Что такое ФНС и чем занимается служба?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое ФНС и чем занимается служба?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Составляющие структуры центрального аппарата ФНС находятся в ведении Министерства финансов. В процессе своей деятельности Федеральная служба руководствуется Конституцией РФ, актами правительства и президента, конституционными законами федерального уровня, нормативными актами Министерства финансов, договорами международного уровня и, конечно же, Положением о ФНС.

Надзор и контроль со стороны ФНС России

Структура и функции ФНС — взаимосвязанные категории. Среди контрольных и надзорных функций целесообразно выделить следующие:

  • Соблюдение действующего на территории страны закона касательно налогов и сборов.
  • Правильность исчисления, своевременность и полнота внесения налогов и сборов в соответствующие государственные бюджеты. Стоит дополнить, что данный пункт касается и других платежей, которые являются обязательными.
  • Надзор в сфере производства этилового спирта, алкогольной, а также табачной товарной продукции.
  • Неукоснительное соблюдение валютного законодательства в границах компетенции налоговых структур.
  • Информирование налогоплательщиков касательно вопросов налогового законодательства, а также разъяснение действующей на территории страны системы налогообложения в случае необходимости.

Дата основания: 19 марта 2004 года
Подчинено: Министерство финансов Российской Федерации
Вышестоящее ведомство: Министерство финансов Российской Федерации
Предшественники: Государственная налоговая служба Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству
Ключевые документы: Постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе»

Какие госорганы входят

Система налоговых органов РФ включает в себя, согласно :

  • федеральный госорган исполнительной власти, уполномоченный, в соответствии с законодательством, осуществлять контроль в сфере налогообложения и уплаты страховых взносов;
  • территориальные подразделения и отделы.

На основании этого Положения и практики его применения можно выделить следующие уровни иерархии в структуре налоговых органов:

  • федеральный — непосредственно ФНС РФ;
  • региональный — управления ФНС по субъектам РФ, межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, федеральным округам, централизованной обработке данных, ценообразованию для целей налогообложения, камеральному контролю;
  • местный — инспекции по районам в городах, районам, городам без районного деления, ИФНС межрайонного уровня.

В самой ФНС выделяют руководство, центральный аппарат и его структурные подразделения. Как на местах, так и в центральном аппарате также существует деление на отделы. Персонал состоит из:

  • должностных лиц (начальники, инспекторы, специалисты);
  • оперативного состава (сотрудники бухгалтерии, юридического отдела, кадровой службы и т. д.);
  • вспомогательного состава (делопроизводители, водители, секретари и т. д.).

В структуру ФНС России входят:

управления налоговой службы по субъектам РФ;

межрегиональная налоговая инспекция по централизованной обработке данных;

межрегиональная налоговая инспекция по ценам;

межрегиональные налоговые инспекции по федеральным округам;

межрегиональные налоговые инспекции по крупнейшим налогоплательщикам;

территориальные налоговые инспекции (по районам, районам в городах, городам без районного деления и межрайонные).

Об этом сказано в пункте 1 приказа Минфина России от 9 августа 2005 г. № 101н.

Непосредственную работу с организациями ведут:

территориальные налоговые инспекции (приложение 1 к приказу Минфина России от 9 августа 2005 г. № 101н);

межрегиональные налоговые инспекции по крупнейшим налогоплательщикам (приложение 2 к приказу Минфина России от 9 августа 2005 г. № 101н).

Что делать, если налоговые органы превышают свои полномочия

Если при проведении проверки и иной профессиональной деятельности инспектор нарушает границы закона, то предприниматель или представители компании могут защитить свои права. С нарушениями закона необходимо бороться – помочь в этом сможет грамотная юридическая консультация.

Действия и решения, выходящие за рамки закона, могут быть обжалованы в вышестоящей инстанции или в суде. Шансы выиграть дело намного выше, если воспользоваться юридической помощью. Своевременное обращение к юристу – основной фактор успешного завершения дела.

Читайте также:  Минтруда установило расчетную норму рабочего времени на 2023 год

Незаконные действия фиксируются в процессе проверки, поэтому рекомендуется вызывать юриста перед ее началом. Налоговые инспекторы, работающие под контролем адвоката, будут вести себя осмотрительнее.

Приступить к проверке инспекторы могут только после предъявления постановления и служебных удостоверений (ст. 91 НК РФ). Предъявление только удостоверений не является основанием для проведения проверки.

В постановлении о проведении проверки должна быть указана ее цель и обозначен круг вопросов, подлежащих контролю. Если проверка назначена по НДС, то проверяющие не имеют права требовать доступа к документам, не связанным с этим налогом.

Инспекторы не могут проводить осмотр помещений, которые не имеют отношения к хозяйственной деятельности налогоплательщика. А выемка документов производится только в присутствии незаинтересованных понятых.

Внимание! В широком смысле главная задача
федеральной налоговой службы – контроль за исполнением физическими и юридическими лицами статей
налогового кодекса – уплатой всех необходимых налогов, сборов, страховых взносов.

Конкретные функции:

  1. Надзор за своевременной, полноразмерной,
    верной оплаты всех налогов.
  2. Проверки (внеплановые и плановые) частных и государственных корпораций, физических лиц с
    целью контроля выполнения трудового и налогового законодательства.
  3. Консультирование населения по вопросам уплаты налогов.
  4. Контроль использование электронных налоговых устройств, касс.
  5. Контроль исполнения законодательства в табачной промышленности.
  6. Изучение в пределах своей компетенции валютных операций.
  7. Предоставление необходимой информации в процедурах оформления банкротства.
  8. Выдача разрешений и надзор иностранных юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на
    территории Российской Федерации. Регистрация граждан России в статусе индивидуальных
    предпринимателей.
  9. Выдача свидетельств о присвоении ИНН. Ведение работы по предупреждению и пресечению случаев
    коррупции.
  10. Сотрудничество с иностранными налоговыми ведомствами, другими зарубежными организациями.
  11. Ведение статистики, подготовка аналитических отчётов для органов государственной власти.
  12. Контроль за проведением лотерей, уплаты налога с выигрыша.
  13. Надзорные функции в пределах своих полномочий за организаторами азартных игр в специальных
    игорных зонах РФ.

Что делать, если налоговые органы превышают свои полномочия

Если при проведении проверки и иной профессиональной деятельности инспектор нарушает границы закона, то предприниматель или представители компании могут защитить свои права. С нарушениями закона необходимо бороться – помочь в этом сможет грамотная юридическая консультация.

Действия и решения, выходящие за рамки закона, могут быть обжалованы в вышестоящей инстанции или в суде. Шансы выиграть дело намного выше, если воспользоваться юридической помощью. Своевременное обращение к юристу – основной фактор успешного завершения дела.

Незаконные действия фиксируются в процессе проверки, поэтому рекомендуется вызывать юриста перед ее началом. Налоговые инспекторы, работающие под контролем адвоката, будут вести себя осмотрительнее.

Приступить к проверке инспекторы могут только после предъявления постановления и служебных удостоверений (ст. 91 НК РФ). Предъявление только удостоверений не является основанием для проведения проверки.

Могут ли иные материалы налоговых проверок послужить основанием для проведения проверок в порядке уголовно-процессуального законодательства?

Законность возбуждения уголовного дела о налоговом преступлении зачастую зависит от полноты материалов доследственной проверки, а также правомочий органов и должностных лиц, проводивших данную проверку. В настоящее время по данному поводу мнения практических работников неоднозначны.

Важно! Пленум Верховного Суда РФ от 28.12.06 № 64 дал разъяснение судам о том, что доказательствами, подтверждающими наличие или отсутствие в содеянном признаков состава преступлений, предусмотренных ст. 198-199 УК РФ могут быть акты проверок исполнения законодательства о налогах и сборах, иные формы проведения налогового контроля органами, уполномоченными на это законодательством, а также заключение эксперта, материалы проверок исполнения законодательства о налогах и сборах иных органов (п.23)

При оценке материалов налоговых проверок, проведенных налоговыми органами необходимо обращать внимание на соблюдение ими всех требований (в том числе и формальных) о порядке назначения и проведения таких проверок. Именно выводы таких проверок констатируют факт наличия задолженности у конкретного налогоплательщика; определяют сумму недоимки; выявляют роль руководителей юридических лиц в уклонении от уплаты налогов и механизм образования задолженности; устанавливают характер действий налогоплательщика – физического лица, индивидуального предпринимателя или руководителей налогоплательщика – организации, что позволяет определить умышленный характер их вины и т.п

Читайте также:  НПФ Благосостояние: как узнать свои накопления?

Основными доказательствами по данной категории уголовных дел являются бухгалтерские, финансовые и другие документы

Поэтому важно, чтобы в материалах налоговой проверки они появлялись законно, в соответствии с требованиями НК РФ об их истребовании или изъятии

На практике возникает серьезная проблема о правомерности возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях на основании проверок, проводимых органами полиции без участия налоговых органов.

Практика показывает, что проверки органов МВД по исполнению отдельными налогоплательщиками налогового законодательства во многих случаях носили поверхностный характер. Как правило, получив оперативные сведения об уклонении налогоплательщика от уплаты налога по одной какой-либо крупной сделке, работники органов МВД проводили проверку только по данному эпизоду, без учета хозяйственной деятельности налогоплательщика за предыдущие и последующие периоды, которая могла повлиять на расчет суммы неуплаченных платежей, подпадающих под налоговое преступление; часто путали налоговые и отчетные периоды; делали неправильные выводы о суммах, подлежащих уплате за конкретный период по определенным видам налогов; не соблюдали порядок предоставления налогоплательщику возможности обжалования действий проверяющих, предусмотренных НК РФ; не проверяли и не учитывали те возражения, которые высказывались заинтересованными лицами по результатам проверки.

Подобные действия нарушают права налогоплательщика, предусмотренные НК РФ, что может явиться серьезным аргументом в его защиту при рассмотрении уголовного дела судом.

Важно! При проведении проверок о наличии признаков преступлений, предусмотренных ст. 199.1 и 199.2 УК РФ, сделать объективные выводы можно только в соответствии с данными, полученными в налоговых органах: о наличии налоговой задолженности; о неперечислении налоговым агентом соответствующих сумм, удержанных им у своих работников; о принудительных мерах по взысканию недоимки, предпринятых налоговыми органами или судебными приставами

Все это должно учитываться следователем и прокурором, оценивая материалы доследственных проверок с точки зрения полноты, объективности и законности их проведения. Особенностью расследования налоговых преступлений является то, что все оно сводится в основном к подтверждению или опровержению выводов проведенной налоговой проверки.

Какие госорганы входят

Система налоговых органов РФ включает в себя, согласно :

  • федеральный госорган исполнительной власти, уполномоченный, в соответствии с законодательством, осуществлять контроль в сфере налогообложения и уплаты страховых взносов;
  • территориальные подразделения и отделы.

На основании этого Положения и практики его применения можно выделить следующие уровни иерархии в структуре налоговых органов:

  • федеральный — непосредственно ФНС РФ;
  • региональный — управления ФНС по субъектам РФ, межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, федеральным округам, централизованной обработке данных, ценообразованию для целей налогообложения, камеральному контролю;
  • местный — инспекции по районам в городах, районам, городам без районного деления, ИФНС межрайонного уровня.

В самой ФНС выделяют руководство, центральный аппарат и его структурные подразделения. Как на местах, так и в центральном аппарате также существует деление на отделы. Персонал состоит из:

  • должностных лиц (начальники, инспекторы, специалисты);
  • оперативного состава (сотрудники бухгалтерии, юридического отдела, кадровой службы и т. д.);
  • вспомогательного состава (делопроизводители, водители, секретари и т. д.).

Организационные модификации налоговой администрации

Одной из особенностей организации системы государственной налоговой администрации является возможность ее построения в моносубъектной и в мультисубъектной модификации.

При моносубъектной модификации системы функции налоговой администрации государства возложены только на один обособленный субъект государственной власти – на одну государственную структуру. Весь объем полномочий в области налогового администрирования осуществляется этим органом единолично. Фактически он и является налоговой администрацией государства, а его структурное построение соответствует структуре государственной налоговой администрации.

Мультисубъектная модификация системы, в свою очередь, означает, что полномочия по налоговому администрированию распределяются между несколькими обособленными органами государственной власти. Соответственно понятие государственной налоговой администрации здесь означает совокупность всех структур государственной власти, входящих в ее состав.

Деятельность в области налогового администрирования осуществляется каждым из субъектов в пределах данных ему полномочий. Каждый из субъектов налоговой администрации является самостоятельным участником налоговых правоотношений.

Действующая система организации государственной налоговой администрации России основывается на принципе мулътисубъектного построения. За обеспечение налоговой безопасности государства отвечают сразу несколько специализированных государственных структур, обособленных друг от друга.

Необходимость создания системы государственной налоговой администрации с четко определенной структурой и полноценной законодательной базой деятельности в России возникла в самом начале 1990-х гг. Этому способствовало принятие решения о реформировании тогда еще советской экономики с внедрением в нее рыночных отношений. Следствием глобальной переориентации экономической политики государства явилось воссоздание системы государственной налоговой администрации.

Читайте также:  Аннулирование вида на жительство

Функции и задачи юридического отдела

На юридический отдел ИФНС возлагаются следующие функции:

· представление инспекции в арбитражных судах и судах общей юрисдикции

· правовая экспертиза документов

· сопровождение по процессуальным вопросам производства судебных и административных дел по налоговым правонарушениям, применению контрольно-кассовых машин, производству и обороту алкогольной и табачной продукции. Колчин С.П. Налогообложение. М.: Информационное агентство «ИПБ-БИНФА», 2009 — С.34.

Рассмотрим работу юридического отдела на наиболее простом примере правовой экспертизы.

Принятые документы после приемных часов передаются юристам для проверки учредительных документов на соответствие их действующему законодательству, после чего в регистрационной книге делается отметка о проведенной экспертизе документов и принятом решении.

При отсутствии замечаний юрист, осуществляющий правовую экспертизу, заполняет положительное заключение и документы передаются сотруднику филиала, осуществляющему подготовку документов к выдаче.

При обнаружении положений, противоречащих действующему законодательству, юрист, проводивший правовую экспертизу, заполняет отрицательное заключение в 2-х экземплярах, в котором указывает несоответствия конкретных статей учредительных документов статьям нормативного акта.

Предприниматель (заявитель), согласный с замечаниями, забирает первые экземпляры заключения, Устава и Договора на исправление под роспись на втором экземпляре заключения и в течение месяца с момента сдачи документов на регистрацию исправляет учредительные документы согласно полученному заключению юриста.

Внеся исправления в соответствии с замечаниями, предприниматель (заявитель) сдает документы сотруднику, осуществляющему прием документов или юристу, проводившему правовую экспертизу документов, о чем делается запись в заключении, находящемся в материалах дела.

Юрист, проверив устранение замечаний, расписывается на заключении, находящемся в материалах дела, и передает документы сотруднику филиала, осуществляющему подготовку документов к выдаче Там же. С.39.

Единая централизованная система налоговых органов

По мере того, как основа, понятие, и значение налоговых органов возрастали, расширялась и сама система налоговых органов, появлялись новые местные отделы а также цели, направления и эффективность службы данной организации. Единая централизованная система включает в себя все муниципальные отделы, федеральные, региональные и местные налоговые образования в РФ, имеющие одинаковые цели деятельности, ее виды, требования, роль, ответственность и т.д.

Функционирующая единая система, ее основа, цели, роль, эффективность и меры направлены, прежде всего, на сохранение государственного бюджета и его своевременное пополнение, а также своевременное выявление любого налогового правонарушения. Любой вид этого правонарушения может повлечь за собой наложение определенных налоговых санкций, обжалование которых возможно лишь в суде.

Главным налоговым органом РФ, играющим важнейшую роль, является Федеральная налоговая служба.

Затем идут ее федеральные местные подразделения, местные службы и образования, между которыми осуществляется непрерывное взаимодействие и процедуры администрирования. На все эти федеральные, муниципальные, региональные службы распространяются одинаковые обеспечительные требования действующего законодательства РФ. В случае нарушения одного требования, либо нескольких, к виновным лицам могут быть применены определенные санкции и ответственность.

ФНС является органом исполнительной власти, ее требования, отправленные в иные подразделения и налоговые службы, являются обязательными для исполнения. Роль ФНС занимает важнейшее место в российской налоговой системе. Бездействие, неисполнение предписаний, а также иные правонарушения, могут обернуться вполне серьезным наказанием.

На 2017-2021 гг. Службой (ФНС) разработана Стратегическая карта ведомства, включающая в себя цели, задачи и необходимые мероприятия для их достижения.

К задачам ФНС на ближайшие 5 лет отнесены, в частности, следующие:

  • противодействие уклонению от уплаты налогов и страховых взносов;
  • обеспечение законности, обоснованности и мотивированности решений, принимаемых налоговыми органами и развитие системы досудебного урегулирования споров;
  • сокращение времени на подготовку и подачу налоговой отчетности (отчетности по страховым взносам) налогоплательщиком (плательщиком страховых взносов);
  • расширение спектра сервисных услуг и повышение качества обслуживания;
  • совершенствование электронного взаимодействия и удаленного доступа, максимальный переход на телекоммуникационные каналы связи;
  • сближение налогового и бухгалтерского учетов;
  • развитие информационной открытости.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *