Изменение цены контракта по 44-ФЗ в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменение цены контракта по 44-ФЗ в 2021 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Как для поставщика, так и для Заказчика нарушение СУК может обернуться штрафными санкциями (штрафы и пени), либо может и вовсе привести к расторжению договора. Штрафы и пени для Заказчиков и поставщиков рассчитываются в соответствии с требованиями ПП РФ № 1042 от 30.08.2017 г.

Примеры из судебной практики

Пример 1.

Заказчик и продавец оформили дополнительное соглашение, чтобы поднять цену договора на 10 %. Данные действия оказались расценены как нарушение, после чего заказчик был привлечен к административной ответственности по ч. 5 ст. 7.32 КоАП РФ и должен был выплатить 1 млн рублей в виде штрафа. Проверяющие посчитали недопустимым, что такие изменения условий контракта по 44-ФЗ привели к дополнительному расходованию свыше 900 000 рублей из бюджета.

Покупатель не согласился с таким решением и обратился в суд. Последний встал на сторону заказчика, отметив, что цена договора изменилась не более чем на 10 % от изначально установленной суммы. Также необходимость выполнения дополнительных работ была согласована сторонами, после чего все необходимые услуги были оказаны. Иными словами, требование пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ не нарушено (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.02.2017 г. № Ф04-7084/2017).

Пример 2.

Достаточно часто в практике госзакупок встречается ситуация, когда исполнитель выполняет дополнительные работы, не подписав дополнительного соглашение к контракту, при этом сумма превышает 10 % от цены договора. После чего он обращается к покупателю с требованием оплаты. Однако пока отсутствуют изменения условий контракта, по 44-ФЗ у заказчика нет оснований платить продавцу.

Был подписан муниципальный контракт, по которому исполнитель должен был построить объект. Подрядчик указал, что проект не соответствует сметной документации, так как были произведены дополнительные работы, которые изначально не предполагались договором, в результате увеличились срок и его стоимость. Поэтому исполнитель направил заказчику предложение о заключении дополнительных соглашений, по которым продляется срок на выполнение работ и цена возрастает примерно на 15 %.

Заказчик подписал только соглашение об увеличении цены на 10 %. Так как исполнитель выполнил больший объем работ, он направил жалобу в суд.

Уклонение от подписания контракта

Победитель электронных торгов обязан заключить контракт с заказчиком, иначе его признают уклонившимся со всеми вытекающими последствиями. Если победитель всё же отказывается от подписания контракта, заказчик в порядке, установленном статьёй 51, заключает контракт с участником закупки, заявке которого присвоен следующий порядковый номер, и который не отозвал такую заявку в соответствии с Законом №44-ФЗ.

Сначала составляется протокол о том, что победитель уклонился от заключения контракта, с указанием на требования закона, которые он не выполнил. В протокол вносят информацию о закупке, данные участника и ссылку на норму закона 44-ФЗ, в соответствии с которой он признан уклонившимся. Затем протокол размещают в ЕИС, а информацию об участнике передают в реестр недобросовестных поставщиков.

Читайте также:  Освобождение от налога с продажи недвижимости в 2023 году

При уклонении победителя второй и последующие участники, не отозвавшие свои заявки, обязаны заключить контракт (ч. 7 статьи 51). В противном случае заказчик признает их уклонившимися и направит сведения в РНП.

Отозвать заявку разрешено на двух этапах:

  • до окончания срока подачи заявок;
  • с момента, когда оператор электронной площадки опубликует итоговый протокол, и до дня, когда заказчик разместит проект контракта (ч. 9 ст. 43, ч. 1 ст. 51 Закона № 44-ФЗ).

Возможность изменения цены контракта

На основании п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса договор между сторонами не может быть подписан без достижения согласия по предмету сделки и условий, которые названы в качестве существенных. С учетом ст. 34 44-ФЗ можно сделать вывод, что цена контракта входит в число существенных условий. По общим правилам изменение существенных условий не допускается, но в ч. 1 ст. 95 44-ФЗ прописаны исключения.

Стоимость исполнения государственного контракта можно пересмотреть в сторону уменьшения, если объем поставки сохраняется, но поставщик согласен добровольно пересмотреть цену (на основании п. 1 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ). Увеличение стоимости по этому основанию не допускается. Сниженная цена контракта фиксируется в данном случае в дополнительном соглашении.

При изменении доведенных до заказчика лимитов бюджетных обязательств тот так же вправе пересмотреть цену в сторону уменьшения. При этом необходимо соразмерно уменьшить объем поставки товаров, работ и услуг с учетом правил из методики Постановления Правительства от 2013 года №1090. В первую очередь, заказчику следует оплатить контракты на поставку товаров в целях нормального жизнеобеспечения, по которым поставщиком были исполнены обязательства. Но если подрядчик соглашается не снижать объемы работ или поставки, несмотря на снижение цены контракта, то можно оставить их в силе и не пересчитывать.

При снижении регулируемой цены на товар цену контракта также можно пересмотреть в меньшую или большую сторону. При этом нужно сохранить неизменными объем и качество продукции, а изменять условия можно только при достижении соглашения между сторонами. Если тарифы в период реализации контракта были пересмотрены, то необходимо умножить новый тариф на недопоставленные товары, работы и услуги. Например, в ходе исполнения контракта на водоснабжение изменились тарифы на воду. Затем подписывается дополнительное соглашение с пересмотренными условиями.

Какие параметры относят к несущественным

Ни в законе о контрактной системе, ни в гражданском законодательстве не дается определения несущественных условий. Опираясь на главу 28 ГК РФ, можно сформулировать определение так: «это те параметры, которые не входят в состав существенных для сделок этого вида и не требуют обязательного одобрения каждой из сторон». Внесение корректив в такие условия никаким образом не влияет на результат исполнения сделки. Мы собрали в таблицу, какие пункты гос контракта можно исправить.

Раздел Пояснение
Информация о платежных реквизитах сторон В процессе исполнения госконтракта обе стороны имеют право на изменение расчетных и корреспондентских счетов и банка.
Местонахождение компании Телефон, адрес и прочие контактные данные, такие как телефон, электронная почта можно менять без специального разрешения второй стороны.
Ошибки в арифметике и орфографии Это опечатки в наименовании компании, ФИО сторон, ошибочные расчеты, сделанные в спецификации, когда они не совпадают с ценой сделки.
Читайте также:  Средняя зарплата в России в 2018 году

Способы, которыми производится изменение условий соглашения, могут быть различны и зависят от стадии торгов.

В п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса приведено понятие существенных условий. Под такими условиями здесь понимаются условия о предмете контракта; условия, названные существенными или необходимые для включения в договора этого вида, и все условия, относительно которых стороны должны договориться.

Существенные условия закреплены в госконтракте и не могут изменяться (за некоторыми исключениями). Если контракт не содержит существенные условия, то он считается недействительным.

Для того чтобы между заказчиками и победителями закупки не возникало спорных ситуаций по вопросу существенных условий, они заранее оговаривают между собой, что подлежит отнесению к таким условиям. Это позволяет сторонам избежать судебного урегулирования возникших разногласий.

Перечень существенных условий

В части 13 ст. 34 закона 44-ФЗ определены следующие существенные условия госконтракта:

  • предмет закупки;
  • фиксированная цена контракта;
  • порядок и сроки расчетов с исполнителем;
  • процедура приемки товара, работы или услуги;
  • сроки предоставления исполнителем гарантийных обязательств;
  • размер аванса (при наличии);
  • положение о предоставлении налогового вычета или иных льготных условий исполнителю;
  • ответственность сторон и гарантии.

К предмету закупки относят наименование товара, работы или услуги, которые требуется доставить или выполнить для заказчика, а также параметры и технические характеристики, позволяющие однозначно определить предмет закупки по классификации ОКВД-2.

Например, если предметом закупки является товар, то приводятся его наименование, размеры, материал изготовления и т. д. Для работ приводится перечень с описанием требуемого результата.

При описании порядка и сроков оплаты важно учитывать, что срок перечисления средств исполнителю не может быть более 30 дней со дня подписания акта приемки. Если предметом закупки являются работы, прием которых разбит на несколько этапов, то размер аванса для каждого этапа нужно также указывать в контракте.

Условия предоставления исполнителю налогового вычета и иных льгот описывается, если исполнитель имеет право на такие льготы, например, являясь представителем малого бизнеса или выполняя социально значимый заказ.

К условиям об ответственности и гарантиях сторон относят:

  • порядок выплаты неустойки при нарушении сторонами условий контракта;
  • условия и сроки возврата обеспечения заявки;
  • сведения о привлечении субподрядчиков, цена услуг которых превышает 10% цены контракта;
  • порядок соблюдения прав третьих лиц и гарантии при их нарушении.

Важнейшим условием контракта также является обязательство сторон соблюдать действующее законодательство.

Нормативные положения

Существенные условия могут прямо устанавливаться в законе. В частности, определены они для соглашения о реализации товара в кредит с предоставлением рассрочки, о продаже жилого помещения, передаче движимого объекта или денег под выплату ренты и пр. Вместе с этим в нормах могут отсутствовать указания на обязательность включения в договор существенных условий. Например, отсутствуют положения относительно цены недвижимости при продаже. При этом нормы ГК не называют цену объекта существенным условием договора. Тем не менее, если указание на нее не присутствует в документе, он считается недействительным. В ст. 555 ГК предусматривается, что в договоре купли-продажи должна определяться стоимость объекта. Если она в соглашении отсутствует, то оно считается не подписанным.

Читайте также:  Сколько стоит приватизация квартиры

О государственных закупках

На государственном уровне очень часто производятся заключения контрактов на предмет совершения государственных закупок различных товаров. Так, это касается заказов на товары, необходимые для обеспечения надлежащей обороны страны и приобретения материальных ценностей для бюджетного резерва.

Что касается основного существенного условия такого типа договора — его предмета, то в качестве такового могут выступать только те услуги, товары, а также объекты, которые указаны в числе необходимых для совершения государственного заказа. Следует отметить, что продавец указанных товаров не имеет права отказаться от заключения сделки. Что касается второго основного условия данного типа контракта — цены, то она должна быть установлена исключительно в тех размерах, которые допустимы законодательством для конкретной группы товаров или услуг.

Что касается контрактов, связанных с поставкой ценностей материального характера, то от заключения контракта по данному предмету не могут отказаться такие поставщики, которые занимают доминирующие позиции на общегосударственном рынке.

На основании положений, представленных в ФЗ-44, существенные условия контракта — это некие структурные компоненты заключенного соглашения, которые должны исполняться сторонами в надлежащем объеме и виде. В том случае, если одна из сторон не исполняет предписанных требований, вторая имеет право на подачу жалобы в судебном порядке для обжалования действия или бездействия партнера. В некоторых случаях письменные жалобы могут быть поданы в органы власти исполнительного характера или самоуправления на местах. Важным моментом в этом является то, что указанный орган должен производить непосредственный контроль в сфере осуществления закупок или предоставления услуг.

Следует отметить, что подача такой жалобы возможна в тот период, пока еще не истек срок действия заключенного контракта.

Изменение сроков исполнения контракта

Процедура по продлению срока исполнения контракта предполагается в особых ПП. В 2021 г было введено действие постановление под номером 191, это позволяло пролонгировать все обязательства, которые предусмотрены в контракте.
Стоит сказать о том, что все правки, которые могут быть внесены должны быть объективно обоснованными. Из судебной практики России следует, что к объективным обстоятельствам могут быть отнесены ниже представленные обстоятельства:

При уменьшении финансирования работ, которые связаны с сокращением средств выделяемых из бюджета, на основании этого и происходит правка сроков

рост объема поставок, которые осуществляются на основании государственных контрактов, но не больше чем на 10%.

Указание на эти обстоятельства можно встретить как в 44 ФЗ, так и в п 1 ст 767 ГК России.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *