговым кодексом РФ.

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы имеют право проводить налоговые проверки. Статьи 82, 87 НК РФ определяют основные формы налоговых проверок: это камеральная налоговая проверка (ст. 88 НК РФ) и выездная налоговая проверка (ст. 89 НК РФ).

Федеральным законом от 18.07.2011 N 227-ФЗ с 1 января 2012 г. установлена проверка контролируемых сделок. Проверка производится согласно ст. 105.17 НК РФ. Пунктом 1 ст. 105.17 НК РФ установлен запрет на проверку соответствия цен в рамках выездной или камеральной проверки.

Налоговый кодекс РФ в п. 1, 2 ст. 88 НК РФ начало камеральной налоговой проверки связывает исключительно с фактом представления налогоплательщиком в налоговый орган налоговых деклараций (расчетов) и документов, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Следовательно, камеральная проверка начинается с даты представления документов, перечисленных в п. 1 ст. 88 НК РФ. Аналогичная позиция указана в письме ФНС России от 07.05.2010 N ШС-37-3/1269@ «О разъяснении налогового законодательства» . При этом дата начала камеральной налоговой проверки не зависит от того, были ли представлены документы налогоплательщиком с нарушением срока либо нет. В каждом конкретном случае устанавливается вопрос наличия либо отсутствия признаков налогового правонарушения.

Читайте также:  Замена водительских прав при смене фамилии в вопросах и ответах

Экономика и жизнь (Бухгалтерское приложение). 2010. N 33.

В письме ФНС России от 13.09.2012 N АС-4-2/15309@ указано, что определение момента начала течения трехмесячного срока проведения камеральной налоговой проверки связано с моментом получения налоговым органом налоговой декларации (расчета).

В настоящее время существует следующий порядок представления документов в налоговый орган: личное представление, через представителя, по почте или по телекоммуникационным каналам связи. Соответственно, момент начала камеральной проверки также различен.

При личном представлении или через представителя датой представления документов считается день фактического представления этих документов в налоговый орган, на поступивших документах полномочным на то работником налогового органа ставится отметка об их приеме.

При передаче документов по почте или по телекоммуникационным каналам связи датой представления документов считается день отправки почтового или электронного письма в налоговый орган.

При подаче налоговой декларации по НДС и заявлении права на возмещение налога проводимая камеральная проверка имеет следующие особенности.

Пункт 8 ст. 88 НК РФ возлагает на налогоплательщика обязанность представить с декларацией ряд документов. В силу п. 8 ст. 88 НК РФ налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов.

В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.01.2012 по делу N А78-4030/2011 указано, что нормы гл. 21 НК РФ не предусматривают обязанности налогоплательщика на момент представления налоговой декларации, в которой заявлено право на возмещение налога на добавленную стоимость, прикладывать к ней документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов. В то же время в Постановлении отмечено, что из взаимосвязанного толкования положений ст. 88, 172 НК РФ следует, что налоговый орган не вправе отказать налогоплательщику в возмещении НДС по мотиву недоказанности им правомерности применения налоговых вычетов, не истребовав и не проверив необходимые документы, определенные ст. 172 НК РФ.

В связи с этим можно сделать вывод, что, если налоговый орган истребует документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов, у налогоплательщика возникает обязанность представить эти документы.

К таким документам относятся, к примеру, документы, подтверждающие оприходование приобретенных товаров (работ, услуг), книги покупок и журнал учета полученных счетов-фактур, первичных документов, на основании которых оприходован товар (отраженный в книге покупок); книги учета доходов и расходов индивидуального предпринимателя (отдельно по каждому осуществляемому виду деятельности), поскольку они необходимы для проверки совершенных сделок (см. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 16.03.2011 N Ф03-574/2011 по делу N А37-3432/2009).

В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.02.2010 по делу N А69-336/2009 указал, что главная книга, оборотно-сальдовые ведомости, журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур не являются документами, которые налоговый орган вправе истребовать для проведения камеральной проверки, так как данные документы не являются документами, подтверждающими принятие товаров (работ, услуг) к учету.

Соответственно, документы, не подтверждающие принятие товаров (работ, услуг) к учету, не обязательны для представления в подтверждение обоснованности применения налоговых вычетов и возмещения НДС. Кроме того, следует также учитывать, что налоговый орган при проведении камеральной проверки не вправе возлагать на налогоплательщика обязанность представить значительное количество документов, не связанных с проверкой обоснованности получения обществом возмещений НДС из бюджета и не относящихся к проверяемому периоду (см., к примеру, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 01.06.2009 N Ф03-2283/2009 по делу N А73-11087/2008).

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 18.09.2012 N 4517/12 по делу N А65-9081/2011 обращено внимание на то, что в п. 2 ст. 146 НК РФ указаны операции, которые в целях главы 21 НК РФ не признаются объектом обложения налогом на добавленную стоимость. Отсутствие у налогоплательщика обязанности исчислять и уплачивать в бюджет налог на добавленную стоимость с операций, не признаваемых объектом обложения, не является льготой. Соответственно, направление налогоплательщику при проведении камеральной налоговой проверки требования о представлении документов, подтверждающих правомерность отражения в налоговой отчетности операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость, противоречит нормам ст. 88 НК РФ.

Таким образом, в рамках проведения камеральной налоговой проверки налоговая инспекция вправе истребовать не любые документы, а непосредственно связанные с заявленными налогоплательщиком в декларации налоговыми вычетами по налогу на добавленную стоимость, предусмотренными ст. 169, 171, 172 НК РФ.

Отметим, что обязательные и возможные действия, осуществляемые должностными лицами налогового органа, не ограничиваются сообщением налогоплательщику о выявленных в ходе камеральной налоговой проверки нарушениях, выставлением требования о представлении документов. Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки.

Однако нередко случаются ситуации, когда налогоплательщик до окончания камеральной налоговой проверки ранее поданной декларации (расчета) подает уточненную декларацию. О том, как налоговый орган обязан в таких случаях поступить, пойдет речь в пункте «Подача уточненной налоговой декларации до окончания камеральной налоговой проверки ранее поданной декларации».

Какие данные могут быть истребованы в ходе камеральной проверки

В соответствии со ст. 88 Кодекса при проведении проверки налоговые органы в праве истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получать объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты тех или иных налогов.

Налогоплательщик обязан предоставить необходимые документы в течение пяти дней со дня получения требования.

Если организация не уложится в данный срок, инспекторы оштрафуют ее по пункту 1 статьи 126 Налогового Кодекса.

Налоговый орган может отправить в банк мотивированный запрос о представлении справки по операциям и счетам проверяемого налогоплательщика.

Банк обязан выдать такую справку в течение пяти дней после получения запроса. Об этом гласит статья 86 НК РФ. В противном случае банку грозит ответственность по статье 135.1 НК РФ.

Следует отметить, что Кодексом не определено, какие дополнительные сведения и документы могут потребовать инспекторы при проведении проверки.

Поэтому контролеры в праве потребовать у организации первичные бухгалтерские документы. Такая позиция высказана в письме Минфина от 24 августа 2005 г. № 03-02-07/1-224. В нем финансовые специалисты ссылаются на постановление ФАС Северо-Западного округа от 6 июня 2005 г. № А66-12948/2004, в котором говорится, что при камеральной проверке первичные документы могут быть истребованы у фирм для подтверждения правильности и своевременности уплаты налога:

— уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа;

— срок проверки — в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

Читайте также:  Можно ли, находясь в декрете, работать на другой работе?

В течение трех месяцев инспекторы проверяют:

  • полноту и своевременность предоставления отчетности;
  • правильность оформления отчетности;
  • правильность исчисления налоговой базы;
  • обоснованность применяемых налоговых ставок и льгот;
  • арифметическую правильность расчетов сумм налога.

Сроки камеральной проверки

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налоговой инспекции в течение 3 месяцев с того дня, когда налогоплательщик подал отчетность, если замечаний по отчетности у проверяющих нет.

При выявлении нарушений в представленной отчетности, ст. 88 НК РФ дополнительно к 3 месяцам, в которые камеральная проверка проводится, предусматривает следующие сроки:

  • 10 рабочих дней – на составление акта камеральной проверки;
  • 5 рабочих дней с даты составления акта дается на его вручение налогоплательщику;
  • 1 месяц – срок, в течение которого налогоплательщик может подать свои возражения на акт проверки;
  • еще 10 рабочих дней дается руководителю ИФНС, чтобы рассмотреть материалы «камералки» и возражения налогоплательщика. На их основании он выносит решение о привлечении, либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за налоговое правонарушение. В особенных случаях, если требуется проведение дополнительных мероприятий налогового контроля, срок может быть продлен еще на 1 месяц.

Статья 88. Камеральная налоговая проверка

1. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Специальная декларация, представленная в соответствии с Федеральным законом «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и (или) прилагаемые к ней документы и (или) сведения, а также сведения, содержащиеся в указанной специальной декларации и (или) документах, не могут являться основой для проведения камеральной налоговой проверки.

Камеральная налоговая проверка расчета финансового результата инвестиционного товарищества проводится налоговым органом по месту учета участника договора инвестиционного товарищества — управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета (далее в настоящей статье — управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета).

1.1. При представлении налоговой декларации (расчета) за налоговый (отчетный) период, за который проводится налоговый мониторинг, камеральная налоговая проверка не проводится, за исключением следующих случаев:

  • 1) представление налоговой декларации (расчета) позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг;
  • 2) представление налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, или налоговой декларации по акцизам, в которой заявлена сумма акциза к возмещению;
  • 3) представление уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом);
  • 4) досрочное прекращение налогового мониторинга.

Как налоговая выбирает, кого проверять

Классическая камеральная проверка — это процедура, которую проходит каждый налогоплательщик, подающий декларацию или иную отчетность.

Более подробная камеральная проверка будет в случаях, когда требуется возмещение НДС, имеются расхождения в данных или обнаружены пробелы в начислении налогов.

Главными причинами для организации выездных проверок являются:

  • Предприятие имеет наиболее низкую налоговую нагрузку, чем аналогичные компании;
  • Регулярные убытки организации, т.к. любой бизнес создается в целях получения прибыли;
  • Большой налоговый вычет;
  • Доходы и расходы индивидуального предпринимателя равны;
  • Низкая заработная плата сотрудников предприятия, на основании средней в этой сфере;
  • Многократная смена местонахождения плательщика налогов;
  • Регулярное сотрудничество с перекупщиками при отсутствии весомых экономических причин.

Ошибки при сдаче отчетности

Нередко налогоплательщики совершают ошибки при сдаче отчетности в налоговую службу. Ошибки могут быть общими и специфическими по отношению к каждому виду отчетности.

Общие ошибки:

  • Указание неправильного отчетного периода или места предоставления отчетности. Это связано с тем, что период и место предоставления отчетности указываются кодом, который может отличаться для каждого вида.
    Например декларация по НДС и налогу на прибыль имеет одинаковый код первого квартала — 21. При этом подача декларации за полугодие в декларации по НДС сопровождается кодом 22 — второй квартал, а декларация на прибыль — 31,т.е. полугодие;
  • Несвоевременная доплата налогов и пени при подаче уточненной декларации, которая грозит штрафом.

К специфическим ошибкам можно отнести следующие:

  • При составлении декларации по НДС совершаются ошибки в указании номера счета-фактуры, данных контрагента, неправильно пишут код вида операции;
  • При оплате ежемесячных или ежеквартальных налогов совершаются ошибки в строках 210-230 и 290-310 на листе 02;
  • Также нередко совершаются ошибки при подаче декларации 6-НДФЛ. Часто ошибочно указываются доходы физлиц, которые не облагаются налогами. Также в строке 070 прописывают начисленные, но ещё не подлежащие удержанию налоги.

Можно бизнесу не платить повышенный НДС с 2020 года?

В бюджет НДС перечисляют компании и предприниматели. Они считают добавленную стоимость, сумму налога и сдают декларации. Но бизнес включает этот налог в цены своих товаров и услуг. Когда посетитель в супермаркете покупает шампунь или вафли за 200 Р, то в этой цене уже есть НДС. В чеках можно увидеть ставку и сумму этого налога по каждому товару.

Поэтому этот налог называют косвенным. Он как будто для бизнеса, но оплачивают его из кармана обычного покупателя. Суть косвенного налога в том, что через него государство как бы облагает покупателей налогами через их расходы. По такой же схеме платят акцизы: их включают в цену товаров и перекладывают на покупателей.

Поэтому повышение ставки налога может отразиться на ценах и семейном бюджете. Товары, которые облагались полным НДС, подорожают.

Иногда НДС можно вообще не платить. Тогда повышение ставки не скажется на ценах или отразится минимально, за счет удорожания дополнительных услуг.

Вот законные способы для бизнеса:

  1. Оформить освобождение. Для этого нужно подтвердить, что в течение трех месяцев выручка не превышала 2 млн рублей. Один раз оформите освобождение — год не будете платить НДС и сдавать декларации. Уведомление можно подать уже в этом году и не ждать повышения. Но выставлять НДС своим покупателям тоже не сможете. Понять, выгодно это или нет, поможет бухгалтер с учетом конкретного вида деятельности, партнеров и особенностей учета.
  2. Перейти на спецрежим. Чтобы не платить НДС, можно работать на упрощенной системе налогообложения, патенте или ЕНВД. Есть спецрежимы только для определенных видов деятельности и не во всех регионах. Тут нужно консультироваться с бухгалтером. Если решите переходить на УСН, подайте уведомление до 31 декабря. Когда ставка НДС повысится, вас это не коснется.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *