72. Понятие и формы монополистической деятельности на товарных

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «72. Понятие и формы монополистической деятельности на товарных». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Под монополистической деятельностьюпонимаются противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции товаров (ст. 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»). Целесообразно причислять к монополистической деятельности также действия (бездействие) государственных и муниципальных органов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции товаров.

Понятие и виды монополистической деятельности на товарных рынках

Таким образом. монополистическую деятельность можно классифицировать в зависимости от субъектного состава ее участников.

1. Монополистическая деятельность хозяйствующих субъектов

Согласно ст. 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» хозяйствующими субъектами признаются российские и иностранные коммерческие организации, некоммерческие организации, за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также индивидуальные предприниматели.

Правовые основы конкуренции и монополии на товарных рынках

Цель данной темы – раскрыть особенности монополии.

Задачи:

  • рассмотреть характерные черты монополии;
  • исследовать основные формы и виды монополий;
  • проанализировать антимонопольное законодательство за рубежом;
  • рассмотреть особенности государственного регулирования монополий в России.

Понятие и виды монополистической деятельности

Государственная (закрытая) монополия – это монополия, которая создана с помощью законодательных барьеров, которые определяют:

  • субъект монополии (монополиста);

  • товарные границы монопольного рынка;

  • формы контроля и регулирования его деятельности;

  • компетенцию контролирующего органа.

Таким образом, государственная (закрытая) монополия защищена от конкурентов законодательством.

При государственной (закрытой) монополия ограничения могут касаться налогообложения, лицензирования, сертификации, авторских прав, патентов, передачи уникальных прав на владение и пользование ресурсами и т. п.

На практике выделяют следующие формы монополий:

  • Картель – договоренность (в том числе неформальная) о единой сбытовой политике;

  • Синдикат – сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизованно;

  • Конгломерат, Концерн – это группа несколько отрасле-разнородных компаний, но финансово интегрированных субъектов.

ЛЕКЦИЯ № 39. Монополистическая деятельность и ее виды

  1. § 3.3. ОГРАНИЧЕНИЕ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ§ 3.3.1. Определение доминирующего положения предприятия на товарном рынке
  2. ГЛАВА 12. БИЗНЕС НА РЫНКЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ, ИНФОРМАЦИОННЫХ, ЭКСПЕРТНЫХ И КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ УСЛУГ. ДЕЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА
  3. § 3.5. ЗАЩИТА КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ
  4. Виды профессиональной деятельности на фондовом рынке
  5. 41. Виды страховых услуг на рынке страхования: личное и имущественное, ответственности и предпринимательских рисков
  6. 11.1. Предпринимательская деятельность на финансовом рынке
  7. 56. ПОСРЕДНИКИ НА РЫНКЕ ФИНАНСОВЫХ И ИНВЕСТИЦИОННЫХ УСЛУГ
  8. § 3.5.3. Государственный контроль за концентрацией капитала на рынке финансовых услуг
  9. Виды деятельности банков на рынке ценных бумаг.
  10. Понятие и виды риска на рынке ценных бумаг
  11. 8. ВИДЫ ФИНАНСОВЫХ ПОСРЕДНИКОВ, ИХ РОЛЬ НА ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ
  12. Глава 2 Сущность и виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг
  13. Равновесие на товарном рынке.
  14. 7.2. ВИДЫ СТРАХОВЫХ УСЛУГ НА РЫНКЕ СТРАХОВАНИЯ 7.2.1 ЛИЧНОЕ СТРАХОВАНИЕ
  15. Равновесие на рынке товарных денег.
  16. § 3.4.3. Определение объема товарных ресурсов рынка и доли хозяйствующего субъекта на рынке
  17. 53 РАВНОВЕСИЕ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ. ПОТРЕБЛЕНИЕ И СБЕРЕЖЕНИЯ

В соответствии с п. 10 ст. 4 Закона о защите конкуренции монополистическая деятельность — это злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью. Из нормативного определения монополистической деятельности вытекают следующие основные признаки.

Во-первых, монополистическая деятельность — вид человеческой деятельности, состоящей из совокупности действий, операций, поступков. И не только. В состав монополистической деятельности входит также бездействие. Во-вторых, Закон о защите конкуренции называет формы монополистической деятельности: а) злоупотребление доминирующим положением; б) запрещенные антимонопольным законодательством соглашения или согласованные действия; иные действия (бездействие), признанные монополистической деятельностью в соответствии с федеральными законами.

Последняя форма монополистической деятельности буквально звучит так: такие действия могут быть не только неправомерными, но и правомерными. Хотя в учебной и научной литературе монополистическая деятельность характеризуется как неправомерная со всеми признаками правонарушения.

По мнению К. Ю. Тотьева, монополистическая деятельность является наказуемым правонарушением. Как любое правонарушение, она (деятельность) включает объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону (состав правонарушения). Налицо подмена понятий «монополистическая деятельность» и «поведение». Монополистическая деятельность представляет собой вид экономической деятельности. В свою очередь, правонарушение — это противоправное, общественно вредное, виновное деяние деликтоспособного лица. В этом качестве состав правонарушения включает четыре названных выше элемента.

Рассмотрим более подробно каждый из указанных элементов состава правонарушения.

Объектом правонарушения в данной сфере является конкурентный порядок (составная часть хозяйственного правопорядка).

Объективная сторона правонарушения заключается в противоправности, во вредоносных последствиях, наличии причинной связи между этими элементами. При этом под противоправностью понимается нарушение установленных в правовых нормах запретов. И не только. В этом контексте Закон о защите конкуренции содержит ряд норм о запрете на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением (ст. 10), на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субьектов (ст. 11), на недобросовестную конкуренцию (ст. 14).

В частности, запрещаются установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара; изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара; создание дискриминационных условий и др.

Применительно к осуществлению монополистической деятельности вред представляет собой отрицательные (имущественные, организационные, моральные и др.) последствия, возникающие у частных и публичных лиц. Важно отметить, что не во всех случаях такой вред наступает, если, конечно же, не ставить знак равенства между монополистической деятельностью и правонарушением.

На наш взгляд, осуществление монополистической деятельности хозяйствующими субъектами порождает правонарушения только тогда, когда имеется состав правонарушения. В тех случаях, когда при осуществлении монополистической деятельности возникают убытки, то для их взыскания с правонарушителя необходимо установить наличие самих убытков, обосновать их размер и доказать причинно-следственную связь между противоправным поведением и возникшими убытками по правилам ст. 15, 16 ГК.

Вредоносные последствия могут быть причинены государству и обществу в целом. Подобная вредоносность проявляется в том, что порожденные монополистической деятельностью правонарушения ограничивают реализацию государством публичного интереса, посягают на конкуренцию и в конечном итоге дезорганизуют рыночные отношения.

Причинная связь между противоправным поведением (действием, бездействием) хозяйствующих субъектов и наступившими последствиями — обязательный элемент объективной стороны правонарушения.

Субъектами монополистической деятельности являются: а) хозяйствующие субъекты, в том числе финансовые организации; б) группы лиц.

Субъективная сторона монополистической деятельности как правонарушения состоит в двух формах вины; умысла или неосторожности. Вопрос о форме вины субъектов конкуренции зависит от отнесения такой противоправной деятельности к тому или иному правонарушению. Рассмотрим формы монополистической деятельности. Начнем с категории «злоупотребление монопольным положением».

Статья 10 (п. 1) Закона о защите конкуренции запрещает действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Реализация указанных действий (бездействия) и наступление вредоносных последствий — свидетельство злоупотребления хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением. Закон о защите конкуренции запрещает совершение подобного рода действий (бездействия).

В учебной литературе злоупотребление доминирующим положением на рынке рассматривается как индивидуальное поведение субъекта. Содержащийся в п. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции перечень запрещ��нных действий (бездействия) является открытым. В порядке иллюстрации рассмотрим некоторые виды правонарушений в форме злоупотребления доминирующим положением. Так, запрещается установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Читайте также:  Пенсии чернобыльцам в России в 2023 году

Монополия (от греческого Monopolium, который я продаю или от одного продавца) означает исключительное право осуществлять любую деятельность (производство, торговлю, рыболовство), принадлежащую одному лицу, группе лиц, организации или государству, которая позволяет навязывать свои собственные интересы и получать монопольную прибыль.

Монополизм находит свое место в рыночной экономике. О его существовании можно судить по признакам монопольного поведения: разрушение рыночных механизмов (замедление научно-технического прогресса, поддержание высоких цен, снижение качества и сокращение объемов производства и т. д.).

Монополией могут быть государство, регионы, центральные экономические управления, министерства, конечно, государственные и частные предприятия, а также индивидуальные предприниматели. Монополия обычно связана с крупными и крупнейшими предприятиями или корпорациями.

Существенными чертами монополии являются владение субъектом и монопольная власть, способность диктовать его условия, влиять на рыночное равновесие таким образом, который выгоден для него, а также манипулировать ценами и объемами производства.

Конкуренция является предпосылкой рыночной экономики. Это означает конкурентоспособность участников рынка, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают способность каждого из них односторонне (монополистически) влиять на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Противоположностью конкуренции является монополистическая деятельность, то есть действия участников рынка, противоречащие антимонопольному законодательству и направленные на предотвращение, ограничение или устранение конкуренции.

Конкуренция разрешена законом, а монополистическая деятельность запрещена. Монополия в государственной экономике основана на всеобщей государственной собственности и отсутствии цивилизованного рынка, то есть тотальной национализации экономики.

К негативным последствиям монополии государственного имущества (госмонополии) относятся:

  1. на уровне общества отсутствие экономической свободы, вырождение экономической системы;
  2. на отраслевом уровне появление узких ведомственных интересов;
  3. на уровне предприятия жесткость, неэффективность производства;
  4. на уровне отдельного работника отчуждение от собственности, управления и результатов собственного труда.

Государственная монополия наносит огромный ущерб экономике и народному хозяйству в целом.

Основными способами преодоления монополизма являются: формирование нормальной рыночной экономики и конкурентной среды на товарных рынках, развитие малого бизнеса, а также приватизация собственности и приватизация предприятий. Одним словом, это включает в себя все меры по демонополизации экономики.

Антимонопольное законодательство направлено на поддержание конкуренции и ограничение монополистической деятельности.

Нормальному развитию предпринимательства препятствует монополистическая деятельность предпринимателей (хозяйствующих субъектов) как вид правонарушения. Согласно статье 4 Закона о конкуренции монополистическая деятельность означает действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, которые противоречат антимонопольному законодательству и направлены на предотвращение, ограничение или устранение конкуренции.

Основными видами монополистической деятельности являются. Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующего положения на рынке (статья 5 Закона о конкуренции). Доминирующее положение хозяйствующего субъекта означает его доминирование на товарном рынке аналогичных товаров, если его доля в товаре составляет 65% или более (статья 4 Закона о конкуренции, измененная в 1998 году). Положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного продукта не превышает 35%, не может быть признано доминирующим.

Злоупотребление хозяйствующими субъектами доминирующим положением на рынке выражается в том, что антимонопольное законодательство запрещает им предпринимать такие действия, как: изъятие товаров из обращения для создания дефицита на рынке; навязывание контрагенту неблагоприятных условий договора; включение в договор дискриминационных условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами; согласие на заключение договора только в том случае, если включены такие товары, в которых контрагент не заинтересован (статья 5 Закона о конкуренции).

Согласованные действия субъектов хозяйствования, ограничивающие конкуренцию (статья 6 Закона о конкуренции). Соглашения (согласованные действия) конкурирующих хозяйствующих субъектов, имеющих в совокупности более 35% рыночной доли определенного продукта полностью или частично, запрещены или признаны недействительными, если такие соглашения имеют или могут привести к ограничению конкуренции.

Подобные соглашения направлены на:

  • установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок (долей), наценок;
  • повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и тендерах;
  • разделение рынка по территориальным характеристикам, продажам или покупкам, по кругу продавцов или покупателей.

Акты и действия органов власти и управления, направленные на ограничение конкуренции (статья 7 Закона о конкуренции).

Соглашения (согласованные действия властей и администраций, ограничивающие конкуренцию (статья 8 Закона о конкуренции).

Участие должностных лиц органов государственной власти и государственного управления в предпринимательской деятельности. Согласно ст. 9 Закона этим должностным лицам запрещено заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью; собственные предприятия; голосовать самостоятельно или через представителя посредством своих акций, вкладов, долей акций при принятии общим собранием делового партнерства и общества; занимают должности в органах управления хозяйствующего субъекта. Эти должностные лица имеют право заниматься научной и преподавательской деятельностью.

Демонополизация экономики это преодоление монополистической деятельности и содействие формированию рыночных отношений, основанных на развитии конкуренции и предпринимательства.

Антимонопольное регулирование представляет собой комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на обеспечение условий для конкуренции на рынке и предотвращение чрезмерной монополизации рынка, которая угрожает нормальному функционированию рыночного механизма. Антимонопольное регулирование включает в себя регулирование уровня концентрации и монополизации производства, стратегии и тактики предприятий, внешнеэкономической деятельности, ценового и налогового регулирования.

Антимонопольная политика государства всегда основана на антимонопольных законах.

Антимонопольное законодательство представляет собой сложную и разветвленную сеть законов, судебных решений и правовых норм, свод правовых актов в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции. Все эти меры направлены на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции, на регулирование действий фирм и корпораций на рынке товаров и услуг, на рынке капитала, на отрезание тех, кто признан недобросовестным, низкого качества. по отношению к правам производителей и потребителей, и просто вредно для общества.

Комплекс государственных мер, составляющих антимонопольную политику, основан на общем концептуальном подходе, согласно которому достигается наивысшее благосостояние граждан, когда они могут свободно обмениваться товарами и услугами, которые они производят, на конкурентном рынке. Таким образом, конкурентный рынок выступает в качестве универсального регулятора общественного производства, его пропорций. В то же время вопрос о том, что производить и в каком количестве объективно решается самим потребителем, предъявляющим рыночный спрос на определенные виды товаров и услуг.

Разработка и принятие антимонопольных законов является одним из важнейших средств государственного регулирования экономики. В современный период главной особенностью этого законодательства является то, что оно направлено на защиту так называемой олигополии рыночного механизма.

Существует две основные формы борьбы с монополиями:

  1. предотвращение создания монополий;
  2. ограничение использования монопольной власти.

Опыт развитых стран показывает, что антимонопольная политика была неэффективной и затрагивала только формы централизации капитала, но не остановила процесс монополизации. Оппозиция монополизации экономики выражается в виде запретов на ведение производственной и коммерческой деятельности, дезагрегацию фирм, их реорганизацию, разделение, вплоть до ликвидации. Несмотря на различия в антимонопольных законах разных стран, они имеют общие черты и цели. К ним относятся: содействие конкуренции; контроль над фирмами, которые доминируют на рынке, и над процессом слияний и поглощений; защита потребителя; содействие развитию малого и среднего бизнеса.

Действия организаций, направленные на территориальное разделение рынков, бойкотирование конкурентов, привязка покупателя к определенным источникам поставки, установление согласованных цен и скидок, согласование производственных квот для управления обменом и характером предложения, а также назначение единоличных директоров конкурирующих компаний. фирмы нелегальны.

В Восточной Европе проблема антимонопольного регулирования возникла сравнительно недавно. Следует отметить, что монополии здесь создавались искусственно, путем концентрации производства, что привело к образованию гигантских предприятий и ассоциаций. В постсоветских странах антимонопольная политика изначально была направлена ​​на преодоление «командно-административной монополии», то есть на изменение типа экономических систем.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что свободная конкуренция привела к концентрации производства, что привело не к возникновению, а к доминированию рыночных монополий. Их наиболее распространенными типами являются чистые или абсолютные, естественные и искусственные, промышленные и организационные монополии. Классическими организационными формами монополий являются картели, синдикаты, тресты, концерны, которые существуют в модернизированной форме в настоящее время.

Читайте также:  Развод с разделом имущества: инструкция для новичков

В ходе реализации антимонопольных мер преследуются следующие основные цели:

  1. Обеспечение единства экономического пространства на территории Российская Федерация,
  2. Обеспечение «прозрачности» процессов, связанных с созданием, слиянием и приобретением коммерческих организаций, приобретением крупных пакетов акций, основных средств и нематериальных активов, а также прав, позволяющих определить условия деятельности. предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке.
  3. Снижение барьеров входа на товарные рынки,
  4. Создание эффективных правовых механизмов, обеспечивающих соблюдение запрета на предпринимательскую деятельность представителями правительства, в том числе за счет использования государственных и муниципальных унитарных предприятий в качестве инструментов объединения экономических и властных полномочий со стороны властей.
  5. Активизация работы по предупреждению и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках.

Достижение целей осуществляется путем применения методов, устан��вленных в мировой практике, основными из которых являются: применение ограничительных мер, контроль за усилением экономической концентрации, запрещение недобросовестной конкуренции, запреты на действия органов власти и управления, которые может негативно повлиять на конкуренцию, используйте госреестр.

Конкуренция и монополия

Ключевая роль конкуренции в функционировании рыночной экономики была доказана еще А. Смитом13. Новизна теории конкуренции А. Смита заключалась в том, что он впервые:

1) сформулировал понятие конкуренции как соперничества, повышающего цены (при сокращении предложения) и уменьшающего их (при избытке предложения);

2) сформулировал главный принцип конкуренции — принцип «невидимой руки», в соответствии с которым, «дергая» за ниточки марионеток -предпринимателей, «рука» заставляет их действовать в соответствии с неким «идеальным» планом развития экономики, безжалостно вытесняет фирмы, занятые производством ненужной рынку продукции;

3) описал механизм конкуренции, который объективно уравновешивает отраслевую норму прибыли, приводит к оптимальному распределению ресурсов между отраслями. Тонкость механизма конкуренции заключается в том, что при сокращении спроса на товар наибольшие трудности испытывают фирмы, выпускающие некачественную или излишне дорогую продукцию. Гибкость механизма конкуренции проявляется в его мгновенной реакции на любые изменения обстановки во внешней среде. Быстро адаптируются к среде мобильные фирмы;

4) определил основные условия эффективной конкуренции, включающие наличие большого количества продавцов и покупателей, исчерпывающую информацию, мобильность используемых ресурсов, невозможность каждого продавца оказывать существенное влияние на изменение рыночной цены товара;

5) разработал модель усиления и развития конкуренции, доказал, что в условиях рыночных отношений возможно максимальное удовлетворение потребностей потребителей и наилучшее использование ресурсов в масштабе общества в целом.

Чтобы понять сущность конкуренции, приведем ее определения, сформулированные некоторыми авторами. К.Р. Макконел и С.Л. Брю считают, что конкуренция — это наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов, возможность для покупателей и продавцов свободно выходить на рынок и покидать его.

И. Шумпетер определял конкуренцию как соперничество старого с новым, с инновациями.

Австрийский ученый Ф.А. ХаЙек отмечает, что конкуренция — процесс, посредством которого люди получают и передают знания. Конкуренция ведет к лучшему использованию способностей и знаний. Большая часть достигнутых человеческих благ получена именно путем состязания, конкуренции. Конкуренция стимулирует рациональность.

В своей книге «Международная конкуренция» М. Портер называет конкуренцию динамичным и развивающимся процессом, непрерывно меняющим ландшафт, на котором появляются новые товары, новые пути маркетинга, новые производственные процессы и новые рыночные сегменты.17

Г.Л. Азоев под конкуренцией понимает соперничество на каком-либо поприще между отдельными юридическими или физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели.

А.Ю. Юданов считает, что рыночная конкуренция — борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся ими на доступных сегментах рынка.

Большинство экономистов утверждают, что «конкуренция является движущей силой развития общества, главным инструментом экономии ресурсов, повышения качества товаров и уровня жизни населения». Согласно В. Шепарду, «конкуренции присущи разнообразные аспекты, но ее главная функция очевидна — эффективная конкуренция заставляет рыночную систему хорошо работать» .

Но как приведенные выше, так и иные имеющиеся в экономической литературе определения конкуренции, на наш взгляд, не до конца раскрывают ее истинную сущность. Они лишь констатируют воздействие конкуренции на рыночную ситуацию, иными словами, описывают видимость, а не сущность конкуренции.

Мы предлагаем определять общую сущность конкуренции как механизм приведения индивидуальных цен к среднерыночным.

Продавец, стремясь реализовать свои товары дороже, устанавливает индивидуальную цену, ориентируясь на собственные издержки производства и наличие спроса покупателей или, напротив, его отсутствие. Соответственно он меняет цену своего товара: если к нему очередь покупателей — цена растет, если покупателей нет — цена снижается. Возникает не только конкуренция продавца и покупателя, но и продавцов между собой. При известной зависимости спроса от цен на товары спрос будет выше для того продавца, цены которого ниже. Он будет под давлением спроса увеличивать свои индивидуальные цены. Напротив, продавец, установивший высокие цены, из-за отсутствия спроса на его товар будет снижать свою цену. Тем самым неизбежно индивидуальные цены на одинаковые товары приводятся к среднерыночным.

Злоупотребление доминирующим положением

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Хозяйствующий субъект признается занимающим доминирующее положение на рынке, если он:

  • Имеет возможность действовать независимо от конкурентов и потребителей на рынке определенного товара, обладает возможностью самостоятельно в одностороннем порядке оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке.
  • Устранять с товарного рынка других хозяйствующих субъектов, затруднять им доступ на товарный рынок.

Судебный порядок защиты от монополистов

В рамках судебного способа защиты можно выделить споры, связанные с оспариванием решений и предписаний антимонопольных органов. В данном случае споры будут рассматриваться по правилам главы 24 АПК РФ. Кроме того, возможно рассмотрение споров в общем исковом порядке:

  • иски о восстановлении нарушенных прав, возмещении убытков, включая упущенную выгоду, возмещении вреда, причиненного имуществу;
  • иски с требованиями о понуждении к заключению договора;
  • иски о признании договора недействительным и применении последствий недействительности;
  • иски о признании действий правообладателя актом недобросовестной конкуренции.

Понятие и типы рыночных структур

Рыночная структура — комбинация характерных отраслевых признаков организации рынка.

Каждый тип рыночной структуры имеет ряд характерных для него признаков, которые влияют на то, как формируется уровень цен, как взаимодействуют продавцы на рынке и т. д. Кроме того, типы рыночных структур имеют различную степень конкуренции.

Ключевые характеристики типов рыночных структур:

  • количество фирм-продавцов в отрасли;
  • размеры фирм;
  • количество покупателей в отрасли;
  • вид товара;
  • барьеры для входа в отрасль;
  • доступность рыночной информации (уровень цен, спрос);
  • возможность отдельной фирмы повлиять на рыночную цену.

Важнейшая характеристика типа рыночной структуры — уровень конкуренции, то есть возможность отдельно взятой фирмы-продавца повлиять на общую конъюнктуру рынка. Чем рынок более конкурентный, тем ниже такая возможность. Сама конкуренция может быть как ценовой (изменение цены), так и неценовой (изменение качества товара, дизайна, сервиса, реклама).

Можно выделить 4 основных типа рыночных структур или моделей рынка, которые представлены ниже в порядке убывания уровня конкуренции:

  1. совершенная (чистая) конкуренция;
  2. монополистическая конкуренция;
  3. олигополия;
  4. чистая (абсолютная) монополия.

Таблица со сравнительным анализом основных типов рыночных структура показана ниже.

Рынок олигополии (англ. «Oligopoly») — характеризуется наличием на рынке небольшого числа крупных продавцов, товар которых может быть как однородным, так и дифференцированным.

Вход на олигополистический рынок затруднителен, входные барьеры очень высоки. Контроль отдельных компаний над ценами ограниченный.

Примерами олигополии могут служить автомобильный рынок, рынки сотовой связи, бытовой техники, металлов.

Особенность олигополии в том, что решения компаний о ценах на товар и объемах его предложения взаимозависимы. Ситуация на рынке сильно зависит от того как реагируют компании при изменении цены на продукцию одним из участников рынка. Возможны два вида реакции:

  1. Реакция следования — другие олигополисты соглашаются с новой ценой и устанавливают цены на свой товар на таком же уровне (следуют за инициатором изменения цены);
  2. Реакция игнорирования — другие олигополисты игнорируют изменение цены фирмой-инициатором и поддерживают прежний уровень цен на свою продукцию.
Читайте также:  Какие пособия положены при рождении второго ребенка

Таким образом, для рынка олигополии характерна ломаная кривая спроса.

Особенности или условия олигополии:

  • количество продавцов: маленькое;
  • размер фирм: большой;
  • количество покупателей: большое;
  • товар: однородный или дифференцированный;
  • контроль над ценой: значительный;
  • доступ к рыночной информации: затруднен;
  • барьеры для входа в отрасль: высокие;
  • методы конкурентной борьбы: неценовая конкуренция, очень ограниченная ценовая.

Понятие монополистической деятельности

Юридическое определение монополистической деятельности (далее — МД) содержится в п. 10 ст. 4 закона № 135-ФЗ. Под МД понимается злоупотребление предпринимателем (либо группой предпринимателей) своим доминирующим положением на рынке, выражающимся в запрещенных законодательством действиях (в случае группы предпринимателей — действиях и соглашениях) либо иных запрещенных деяниях, прямо названных законодательством МД.

Таким образом, признаки монополистической деятельности — это сочетание доминирующего положения на рынке с запрещенными деяниями, о которых мы расскажем далее.

Можно выделить 3 группы случаев, являющихся МД:

  • доминирующее положение предпринимателя, сопряженное с набором запрещенных деяний;
  • запрещенные законом соглашения группы предпринимателей;
  • иные запрещенные законом действия.

Первые 2 группы будут рассмотрены ниже, а в 3-ю входят действия, являющиеся видами недобросовестной конкуренции (гл. 2.1 закона № 135-ФЗ). Они подробно рассмотрены в статье «Понятие и виды недобросовестной конкуренции».

Понятие и виды монополистической деятельности

Монополистическая деятельность — это злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, а также соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с ФЗ монополистической деятельностью.

Понятие монополистической деятельности включает в себя три группы форм монополистической деятельности: — злоупотребление хозяйствующим субъектом (группой лиц) своим доминирующим положением на рынке; — соглашения и согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством; — иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

Понятие и виды монополистической деятельности на товарных рынках

Под монополистической деятельностьюпонимаются противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции товаров (ст. 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»). Целесообразно причислять к монополистической деятельности также действия (бездействие) государственных и муниципальных органов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции товаров.

Таким образом. монополистическую деятельность можно классифицировать в зависимости от субъектного состава ее участников.

1. Монополистическая деятельность хозяйствующих субъектов

Согласно ст. 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» хозяйствующими субъектами признаются российские и иностранные коммерческие организации, некоммерческие организации, за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также индивидуальные предприниматели.

Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

Законом «О защите конкуренции» предусмотрена ответственность за нарушение антимонопольного законодательства (ст. ст. 36, 37).

Коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы исполнительной власти субъектов РФ (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны исполнять решения и предписания антимонопольного органа в установленный такими решениями и предписаниями срок.

За нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

В случае систематического осуществления монополистической деятельности занимающей доминирующее положение коммерческой организацией, а также некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, суд по иску антимонопольного органа (в отношении кредитной организации по иску антимонопольного органа по согласованию с Центральным банком РФ) вправе принять решение о принудительном разделении таких организаций либо о выделении из их состава одной или нескольких организаций (ст. 38).

Новая редакция ст. 178 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за следующее:

заключение ограничивающих конкуренцию соглашений или осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий;

неоднократное злоупотребление доминированием, выразившееся в установлении и (или) поддержании монопольной цены товара, необоснованном отказе или уклонении от заключения договора, ограничении доступа на рынок.

Монополистическая деятельность на товарном рынке и ее виды

Монополистическая деятельность — злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью (ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Таким образом, понятие монополистической деятельности включает в себя три группы форм монополистической деятельности:

  1. злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением;
  2. ограничивающие конкуренцию соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов;
  3. иные действия (бездействия), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

Субъекты монополистической деятельности

Различают 2 вида субъектов МД:

  • предприниматель в единственном числе;
  • группа предпринимателей.

В число субъектов МД закон № 135-ФЗ (п. 5 ст. 4) включает:

  • коммерческую организацию;
  • некоммерческую организацию, занимающуюся прибыльной деятельностью;
  • физлицо, осуществляющее прибыльную деятельность без регистрации ИП.

Группа предпринимателей (именуемая в законе картелем) может объединиться и заключить негласное соглашение о манипулировании рынком определенного товара. Подобные объединения и соглашения запрещены законом. К такого рода соглашениям закон относит договоренности:

  • о манипулировании ценами;
  • о территориальном разделе рынка;
  • о снижении (до полного прекращения) выпуска товаров;
  • о незаключении договоров с определенными поставщиками и потребителями и другие подобного рода соглашения.

Поскольку доказать наличие таких соглашений бывает часто затруднительно, закон также запрещает согласованные действия, указанные в приведенном выше перечне.

Важно! Законом также запрещены так называемые вертикальные соглашения. Под ними понимаются соглашения между поставщиком и покупателем, направленные на ограничение конкуренции. Исключение сделано для соглашений, в которых доля каждого из контрагентов ниже 20 процентов на рынке товара. Под запретом также находятся соглашения между участниками и заказчиками торгов, если они могут привести к ограничению конкуренции.

Подведем итоги и ответим на вопрос, вынесенный в заглавие статьи. Если ФАС не может констатировать:

  • наличие любых запрещенных законом № 135-ФЗ деяний;
  • доминирующее положение предпринимателя, сопряженного с запрещенными деяниями,
  • то признаков МД у предпринимателя не наблюдается.

Основополагающие начала конкурентной политики России закреплены в Конституции РФ. Так, п. 1 ст. 8 Конституции РФ закрепляет такие принципы рыночной экономики, как ϲʙᴏбода экономической деятельности, поддержка конкуренции, а ст. 34 содержит запрет экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Пункт 1 ст. 8 и ст. 34 Конституции РФ провозглашают также единство экономического пространства и ϲʙᴏбодное перемещение на всей территории России товаров, услуг, финансовых средств. Перечисленные принципы развиваются в текущем законодательстве, в частности, в следующих нормативно-правовых актах:

  1. Гражданский кодекс РФ;
  2. Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»;
  3. Федеральный закон от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»;
  4. Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»;
  5. Федеральный закон от 18 июля 1995 г. № 108-93 «О рекламе»;
  6. Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» и др.

Законодательное определение конкуренции сформулировано в отношении товарных рынков и рынка финансовых услуг.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *