Регистрация некоммерческой организации в 2022 году: пошаговая инструкция и сроки

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Регистрация некоммерческой организации в 2022 году: пошаговая инструкция и сроки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Закон позволяет учреждать НКО физическим и юридическим лицам, гражданам РФ и иностранцам, а также лицам без гражданства. Учредитель может быть один (кроме форм ассоциаций, партнерств, союзов), либо же их может быть сколько угодно, количества закон не лимитирует.

Условия регистрации некоммерческих организаций

Основным документом, регламентирующим создание и работу НКО, является Закон «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.1996 (далее — Закон). Учредителями НКО могут быть дееспособные лица или организации. Участниками объединения не могут быть:

  • Иностранцы и лица, не имеющие гражданства, пребывание которых в РФ по закону является нежелательным;
  • Лица и организации, причастные к экстремизму или терроризму;
  • Религиозные объединения, работа которых временно прекращена в связи с подозрением в экстремизме;
  • Лица, не соответствующие выдвигаемым требованиям законодательства к учредителям.

Отказ в регистрации — по каким причинам

Минюст может отказать в регистрации НКО по основаниям (ст. 23.1 Закона):

  1. Поданные документы идут вразрез с Конституцией и законами РФ;
  2. Существует объединение с аналогичным наименованием;
  3. Название является оскорбительным по отношению к нравственности, национальности, религии граждан;
  4. Представлен неполный пакет документов;
  5. Учредитель НКО не вправе занимать данную должность по закону;
  6. Решение о реорганизации, изменении учредительных бумаг принимало неуполномоченное на то лицо;
  7. Установлена недостоверность представленной информации;
  8. Заявитель не исправил ошибки, из-за которых регистрация ранее была приостановлена.

Налоговая отчётность НКО на ОСНО

НКО на ОСНО необходимо сдать НДС, 6-НДФЛ и налог на прибыль. Сдача деклараций по НДС и НДФЛ происходит ежеквартально. Налог на прибыль имеет нарастающий итог и сдаётся за квартал, полугодие, 9 месяцев и год: апрель, июль, октябрь и январь года, следующего за отчётным периодом.

НДС сдают до 25 числа месяца, следующего за истёкшим кварталом. Если операций по прибыли не было, сдаётся упрощённая декларация до 20 числа.

Некоммерческая организация с сотрудниками в штате сдаёт 6-НДФЛ. Отчётные периоды: квартал, полугодие, 9 месяцев и год.

Налоговый отчёт на имущество сдают ежегодно до 30 марта, если у организации есть объект налогообложения.

Отчётность в Минюст России должна содержать в себе информацию о деятельности, информацию о персональном составе руководящих органов и документы о расходах. Её сдают до 15 апреля года, следующего за отчётным.

Также сдаче подлежит расчёт по страховым взносам. Отчётность сдают в налоговый орган каждое 30 число по истечении трёх месяцев: в апреле, июле, октябре и январе.

Услуги по регистрации НКО (некоммерческой организации)

  • Подготовка документов, необходимых для государственной регистрации НКО (некоммерческой организации) в Министерстве юстиции Российской Федерации, в том числе разработка устава НКО, структуры органов управления, определение целей и видов деятельности.
  • Представление подготовленных документов в Минюст РФ для государственной регистрации НКО.
  • Представление в Минюсте РФ интересов заказчика, связанных с государственной регистрацией НКО.
  • Постановка НКО на налоговый учет.
  • Получение документов, подтверждающих факт государственной регистрации НКО, в том числе свидетельства о регистрации НКО.
  • Получение информационного письма об учете в Статрегистре Росстата (коды статистики).
  • Изготовление печати.

Начальный этап инструкции, что нужно для открытия НКО, заключается в определении вида создаваемой организации. Действующим законодательством предусмотрены следующие организационно-правовые формы некоммерческих структур:

  • казачьи общества;
  • общины коренных малочисленных народов РФ;
  • государственные корпорации и компании;
  • ассоциации (союзы), например, ассоциации инвалидов или ветеранов;
  • потребительские кооперативы;
  • общественные и религиозные организации (объединения);
  • нотариальные палаты;
  • ТСЖ;
  • фонды;
  • некоммерческие партнерства;
  • государственные, бюджетные и частные учреждения;
  • автономные некоммерческие организации.

Правовое регулирование вопросов деятельности некоммерческих структур определено в нескольких категориях нормативных актов, в них указано, что необходимо для открытия НКО. Основными документами являются:

  1. Гражданский кодекс РФ.
  2. Федеральный закон № 7-ФЗ от 12.01.1996 «Об НКО».
Читайте также:  Стало известно, как изменятся выплаты астраханским льготникам

Эти нормативы обязаны применять все НКО без исключения. А вот для отдельных видов организаций и предприятий предусмотрены дополнительные регламентирующие акты:

  1. Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ.
  2. Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ.
  3. Федеральный закон от 05.12.2005 № 154-ФЗ.
  4. Федеральный закон от 30.12.2004 № 215-ФЗ.

Этапы создания некоммерческой организации

Порядок учреждения НКО отличается от регистрации коммерческой фирмы или ИП. Отличий много. Требуется соблюсти юридические процедуры, подготовить проекты документов, провести заседания. Но по сути, пошаговая инструкция по открытию некоммерческой организации 2020 состоит всего из четырех этапов.

Этап № 1. Подготовка.

На подготовительном этапе учредителям некоммерческой организации придется выполнить следующие действия:

  1. Согласовать со всеми участниками, создателями и учредителями порядок создания нового экономического субъекта.
  2. Определить порядок функционирования предприятия.
  3. Обозначить место нахождения учреждения и получить официальное заверение, что создаваемая НКО вправе вести деятельность и находиться по этому адресу.
  4. Подготовить проекты документов, обязательных для регистрации экономического субъекта.

Этап № 2. Обсуждения.

Второй этап предполагает организованную встречу участников, создателей и учредителей будущего юридического лица. Собрание или заседание участников проводится с целью решения следующих вопросов:

  • принять коллегиальное решение об учреждении НКО;
  • утвердить уставную и прочую учредительную документацию;
  • закрепить органы управления (дирекцию) компании;
  • утвердить распоряжение о регистрации юрлица;
  • оформить протокол собрания в установленном порядке.

Этап № 3. Регистрация.

На третьем этапе пошаговая инструкция открытия НКО предусматривает регистрацию юридического лица в государственных ведомствах. Для этого необходимо:

  • заполнить заявление по установленному образцу (форма Р11001);
  • уплатить государственную пошлину (ст. 333.33 НК РФ);
  • подать заявление в Министерство юстиции РФ по месту нахождения создаваемого юрлица.

Регистрационные действия, необходимые для того, чтобы открыть НКО

Одним из ключевых этапов создания НКО является подготовка регистрационной формы и сдача комплекта документации в Минюст. Форма заявления, которое сдается на регистрацию при создании, утверждена приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ (форма № Р11001). Порядок заполнения заявительного документа определен этим же приказом (приложение № 20).

Заполнение заявления осуществляется в соответствии со следующими требованиями:

  1. Необходимо отразить полное наименование юрлица, включая указание организационно-правовой формы.
  2. Сведения об участниках организации требуется указывать отдельно по каждому учредителю.
  3. В качестве заявителя в заявлении необходимо указать лицо, которое будет фактически заниматься регистрацией НКО:
  • учредителя;
  • руководителя;
  • доверенное лицо (на основании оформленной доверенности).

Подпись заявителя на форме необходимо нотариально удостоверить.

  1. Заявительная форма заполняется в двух оригинальных экземплярах, из которых у нотариуса заверяется только один.

При сдаче заявления на регистрацию к нему необходимо приложить:

  • учредительную документацию;
  • решение об образовании организации;
  • доверенность на заявителя;
  • сведения об учредителях;
  • сведения об адресе расположения НКО;
  • квитанцию об уплате госпошлины.

Если регистрация пройдет успешно, то после получения регистрационных документов для полноценного функционирования компании следует:

  1. Получить коды статистики, обратившись в Росстат.
  2. Встать на учет в ПФР и ФСС.
  3. Изготовить печать.
  4. Открыть расчетный счет в банке и сообщить об этом ФНС.

Какова стоимость процедуры регистрации АНО

Стоимость юридических услуг за проведение регистрации АНО в Москве начинается от 15 тыс. руб. Мы готовы предложить для Вас самые комфортные цены. Для сложных проектов на бесплатной консультации мы сделаем расчет цены, которая не изменится в процессе. Все дополнительные услуги, при заказе регистрации под ключ Вы выбираете сами. Мы не навязываем того, что Вам не нужно. Звоните или обращайтесь через форму обратной связи – мы ответим на все интересующие Вас вопросы.

Регистрация некоммерческих организаций

Организационно-правовая форма

Срок

Цена

Автономная некоммерческая организация

1-1,5 месяца

15000 руб.

Образовательные организации в форме АНО

1-1,5 месяца

25000 руб.

Кто не может быть учредителем и участником НКО?

Запрещается становиться учредителями или участниками, членами НКО следующим категориям юридических или физических лиц:

  • Иностранные граждане или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности их нахождения на территории РФ.
  • Физические и юридические лица, которые не соответствуют требованиям федеральных законов, определяющих положение, порядок создания, деятельности, организации и ликвидации НКО.
  • Лица, включенные в перечень в соответствие с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем».
  • Общественные и религиозные организации, действие которых приостановлено в соответствии со статьей 10 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности».
  • Физические лица, которые в судебном порядке осуждены за экстремистскую деятельности.

Концепция «крупной сделки» была изначально разработана в российском законодательстве для коммерческих организаций. Общий смысл данной концепции сводится к тому, что совершение руководителем компании ряда значительных по стоимости сделок требует получения согласия собственников (акционеров, участников) или совета директоров соответствующей компании. Таким образом, данный механизм позволяет контролировать деятельность руководителя компании в части распоряжения ее имуществом, в том числе денежными средствами, и предотвращать попытки совершения руководителем компании недобросовестных действий, например, вывести активы компании. Данная концепция нашла отражение и в некоммерческих организациях. До недавнего времени регулирование совершения крупных сделок существует только для такого вида некоммерческой организации, как бюджетное учреждение. Закон № 393-ФЗ внес ряд юридико-технических правок в статью 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон об НКО), которые не будут рассматриваться в данном обзоре ввиду их незначительности.

Предоставление субсидии социально ориентированным некоммерческим организациям в 2023 году

Отнесение НКО к социально ориентированным объединениям в 2023 году осуществляется на основе рекомендаций, утвержденных Минэкономразвития РФ. К таковым причисляются организации, направления деятельности которых, распространяются на следующие сферы:

  • социальную защиту и поддержку населения;
  • подготовительные мероприятия по преодолению влияния стихийных бедствий и катастроф;
  • экологическую безопасность;
  • юридическую поддержку граждан в части защиты прав и свобод;
  • профилактику поведения, представляющего опасность для общества;
  • образовательную и просветительную работу среди населения;
  • прочие функции, соответствующие требованиям законодательных норм и полезные для общества.

Порядок регистрации АНО

Ответ на вопрос, как зарегистрировать АНО, не так прост, как может показаться на первый взгляд, так как создание АНО немного сложнее, чем организация другого юрлица, например, ООО, и требует особой процедуры. Решение о государственной регистрации некоммерческой организации в форме АНО принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций, или его территориальным органом. Для Москвы таким органом является Управление Федеральной регистрационной службы Российской Федерации по г. Москве. Для городов Московской области органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций, является Управление Федеральной регистрационной службы Российской Федерации по Московской области.

Наша компания предлагает Вам качественную и надежную помощь в регистрации некоммерческой организации в форме АНО. А так как открытие НКО отличается более сложной процедурой регистрации, то и стоимость данной услуги, если сравнивать, например, с созданием ООО, будет выше. При этом наши специалисты не только обеспечивают качество оказываемых услуг, но и дают гарантии на них, поэтому вы можете быть уверены, что ваши средства не будут потрачены впустую.

Как мы уже сказали, имущество (в том числе деньги), полученное в рамках целевого финансирования, не учитывается при расчете налога на прибыль, но только при одновременном выполнении условий, перечисленных в пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ. Компании, получившие грант, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета средства гранта считаются подлежащими налогообложению с даты их получения. По мнению Девятого арбитражного апелляционного суда (Постановление от 27.03.2006 N 09АП-2090/06ГК), с которым согласился ФАС МО (Постановление от 17.05.2006 N КГ-А40/4032-06), отсутствие раздельного учета не может свидетельствовать о нецелевом использовании средств гранта, а значит, не может быть основанием для возврата по требованию грантодателя средств, полученных по договору о гранте. На наш взгляд, это достаточно противоречивый вывод с учетом того, что раздельный учет доходов и расходов в рамках предоставленных грантов просто необходим для составления отчета о целевом использовании полученных средств.

Расходы, осуществляемые АНКО за счет не облагаемых налогом на прибыль средств гранта, не могут быть отнесены в счет уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль. В случае если организация, применяющая в налоговом учете метод начисления, производит затраты, относящиеся к нескольким видам деятельности, по которым ведется раздельный учет, распределение таких расходов осуществляется с учетом положений ст. 272 НК РФ. Согласно данной статье расходы, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика. При этом под суммарным объемом всех доходов организации следует понимать как доходы от основной деятельности, так и суммы целевого финансирования.

Читайте также:  Добровольный отказ от родительских прав, образец заявления

За полученный грант АНКО должна будет отчитаться перед грантодателем. Последний вправе требовать не только итоговый, но и промежуточные отчеты о выполнении сметы. Если стороны специально это не оговаривали, то отчетность составляют в произвольной форме. Это могут быть, например, распечатки бухгалтерских регистров по счету 86. К отчету прилагаются подтверждающие документы: копии договоров с соисполнителями, акты выполненных работ, счета-фактуры и документы, подтверждающие фактическую оплату работ.

Обычно в грантовом договоре прямо оговаривается перечень документов, которые должны быть представлены грантополучателем в подтверждение целевого использования средств гранта. Непредставление данных документов или замена их иными расценивается как нецелевое использование этих средств. Так, ФАС УО в Постановлении от 06.11.2007 N Ф09-9024/07-С5 по делу N А07-482/07 счел акт выполненных работ, представленный грантополучателем, ненадлежащим доказательством целевого использования гранта, поскольку грантовым договором было предусмотрено, что отчетность по гранту состоит из программного отчета (информация о мероприятиях и результатах), финансового отчета (информация о доходах и расходах с приложением копий первичных документов, заверенных подписью директора и бухгалтера, печатью, а также копий платежных поручений, заверенных банком и руководителем проекта).

Данные об остатках средств целевого финансирования на начало отчетного периода по их видам и источникам, об их поступлении и использовании в течение отчетного периода, остатках на конец отчетного периода некоммерческими организациями приводятся в Отчете о целевом использовании полученных средств (форма N 6 ). Данные о получении и расходовании средств отразятся и в декларации по налогу на прибыль организаций (лист 07) .

Сейчас все более популярным становится дополнительное образование граждан. Для предоставления услуг в этой сфере используются специальные программы и формируются соответствующие АНО. Речь идет о таких структурах, как:

  • Автономная некоммерческая организация дополнительного образования. Для ее успешной регистрации стоит привлекать компетентных экспертов. Суть в том, что подобные АНО должны соответствовать всем требованиям, которые предъявляются в сфере образования. Основная цель создания таких структур — это обучение в раках различных актуальных программ. Возраст клиентов может быть разным.
  • Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования. Такие АНО в большинстве случаев ориентированы на обучение граждан конкретным специальностям. Они могут заниматься, например, подготовкой научно-педагогических кадров.

Таким образом, автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования – это структура, которая используется для реализации программ в сфере обучения.

Особенности функционирования

Как правило, большая часть учреждений является государственными или муниципальными, то есть их учредителями выступают различные государственные органы и государственные муниципальные образования.

Создавать учреждения может не только государство в лице своих органов, но и другие участники гражданского оборота, в том числе и коммерческие организации. Учреждениями являются организации культуры и образования, здравоохранения и спорта, органы социальной защиты, правоохранительные органы и многие другие.

Так как круг учреждений достаточно широк, то их правовой статус определяется многими законами и иными правовыми актами. Не устанавливает законодательство и единых требований к учредительным документам учреждений. Некоторые учреждения действуют на основании устава, другие — на основании типового положения о данном виде организаций, а некоторые — в соответствии с положениями, утвержденными собственником (учредителем).

Учреждения, в отличие от остальных видов некоммерческих организаций, не являются собственником своего имущества. Собственником имущества учреждения является его учредитель. Учреждения обладают ограниченным правом на переданное им имущество — правом оперативного управления[2]. Учреждения, имеющие имущество на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются им в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и заданиями собственника, а также в соответствии с назначением имущества.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *